С 27 по 29 июня в Будапеште проходил новый индустриальный ивент – рынок ТВ-контента Content Budapest, организованный международным брендом С21 Media с привлечением украинской компании Media Resources Management. Событие отметилось рядом интересных индустриальных дискуссий, презентаций и питчингов, в полной мере соответствовавших его лозунгу – «Действуй локально, думай глобально» (Act local, think global), – интегрируя специфику индустрий стран Центральной и Восточной Европы (региона CEE) в мировой контекст.
Серию материалов с Content Budapest мы начинаем общим обзором State of the CEE nation, который при модерировании редакционного директора С21 Media Эда Уоллера (Ed Waller) сделали CEO FILM.UA Group Виктория Ярмощук (Украина), продюсер и режиссер, основатель и СЕО Apple Film Production Дариуш Яблонский (Dariusz Jablonski, Польша) и Акош Эрдош (Akos Erdos), CEO Paprika Studios – единственного продакшена региона CEE, имеющего представительства в десяти странах (главное базирование – Венгрия).
Эд Уоллер начал дискуссию вопросом о влиянии на индустрию CEE глобальных стримеров, в последние годы активно входящих в регион. Первым слово взял Акош Эрдош, сразу указав, что он «в вызовах всегда видит возможности». И расшифровал, что имел в виду: сейчас самый главный вызов – это общее урезание бюджетов крупных стримеров, непосредственно влияющее на активность производства их проектов в регионе CEE, которое в последние годы значительно увеличилось. «Но в это время турбулентности – включая забастовку сценаристов в США – у производителей CEE появляются возможности, чтобы принести стримерам собственные проекты. У нас есть сценаристы, которые еще не сформировали свои гильдии и способны создавать прекрасный контент», – добавил Акош.
Виктория Ярмощук поддержала оптимистичность и «возможностеориентированность» Эрдоша, однако отметила, что ситуация со стримерами в Украине существенно отличается от положения вещей в той же Венгрии или Польше: «Глобальные стримеры вообще не производили в Украине, так что пока это не имеет эффекта на наш продакшен-рынок. Но тот факт, что они заходят в Восточную Европу, включая Украину, несет нам пользу: если раньше мощные проекты могли выходить только на линейном ТВ или на локальных стриминг-платформах, теперь многие крутые украинские проекты присутствуют на Netflix и некоторых других стримерах. А это, в свою очередь, позволяет миру больше узнать о нас». Также Виктория рассказала, что до начала полномасштабной российской агрессии украинские сервис-компании были очень мощными, но многие из них вынуждены прекратить работу. «И это негативное влияние также ощутили сервисы из других стран – в частности, из Румынии, Польши», – подчеркнула она.
В контексте влияния стримеров на регион очень интересным оказался опыт Дариуша Яблонского в отношении Польши – крупнейшей страны Центрально-Восточной Европы после Украины и региональной «базы» Netflix. Вот что он рассказал о плюсах и минусах активного присутствия глобальных игроков в стране: «Стримеры очень повлияли на Польшу. Благодаря инвестициям Netflix у нас случился бум производства, а сейчас заходят и другие платформы: Amazon, Disney, недавно – Sky Showtime. Это фантастика! Но вот что я хочу сказать как президент Польской киноакадемии: при всей этой активности польская креативность все еще не раскрыта в полной мере. Поскольку приходят корпорации – и хотят, чтобы мы четко придерживались их требований и представлений о нашем рынке. Я считаю, мы более развиты, у нас сильные кинематографические традиции, большой креативный потенциал, но нам все еще не доверяют достаточно. В течение пяти лет в Польше действует система кеш-рибейтов (с 2019 года при выполнении определенных условий заграничные контент-производители могут рассчитывать на возмещение 30% затрат. – MBR), и чем больше вы привлекаете креативный потенциал польских авторов, тем выше ваши шансы получить возврат. И это очень важно. Недавно моя компания завершила самый большой за всю историю Польши сервис-проект для американцев – это был фильм In the Lost Lands режиссера Пола Андерсона (вместе с Андерсоном сценаристом фэнтези-проекта по своей новелле стал Джордж Р. Р. Мартин, а главные роли сыграли Милла Йовович и Дэйв Батиста. – MBR). Участие Польши здесь было очень большим – и именно таким я хочу его видеть».
Слева направо: Акош Эрдош, Виктория Ярмощук, Дариуш Яблонский, Эд Уоллер
Отдельно Дариуш осветил аспект кадрового дефицита съемочных команд и общего удорожания производства: «Можно даже сказать, что большие инвестиции от стримеров в производство в определенной степени нанесли ущерб польскому рынку: из-за того что они с легкостью платили техническим командам очень высокие гонорары – такие, которые я, продюсер авторских фильмов, платить не могу. И это вызывает проблемы для польского авторского кино в копродкции с европейскими странами, потому что мы не можем покрывать такие же бюджеты. В целом бюджеты фильмов выросли в последнее время примерно на 40%. То есть приход стримеров имеет как хорошую, так и плохую стороны. Но я надеюсь, что впоследствии платформы все же имплементируются в общую систему».
Мысль Яблонского продолжила Ярмощук, акцентировав другой аспект – отсутствие настоящего равноправного диалога между мировыми и локальными игроками. «Стримеры хотят производить локальный контент для локальной аудитории, порой не очень понимая специфику этой локальности, – пояснила она. – Например, что я вижу в Польше: платформы заказывают тот же тип контента, что вы можете видеть и на линейном ТВ, но какой в этом смысл? Поэтому я думаю, что стримерам нужно больше диалога с локальными продюсерами, и это в конечном итоге пойдет на пользу как аудитории, так и самим стримерам».
Акош Эрдош как представитель компании, активно работающей на разных центрально- и восточноевропейских рынках, провел своеобразный сравнительный анализ влияния стримеров на индустрию больших и меньших стран региона, придя к интересным выводам: «Да, в последние годы стримеры были очень активны в Польше. В то же время наша компания очень активна в разных странах: в частности, в Румынии, тоже достаточно большом рынке, также в Чехии – и там мы видим совсем другую картину. Стримеры приходят либо чтобы покупать, либо, возможно, с копродукционными проектами, однако там они даже близко не вкладываются в локальное производство так, как в Польше. Следовательно, я понимаю, что Дариуш подразумевает, когда говорит об определенном негативном влиянии, однако на примере меньших стран региона я скорее вижу вдохновляющий эффект от прихода стримеров».
По мнению СЕО Paprika Studios, вдохновляет это в том числе локальных бродкастеров, начинающих производить еще больше локального контента. К тому же, чтобы избежать упомянутой Ярмощук тенденции – когда линейное ТВ и стримеры предлагают одинаковый локальный контент, – традиционные бродкастеры становятся более открытыми к экспериментам и стремятся создавать для платформ продукты, отличающиеся от традиционного ТВ. А еще бродкастеры начали активно создавать собственные платформы. «Два года назад компания CME (Central European Media Enterprises) запустила в Чехии и Словакии SVoD-платформу Voyo, и на это их вдохновило понимание того, что нужно быть первыми – пока глобальные стримеры не зашли всей своей мощью в эти страны, – рассказывает Акош. – То же мы видим в Венгрии, где компания RTL в прошлом декабре запустила локальную платформу RTL+, на которую теперь можно продавать локальный контент. И на этих примерах мы можем видеть, как быстро присоединяется аудитория к локальному контенту. Еще один кейс: компания HBO прекратила все свое производство в регионе CEE, а через полгода все ее локальные ориджиналс подхватила компания Sky Showtime и в целом начала очень быстро заходить в регион. Резюмируя, могу сказать, что вообще для меньших стран CEE стримеры – это все-таки прежде всего возможности».
Дариуш Яблонский, несмотря на ранее высказанные предосторожности, в конце концов тоже признал, что в целом от прихода стримеров больше пользы, чем условного вреда. «Инвестиции в локальное производство поощряют других игроков рынка к конкуренции, а линейные бродкастеры становятся действительно голодными к контенту. Наша компания фокусируется на высококлассном сервисе, и, работая с глобальными стримерами, мы поднимаем собственный профессиональный уровень так, как не подняли бы его, работая только с локальными традиционными вещателями, потому что им это было бы неинтересно. То есть приход стримеров в целом оказывает очень положительное влияние на весь регион CEE. Да и, в конце концов, так или иначе, но традиционные бродкастеры однажды все равно станут стримерами», – резюмировал он. Финализируя тему, Виктория Ярмощук подчеркнула: «Подталкивание стримеров традиционного ТВ к экспериментам, к поискам чего-то нового имеет очень важное значение для нас как для производителей».
Переходя непосредственно к теме локального производства, Эд Уоллер спросил участников панели об их опыте копродукционного партнерства внутри региона. Но и здесь без влияния стримеров не обошлось.
«Они инвестировали так много и так быстро, что мы поняли, насколько маленькие наши индустрии против глобальных игроков, – рассказал Яблонский. – И мы начали искать копродакшен-партнеров – в частности, в Украине. Мы начали привлекать украинцев в наши съемочные команды, но сейчас это не так просто, учитывая, что мужчинам призывного возраста из-за войны достаточно сложно получить разрешение на выезд...» Но здесь вынуждена была вмешаться Виктория: «Они нам нужны в Украине». СЕО Apple Film Production не стал спорить: «Да, конечно. Но я верю, что в будущем копродукция между нашими государствами будет расти. Сейчас все смотрят на соседние страны в поисках человеческого ресурса – прежде всего технических специалистов».
Чтобы рассмотреть вопрос копродукции на конкретном кейсе, модератор дискуссии спросил Яблонского о проекте «Принципи задоволення» (The Pleasure Principle, 2019). Напомним, этот детективный сериал, режиссером которого стал Дариуш, был создан в трехсторонней копродукции Польши, Чехии и Украины: над производством работали украинская кинокомпания Star Media при поддержке Министерства культуры, Apple Film Production (Польша), Canal+ (Польша) и общественный вещатель Česká Televize (Чехия).
«Это был очень вдохновляющий опыт в творческом контексте. Как режиссер я ощутил разницу между чешской, польской и украинской съемочными командами, и это также очень увлекает и вдохновляет», – признался Дариуш. Он подчеркнул, что такая копродукция является очень привлекательной моделью сотрудничества: во-первых, потому, что странам одного региона проще найти общие истории. А во-вторых, недавно появилась еще одна мотивация для творческого единения – поддержка Eurimages: Яблонский акцентировал, что теперь копродукционный фонд распространяется также на сериалы и можно рассчитывать на 15–20% бюджета.
«Я занимаюсь копродукцией с 2011 года и был первым в регионе, кто начал это делать в сериалах, – рассказал он. – Проблема такой модели – смешанный каст: поскольку мы не знаем актеров друг друга. Польская аудитория может сказать: «ОК, этого мы видели, а кто остальные двое?..» Но мало-помалу это меняется. Так, польская аудитория «Принципів задоволення» в итоге была в полном восторге от актеров из Чехии и Украины, которых она раньше никогда не видела. Я даже слышал что-то вроде «О, они даже лучше наших. Фантастически!» – и эти актеры стали звездами в нашей стране. Именно таким образом – копродукция за копродукцией – прокладывается путь». Дариуш также рассказал, что его «украинские партнеры имеют сериальную копродукцию с Хорватией – и уже производят второй сезон». Яблонский не уточнил ни название проекта, ни компанию-партнера, и исходя из заявленных данных можно предположить, что речь идет о сериале «Зломовчання», который Star Media снимала с хорватской компанией Drugi plan.
Также Дариуш акцентировал, что проект «Принципи задоволення» принес успех и дистрибутору: «Немецкая компания BETA Film тогда впервые взяла наш сериал на продажу и заработала на этом много денег: они продали этот проект по всей Европе. А сейчас BETA Film является партнером нашего следующего проекта. Дверь открыта – и мы это чувствуем. Поймите меня правильно: я не рад, что у стримеров сейчас стало меньше денег. Однако вспоминаю, как три года назад говорил с руководством Apple - встречались их ключевые десижен-мейкеры с нами, представителями European Producers Club (самая влиятельная ассоциация европейских продюсеров, существующая уже четверть века, одним из вице-президентов которой является Дариуш Яблонский. – MBR). Я тогда спросил: «А как насчет копродукции?» И услышал в ответ: «Дариуш, но мы же Apple…» А сейчас они говорят: «Копродукция? Почему бы и нет!» И мы, европейцы, можем их этому научить».
Далее копродакшен-опытом FILM.UA Group поделилась Виктория Ярмощук, подчеркнув, что компания открыла для себя этот путь много лет назад, но «если раньше это были скорее отдельные кейсы, то сейчас копродукция – не просто опция, а необходимость». В качестве примера мощного копродукционного проекта времен полномасштабной войны Виктория привела шестисерийный проект «Ті, хто залишився» (Those Who Stayed), снятый в этом году FILM.UA в копродукции с Red Arrow Studios International (Германия) и тремя общественными бродкастерами из Норвегии (NRK), Швеции (SVT) и Финляндии (YLE).
«Это сериал о первых неделях полномасштабной войны, но он не о войне, а о том, как люди справлялись со своей жизнью на фоне войны. Это был прекрасный опыт, и сейчас, когда наши копродакшен-партнеры увидели результат, они счастливы», – отметила Виктория. Также она рассказала, что у FILM.UA в девелпоменте ряд копродукционных проектов: два документальных – в партнерстве с британскими компаниями, еще один – с канадской.
Ярмощук несколько удивила аудиторию неожиданным признанием о том, что Украине сейчас гораздо легче делать копродукцию с Западной Европой, чем с Восточной. «В течение года мы действительно очень старались зайти в копродукцию с Восточной Европой: обсуждаем два проекта с Польшей, имели тяжелый опыт попытки сделать копродукцию с Румынией, и до сих пор – ничего», – рассказала она. Впрочем, сразу добавила: «Но я уверена, что с Польшей все сложится. Однако в целом этот опыт показывает, что у Восточной Европы все еще много сложностей. Мое личное впечатление: сама культура копродукции – культура делать что-то вместе – в Западной Европе сильнее, чем в Восточной. Ментальность, культура восточноевропейских стран очень разная, и люди в самом деле колеблются относительно открытости возможности делать что-то вместе. К тому же каждая восточноевропейская страна в отдельности – это очень маленькая экономика. Поэтому, желая сделать что-то действительно высококачественное, дорогое, ты должен объединить усилия с другими странами. И однажды мы все придем к этому пониманию: надеюсь, раньше, а не позже».
В поддержку этого тезиса Акош Эрдош добавил: хотя сейчас действительно многие не готовы к компромиссам, требуемым копродукцией, «эти компромиссы необходимы, чтобы производить «больший» контент – более мощные истории высшей продакшен-стоимости».
Резюмируя тему копродукции, Дариуш Яблонский подчеркнул, что организаторы Content Budapest, британская компания С21 Media, очень многое сделали для популяризации копродукции как внутри CEE, так и в контексте промо региона для партнеров из Западной Европы. «Помню, как делал копродукцию с британцами в 2011-м, и тогда сама идея о том, что польский актер может сыграть главную роль в проекте ВВС, казалась едва ли не бредом, – вспомнил он. – Но мир изменился, и мы должны соответственно менять мировоззрение десижен-мейкеров, преодолеть вот этот американский взгляд, что «невозможно делать шоу с девятью продюсерами». Я делал фильмы с девятью копродюсерами из разных стран – и у нас все получилось. Это возможности, которые стримеры, по моему мнению, до сих пор не замечают».
Ярмощук добавила, что, заходя на новую территорию, стримеры всегда идут одним и тем же путем: начинают с закупки – прежде всего для локальных территорий, далее – для региона. По мнению Виктории, восточноевропейскому контенту нужно пройти все эти стадии так же, как это уже сделала Польша, которая теперь уже и производит контент вместе со стримерами, и в то же время обладает мощностями для копродукции. «Когда на рынке есть деньги, это, собственно, развивает сам рынок как таковой», – резюмировала СЕО FILM.UA Group.
В контексте развития рынка CEE в целом Эд Уоллер логически вспомнил опыт «географически-индустриального» контент-единения скандинавских стран в рамках инициативы Nordic12 и спросил, видят ли спикеры перспективы подобного объединения для стран Центральной и Восточной Европы.
В ответ Яблонский вспомнил, как когда-то именно в Будапеште была начата инициатива создания центральноевропейского фонда, что способствовал бы партнерству между Венгрией, Словакией, Чехией и т. д. Но не сложилось. «Многие были заинтересованы, однако мы так и не преуспели. Наверное, это было слишком рано, – рассказал он. – Но я думаю, что не стоит сдаваться: сейчас самое время – и мы должны это сделать. Объединение необходимо для общего продвижения: у нас есть отличный контент, мощный потенциал, но у нас нет хорошего промо. И скандинавская модель показала, как можно решить эту проблему, – так почему бы не воспользоваться этим решением».
Резюмировала тему – и дискуссию в целом – Виктория Ярмощук: «Это на самом деле очень-очень важно, и мы говорим об этом уже годами. И сейчас, когда Восточная Европа стремится быть отдельным игроком на международном рынке, объединяться нам просто необходимо».