Все бывает в первый раз, и телевидению этот принцип тоже не чужд. Поэтому неудивительно, что в эфире развлекательного молодежного «Нового канала» к концу 2019 года таки появится триллер. Да еще и остросоциальный. Конечно, создавался он для аудитории канала - подростков. Однако сериал «Первые ласточки» непременно нужно смотреть и родителям, чтобы научиться обращать внимание на поведение детей. Кто знает, возможно, это поможет уберечь их от суицида.
Учитывая деликатность темы, «Новый канал» очень заморочился с промо сериала, чтобы никого не отпугнуть первой же серией. Например, позавчера в кинотеатре «Жовтень» прошел допремьерный показ сразу двух эпизодов, а после - панельная дискуссия, в рамках которой спикеры обсуждали проблемы подростков и методы их решения.
Но об этом чуть позже, а пока - фуршет и встреча гостей
Ведь сытый зритель - добрый зритель
Одним из первых прибыл десант FILM.UA в лице Анны Елисеевой, Сергея Созановского и Полины Толмачевой. Friends Production представлял Алексей Гончаренко
Пока все фотографировались, Ирина Костюк вела беседы. Наверняка о работе
Кажется, Евгений Янович неудачно пошутил
А вот и Дмитрий Троицкий пожаловал
Даша Трегубова правила светского этикета знает: раз уж пришел на мероприятие - будь добр, улыбайся на фоне баннера
Один из главных актеров сериала - Максим Самчик - пока скромно дает интервью
Слева - Виктория Литвиненко, сыгравшая его маму
Ксению Бугримову, думаю, представлять не надо
Аккурат к показу подоспела и Леся Никитюк
Ну, пора в зал. Дарья Трегубова заняла себе место поудобнее, чтобы лучше видно было
Как и продюсер Нана Суханова
Саша Ткаченко явно волнуется, причем вдвойне - и как креативный директор канала, и как один из продюсеров сериала
Даже сам Михаил Царев пришел посмотреть премьеру. Теперь понимаете, какие ставки на сериал делает «Новый канал»?
Ну, поехали!
Ольга Балабан просит всех устроиться поудобнее - впереди просмотр сразу двух серий. И призывает потом не разбегаться - еще ведь панельная дискуссия
Графика - эффектная и пугающая
Впрочем, как и начало сериала. Однако больше вам сказать не могу, чтобы не нарушить интригу
Понравилось ли зрителям увиденное? Смотрите сами - зал аплодирует стоя
Все причастные могут немного выдохнуть - по крайней мере до телепремьеры
Ольга Балабан хвалит одного из авторов идеи - Евгения Туника
А Леся - гендиректора канала и одного из продюсеров проекта Алексея Гладушевского
Что ж, приступим к дискуссии. Познакомлю вас со спикерами, вдруг не знаете. Модератор - главред Buro 24/7 Алексей Тарасов; телеведущая Маша Ефросинина, присутствовавшая здесь скорее как посол ООН и мама подростка; автор, продюсер и сценарист сериала Евгений Туник; актриса сериала Таисия-Оксана Щурук; режиссер и борец за права ЛГБТ Юрий Движон; гендиректор «Нового канала» Алексей Гладушевский; психолог Наталья Ежова; главный редактор MBR Анастасия Рахманина; блогер и инстаграм-инфлюэнсер Роман Свечкоренко; координатор Национальных «горячих» линий «Ла Страда-Україна» Алена Кривуляк.
«У себя в голове я уже подготовил ТОП-10 самых страшных комментариев, которые нам могут написать, - признался Евгений Туник, правда, озвучивать их отказался. - Так что мы готовы ко всякому. Я уже мало чего боюсь. Конечно, отрицательные отзывы будут, будут вопросы, зачем мы это сделали. Но я убежден - надо пробовать».
По словам Туника, он устал от однообразия на ТВ - и контента, и героев - а потому захотел сделать неоднозначных персонажей, которые будут хорошими и плохими одновременно. Он уверен, что зрителя это задержит у экранов.
Далее слово дали Юрию Движону - представителю ЛГБТ-сообщества, который и сам когда-то столкнулся с непринятием со стороны общества. Кстати, Юрий - режиссер фильма «Не ховай очей - 2» о жизни украинских представителей ЛГБТ в Америке. Он был презентован на YouTube-канале «Нового канала».
«Чем быстрее наше общество поймет, что мы ничем не отличаемся от других людей, тем быстрее мы приблизимся к той же Европе и Америке, - уверен Юрий. - Я очень благодарен «Новому каналу», что они идеально подобрали персонажа на эту роль (школьника, влюбленного в одноклассника. - МН). Он точно такой же, как и его одноклассники. Его не показывают утрированно, как это делают в сериалах других каналов. Такие продукты должны быть на ТВ, чтобы подростки, которые с этим столкнулись, знали, что они не одни. В мое время интернет был не так доступен, а потому было очень тяжело. У нынешнего же поколения есть поддержка, они после просмотра таких вот сериалов могут перестать думать о суициде».
По словам психолога Натальи Ежовой, есть три главных момента, три «первые ласточки», по которым можно распознать подростка, думающего о суициде. Первый - нарушение сна. В таком случае ребенок может проводить время в соцсетях или за видеоиграми (чтобы избавиться от навязчивых мыслей), а родители порой его в качестве наказания этого лишают. Второй «звонок» - нарушение аппетита: либо переедание, либо нежелание употреблять пищу. Третий - у подростка апатия, нежелание что-либо делать. В такие моменты, по словам Натальи, с ребенком нужно разговаривать, а не ругать его, дать ему почувствовать себя в безопасности.
Блогер и инфлюэнсер Роман считает, что не все зрители могут понять причины таких поступков героев, так как проблемы подняты слишком аккуратно, а потому попросил создателей, если возможно, сделать на сайте эдакую транскрипцию, разъяснение. И посоветовал смотреть сериал всей семьей, чтобы родители учились поддерживать своих детей.
Маша Ефросинина - не просто посол доброй воли ООН, но еще и мать 15-летнего подростка, а потому как никто знает, с какими проблемами сталкиваются родители.
«Этот сериал бьет в самые пронзительные места, - уверяет Ефросинина. - Мне кажется, его будет тяжело смотреть абсолютно всем, ведь каждый проживет историю по-своему. Кто-то будет чувствовать себя неидеальным ребенком, кто-то - неидеальным родителем. У нашего поколения примером поведения всегда были родители, сейчас же в мире интернета у детей слишком много икон и идолов. Теперь мы для подростков просто люди, которым надо отчитаться, куда ты ходил, что делал, как прошел день. Я не хотела, чтобы дочь закрылась от меня, а потому много изучала этот вопрос. И категорически настаиваю на том, что многие проблемы подростков кроются именно в их отношениях с матерями. Я выбрала для себя позицию не мама-друг, а мама-авторитет. Дочь или сын должны видеть, что мама - не жертва, а состоявшаяся личность, которая живет своей полноценной жизнью, успешна и может быть примером. Мне кажется, это современный путь к той дружбе с ребенком, о которой все говорят. Дружба через уважение, а не через страх и слезы».
Кстати, одну из актрис сериала - Таисию-Оксану Щурук - в свое время от буллинга спасли именно родители. Девушка считает, что ей с ними очень повезло - как только она им откровенно все рассказала, ее тут же перевели в другую школу. И хоть Таисия и боялась, что там история повторится, этого не случилось.
А если поддержки искать негде - всегда есть «горячая линия». По словам Алены Кривуляк, там попытаются помочь абсолютно всем, какой бы критической ни казалась проблема. И призвала СМИ почаще освещать подростковые депрессии, а также публиковать контакты «горячих линий». Вот что, кстати, и делаю: 0 800 500 225 со стационарного и 116 111 с мобильного.
В ответ на вопрос Алексея Тарасова, как подобные темы освещают СМИ, главный редактор издания MBR Анастасия Рахманина констатировала - плохо. И в качестве примера привела историю с материалом «Новой газеты», вызвавшим в обществе настоящую панику, поддерживаемую многочисленными СМИ. В статье утверждалось, что подростки совершают самоубийства исключительно под влиянием так называемых «групп смерти», хотя ни единого доказательства прямой взаимосвязи автор не привел - ни статистики, ни информации от правоохранителей, ни слов релевантных экспертов: все утверждения основывалась на рассказе одного человека - мамы погибшего ребенка. Исходный материал прочитали более 3 млн человек, его перепечатали или процитировали огромное количество СМИ - на всем постсоветском пространстве и в западных изданиях. Однако практически никто не удосужился по-настоящему разобраться в вопросе: журналисты, вслед за автором «Новой», утверждали, что именно интернет, а не проблемы в семье, школе и другие факторы, заставляет подростков совершить суицид, но никто, впрочем, этого не доказал.
Насколько беспомощно с темой работали на украинском телевидении, я в свое время рассказывала вот здесь.
По словам Анастасии, при работе с такими темами нужна сильная доказательная база, мнения специалистов и, конечно, практические советы, как избежать подобного исхода и куда бежать, чтобы спасти своего ребенка, а не требования «срочно закрыть интернет».
Так как времени спикерам отводилось немного, после панели я попросила Анастасию детальнее рассказать, на что СМИ, пишущим о «группах смерти», стоило бы обратить внимание.
«Прежде всего самим разобраться в вопросе, собрать статистику и перепроверить каждое утверждение автора, чтобы доказать или опровергнуть его, - говорит Рахманина. - Избегать оценочных суждений и в целом придерживаться нейтрального тона, ведь темы вроде подросткового суицида, конечно, будут вызывать определенные эмоции. Эти эмоции не должны влиять на журналиста при составлении доказательной базы, иначе получится подтасовка фактов и нарушение причинно-следственных связей, как в случае с «Новой газетой». Стараться не только описывать проблему, а и искать пути ее решения. Использовать форматы объяснительной журналистики: пошагово, максимально понятным языком объяснять аудитории, что происходит. И главное - осознавать степень ответственности и вес своих слов. Два года назад материал «Новой газеты» не просто посеял панику в большом количестве стран, но и привел к появлению закона о «группах смерти». Он позволяет привлечь человека к уголовной ответственности за одну фразу, которую можно подтянуть под «вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, опасных для его жизни». Условно, ты запостил в соцсети строчку из песни, а ее возможно неоднозначно трактовать - все, виновен. Наших законодателей, к слову, эта волна паники также зацепила: в 2017 году в Раду был внесен законопроект «Об уголовной ответственности за доведение до самоубийства или самокалечения с помощью групп в соцсетях, игр и квестов». Однако комитеты, разобравшись в вопросе, его отклонили».
Последним слово дали Алексею Гладушевскому. Тот в свою очередь высказал благодарности Владимиру Локотко и Михаилу Цареву, одобрившим инициативу создания такого сериала. Кстати, Гладушевский признался, что производить сериал могли и другие люди - отдельный продакшен. Все же Евгений Туник до этого никогда не был шоураннером сериалов. Но авторам решили все-таки дать шанс, ведь в таком проекте важно не только качество съемок, а и сама история.
После окончания дискуссии я не смогла отпустить Алексея, не задав ему несколько вопросов.
- У вас остались две сериальные премьеры - «Новенька» и «Первые ласточки». Складывается впечатление, что второму уделяется гораздо больше внимания в плане того же промо. Почему?
- Потому что мы к нему относимся как к спецпроекту. Это проект, которого еще не было ни на «Новом канале», ни вообще на украинском телевидении. Его пытаются сравнивать со «Школой», хотя это совсем разные вещи. В «Первых ласточках» поднимается очень много тонких тем, мы долго совещались, какие стоит освещать, а какие нет. Там есть и суицид, и ЛГБТ-линия, и наркотики. Поэтому мы тщательнее продумывали, как его презентовать зрителю, чтобы не испугать. «Новенька» - сериал, который сделан очень хорошо, но это больше подростковая мелодрама.
- Тем не менее там фигурируют и убийства, и наркотики, и буллинг. Однако он позиционируется как мелодрама, а «Первые ласточки» - как социальный триллер.
- В проекте «Новенька» все-таки центральная линия - романтическая. Это сериал о влюбленных подростках, о музыке. Кстати, тоже рискованная история для нас, так как на «Новом канале» раньше не было мелодрам. Мы, получается, даже входим в конкуренцию с «Украиной» и СТБ за аудиторию.
- Возвращаясь к «Первым ласточкам». Вы упоминали, что под трейлером на YouTube практически не было негативных комментариев, хотя в нем даже показана сцена поцелуя двух парней. Получается, стриминговые сервисы с их провокационными сериалами общество немного перевоспитали?
- Думаю, да. И все идет к тому, что в Украине должен появиться свой стриминговый сервис. Надеюсь, совсем скоро мы вам объявим хорошие новости на эту тему. Но пока его нет, такой контент можно делать на ТВ.
- В качестве перестраховки, если вдруг не пойдет на ТВ, планируете диджитальное продолжение?
- Вполне. Если не зайдет, все силы бросим на интернет. Мы даже планируем сделать премьеру в YouTube за неделю до телепремьеры, а также в качестве промо запустить видео сегодняшней панельной дискуссии о проблемах, поднятых в сериале.
- Почему всего восемь серий? Чтобы не отпугнуть? У проекта «Новенька» их 20.
- С одной стороны, да. «Новенька» - все-таки более понятный Украине жанр. С другой, все как и планировалось: ребята изначально принесли восемь серий. Не было такого, что они написали 15, а мы сокращали до восьми.
- Если по-честному, вдохновлялись сериалом «13 причин почему»? Аналогия так и напрашивается.
- Ну вы не сравнивайте бюджеты и возможности (смеется). Мы только делаем первые шаги. Сравнения, конечно, напрашиваются, и нашим ребятам они особенно обидны, так как драфты первых шести серий лежали у меня на столе еще тогда, когда «13 причин почему» еще не вышел на Netflix. Так что идея изначально была сама по себе.
И все-таки определенную аналогию с сериалом Netflix я приведу: на момент выхода (март 2017-го) «13 причин почему» стал вторым по популярности оригинальным сериалом стримера. И единственным, показывавшим не уменьшение, а рост аудитории от недели к неделе (на 18% в течение первых 30 дней). За семь дней после премьеры первого сезона о сериале написало больше людей, чем о любом другом оригинальном шоу Netflix за тот же период. Все это, а также факт, что сериал прожил три сезона и был продлен на четвертый, говорит - такие темы действительно востребованы зрителем: прежде всего самими подростками. И я очень надеюсь, что украинская телеаудитория не обделит вниманием «Первых ласточек».
Премьера сериала состоится на «Новом» 19 ноября в 22:00. Алексей, кстати, просит не делать выводов по первой серии - по его ощущениям, самое интересное начинается с четвертой.