Уходящий год ознаменовался большим количеством изменений для украинской киноиндустрии - от нового закона о рибейтах до трансформации в системе господдержки кинопроектов. Кинопрокат не находился на острие этих процессов, но вызванные ими изменения непременно скажутся и на его работе, а потому панельная дискуссия от Украинской киноассоциации и Украинской киноакадемии в рамках Зимнего кинорынка была ожидаемым событием: кто-то имел возможность высказаться, кто-то получил долгожданные разъяснения вопросов по развитию отрасли.
Государство на мероприятии олицетворял первый заместитель министра культуры, молодежи и спорта Анатолий Максимчук. Индустрию и одновременно государственный институт представляла Виктория Ярмощук, исполнительный директор Украинской киноассоциации, советник министра культуры, молодежи и спорта по вопросам кинематографии. А член Совета по господдержке кинематографии Людмила Горделадзе свою позицию на обсуждении обозначила как позицию старейшины отрасли.
Модерировала мероприятие генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич.
Прежде всего Юлия поинтересовалась у спикеров, что вообще происходит в индустрии: кризис, а может, наоборот - период трансформации и новых возможностей? Какие болевые точки можно определить и какие векторы развития намечены?
По мнению Виктории Ярмощук, если в сфере сейчас и кризис, то это кризис роста, так как украинское кино на протяжении последних нескольких лет сделало мощный рывок вперед. А когда ты становишься достаточно большим, появляются проблемы, которых не было раньше, надо по-другому распределять ресурсы, свое время и прочее.
«Сама система очень изменилась. Другая система финансирования, дистрибуции, это другой KPI, как любит говорить господин министр. Потому я бы не называла это кризисом. У нас большой процесс трансформации. И чтобы «кризис» не только преодолеть, но и выйти из него победителем, индустрии и государству надо очень тесно сотрудничать, слышать друг друга и по-настоящему помогать, ведь мы точно не по разные стороны.
Если вы знаете, что я делала в Офисе реформ гуманитарной политики (Офис по разработке гуманитарной политики), то мы, собственно, сформулировали перечень болевых точек и точек роста. Их достаточно много, и они все тесно связаны между собой. Если говорить обобщенно, мы все понимаем: наш рынок пока не является обеспечивающим сам себя в плане денег. Производитель фильма точно не может его «отбить» на украинском рынке только в прокате. Можно выйти почти в ноль, если продать права на телевидение, а если сделать международные продажи, привлечь спонсоров и быть максимально эффективным - тогда есть возможность окупить свое кино в Украине. К сожалению, наш рынок кинопроката и дистрибуции не позволяет производить проекты без поддержки государства. Поэтому нужно создать такие условия, чтобы кино могло функционировать без нее.
Один из путей решения этого вопроса - конечно, развитие кинотеатров, привлечение других каналов дистрибуции украинского кино. Наша основная большая проблема - это нехватка денег. Есть много способов, как их искать, и совершенно точно - не в государственной поддержке», - считает Ярмощук.
«Я буду отвечать на вопрос, есть ли кризис, - добавила Людмила Горделадзе. - У нашей сферы несколько направлений, и, если говорить о тех, которыми мы сейчас занимаемся, - производстве и прокате, здесь кризиса точно нет. Кризис, на мой взгляд, только в кинообразовании, но это не тема сегодняшнего разговора. Вчера состоялся съезд Союза кинотеатров Украины, и ни одного проблемного вопроса, кроме небольших, не было. То есть уже никто не жалуется ни на зрителя, ни на украинское кино, которое кто-то там требует показывать. Да, есть рост, и надо работать над стратегией, подталкивать правильные векторы развития, проката в частности, но ничего в корне менять не надо.
Кризиса нет, но нет, к сожалению, и стратегии. Так что я передаю микрофон и хотела бы услышать хоть намеки на стратегию относительно кино в ближайший период».
Юлия Синькевич уточнила, считает ли Людмила Борисовна в таком случае, что кинотеатров достаточно. Почему не строятся киноплощадки в небольших городах, когда во всей стране их вполовину меньше, чем в одном только Берлине?
В ответ Горделадзе рассказала о своем недавнем участии в конференции ассоциации кинотеатров «Европа Синема» и об озвученных там проблемах. Она признает, что в Украине кинотеатров меньше, чем по мировым стандартам, но сейчас в «Европа Синема» видят будущее в учреждениях культуры типа клубов. На Западе для этого может проводиться ревитализация производственных помещений. В Украине тоже, по ее мнению, должны быть такие проекты. В отношении малых городов Горделадзе привела пример политики обустройства малых кинотеатров в жилых массивах советских времен и считает, что такой принцип может быть сейчас воплощен в жилых комплексах. Один-два зала - и это будет повышать количество залов и помогать продвигать, в частности, украинское кино.
На вопрос модератора, с чем пришлось столкнуться в должности заместителя министра, Анатолий Максимчук ответил, что для него кино не является новым вопросом, ведь, еще будучи в бизнесе, он занимался развитием инициативы #КіноКраїна.
Он согласился с коллегами, что кризиса отрасли нет - скорее следует искать ответы на вопросы, куда мы идем или что делаем дальше. Максимчук подчеркнул: Украина не изолирована, поэтому конкуренция происходит не внутри отрасли, а с глобальным рынком, и такая конкуренция будет расти.
«Мы здесь должны говорить и о платформах - это прямая конкуренция. Меняются привычки потребления контента. В кинотеатры идут на блокбастеры или на авторское кино, остальной продукт потребляют дома. И это те случаи, с которыми мы должны работать, чтобы не превратиться в одну из поглощенных стран. Потому, например, в Европе думают, как урегулировать вопрос с тем же Netflix, - подчеркнул замминистра. - По вопросам к государству. Мы столкнулись с тем, что есть много недовольных: вы не так делаете, вы нас не слушаете. А еще мы все время слышим: «Скажите нам, как это должно быть, как государство это будет делать». По моему мнению, такой подход несвоевремен. Как уже сказала Виктория, должен быть качественный диалог. Именно для того создан Офис по разработке гуманитарной политики - чтобы привлечь всех, кто хочет что-то предложить. Все наработки Виктория передает в министерство, их очень много, и мы все просматриваем».
«Для диалога есть много форматов - например, ассоциации и объединения, которые могут выражать мнение индустрии. Ведь она немонолитна, но важно, чтобы сначала проводились дискуссии внутри, нарабатывались совместные решения и дальше уже выносились для обсуждения. Сейчас, к сожалению, это происходит не так: кто первый добежал, кто с кем знаком, тот и продвигает свои идеи. Это возможно, однако на самом деле неправильно и неэффективно. Все должны понимать, что, создавая общее, надо где-то уступать личному», - отметил Максимчук и перешел к еще одному важному вопросу - введению единого электронного билета.
«Это важная инициатива, которая придаст прозрачности на рынке, позволит государству видеть эффективность. Сейчас систематизированных данных нет, потому делать какие-то выводы невозможно. Отчеты создаются очень несистемно, там много субъективизма. Особенно когда поступает информация из регионов. А решения принимаются именно на основании этих данных, очень отличающихся от действительности. Единый электронный билет является тем инструментом, который позволит получать объективную онлайн-информацию о том, что происходит, каковы бокс-офисы, какие проблемы с росписью фильмов. Мы должны оперативно получать такую информацию, делать определенные выводы и менять формат. Роль министерства - формирование политики, то есть это очень большая аналитическая составляющая и модерационная история. Нам необходимо общаться внутри и понимать, какие проблемы есть и как их решаем. Госкино должно осуществлять политику, а вот формирование остается за министерством», - подытожил он.
В борьбе с пиратством Максимчук тоже предлагает объединить усилия. Например, после принятия закона о господдержке и введении ответственности за пиратство закрылись несколько ресурсов. Но он предлагает подходить более комплексно - влиять на рекламодателей, которые заказывают рекламу на пиратских сайтах и фактически финансируют кражу контента.
В это время Виктория Ярмощук переадресовала заместителю министра вопрос Людмилы Горделадзе по стратегии. А сама Горделадзе поинтересовалась, считает ли он, что в этом году завершился определенный этап украинского кино и должен начаться новый.
Анатолий Максимчук ответил, что кино является инструментом коммуникации и формирует уникальное культурное пространство, а также может использоваться как контрпропаганда в мире постправды.
«Мы должны с этим работать, развенчивать нарративы, создавать собственных героев, открывать страницы истории, во время русификации закрывавшиеся, чтобы стереть нашу идентичность. Есть очень много выдающихся личностей, о которых мало кто знает. Об этом следует говорить - и о современных героях, и о героях прошлого. Нужно переосмысливать прошлое, его сложные периоды, влияющие сейчас на общество и его разделяющие. Задача государства - формировать политическую нацию. Кино в этом смысле является очень мощным инструментом», - сообщил он.
Обосновывая, почему так важно развивать критическое мышление, Максимчук привел в качестве иллюстрации своих слов фильм «Ціна правди»: по его мнению, только правда может быть таблеткой против постправды. «Мы можем многое рассказывать в новостях, проводить миллионы мероприятий, но, если кино мощное, оно достучится до сердец», - подытожил Анатолий.
Юлия Синькевич вернула собравшихся к обсуждению более конкретных вещей, а именно к вопросу о едином электронном билете. Она поинтересовалась, наработаны ли уже какие-то конкретные шаги и что именно стоит сделать, чтобы все заработало.
Виктория ответила - единый электронный билет не является чем-то новым, что необходимо садиться и нарабатывать или придумывать. «Мы в общих чертах описали, как это должно быть, для чего электронный билет нужен государству. Потому, как нам кажется, оператором системы обязано быть Госкино, данные должны стекаться туда. Прописали, для чего это дистрибуторам, кинотеатрам и продюсерам. Следующий шаг - садиться всем вместе и составлять техническое задание. Насколько мне известно, у Анатолия это один из приоритетов», - поделилась она.
Еще один вопрос от модератора - это программное обеспечение, которым владеет государство, будут ли кинотеатры обязаны устанавливать его за определенную плату и как планируется имплементация?
Виктория призналась, что деталей пока не обсуждали, поэтому надо садиться и обсуждать такие моменты.
А вот Людмила Горделадзе видит только два возможных варианта: или присоединиться к системе - например, Rentrak, или же разработать собственную программу от имени государства и на тендере выбрать лучшего исполнителя. А ТЗ, безусловно, следует разработать в министерстве, с привлечением Госкино.
Виктория же настаивает, что это должно быть отдельное программное обеспечение именно для Украины, ведь тогда оно, по ее мнению, будет стоить государству дешевле.
Когда перешли к вопросам из зала, член правления Союза кинотеатров Украины Александр Рудаков напомнил о существовании СКУ: «Относительно возможности объединения внутренней позиции в индустрии, наработок и дальнейшего предоставления информации органам государственного управления - на самом деле, существует такой орган. Мы уже два года успешно работаем над этим. К сожалению, при отсутствии преемственности власти и информации у вас нет понимания, что таковой существует и представляет интересы более 70% индустрии кинопроката».
Виктория Ярмощук отметила, что СКУ - общественная организация и она в курсе о ее существовании.
«Почему тогда этот вопрос возникает? Ввиду того, что вы говорите о разработке электронного билета. Где-то около четырех месяцев назад было разработано техническое задание силами крупнейших кинотеатральных сетей. После согласования Союзом кинотеатров Украины эти материалы направили в Госкино и другие структуры. Я так понимаю, вы о них ничего не знаете», - настаивал Рудаков.
Советник министра ответила, что, очевидно, Госкино не в курсе, как и Офис по разработке гуманитарной политики.
Людмила Горделадзе рассказала о существовании проекта постановления Кабмина, но это было весной. Состоялось обсуждение программы в Госкино - она ведомство не удовлетворила.
Рудаков все же напомнил - говорилось о том, чтобы к разработке программы были привлечены специалисты индустрии: «Дабы не получился продукт, который вы сами для себя разработали, а дальше силовыми методами довели до кинотеатров и начали взимать штрафы. Тема электронного билета - точнее, электронного отчета - должна определять, с какой периодичностью будут предоставляться данные. Нужна ли информация онлайн? Можно ли так, как мы предоставляем дистрибуторам, - отправлять ее раз в день? Что вы собираетесь с этой информацией делать? Где будете ее хранить и как обрабатывать? Как обезопаситься от утечки информации? Нами такие моменты уже были проработаны, а вы сейчас пытаетесь изобрести велосипед. Подключайте кинотеатры. И повторюсь, есть такой орган, представляющий более 70% участников рынка».
Виктория Ярмощук напомнила, что речь идет об описании механизма для Минкульта, которое не является техническим заданием.
Однако представителя СКУ это не слишком успокоило:
«Но вы уже составили определенную модель, сидя на той стороне и не понимая специфики. Каждый раз я слышу - это не представляет никакой угрозы, это не то, что вы думаете, все будет по-другому обустроено. На самом деле все будет работать именно так, если установят штрафные санкции за несвоевременное предоставление информации. Представьте: выключили свет или эвакуация, которая проходила у нас 27 раз в одном торговом центре за четыре месяца. Не предоставлена информация - завтра приходят какие-то структуры и применяют штрафные санкции. Я готов предложить свою экспертную помощь, ведь мы все вместе должны выстроить парадигму процесса. А не вы сейчас даете указание, приходите к нам, и мы говорим, что это ерунда».
Анатолий Максимчук предложил снизить градус напряжения в отношении государства и вновь призвал к диалогу:
«Вы видите какого-то врага или угрозу. Нет такой угрозы. И мы понимаем - силовой вариант внедрения чего-либо не будет эффективным и не создаст позитивов для отрасли. Потому я бы вас просто просил менее агрессивно реагировать. Ни от меня, ни от Виктории вы не услышали, что у нас есть конкретная задача, которую мы будем кому-то насаждать. Все же давайте вести конструктивный диалог. Мы сказали: это важно и это должно быть, но не сказали, как именно. А вы уже так агрессивно реагируете. Безусловно, должны быть наработки. Я вам дам свои контакты, мы сядем и выработаем общее решение. И интересы государства, которые должны быть удовлетворены, - это прозрачность отрасли. Мы хотим сделать систему такой, чтобы она анализировала эффективность государственной поддержки - не мы собирали информацию, а она поступала автоматически. Относительно вопроса безопасности. Это действительно важно, и должны быть предохранители от антиконкурентных вещей. Мы это осознаем. Я очень молодой заместитель министра, до сих пор работал в индустрии и понимаю то, о чем вы говорите, потому у нас нет задачи кого-то через колено перегибать. Мы хотим диалога».
Юлия Синькевич дополнительно прокомментировала потребность в статистике. Запущен ресурс Dzyga MDB, и собирать бокс-офисы всегда приходится в ручном режиме. Эта информация не подтверждена, потому автоматизированная система всех устроит.
Следующий вопрос модератора касался важных законодательных изменений. Например, будет ли до конца года проголосовано вступление в Eurimage? Есть ли какие-то другие нормативные акты или изменения, которые необходимо внести?
Заместитель министра рассказал - в этот же день должно состояться заседание Комитета по европейской интеграции, где рассмотрят законопроект, внесенный на прошлой неделе президентом в парламент. Максимчук надеется, что вопрос урегулируют до конца года. Остается еще одна сессионная неделя, там очень много законопроектов, и в министерстве планируют сделать все, чтобы Eurimages был проголосован.
Виктория Ярмощук не стала перечислять все законопроекты, а касательно изменений в Законе о кинематографии ответила - это тоже не совсем к ней: «Все наработки, которые мы делали в Офисе, должны сформулировать проблему, важность ее решения для государства и определить органы, принимающие решения. Следующий шаг - юристы берут документ и смотрят, какие законодательные акты надо создать или изменить, чтобы это заработало. Государство сейчас должно создать для индустрии условия развития - то есть не оказывать прямую поддержку, а разработать именно условия: например, законодательство, на льготных условиях позволяющее открывать кинотеатры в маленьких городах, или заинтересовать инвесторов, чтобы они вкладывали деньги в украинское кино. Вещи, не требующие от государства денег, а предусматривающие регулирование, которое поможет индустрии заработать. Это все, конечно, время».
Людмила Горделадзе озвучила важную для проката тему - необходимость пересмотра квот на украинское кино для проката:
«Сейчас 15%, и их невозможно выполнить, а в следующем году будет 30%. Я считаю, что надо взять европейский опыт, где есть поддержка тех, кто работает классно. И тогда пересмотреть подходы: не обязывать в 6 или 8 утра показывать кино, которое в такое время никому не нужно. А от тех положительных кассовых сборов, привлечения молодежи, ивентов с украинским кино при определенных условиях можно премировать кинотеатры. На это, на мой взгляд, в Госкино найдется какая-то копеечка. Об этом надо подумать на государственном уровне».
Анатолию же вопрос представляется более проблемным:
«Здесь важно понимать, какой иностранный опыт мы хотим взять. Ведь почти все страны Европы защищают собственное культурное и информационное пространство, частью которого является кино. Даже в той же Франции, имеющей гораздо более мощную индустрию, есть квоты».
С этим не согласился член Совета по господдержке кинематографии Андрей Халпахчи и прямо из зала ответил, что уже два года как нет такой практики.
Заместитель министра спорить не стал: возможно, у него устаревшая информация, однако длительное время они запрещали ставить голливудские блокбастеры, когда идет премьера французского фильма. Но есть и другая проблема, по его мнению, - это небольшое количество качественного украинского кино. И опять-таки призвал к диалогу. К тому же важно, чтобы продюсеры перед подачей на господдержку проводили консультации с дистрибуторами - дабы не просто произвести фильм, а он дошел до зрителя.
«Что касается пересмотра квот. Это возможно объединить с темой электронного билета. Квоты должны быть, но какие, сколько и где - обсудим», - отметил Максимчук.
Совладелица сети кинотеатров «Премьера» Руслана Цупьяшук подняла вопрос о насыщенности рынка. Она рассказала, что во всех городах страны, где можно было бы открыть кинотеатры, они уже открыты.
«Предлагаю исследовать рынок, есть ли куда развиваться. Я переживаю, что эта программа развития кино в регионах задушит его. Мы вложили собственные средства, работаем на свой страх и риск и несем ответственность».
Кинодемонстраторы из небольшого города пожаловались, что страдают от мэра, который хочет закрыть кинотеатр. Они инвестируют собственные деньги, а местная власть начинает выдавливать их с рынка, потому они вынуждены просить поддержки у государства.
Также встал вопрос о пиратстве под протекцией власти: открывают залы, где транслируются фильмы без прокатных лицензий.
Анатолий Максимчук поинтересовался, какая мотивация у чиновников. Получение взяток? Каким образом государство может помочь на законодательном уровне? Следует конкретно определиться с законом, чтобы его не обходили, ведь обязать мэров заботиться о кинотеатрах - это не механизм решения.
Людмила Горделадзе напомнила, что закрывать пиратские кинотеатры должна полиция.
Продюсер Анна Паленчук тоже задала вопрос спикерам:
«Поскольку я значительную часть времени нахожусь в Канаде, то слышу, что происходит на североамериканском рынке, и могу сравнивать с тем, что происходит у нас. Большая часть кинотеатров там закрывается. В двухмиллионном Ванкувере, где я сейчас живу, есть только один кинотеатр в центре, да и он не в самом лучшем состоянии. В Америке вообще уже нет культуры ходить в торговые центры - люди все больше заказывают онлайн, потому они приходят в упадок. Нас это тоже ждет. Соответственно, следует такая тенденция: стрим-платформы, альтернативное телевидение. Сейчас создают много новых специализированных платформ. Возможно, Украине тоже надо ее сделать для альтернативной дистрибуции отечественных фильмов, особенно за границу. Потому как мы вот даже слышим, что новые кинотеатры не нужны. Может, их вместе с библиотеками открывать как мультикультурные заведения?»
Анатолий Максимчук в ответ напомнил, что государство не занимается созданием кинотеатров или их развитием. Его задача - условия, и это абсолютно рыночная история. Ведь когда есть потребность рынка - развиваются кинотеатры, если же нет - государство не должно «натыкать» кинотеатров по стране. Есть закон о поддержке кинематографии, есть закон о возмещении доли по кредитам, есть другие формы. Значит, рынок сам должен определять, нужно это или нет.
В отношении единой национальной платформы - по его словам, очень многие страны для защиты культурного пространства от глобальных компаний призывают местных игроков создавать платформы с локальным контентом. Если украинская кинотелевизионная индустрия может запустить такую платформу, то государство - нет. Его роль - создавать условия и помогать работать. Но появление платформы государство будет только приветствовать.
Виктория Ярмощук от себя добавила, что индустрия должна конкурировать с иностранным рынком и нельзя просто создать такую платформу и навязать ее украинскому зрителю. Главная проблема сейчас - контент. Сначала следует его набрать, а потом уже думать над созданием платформ.
В конце встречи модератор Юлия Синькевич снова вернулась к вопросу, что делать небольшим городам, где нет кинотеатра или даже подключения к интернету. Каким образом зритель может увидеть кино? Но пожалуй, все уже посчитали этот вопрос исчерпанным.
Кинодемонстраторы также отметили, что рассчитывали на определенную поддержку от Минобразования во время проката украинского кино, которое связано с произведениями из школьной программы, - например, «Захар Беркут». Всем педагогам были направлены рекомендательные письма от министерства, однако они не слишком заинтересованы в том, чтобы школьники шли в кино по льготным билетам. Поэтому у заместителя министра просили совета, как можно влиять на педагогов.
Свой вопрос задает спикерам представитель кинотеатра PREMIER CITY в Луцке Сергей Антоновский
Анатолий Максимчук ответил, что ни одно министерство в стране не является самодостаточным. Во многих направлениях приходится очень активно сотрудничать с другими министерствами, особенно с Минобразования. Заставить кого-то что-то делать - не выход. Надо, по его мнению, проводить разъяснительную коммуникационную работу и понять, почему они этого не делают.
«Вопрос не в письмах. Письма не работают. Диалог! Надо вести диалог», - пожалуй уже в десятый раз призвал замминистра. На том дискуссию и закончили. Однако не все ответы можно было считать исчерпывающими.
По завершении мероприятия мы обратились к Виктории Ярмощук с вопросом о временных границах по внедрению системы единого электронного билета. Она напомнила: министр Владимир Бородянский на последней пресс-конференции озвучивал, что все должно стартовать до сентября следующего года. Как только министерство начнет работу, подтянется и индустрия, ведь здесь, по ее словам, не имеет смысла изобретать велосипед.
Анатолий Максимчук добавил: «С коллегами, которые подняли сейчас эти вопросы, мы уже договорились о встрече. В идеале - прийти к какому-то решению до конца года, выбрать ключевые направления и дальше уже дорабатывать. Техническое задание, конечно, нужно на вчера. Но в первые два месяца следующего года оно должно быть сформировано».
Так что кризиса во время дискуссии не нашли, индустрия наконец максимально приблизилась к внедрению единого электронного билета, власть проявляет открытость к диалогу, однако надеется, что индустрия сама определит проблемы и пути их решения, а маленькие города пока еще поживут без новых залов.