Сегодня начинается национальный прокат украинско-немецкой ленты «Я, Ніна» – драмы, основанной на истории журналистки Янины Соколовой, победившей онкоболезнь и откровенно рассказавшей об этом непростом опыте в автобиографической повести. Международная премьера фильма, созданного при поддержке Госкино, фонда Nordmedia и Украинского культурного фонда, состоялась в 2022 году в официальном конкурсе Таллиннского международного кинофестиваля «Темные ночи», украинская – в этом году, на открытии кинофестиваля «Миколайчук OPEN».
Впрочем, позавчера в Киеве состоялась еще одна премьера, а также дистрибутор «Артхаус Трафик» запланировал ряд специальных показов с участием команды во Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Тернополе, Полтаве, Одессе, Виннице, Хмельницком и Днепре
У фильма «Я, Ніна», созданием которого занимались украинский «Яніна Соколова Продакшн» и немецкий San Cinema Gmb, непростая производственная история. В 2019 году кинопроект стал победителем Одиннадцатого конкурсного отбора Государственного агентства Украины по вопросам кино, имея на тот момент совершенно иной творческий состав: режиссером выступал Владимир Харченко-Куликовский, а главные роли должны были исполнять сама Янина Соколова и музыкант Валерий Харчишин. Концепция ленты также была иной: планировалось «первое большое кино о страшной болезни времени» – история, направленная на широкого зрителя, без некомфортных сцен, нецензурной лексики и т. п. Собственно под этим соусом проект «продали» Госкино (из-за недостатка финансирования перечень победителей конкурса был значительно сокращен, и в категории «Фильмы для широкой аудитории» предпочтение отдали тем, что «с большой вероятностью будут успешны в прокате»). И именно поэтому к проекту был привлечен режиссер, ранее снимавший сериалы и клипы. Впрочем, впоследствии история получила переосмысление.
Об этом команда фильма рассказала на кинофестивале в Черновцах
Все началось с замены в режиссерском кресле: в него пригласили Марысю Никитюк, которая написала абсолютно новый сценарий. Также Никитюк провела интервью с рядом онкопациентов, ставших прототипами персонажей на экране (в конце ленты есть длинный список их фамилий и посвящение им). Актерский состав также изменился: главные роли в итоге исполнили Ксения Хижняк, Алексей Тритенко и Максим Панченко.
Теперь фильм лишь отталкивался от истории Янины Соколовой, очень далеко отойдя от концепции байопика. Как отметила сама Янина, выступившая продюсером ленты, главная героиня употребляет наркотики, испытывает проблемы в личной жизни, чего не происходило с Соколовой: свою болезнь журналистка пережила в кругу самых близих.
Янина и Марыся специально демонизировали главную героиню, чтобы потом было лучше видно ее преобразование
Также журналистка рассказала, что первым членом съемочной команды стал оператор-постановщик Сергей Михальчук. Ему она позвонила в далеком 2019 году и предложила снять ее фильм. Сергей сразу согласился. После этого уже формировалась команда (напомним, у Михальчука недавно состоялась еще одна премьера – в прокат вышел приключенческий экшен «Довбуш», а сам оператор с началом полномасштабного вторжения россии мобилизовался и защищает страну в рядах ВСУ).
Еще один человек, находящийся в составе команды фильма с самого начала его создания, – кастинг-директор Алла Самойленко, мама легендарного защитника «Азовстали» Ильи Гендальфа Самойленко. Именно она открыла талант и харизму исполнительницы главной роли Ксении Хижняк: конечно, у той и раньше были актерские работы, но многие утверждают, что именно в ленте «Я, Ніна» полноценно раскрылось мастерство и искусство перевоплощения Хижняк. «Проблема была найти главную актрису. И тут Алла Самойленко предложила Ксению Хижняк. Мы сразу увидели ее фактуру. Это была очень тяжелая, изнурительная роль», – рассказала режиссер Марыся Никитюк.
Еще одним открытием Самойленко стала актриса Лилия Нестеренко, исполнившая роль подруги главной героини. Уже потом, когда ее утвердили и начали работать над фильмом, выяснилось, что Лилия тоже борется с раком. Сама же Нестеренко, узнав, о чем лента и что ее отобрали на роль, восприняла это как розыгрыш от вселенной.
Со временем Лилия Нестеренко забыла все сложные моменты съемок фильма, оставив в памяти только хорошее
Каждый из главных актеров прошел определенные этапы перевоплощения. Но сложнее всего, пожалуй, было Ксении Хижняк. Она вспоминает: еще на пробах сразу было сказано, что исполнительнице роли главной героини придется побрить голову, сниматься обнаженной и быть физически выносливой. «По поводу съемки голой я думала, что должна это сделать, если будет оправдано, если роль того стоит. Это был вызов и предложение, которое бывает раз в жизни», – поделилась актриса.
Самыми же сложными для Хижняк были съемки на мосту: это сцены ближе к финалу, когда герои прыгают с помощью роуп-джампинга. Актриса должна была прыгать последней на съемочной площадке. «Я весь день стояла и ждала захода солнца, чтобы прыгнуть. Было очень холодно, пронзительный ветер. Я была в четырех кофтах. Я плакала в гримерке. Но когда пришла пора прыгать, было очень круто», – вспоминает Ксения.
За актрису очень переживал отец: ее мать умерла от рака, и он боялся, чтобы этой ролью Ксения не притянула к себе что-то страшное
Хищняк признается: фильм оставил отпечаток. После съемок она записалась к психиатру и прошла курс антидепрессантов. По словам актрисы, такие роли, как в ленте «Я, Ніна», невозможно играть поверхностно – нужно погружаться. Поэтому постоянно играть подобное невозможно. Максимум раз в несколько лет.
В свою очередь партнер Ксении Макс Панченко не смог выделить самый сложный период съемок: напротив, актер кайфовал от происходящего. И постоянно шутил, чем иногда немного раздражал других членов съемочной команды. Впрочем, для Панченко эта роль тоже стала своего рода вызовом, ведь во время проб он получил диагноз (не рак). «То, что мне пришлось психологически нырять в ненулевой шанс умереть, вот это, пожалуй, было сложно», – признался актер.
На экране герой Панченко – такой себе лысый персонаж с большим количеством татуировок, накрашенными ногтями и тоннелями в ушах, то есть полная противоположность самому Максиму. Иногда актеру в образе своего героя приходилось предстать перед детьми, которым он преподает актерское мастерство: конечно, те были в восторге от его образа, а вот родители, увидев впервые, немного напряглись – пришлось объяснять, что к чему.
В ленте также есть довольно нетипичная сцена – это эпизод, в котором появляется динозавр (во время химиотерапии у главной героини начинаются галлюцинации). Детали работы над сценой раскрыла Марыся Никитюк.
Во время подготовки к съемке фильма режиссер перечитала кучу книг об онкоболезнях. Среди них была «Хроники рака»: там говорилось, что ученые нашли следы рака в костях динозавров. Марысю так увлек этот факт, что она решила добавить его в фильм. «Я очень долго думала, кто должен вырываться из подсознания героини во время химиотерапии. В итоге было решено, что выходит динозавр. Но возник вопрос, как это сделать», – вспоминает Никитюк.
Режиссер пересмотрела все making of «Парка Юрского периода»: самые интересные моменты были там, где в сцене использовали мехатронную куклу динозавра. Марыся сказала продюсерам, что хочет такую же куклу. Впрочем, несмотря на всю творческую свободу, здесь желание режиссера пришлось ограничить – слишком дорого. В результате была найдена другая кукла, более дешевая, поверх которой рисовали спецэффекты – о них уже заботились немецкие партнеры.
Еще одной трансформацией, которую пережил фильм, стало изменение продюсерского состава. Юлия Синькевич присоединилась к проекту, когда основные съемки были почти завершены, и, по ее словам, выполняла роль кризисного менеджера. О продюсерской части ленты «Я, Ніна» мы поговорили с Синькевич отдельно.
«Я застала несколько съемочных дней, но вообще работала над постпродакшеном. Мне пришлось завершать фильм, заниматься международным промоушеном», – говорит продюсер. На финальной стадии производства лента принимала участие в нескольких программах, чтобы получить дополнительное финансирование: это Final cut, проводившаяся в Украине при поддержке УКФ, When East Meets West в Италии, также были международные консультации, чтобы максимально универсально и понятно рассказать эту историю зрителям по всему миру.
Синькевич уверяет, что ни она, ни Янина Соколова не вмешивались в съемочный процесс, чтобы дать Марысе Никитюк максимальную творческую свободу
Что же касается постпродакшена, выпавшего на время полномасштабного вторжения россии в Украину, то, по словам продюсера, немецкие партнеры сразу отреагировали и оказали всю необходимую поддержку. Материалы фильма были вывезены в Германию, немецкая сторона создавала визуальные эффекты, а также частично работала над цветокоррекцией. Кроме того, немцы выделили небольшую дополнительную сумму на завершение работ, которые должны были быть выполнены в Украине, в Германии.
После вывоза ленты за границу, работу вели на две страны: Марыся Никитюк уехала в Германию на завершение цветокоррекции, а часть цветокоррекции была завершена в Украине – с оператором Сергеем Михальчуком.
По словам продюсера, кинотеатры неплохо расписали фильм – подготовлено более 100 экранов. «Но конечно, многое зависит от зрителя и первого уик-энда», – говорит Синькевич. Она также обратилась к будущим зрителям с просьбой не бояться идти на ленту: многие могут подумать, что тема слишком сложная в сегодняшние и без того непростые времена. Но Юлия уверяет, что в основе фильма лежит жизнеутверждение: «Лента дает надежду и вдохновляет».
Права для показа фильма на территории Европы уже приобрел стриминг HBO Europa. Кроме того, ведутся переговоры о театральном прокате с Германией, со странами Азии и США, но точных дат пока нет. Международным сейлз-агентом выступает британская компания Reason 8. Также ведутся переговоры с украинскими телеканалами и стримингами – впрочем, окончательное решение пока не принято.
После работы над лентой «Я, Ніна» Синькевич планирует сфокусироваться на нескольких проектах. Это в первую очередь документальный фильм «За кадром», победивший в конкурсе киноакадемии при поддержке Netflix в прошлом году и находящийся на этапе предпродакшена. «Дополнительные средства мы привлекли, получили грант на развитие проекта Европейского фонда солидарности. Мы также получили награду на питчинге When East Meets West в Италии в январе этого года. Сейчас ждем грантов нескольких фондов на продакшен. Хотели бы завершить основную съемочную часть к концу весны. Но будем смотреть, как будут развиваться судьбы наших героев», – сказала Синькевич.
А вот игровая лента «Леся Українка. Узлісся» пока стоит на паузе, ведь во время войны профинансировать проект такого уровня и масштаба почти невозможно. Команда ищет варианты переформатировать проект и усовершенствовать сценарий. Впрочем, Юлия вместе с Мариной Степанской начала работу над игровым сериалом «Суперниці»: проект находится на очень раннем этапе девелопмента.