У меня есть много хороших и проверенных временем традиций, одна из которых - раз в год наблюдать за тем, как в одном месте собираются лидеры украинской медиаиндустрии, чтобы обсудить ее прошлое, настоящее и, конечно, будущее. Несмотря на калейдоскоп событий, в который меня затянуло нынешней осенью, нарушать сложившийся ход вещей я не намерена, а потому и в этот раз сходила на интереснейшее мероприятие под кодовым названием «Саммит медиалидеров». Оно, как и много раз до этого, было организовано в рамках конференции «Телевидение как бизнес», которую Индустриальный Телевизионный Комитет из года в год проводит на полях медиафорума KYIV MEDIA WEEK. Впрочем, это вы знаете и без меня, а вот о чем говорят и как оценивают сегодняшнее положение дел в индустрии ее, не побоюсь этого слова, локомотивы, стоит разобрать подробнее. Так что не будем терять времени и сделаем это прямо сейчас.
Дискуссия медиалидеров считается одним из главных событий конференции ИТК, так что народ начинает на нее сходиться задолго до старта. Кто пришел пораньше, тому и лучшие места в зале. А потом и кофе можно со спокойной душой попить, и с коллегами пообщаться
Будущим спикерам это тоже не чуждо, так что бессменный модератор панели Александр Богуцкий задолго до старта начал подшучивать над Юрием Артеменко по поводу того, что человек, который еще вчера был государственным деятелем, не может заниматься коммерцией. На это у Юрия, судя по исписанному блокноту, заготовлена примерно тысяча ответов
Не знаю, сколько из них Артеменко успел озвучить, но время старта уже подходило, так что Игорь Коваль начал звать всех в зал. Пара приветственных слов, краткий анонс грядущих событий дня - и поехали
Как и у меня, у ИТК тоже есть традиции, и выступление представителя Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания - одна из них. В этот раз от имени регулятора говорила Уляна Фещук, затронувшая вопросы сотрудничества своего ведомства с индустрией.
«Регулятор часто воспринимается как карательный орган, но за последние пять лет мы многое сделали для того, чтобы стать просто коллегами», - оптимистично начала она. Добавив также, что Нацсовет и отрасль сегодня работают в режиме сорегулирования, ищут и находят пути взаимодействия по многим вопросам, а кроме того, вместе трудятся над тем, чтобы украинское телевещание существовало в режиме бизнеса.
Фещук по обыкновению была краткой и, отстрелявшись, сразу передала слово одному из героев этого утра - Александру Богуцкому. Тот не стал тянуть кота за хвост и начал свой спич с очень уместных поздравлений: панели медиалидеров, как и всей конференции, в этом году исполнилось десять лет.
«Есть ли в зале те, кто все эти десять лет был с нами?» - решил добавить интерактива Богуцкий. А когда описанные им люди предсказуемо нашлись, Александр наградил их званием ветеранов, добавив, что в панели без старожилов тоже не обошлось.
На сцену после этих слов поднялся глава FILM.UA Сергей Созановский, скромно отметивший, что, наверное, ему и остальным бывалым бойцам предстоит состариться на этой панели
Юрий Артеменко, который участвовал в дискуссии впервые, шутку оценил. Но вообще-то этот снимок здесь из-за Сергея Семкина - вот уж кто радовался происходящему максимально искренне
Сидевшая подальше от первых рядов Ирина Костюк тоже смеялась, но у меня сложилось впечатление, что на будущее Созановского у нее совсем другие планы
Объявление других участников саммита прошло с меньшим резонансом, но их тоже нужно знать в лицо: «Медиа Группу Украина» в панели представлял ее директор Евгений Бондаренко, а от имени «Плюсов» говорил новый глава телевизионного направления холдинга Максим Кривицкий. Дебютанту Артеменко, как вы уже знаете, предстояло впервые выступить в роли вице-президента компании Star Media, так что вместе с Созановским они говорили от имени производителей телеконтента.
«Сегодня мы в одном месте собрали 80% украинского телевидения. Эти люди не просто представляют отрасль – от них все в ней и зависит», - не без пафоса, зато правдиво стартовал Богуцкий. Также он вспомнил своего бывшего шефа: «Бородянского сейчас с нами, конечно, не будет, но то, что он теперь возглавляет министерство, дает надежду, что индустрия станет более качественной».
Покончив с церемониалом, Александр наконец перешел к сути. Оказалось, накануне дискуссии он дал спикерам домашнее задание - подготовить списки из трех лучших и трех худших событий в индустрии за прошедший с прошлой конференции год. Теперь же пришло время проверить, насколько добросовестно они с ним справились, и первым к доске к микрофону вызвали Евгения Бондаренко.
«Честно говоря, три худших события я не подготовил», – сходу начал напрашиваться на «двойку» тот, но быстро исправил ситуацию. «Дело в том, что я предпочитаю думать позитивно. Веховыми событиями года я считаю долгожданное отключение аналога и готовность индустрии сделать финальный шаг на пути к кодированию спутника. А еще мы всей страной убедились, что ни в одном уголке мира телевидение на работает так эффективно, как у нас», - завершил вступительную речь Бондаренко, явно намекая на президентские и парламентские выборы.
Следом за Евгением своими мыслями стал делиться Созановский. Надо сказать, он тоже не воспринял д/з Богуцкого буквально, а потому отвечал в весьма вольном стиле и не особо обращал внимание на условности типа сроков: вместо минувшего года Сергей Леонидович решил копнуть куда глубже.
«Десять лет назад мы и мечтать не могли о том, что сегодня происходит в медиаиндустрии. Во-первых, она наконец-то заработала. Когда-то мы с трудом выговаривали «продакт плейсмент» и не очень понимали, что такое лицензирование и мерчандайзинг. Мы не могли даже представить, что созданный в Украине мультфильм выйдет в кинотеатрах 50 стран мира (речь об «Украденной принцессе». - МН), а наш сериал («Крепостная». - МН) станет причиной нереального эмоционального разрыва в Польше. Собственно, это и есть главный ответ на вопрос - можно ли в Украине делать бизнес?» - объяснил свое видение Созановский.
Что касается недавних и более конкретных событий, то здесь Сергею тоже нашлось что сказать. «Наконец-то у нас происходят вещи, над которыми раньше мы только иронизировали. Глава регулятора перешел в частный сектор, а глава одной из крупнейших медиагрупп стал министром... всего», - метко описал он новую работу Бородянского. Кроме того, важным для телеиндустрии событием Созановский считает рост и развитие в Украине сегмента платного ТВ, а вот в будущем ему хотелось бы, чтобы все представители индустрии могли честно, открыто и с гордостью говорить о том, сколько они зарабатывают.
«Не только сколько зарабатывают, но и сколько платят налогов», - нашел повод вспомнить одну из своих любимых тем Богуцкий. А когда дело дошло до предоставления слова Максиму Кривицкому, почему-то поднял гендерный вопрос: «Я бы хотел попросить организаторов, чтобы в будущем мы как-то соблюдали гендерный баланс. Это, Максим, не в твой адрес, просто к слову пришлось».
Как бы там ни было, на качество вступительного слова Кривицкого ремарка не повлияла. Правда, он тоже не совсем следовал домашнему заданию и больше импровизировал. «То, что сегодня происходит в «1+1», говорит о нашей готовности развивать не только себя, но и рынок в целом. То, что у нас в правление входит шесть человек, представляющих разные направления, демонстрирует, что мы готовы друг к другу прислушиваться и помогать. Здесь уже говорили об ожиданиях от новой власти, но еще до ее прихода в индустрии было сделано много хорошего. Теперь у нас есть базис, с которого не стыдно стартовать», - заявил Максим.
Было бы странно, если бы человек из «1+1» не упомянул президентскую кампанию («Она дала глоток свежего воздуха, а каналы получили возможность планировать на год-два вперед») и кое-какие решения судов («И для нас, и для рынка в целом важным стало возвращение «Сватов»). А резюмировал все это Кривицкий с надеждой, что впредь регуляция подобных вещей у нас будет более продуманной и прозрачной.
Раз уж регуляция пришлась к слову, отрекомендовать следующего спикера Богуцкому было проще простого.
«В последние пять лет Юрий Артеменко представлял государственный орган, в котором совсем не было коррупции. Мы с Созановским, будучи ветеранами движения, не помним, чтобы подобное еще когда-нибудь было возможно, - заявил Александр, заодно решив высказать и свои надежды на ближайшее будущее. - Есть еще некоторые вещи, которых мы как представители индустрии очень ждем: например, отмену прокатных удостоверений. Но сейчас давайте послушаем человека, который из госсектора перешел в частный».
Поблагодарив Богуцкого за добрую подводку, Артеменко принялся докладывать обстановку. И надо отметить, он стал чуть ли не единственным, кто следовал домашнему заданию – такая, знаете ли, на госслужбе дисциплина!
«Трудно втиснуться в три вещи, говоря о том, что произошло за минувший год. Я старался говорить не как глава регулятора, а уже как производитель контента. Событие номер один для нас - выход сериала «Чернобыль». Считаю, это большой маркер: картину о нас сделали американцы, причем сняли ее на территориях других стран. Это повод задуматься, почему не мы? Второе значимое событие - рибейты. Мы не можем вариться в собственном соку, поэтому очень важно, чтобы к нам приезжали кинематографисты из других стран. Но это одновременно и хорошо, и плохо: с одной стороны, закон наконец принят, а с другой - целый год был потерян. Ну а третье событие - количество снятых фильмов, и оно говорит само за себя. Если в 2014-м в Украине вышло 13 отечественных картин, которые вместе собрали 19 млн грн, то в 2018-м их было 34, а собрали они 257 млн. Это лучший показатель того, что отрасль развивается», - сообщил Юрий.
На такой оптимистичной ноте первая часть дискуссии завершилась, а у Богуцкого появился повод поднять еще один свой любимый вопрос.
«В зале присутствует Михаил Царев, и он автор выражения, что телевидение должно быть прибыльным. Все эти годы мы говорили о том, чтобы выйти в ноль, но теперь оказалось, что эта цель - для трусов. В то же время у нас уже есть проект госбюджета на следующий год, где прописано, что на Общественное вещание выделят 2 млрд грн, притом что его средняя доля [смотрения] - 0,3%. Вопрос: а стоит ли это делать? Понятно, у него есть определенные задачи, среди которых, например, социальная ответственность. Но разве у частных медиагрупп ее нет?» - ловко сформулировал вопрос Александр, и первым, кто на него ответил, стал Бондаренко.
«Многие наши направления, которые, кстати, уже стали прибыльными, несут в себе социальную направленность. Например, наш спортивный блок нацелен на то, чтобы украинский зритель мог бесплатно смотреть все топовые события», - отметил Евгений, не поддавшись на провокацию по поводу Общественного. А еще он добавил, что и в этом вопросе представителям рынка жизненно важно объединяться и действовать сообща.
Подтвердил мысль представителя МГУ и Созановский, добавив, что в этом объединении должно участвовать государство. «Здесь важно напомнить, что без участия того же Нацсовета под руководством Артеменко многие вещи не получились бы. Нас буквально за ручку взяли и повезли в Китай, в Индию - не меня конкретно, а нашу индустрию. Вроде бы мелочь, но теперь мы делаем VFX для компаний из этих стран», - объяснил он.
Не забыл Сергей и о соцответственности. «Да, индустрия может помогать государству, и здесь тоже важно действовать сообща. Например, каждый из нас сегодня тратит огромные деньги на свои медиашколы, чтобы готовить нужные для себя кадры. Но мы могли бы объединиться, создать единую, общую медиашколу, и если бы мы так поступили, то к нам даже из-за рубежа приезжали бы учиться», - в который раз высказал абсолютно рациональную идею Созановский. Надеюсь, коллеги его наконец услышали.
Что касается финансирования Общественного, то здесь Сергей высказал еще одну здравую мысль. «С одной стороны, может, и не стоит пытаться оживить неживое, чтобы не получился зомби, а с другой - с господдержкой кинематографа ведь получилось. Просто нужно помнить, что если вы хотите стать успешным, то шары не будет», - резюмировал он.
Про соцответственность на «Плюсах» рассказал и Кривицкий. «Думаю, не совру, если скажу, что наша группа - один из лидеров соцответственности, и выборы это показали. Кроме того, мы активно работаем с USAID, с детьми, с работодателями. Но это не должна быть игра в одни ворота, государство тоже должно в нее включиться. К примеру, у нас запретили российский анимационный продукт, не сделав ничего для его замещения. Грубо говоря, вся работа по данному вопросу легла на плечи двух маленьких нишевых каналов - «Пиксель» и «ПлюсПлюс». Конечно, они не справились, и теперь дети смотрят российские мультики в YouTube. Я согласен по поводу единой медиашколы с Сергеем, но здесь снова поднимается вопрос формирования «черных списков», поскольку опытные кадры, которые преподавали бы в этой школе, нужно где-то брать».
Богуцкий поинтересовался у Максима, как у «Плюсов» обстоят дела с прибылью, на что тот повторил уже известные планы группы выйти в плюс (уж простите за невольный каламбур) в течение ближайших двух лет. «В этом плане мы рассчитываем на кодирование спутникового сигнала, а также смотрим на диджитал. Думаю, именно он поможет отрегулировать количество телеканалов в Украине, хотя линейное ТВ у нас будет жить еще долго», - объяснил Кривицкий, уточнив, что «долго» в его понимании - не менее 10 лет.
Засим очередь говорить снова дошла до Артеменко, но ему как государственнику, которые не бывают бывшими, Богуцкий задал вопрос о том, что должна делать власть в условиях непрекращающейся информационной войны.
«Только создавая качественный продукт, мы сможем и зарабатывать, и побеждать в информвойне, - резонно отметил Юрий. - Здесь много говорили о позитиве от кодирования спутника, а у меня есть личный большой страх по этому поводу: когда наши каналы станут платными, все начнут смотреть российский контент».
В целом, по его словам, готовых решений для озвученных проблем нет, но одно Артеменко знает точно: рынку нужны понятные и прозрачные правила, работающие для всех одинаково, а законопроекты следует писать только с участием индустрии. А вообще, перейдя в частный сектор, Юрий сформулировал простой и понятный принцип взаимоотношений государства с медийщиками: «Не мешать».
«Поздравляю с адаптацией в частном бизнесе и на Троещине!» - пошутил Созановский.
Поговорив еще немного о будущем Одиннадцатого питчинга Госкино (правда, без конкретики), участники дискуссии осознали, что время дискуссии неумолимо подходит к концу.
А ведь у аудитории еще есть вопросы!
Первый вернул Богуцкого к теме Общественного, и он наконец-то сформулировал мысль, которая все эти годы не дает ему покоя. «Если я буду отвечать на вопрос о сегодняшней неэффективности Общественного, то опять скажут, что Богуцкий чего-то хочет. А я просто хочу, чтобы людям было хорошо! Я не утверждаю, что нужно вообще отказаться от такого вещателя, но считаю необходимой дискуссию о том, совпадает ли объем финансирования с тем, что общество в итоге получает. Речь даже не о каких-то конкретных успехах - у всех бывают провалы, вот в МГУ могут рассказать о ток-шоу «Свобода слова» с Савиком Шустером, доля которого оставляет желать лучшего. Они же наверняка сделают какие-то выводы. Так должно быть и с Общественным: наша ответственность за него не должна ограничиваться просто выделением денег», - объяснил Александр.
Кажется, его спичем остались довольны не все: лицо Евгения как бы намекает, что шпильку о «Свободе слова» он запомнил
Второй вопрос из зала касался того, есть ли у лидеров украинской медиаиндустрии видение, как улучшить благосостояние всех наших граждан. Задал его Мыкола Тыпусяк, который объяснил свой интерес тем, что без этого и телевидение не сможет стать полноценным бизнесом.
«Если вы сформулировали такой вопрос, значит, он уже наполовину решен», - оптимистично отметил Богуцкий.
Остальные участники панели в целом с ним согласились, а их ответы можно свести к одному общему знаменателю: нужно, чтобы каждый хорошо делал свое дело, и тогда успех придет к нам очень быстро.
На этом и время, и слова спикеров закончились. Точку в приятной и содержательной беседе поставил Богуцкий: «Мне очень не хватало Александра Ткаченко, но, надеюсь, ему из Рады за нами было интересно наблюдать».
А я для финала приберегла для вас цитату Сергея Созановского, которая достойна того, чтобы каждый медиалидер распечатал ее и повесил на стену в своем рабочем кабинете: «Не надо пытаться забрать все себе. Когда ты так делаешь – ничего не получается. Не бойтесь разделять риски, а затем – успехи». Хотя на самом деле не менее прекрасным эпилогом десятого саммита медиалидеров могли стать другие слова Сергея Леонидовича, которые он произнес уже практически на выходе: «А где «Интер»?» И правда, где?