Сегодня стали известны номинанты 96-й премии Американской академии киноискусств «Оскар», среди которых есть и документальная лента «20 днів у Маріуполі». Фильм дошел до шорт-листа сразу в двух номинациях, что уже является большим успехом для украинского кино. Но за награду лента Мстислава Чернова, созданная вместе с командой Associated Press при участии фотографа Евгения Малолетки и продюсера Василисы Степаненко, все же поборется только в категории «Лучший документальный фильм».
Ранее «20 днів у Маріуполі» завоевал награды шести международных кинофестивалей, в том числе «Сандэнс», получил две номинации BAFTA, а также претендует на премию Гильдии режиссеров Америки в категории «Выдающиеся режиссерские достижения в документалистике». Лента имела успех и в украинских кинотеатрах, в прошлом году став самым кассовым документальным кино в национальном прокате с бокс-офисом более 2 млн грн. Но свидетельствует ли это об изменении отношения массового зрителя к документальному кино? Готов ли он принять новую кинопрокатную реальность, в которой по понятным причинам будет появляться все больше документальных лент, часто со сложными, болезненными сюжетами?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы поговорили с CEO крупнейшей украинской сети кинотеатров «Мультиплекс» Романом Романчуком, директором киевского кинотеатра «Жовтень» Юлией Антиповой, а также с Денисом Ивановым – генеральным директором компании «Артхаус Трафік», занимавшейся дистрибуцией «20 днів у Маріуполі» в Украине.
Коммерческие ожидания
«В целом документалистика – и украинская, и международная – достаточно сложный жанр для проката с коммерческой точки зрения», – констатирует Роман Романчук. – В этом случае фактор студийности, бюджета фильма нивелируется тематикой или историей, о которой идет речь в проекте».
Собственно, история, которую рассказывает «20 днів у Маріуполі», – документальное свидетельство одного из самых страшных преступлений россии в войне против Украины – могла стать фактором ограниченного проката фильма из-за опасений, что зритель не пойдет на столь тяжелое, ретравматизирующее кино. Но ни дистрибутор, ни кинотеатры не применяли к ленте коммерческий подход: все понимали, что показать этот фильм как можно более широкой аудитории – их долг.
«Мы считаем, что это реально уникальный зрительский опыт, – говорит Денис Иванов, объясняя, почему компания «Артхаус Трафік» решила работать с фильмом Мстислава Чернова. – Кино нас поразило, и мы хотели им поделиться. Это очень мощный фильм. И это не единственный документальный фильм, который мы выпустили: до этого были «Життя на межі», «Залізні метелики» Романа Любого, «День Незалежності» Владимира Тихого. Впрочем, решение о работе над лентой «20 днів у Маріуполі» не основывалось на финансовой эффективности, поскольку до этого не было ни одной истории успеха документального фильма на таком уровне».
По словам Иванова, дистрибутор не настаивал на том, чтобы кинотеатры взяли ленту, но видел с их стороны определенный отклик и понимание, что это важное кино и все должны его увидеть.
«Сомнений с нашей стороны не было, – подтверждает СЕО «Мультиплекс», – потому что не было коммерческих амбиций. Для нас это прежде всего социальный проект, и мы брали довольно много документальных тайтлов за последние два года». Романчук акцентирует, что украинское документальное кино все же остается более авторитетным и востребованным у отечественного зрителя, поэтому работает в кинотеатрах лучше иностранного. Хотя и является нишевым, рассчитанным на определенную аудиторию.
«Что касается «20 днів у Маріуполі», к сожалению, эта лента была написана жизнями многих украинцев. Миллионы украинцев наблюдали за событиями в Мариуполе, и, конечно, выход фильма имел соответствующий спрос», – резюмирует Роман.
Так же к прокату «20 днів у Маріуполі» относился и киевский кинотеатр «Жовтень», берущий в прокат нишевое кино охотнее, чем крупные сети. «Сомнений относительно показа «20 днів у Маріуполі» не было. Конечно, такие фильмы смотреть трудно и болезненно, но Украина переживает тяжелые времена, и такие ленты несут в себе смыслы не только документального кино, а являются документацией военных преступлений страны-агрессора на территории Украины», – отмечает Юлия Антипова.
Прокат
У того, что «20 днів у Маріуполі» стал рекордсменом среди документальных лент, продержавшись в прокате 17 недель и собрав 2,1 млн грн и 16,5 тыс. зрителей, были определенные предпосылки. Например, сеть «Мультиплекс» изначально расписала больше сеансов, чем обычно для документальных фильмов. «Лента была представлена во всех городах, роспись была сразу на всю сеть, – говорит Роман Романчук. – И она была больше, чем у некоторых коммерческих международных лент».
За три недели показов в сети заполненность залов в среднем составляла 20%. «Если сравнивать с другими документальными фильмами – это больший показатель, – объясняет СЕО «Мультиплекс». И опять же отмечает, что это даже больше, чем заполненность на некоторых иностранных коммерческих лентах. Кстати, после завершения общего проката фильм возвращался на экраны. «В ноябре мы открывали кинотеатр в Николаеве, закрытый после начала полномасштабного вторжения. И продублировали прокат фильма в этом городе, – приводит пример Романчук. – Если говорить о нашей сети, то больше всего «20 днів у Маріуполі» собрал в киевском Lavina Mall, на втором месте – «Нікольський» в Харкове. Но разница между городами незначительна – фильм одинаково активно смотрели во всех регионах страны».
О повышенном интересе зрителей к ленте Чернова говорит и Юлия Антипова: «Прокат длился 12 недель из-за высокого спроса нашей аудитории. «20 днів у Маріуполі» вошел в десятку самых посещаемых фильмов за год». По словам директора «Жовтня», общее количество сеансов в кинотеатре составило 279, здесь ленту посмотрело почти 5,7 тыс. зрителей.
Роспись фильма по стране в целом Денис Иванов называет адекватной. «Кинотеатры понимали, что это важное кино, которое нужно показать, чтобы люди имели возможность его посмотреть. И такая возможность у большинства зрителей была. Не у всех были удобные сеансы. Но возможность – была».
Что касается сроков проката, то ни «Артхаус Трафік», ни «Мультиплекс» не ставили каких-то конкретных целей относительно даты. Но по словам Романа Романчука, жизненный цикл «20 днів у Маріуполі» в прокате был немного дольше, чем предсказывали его внутренние ожидания.
Тенденции
«10 лет назад выпускать украинский документальный фильм в прокат и выпускать такую ленту сейчас – это две разные реальности, – описывает изменение кинопрокатного ландшафта Денис Иванов. – Сейчас по крайней мере четыре-пять фильмов пересекли отметку $20–30 тыс. бокс-офиса: это не суперрезультат для блокбастера, но для документального фильма это что-то».
Как истории успеха документальных лент руководитель «Артхаус Трафік» вспоминает «Співає Івано-Франківськтеплокомуненерго», «ЮКІ» и «Перший код» (последний, кстати, вошел в топ-10 украинских фильмов в прокате 2023 года, заняв десятое место с кассой 1,47 млн грн. Фильм «20 днів у Маріуполі» расположился в рейтинге на восьмой строке). «Кинотеатры получили положительный опыт, – продолжает Иванов, – поэтому сейчас понимают, что в прокате могут быть какие-то вменяемые результаты».
Впрочем, Роман Романчук оценивает перспективы документального кино в прокате несколько осторожнее: «Не могу сказать, что у этой категории контента положительная динамика, если мерить показателем сборов на большом экране. Из того количества документальных лент, что сейчас выходят в прокат, претендовать на кассу уровня безубыточности будут единицы. Два-три фильма, возможно, перекроют расходы кинотеатров».
Несмотря на это, кинотеатры будут и в дальнейшем работать с документальным кино. Сегодня в сети «Мультиплекс» ставят больше документального кино, чем раньше, поскольку понимают: запрос на эти фильмы есть. Хотя с точки зрения бизнеса это все же преимущественно социальная миссия. Чтобы документальные фильмы пользовались большим успехом у аудитории, Роман Романчук определяет несколько факторов, на самом деле не являющихся чем-то особенным: сила сюжетов, культурная ценность, маркетинговая составляющая.
«Количество документальных фильмов, предлагаемых для проката, изменилось несущественно, скорее изменилось их содержание, – говорит директор «Жовтня» Юлия Антипова. – Мы выбираем ленты, которые участвовали в украинских и международных фестивалях, имеют положительные отзывы критиков и потенциал заинтересовать зрителей». В то же время в кинотеатре относятся к документальному кино неизменно: продвигают и популяризируют украинские документальные ленты и организовывают встречи с творческими командами, чтобы у зрителя была возможность больше узнать о производственном процессе, выборе темы фильма и т. д.
И кинотеатры, и дистрибуторы сейчас ведут активные переговоры с режиссерами о прокате новых документальных лент. Впрочем, официально озвучить пока можно буквально пару тайтлов. В «Мультиплексе» 10 февраля стартует «Довга доба» Алана Бадоева: в кинотеатрах сети по всей стране предусмотрены благотворительные показы под слоганом «Зроби донат – врятуй життя захисника», все сборы с которых будут передаваться на лечение тяжелораненых военных.
В «Артхаус Трафік» отмечают, что копродукционная документальная лента «Фотофобія», в продюсировании которой компания участвует, выйдет в прокат во второй половине этого года. Все остальное пребывает на стадии переговоров.