С началом полномасштабной войны россии против Украины борьба со страной-аргессором активизировалась и на культурном фронте. россия десятилетиями насаждала свою культуру по всему миру, загоняя в тень или откровенно отрицая культуру соседних стран. И теперь, когда большая часть мира признала, что все российское – токсичное, западные институции пытаются найти замену российскому и не всегда могут это сделать, поскольку просто не знают о существовании альтернативы. Кроме того, в определенных странах все еще существует нарратив, что много так называемых либеральных культурных деятелей являются жертвами путинского режима и подвергать их санкциям не нужно. Впрочем, украинцы уже убедились, что «хороших русских» не существует. Теперь этот тезис нужно доказать миру. Успехи на этом фронте есть, но останавливаться рано.
Например, Каннский кинофестиваль в этом году не аккредитовал ни одного российского журналиста. И в то же время в основной конкурс фестиваля вошла новая работа российского режиссера Кирилла Серебренникова.
Борьбу на этом фронте среди прочих активно ведет Украинский институт – организация, до 24 февраля занимавшаяся популяризацией украинской культуры за границей. Теперь к своему основному делу институт добавил работу по объяснению миру, что русская культура так же токсична, как и политика. Одно из последних достижений организации также касается Каннского кинофестиваля: институт добился переименования фильма Мишеля Хазанавичуса, открывающего смотр в этом году. Раньше лента имела лаконичное название Z, но после множества преступлений российской армии на территории Украины оно ассоциируется исключительно с рашизмом. О том, можно ли отменить русскую культуру, пытаются ли организаторы западных ивентов все еще «примирить» россиян и украинцев и какие возможности сегодня предлагает украинским кинематографистам мир, мы поговорили с Наталией Мовшович, руководящей в Украинском институте направлением «Кино».
– Продолжается третий месяц полномасштабной войны – и, соответственно, борьбы украинцев на культурном фронте. Какие промежуточные итоги этого процесса можно подвести в сфере кино?
– Все происходит очень активно. В самом начале украинские кинематографисты рассылали всем международным институциям и фестивалям письма-призывы отказаться от сотрудничества с любыми представителями российского кинематографа. Украинский институт посылал своим партнерам подобные письма – это более 500 адресатов. В ответ разные фестивали опубликовали свои стейтменты: от «мы поддерживаем Украину, украинский народ и не будем сотрудничать с [российскими] делегациями» до таких, где отказывались полностью бойкотировать российское кино, потому что «искусство вне политики» и существуют так называемые хорошие россияне, диссиденты, борющиеся с системой и сами являющиеся ее жертвами.
Постепенно мы продвигаем украинские нарративы, но это долгий процесс, ведь российская пропаганда с помощью культуры, в частности кино, использовавшаяся для оправдания преступлений российской федерации, – это десятилетиями наработанный капитал, в который вложено много денег и привлечены многочисленные агенты. Например, у каждого большого фестиваля есть россиянин среди отборников. Поэтому нам сейчас важно предложить альтернативу: что можно показывать, кроме российского кино, российской музыки, российского театра и балета.
Российская культура должна стать предметом постколониальных студий ввиду того, что у нее была абсолютная гегемония на культурное представление, она закрывала собой многие другие страны из так называемого постсоветского пространства. Мы просим подсветить Украину и ее творцов, мы ведем деколонизационную войну и просим дать нам голос, репрезентацию, площадку для высказывания – мы этого давно заслуживаем. Во-первых, потому, что наша культура является частью европейской, не только исходя из исторического контекста, но и по ценностям, которые превалируют на территории Украины. Во-вторых, сейчас Украина демонстрирует чрезвычайную отвагу, сопротивление и защищает демократию в центре Европы.
– Сегодня внимание всего мира сфокусировано на Украине. Но как скоро этот интерес к нам может упасть?
– Мне очень больно осознавать, что невероятное внимание к Украине дается такой ценой. И конечно, мы понимаем, что оно неотвратимо станет угасать, поэтому сейчас максимально включены и делаем много всего. Сегодня есть большой запрос на познание Украины через культуру, и именно через кино как самое массовое искусство можно в короткие сроки рассказывать о нас, влиять на мнение аудитории. Соответственно, мы видим, как фестивали фокусируются на Украине. Каннский кинорынок вместе с европейскими партнерами предложил для представления Украины много возможностей, мы чувствуем огромную поддержку от них. Marché du film делает с Украинским институтом два проекта, которые организованы абсолютно без привлечения средств с нашей стороны, предоставляет бесплатные аккредитации, помогает кинематографистам украинской делегации с поездкой в Канны. То есть у организаторов кинорынка есть абсолютное понимание, сколь важно помочь кинематографу продолжать существовать.
– Украинский институт является партнером Каннского кинорынка. В чем состоит это партнерство? Что оно дает нашей киноиндустрии?
– В 2020 году мы должны были стать партнерами программы Producers Network, но тогда все прошло онлайн из-за ковида. Это закрытая профессиональная программа для продюсеров, которая длится пять дней. А представляемые институции называются презентационными партнерами. Соответственно, в этом году Украинский институт стал одним из презентационных партнеров во второй раз. И Украина является одной из пяти фокусных стран этой программы. 21 мая на Каннском кинорынке состоится фокусный день для украинских продюсеров – вместе с другими событиями по представлению международному профессиональному сообществу украинских проектов. Это суббота, один из прайм-таймов Каннского кинорынка (часто кинопрофессионалы планируют свое путешествие так, чтобы захватить уик-энд), и он отдан Украине. В этом году нам разрешили привезти не пять, а шесть продюсеров – это Денис Иванов, Владимир Яценко, Александр Чубко, Ольга Безхмельницына, Дарья Бассель и Наталья Либет. Владимир Яценко служит в ВСУ, но планирует все же поехать на фестиваль, отпросившись со службы на две недели.
Также на кинорынке состоится дискуссия Ukrainian Cinema: From Surviving to Thriving Again. How the Global Film Community Can Come Together to Support the Country's War-Torn Industry, посвященная будущему украинского кинематографа. Кроме того, мы стали партнерами программы Cannes Docs и вместе с Международным фестивалем документального кино о правах человека Docudays UA будем представлять четыре документальных проекта: «Залізна сотня» Юлии Гонтарук, «Лимани. Битва за рай» Сергея Лысенко, «Слухаючи світ» Лизы Смит и «Мир для Ніни» Жанны Максименко-Довгич.
– Какие у вас ожидания от этих ивентов?
– Каннский кинорынок преследует цель создания копродукций. Он фасилитирует международное сотрудничество. Люди из индустрии приезжают туда, чтобы искать партнеров и возможности для развития своих кинопроектов. Одна из наших стратегических целей – повышение видимости украинского кино и предоставление возможностей для международных коллабораций. Чтобы международное сообщество знало, какие проекты у нас есть, в чем они нуждаются.
К сожалению, если ты не живешь в войне, то постепенно начинаешь от нее уставать, и проактивность снижается, поэтому важно сейчас заключить долгосрочные партнерства и запускать долгоиграющие инициативы. Ведь, когда мы победим, Украине будет тяжело финансировать культуру (в госказне это очевидно будет не в приоритете), и придется искать на нее внешние средства. Соответственно, мы ожидаем, что продюсеры путем нетворкинга установят профессиональные контакты и найдут партнеров. Это вполне реально в рамках Producers Network, где каждое утро проводятся breakfast meeting, на которых присутствуют самые влиятельные международные эксперты: от отборников топовых фестивалей до представителей таких кинокомпаний, как Lionsgate (один из наиболее коммерчески успешных дистрибуторов независимого кино в Северной Америке).
– Среди продюсеров, которые поедут на Каннский кинорынок, есть мужчины. Как решался вопрос пересечения ими границы?
– Государством дается разрешение на выезд мужчинам, презентующим Украину на международных площадках или событиях и обязующимся вернуться в определенную дату. Например, выступление группы Kalush на Евровидении или участие исполнителя в благотворительном концерте в поддержку Украины. И Украинский институт, и Министерство культуры и информационной политики имели успешные кейсы оформления таких разрешений. В Producers Network участвуют трое мужчин-продюсеров, среди продюсеров документального шоукейса также есть мужчина. То есть нам нужно было сделать разрешение на четырех человек. Поскольку Украинский институт аффилирован с Министерством иностранных дел, мы подавали заявки через наше профильное министерство, аргументируя это необходимостью реализовать запланированные нами проекты. Всем другим кинематографистам в случае оправданной необходимости я советую обращаться в МКИП и главный орган страны по формированию политики в сфере кинематографа – Госкино.
– Благодаря обращению Украинского института изменено название фильма Мишеля Хазанавичуса, который откроет нынешний Каннский кинофестиваль. Как проходил этот процесс?
– Для нас сначала вообще было удивлением, что лента с названием Z будет открывать Каннский фестиваль, это выглядело как злая шутка и абсолютное непонимание реалий войны. Когда все об этом узнали, Госкино прислало письмо с просьбой сменить название и убрать из программы фильм Серебренникова. Мы также создали небольшую рабочую группу и написали письмо дирекции Каннского кинофестиваля с копией на режиссера Хазанавичуса: попросили изменить название ленты в знак осуждения террора российской армии и напомнили о призыве приостановить любое культурное сотрудничество с россией. Привели аргументы, почему это для нас важно, отметили, что в Латвии, Германии, а также в Литве, откуда происходит семья режиссера, символ Z уже запрещен к использованию и другие европейские страны планируют его запретить.
Первая реакция была такова, что уже слишком поздно, поскольку лента, открывающая Каннский кинофестиваль, на той же неделе должна выйти во французский прокат – соответственно, уже отпечатаны все маркетинговые материалы и изменить название невозможно. Да и, в конце концов, лента о зомби не имеет никакого отношения к агрессии РФ, и такое совпадение абсолютно неумышленно.
Через несколько дней после отправки письма у меня было интервью с Variety, где я рассказала о нем. Мне предложили сделать материал по поводу этой ситуации. Статья вышла в пятницу, а уже в понедельник – заявление Хазанавичуса о решении изменить название ленты, чтобы поддержать украинцев. Мы очень благодарны ему за сознательность, ведь очевидно это решение было непростым, но он прислушался к нашим аргументам и повел себя очень достойно.
– Какие взгляды вообще превалируют среди организаторов фестивалей: что Украина и россия должны «помириться» или там уже поняли, что никакой дружбы не будет?
– В самом начале у меня был зум со взволнованным культурным сообществом Швеции. И они предлагали, чтобы украинские творцы сотрудничали с российскими диссидентами, искали точки соприкосновения. Я тогда пыталась им объяснить, что сейчас это невозможно. Через месяц, когда случилась Буча, иностранцы стали немного больше понимать, и уже никто не предлагает сотрудничество с российскими творцами. Мне кажется, после того как стали документировать преступления и они увидели радикализацию нашей позиции (совершенно оправданно), появилось понимание, что эти предложения недопустимы.
– Еще один кейс касается European Film Promotion, которая финансируется подпрограммой МЕДИА, программы ЕС «Креативная Европа». Поскольку Украина является участницей подпрограммы МЕДИА частично, мы не могли подаваться на поддержку этого института. Впрочем, в этом году прошел открытый колл, и все украинские проекты, имеющие международных сейлз-агентов, могли обратиться за поддержкой и получить средства. Как проходил процесс договоренностей с European Film Promotion?
– У Украинского института уже три года существует программа proMOTION, предоставляющая средства для промотирования украинских фильмов за границей. Мы ожидали, что в этом году поддержим пять проектов на сумму 300 тыс. грн. Но когда началось полномасштабное вторжение, наш бюджет был заморожен, определенная часть денег отошла на нужды страны и армии. Тогда мы начали искать финансирование и обратились к абсолютно разным международным партнерам. Я уже была знакома с European Film Promotion – институт не первый год искал процедурные возможности стать членом организации. Так что мы созвонились, и оказалось, что они не могут предоставить нам средства напрямую, но зато предложили приобщить украинские проекты к программе поддержки международного промотирования Film Sales Support. Эта программа создана для сейлз-агентов, которые могут подавать на дофинансирование свои промоционные бюджеты, покрыв 50%. Мы договорились, что сейлзы, в пакетах которых есть украинские фильмы, смогут подать промоционные сметы этих проектов, рассчитанные на сопровождение премьеры на ближайших фестивалях. Так, фильму «Памфір» Дмитрия Сухолиткого-Собчука, отобранному в программу Каннского кинофестиваля «Двухнедельник режиссеров», EFP уже подтвердил финансирование.
– Но вы также не отменяли свою программу proMOTION?
– На конкурс подали 11 проектов, что неплохой результат ввиду условий, в которых кинематографисты были вынуждены готовить документы. Оценивание еще продолжается, скоро мы объявим пять проектов, которые поддержим. Между тем институт продолжает искать возможности финансирования промокампаний лент-победителей и уже имеет некоторые успехи, о каких сообщим, когда выберем пятерку финалистов. Возможно, финансирование будет немного меньше заявленного, но мы обязательно найдем путь, как поддержать международное представление проектов.
– В сотрудничестве с Sarajevo Film Festival вы организовали ряд возможностей для кинотворцов. Расскажите об этом.
– Сараевский кинофестиваль обратился к нам в начале марта, это была их идея. Мы согласились на партнерство. Они предлагают свои резиденции двум проектам и две вакансии для кинопрофессионалов в организации фестиваля. Уже был проведен отбор, и на днях мы объявили результаты: победили проекты «Фрагменти льоду» (режиссер Мария Стоянова) и «Ло» (режиссер Марыся Никитюк, продюсер Игорь Савиченко). Украинские деятели кино Екатерина Янюк и Марина Шух присоединятся к команде 28-го кинофестиваля в Сараево в августе. Кроме того, в этом году украинские ленты можно подавать на все конкурсные программы фестиваля.
– В каких еще странах у украинских производителей сейчас есть возможность найти работу?
– На самом деле таких стран много. Литва, например, предлагала кинотворцам, получившим убежище в стране, гранты и вакансии в сфере кино и телевидения. Болгария также предлагает проживание и работу кинопрофессионалам, а кинофестиваль в Гетеборге (Швеция) на днях запустил программу резиденций. Европейская комиссия, высший орган исполнительной власти ЕС, организовала инициативу, чтобы помочь украинцам, представляющим свои проекты на фестивале, доехать в Канны. Также активны Польская киноакадемия и организация European producers club. Они поставляют амуницию и разное оборудование кинематографистам, чтобы они могли снимать и служить в рядах ВСУ или теробороны. Похожую инициативу внедрили чешские киноорганизации и группа продюсеров через фонд помощи украинским кинематографистам, созданный DocudaysUA. В Германии местными продюсерами было положено начало инициативе Archive of War.
– А с другими крупными кинофестивалями, которые должны пройти в этом году, у вас запланировано сотрудничество?
– Пока с фестивалями договоренностей нет, но опыт двух прошедших месяцев подсказывает, что это может быстро измениться. В целом же официальные павильоны на топовых мировых фестивалях – это прерогатива Госкино, а институт интегрируется в программы профессиональных секций. У нас планируется сезон Великобритания – Украина в сотрудничестве с Британским советом, и в рамках этого сезона в июне состоится проект Work in progress: Screen Ukraine: вместе с DocudaysUA мы представим три документальных проекта на фестивале Sheffield DocFest, сейчас идет отбор. А в августе кроме Сараево планируем программу на Эдинбургском кинофестивале. Это наши два вектора на ближайшее будущее, а также реализация промоционной поддержки в рамках proMOTION. Кроме того, с 12 по 31 мая проходит большая ретроспектива украинского современного кино в Filmarchiv Austria: в историческом кинотеатре в центре Вены покажут 16 украинских лент, которые мы отобрали вместе с киноархивом. Часть средств от продажи билетов будет передана организации SOS-Kinderdorf для чрезвычайной помощи Украине.