Этой осенью международный медиафорум KYIV MEDIA WEEK успешно провел шесть специальных событий в сотрудничестве с тремя европейскими индустриальными площадками при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). KYIV MEDIA WEEK 2022 Travel Edition начал свое путешествие с Международного фестиваля веб- и телесериалов Serial Killer (20–25 сентября, Брно, Чехия). Экватором форума стал Международный рынок аудиовизуальной индустрии MIA (11–15 октября, Рим, Италия). А завершил свое путешествие KMW 2022 на крупнейшем в Европе рынке контента – 38-м Международном контент-маркете MIPCOM (17–20 октября, Канны, Франция). MBR на основе партнерства с KMW представляет спецпроект KYIV MEDIA WEEK 2022 REVIEW – обзор ключевых ивентов нынешнего KMW.
«Когда пора начинать сторителлинг о войне в Украине? Я считаю, что это время – сейчас», – четко и однозначно сказал Андреас Барейсс (Andreas Bareiss), исполнительный вице-президент по вопросам бизнеса и операций, глава берлинского офиса Gaumont (Германия) на панельной дискуссии Stand up and coproduce. The Ukrainian Experience в рамках секции KMW 2022 на контент-маркете MIPCOM в Каннах. И эти слова уже подкреплены делом, ведь Gaumont – старейшая студия мира, непрерывно работающая 130 лет, – недавно зашла в копродуционное партнерство с украинской компанией Starlight Media в работе над игровым сериалом, напрямую связанным с событиями полномасштабной войны.
Подробно об этом и аналогичных кейсах – в нашем конспекте дискуссии. Кроме Андреаса Барейсса участие в ней приняли CEO FILM.UA Group Виктория Ярмощук (Украина); директор дивизиона «Вещание» Starlight Media Дмитрий Троицкий (Украина); Родриго Эррера Ибаргенгойтия (Rodrigo Herrera Ibarguengoytia), вице-президент по покупке и совместному производству сценарного контента Red Arrow Studios International (Германия); Роман Лукин, креативный продюсер телеканала ТЕТ (Украина) и Анна-Мария Меурман (Anna-Maria Meurman), исполнительный продюсер Yellow Film & TV (Финляндия). Модерировал дискуссию эксперт по коммуникациям международной медиаконсалтинговой компании K7 Media Дэвид Чиарамелла (David Ciaramella).
В первую очередь Роман Лукин по просьбе Дэвида Чиарамеллы рассказал аудитории, каким был украинский рынок до 24 февраля этого года, отметив: «Эти цифры демонстрируют, насколько развитым и конкурентоспособным был наш рынок до войны. Внутри была высокая органическая конкуренция, которая толкала нас вперед и стимулировала постоянное развитие».
«Кризис такого масштаба и интенсивности, происходящий сейчас, – экстраординарный вызов. Но украинская индустрия приняла этот вызов – и хорошо справляется с ним», – продолжил Дмитрий Троицкий, приведя данные, наглядно подтверждающие его слова.
Дмитрий подчеркнул, что с начала полномасштабного вторжения россии трансляция украинских общенациональных телеканалов, объединивших свои усилия в производстве беспрецедентного новостного телемарафона, не прерывалась ни на миг
Также топ-менеджер Starlight Media отметил, что уже в начале апреля в Украине возобновилось производство контента, а крупнейшие медиагруппы страны весной создали инициативу Ukrainian Content. Global Cooperation с целью комплексной поддержки деятельности индустрии и всемерного содействия ее скорейшему восстановлению.
Тезис Троицкого по поводу объединения украинской индустрии продолжила Виктория Ярмощук: «Очень скоро после начала полномасштабной войны мы поняли, что больше не конкуренты – теперь мы партнеры. Что нам нужно объединить наши силы и ресурсы, чтобы пройти через этот сложный период. В последние полгода мы, участники инициативы, представляем Украину в международном формате: на самых влиятельных фестивалях, маркетах и других ивентах; рассказываем о лучших возможностях сотрудничества с Украиной. На самом деле мы не просим о чем-то экстраординарном: мы просто стремимся донести месседж о том, что Украина – это конкурентоспособный рынок, профессиональный, богатый идеями и, несмотря ни на что, до сих пор имеющий ресурсы, чтобы вносить собственный вклад в международные партнерства и коллаборации. Мы гордимся, что KMW – крупнейший медиафорум Восточной Европы – также несмотря ни на что продолжается, и мы безгранично благодарны Serial Killer, MIA и MIPCOM за предоставленные нам для этого возможности. Благодаря помощи этих партнеров мы можем поделиться с миром своим опытом – и принести передовой международный опыт в Украину».
Виктория кратко рассказала о деятельности FILM.UA Group, упомянув, что в этом году компания отмечает свое двадцатилетие на рынке: «Мы – медиагруппа, комплексно делающая все, что касается производства, дистрибуции и адаптации контента. И нашей стратегией на протяжении всех этих двадцати лет было оставлять себе как можно больше прав на контент, что мы производим, – потому имеем очень внушительную библиотеку контента. И эта библиотека дала возможность запуска PayTV-каналов, которых сейчас уже восемь. Мы производим все: от дизайна и рекламы до мощных драматических сериалов, полнометражных игровых фильмов и полнометражной анимации. А также предоставляем сервис-услуги на локальном и международном рынке. В последние полгода мы не останавливали работу. Некоторые наши мощности были релокированы в более безопасные регионы Украины или за границу. Что касается производства, то в сентябре мы закончили съемку украинской части украинско-польской копродукции – полнометражного игрового фильма. А в октябре с нашими партнерами 1+1 media запустили производство второго сезона комедийного сериала «Скажені сусіди». Так что вопреки всему мы работаем – согласно миссии компании, которая звучит так: наши истории делают мир лучше».
В качестве наглядного копродукционного кейса, запущенного FILM.UA Group уже во время полномасштабного вторжения, Ярмощук привела проект «Ті, хто залишилися» (Those Who Remain), партнером которого стала компания Red Arrow. «Когда россияне вторглись в Украину, они в первую очередь двинулись на Киев. И почти каждый второй житель города – преимущественно женщины и дети – покинул город. Но многие – речь идет не о военных, а о гражданских – остались. Потому ли, что по каким-то причинам не могли уехать, или потому, что просто так решили. И из их историй родилась идея этого сериала-антологии: драмы, но порой и комедии. Каждый эпизод будет рассказывать отдельную историю и продлится 30 минут. У нас есть шесть прекрасных сценаристов, наша креативная команда тесно с ними сотрудничает, и сейчас мы на стадии активного девелопмента. Идея в том, чтобы показать: тогда жизнь на самом деле не покинула Киев – она продолжалась. И люди продолжали жить, любить, творить», – рассказала CEO FILM.UA Group.
«Мы почувствовали, что структура, тональность этого проекта идеально впишутся в каталог наших тайтлов», – объяснил Родриго Эррера Ибаргенгойтия один из аспектов, почему Red Arrow Studios International решили присоединиться к проекту. Также он добавил, что усматривает одно из преимуществ проекта в том, что каждый эпизод имеет свою историю, и такая структура позволяет работать с большей креативной командой. А каждый из этих создателей, соответственно, привносит собственную перспективу, собственную историю – и это дает всесторонний взгляд на ситуацию. «Вокруг войны есть большой политический дискурс, но для нас было важно не забыть о личностях. О конкретных людях, их ситуациях и обстоятельствах. Поэтому фокус именно на личной жизни – на отношениях героев с семьей, детьми, родителями, друзьями; фокус на отношениях, которые никуда не исчезли, – был для нас очень важен. Креативная команда нашла много очень теплых и жизнеутверждающих историй – и эти истории должны быть рассказаны всему миру», – резюмировал Родриго.
Далее слово взял Дмитрий Троицкий. Он подчеркнул, что для Starlight Media, одной из самых больших бродкастинг- и продакшен-компаний в Украине, сторителлинг – главное. «Это важно всегда, но во время войны становится еще важнее», – отметил Дмитрий и рассказал о проекте «В її машині» (In Her Car) по идее сценариста и шоураннера Евгения Туника, который компания начала разрабатывать с начала полномасштабной войны и что уже также имеет международного партнера.
С начала полномасштабного вторжения в компании размышляли над вопросом, когда же будет уместно начинать делать не только документальные, но и игровые проекты о войне. «История показывает, что обычно лучшие фильмы о войне появляются уже через годы после ее завершения. Но когда мы увидели предложение Евгения, то не сомневались, браться ли за него», – подчеркнул топ-менеджер.
По словам Троицкого, в центре истории – новый социальный феномен, появившийся в Украине. Речь идет о людях, которые в начале полномасштабного вторжения стали перевозчиками – начали бесплатно предоставлять услуги водителя со своей машиной для тех, кому нужно было мигрировать.
Главная героиня этой истории – психотерапевт Лидия, которая внезапно становится такой перевозчицей. Каждый эпизод повествует о том, как она везет своих пассажиров, а те делятся с ней историями своей жизни, и во время этих путешествий происходят некоторые события.
Определенным референсом проекта, как отметил Троицкий, можно считать сериал HBO «Пациенты» (In Treatment), также базирующийся на беседах с психотерапевтом – хотя и при совсем других обстоятельствах
«Мы счастливы, что нашли партнера, которому понравился этот проект, – немецкое представительство Gaumont. И сейчас занимаемся девелопментом и ищем дальнейшее финансирование», – резюмировал топ-менеджер Starlight Media.
В свою очередь Андреас Барейсс рассказал, чем именно проект заинтересовал Gaumont: «Наша компания поддерживала питчинг Берлинале. Я был в жюри питчинга и именно там познакомился с этим проектом. Так почему мы согласились? Во-первых, компания Starlight Media – профессионалы высочайшего класса. И я захотел с ними работать – вот так все просто: как бизнесмен я хочу иметь общий проект с этой компанией. Вторая причина – персональный уровень: личность автора идеи. Евгений – серьезный творец. Его предыдущая работа – два сезона сериала «Перші ластівки» (Early Swallows) – имела большой успех в Украине, и это очень сильный контент. Евгений знает, как сделать мощную историю, цепляющую за живое. Третий уровень – собственно контент и история как такая. Когда я впервые прочитал библию проекта, то был очень тронут. Ты читаешь и думаешь: «Эти люди такие же, как я. На их месте мог бы быть я». То есть это не только истории о войне: люди делятся историями о супружеской измене, о повседневных проблемах, знакомых каждому. И наконец, четвертая причина – глобальный уровень: по нашему мнению, европейская поддержка, кооперация должны идти не только на уровне правительств, но и на уровне индустрии, на уровне каждого из нас лично».
Далее слово взял Роман Лукин, рассказавший об актуальной деятельности медиагруппы 1+1 media, в состав которой входит телеканал ТЕТ.
В частности, Лукин подчеркнул, что, несмотря на войну, медиагруппа активно разрабатывает новые перспективные форматы
А также сообщил о благотворительных проектах группы в разных странах, которые помогли собрать более 2,5 млн евро для Украины
«Международные коллаборации стали важной целью для нашей компании», – подчеркнул Роман и в качестве примера успешной коллаборации привел кейс специального эпизода суперпопулярного финского шоу Song of my life («Пісня мого життя»), созданного 1+1 media вместе с Yellow Film & TV и FILM.UA Group. Это первый кейс такой телекопродукции: когда финны совместно с украинцами разрабатывают и снимают развлекательное шоу, посвященное Украине и ее культуре, которое показывают в обеих странах.
Подробно о том, как появилась идея этой копродукции, рассказала Анна-Мария Меурман: «В июне в Будапеште на NATPE у нас была короткая встреча с Викторией Ярмощук по другим вопросам, и в конце этой встречи я спросила ее о текущем состоянии телеиндустрии в Украине – вообще что-то показывается, производится? Виктория сказала: конечно, да. И тут меня озарила мысль – но ведь у нас очень классный формат! Говорю: «Есть безумная идея. А что, если вы соберете пять звезд из Украины, привезете их в Финляндию в сентябре – и мы сделаем с ними специальный эпизод Song of my life?» Коллеги начали меня дергать: нет-нет, ты не имеешь права что-либо обещать! Я говорю: да, обещать не могу, но могу попробовать. После встречи я позвонила своему боссу, рассказала обо всем и услышала в ответ: «Люблю безумные идеи! Так что да – мы это сделаем». Мы производили наш четвёртый сезон параллельно с этим специальным эпизодом, все было очень быстро, но очень эффективно. И кстати, любая европейская страна, которая захочет показать этот специальный эпизод Song of my life, может сделать это бесплатно – просто обратитесь ко мне».
Роман Лукин подчеркнул, что, хотя производство такого масштабного проекта в условиях военного положения в Украине, сложной логистики и временных ограничений оказалось настоящим вызовом, 1+1 media были этому вызову рады – и достойно с ним справились. «Наша компания, в целом весь украинский рынок жаждут интересной работы, проектов, где можно проявить собственную креативность, – сказал он. – И это была прекрасная возможность показать всему миру, что мы готовы к копродукции, что можем вносить свой креативный вклад в проекты, предоставляя им что-то новое».
Резюмируя дискуссию, Дмитрий Троицкий акцентировал: «Мы представили несколько совершенно разных проектов, у которых в то же время есть нечто общее – все поддержаны европейскими продюсерами, очень четко артикулирующими, почему они это решили сделать». Родриго Эррера Ибаргенгойтия в свою очередь еще раз объяснил, почему другим европейским продюсерам стоит следовать примеру Red Arrow, Gaumont и Yellow Film & TV: «Сегодня для Украины это единственный способ производить проекты – финансирование должно приходить извне, с международного рынка. Но это не просто поддержка – это бизнес. Потому что у таких историй большой международный потенциал».