В рамках Международного фестиваля зрительского кино «Миколайчук OPEN», победителями которого стали ленты «Чорнобиль 22» Алексея Радинского (Национальный короткометражный конкурс), «Хто ти, Філіпе?» Михала Квечинского (Международный полнометражный конкурс), «Мой сосед Адольф» Леона Прудовского (Специальный приз международного конкурса) и «Річниця» Анны Гончаровой (грант от Южно-шведской кинокомиссии), проходили не только показы и обсуждения уже завершенных фильмов – организаторы также уделили внимание и будущему украинского кино. Одним из мероприятий индустриальной программы стала презентация под названием «Украинское кино, которое мы будем смотреть завтра»: на ней были показаны трейлеры, тизеры и эксклюзивные материалы национальных фильмов, которые зритель теоретически сможет увидеть в конце 2023 или 2024 года.
«Многие украинские фильмы сейчас находятся на разных этапах производства, и сегодня мы их представим. Будут показаны трейлеры или фрагменты лент, пока не являющихся официальными», – объяснил генпродюсер «Миколайчук OPEN» Алексей Гладушевский, презентовавший большинство картин лично.
«Дім за склом» («Директорія кіно», «Сучасне українське кіно»)
Режиссер: Тарас Дронь.
Продюсеры: Игорь Савиченко, Валерия Сочивец, Дмитрий Кожема, Тарас Дронь.
Сценарий: Тарас Дронь, Якуб Присак.
В ролях: Ирма Витовская, Дарья Федина, Ирина Веренич-Островская.
Кинопроект стал одним из победителей Четырнадцатого конкурса Госкино. Общий бюджет – 25 млн грн, из которых 20 млн грн – господдержка.
Лента Тараса Дроня, трейлер которой был презентован, рассказывает об исчезновении молодой девушки в небольшом городке. Поиски ведет ее мама – деловая современная женщина. В ходе поиска появляется подозрение, что девушка занималась незаконным распространением наркотиков. Впрочем, мама готова на все, чтобы не разрушить свой комфортный мир. По данным Гладушевского, фильм, снятый в жанре детективного триллера, может выйти уже в конце этого года.
«БожеВільні» («Спільна перемога продакшн»)
Режиссер: Денис Тарасов.
Продюсеры: Тарас Босак, Валерия Иваненко.
Сценарий: Ксения Заставская.
В ролях: Константин Темляк, Ирма Витовская, Сергей Калантай, Остап Ступка, Виталий Салий, Андрей Мостренко, Павел Костицын, Сергей Кисель, Анастасия Пустовит, Роман Якимчук, Дмитрий Олейник, Евгений Черников, Олег Стефан, Артем Мартынишин, Олесь Кацион, Наталья Бабенко, Александр Пискунов, Анжелика Гирич, Олег Стальчук, Виктор Жданов.
Первый украинский игровой фильм, откровенно поднимающий тему карательной психиатрии в СССР, ранее был представлен на кинорынке Каннского кинофестиваля. А на презентации в рамках «Миколайчук OPEN» показали эксклюзивный пятиминутный трейлер, который до этого не демонстрировался публично (и вряд ли будет). Картина, ставшая для Дениса Тарасова полнометражным дебютом, уже завершена: выход планируется в 2024 году. Дистрибуцией занимается FILM.UA Distribution.
«Свято Хризантем» («Мейнстрім Пікчерз»)
Режиссер, сценарий: Семен Мозговой.
Продюсеры: Артем Колюбаев, Тарас Босак
В ролях: Анастасия Шевченко, Людмила Мозговая, Толу Омис, Софи Пашкуаль, Алина Паш, Игорь Аронов, Дмитрий Ярошенко, Роман Ясиновский, Андрей Палатный, Наталья Полонская, Ирина Полонская, Валерия Караман, Никита Скоморохов, Анатолий Чумаченко.
Проект был победителем Четырнадцатого конкурса Госкино с бюджетом 10 млн 900 тыс. грн. Объем государственной поддержки предполагал 100%-ное финансирование.
По словам Алексея Гладушевского, черно-белая футуристическая драма о ядерном взрыве и жизни в постапокалиптическом мире должна стать самым красивым фильмом украинского производства. «Свято Хризантем» начинался как короткий метр, а затем вырос до полнометражной ленты и сейчас находится на финальной стадии производства. Точной даты премьеры пока нет. На презентации был показан эксклюзивный семиминутный фрагмент.
«Завіса» («Віател»)
Режиссер, сценарий: Валерия Сочивец.
Продюсеры: Виктор Шевченко, Галина Криворчук.
Режиссерский дебют продюсера Валерии Сочивец находится на очень раннем этапе девелопмента. «Это эротическая драма, история о токсичных, абьюзивных, созависимых отношениях скрипачки и ее дирижера. Скрипачка пытается начать жизнь заново, – рассказала Валерия на презентации. – Почему жанр эротической драмы? Мне интересно через киноязык исследовать вопросы телесности. Мне кажется, что это не раскрыто в украинском кино. Также фильм должен играть роль сексуального образования, которого в Украине тоже нет».
23 февраля 2022 года Сочивец готовилась к питчингу Госкино. 24-го – была уверена, что ее мечта разрушена. Но сейчас снова подается на питчинги и воркшопы, чтобы собрать финансирование. Для фильма еще окончательно не утверждены даже исполнители главных ролей, поэтому на презентации было показано муд-видео, которое передает общее настроение и атмосферу будущей ленты.
«Мій юний принц» (Real Pictures)
Режиссер: Хачатур Василян.
Продюсеры: Регина Марьяновская-Давидзон, Алексей Гладушевский.
Сценарий: Хачатур Василян, Алексей Гладушевский.
В ролях: Петр Ниневский, Ахтем Сеитаблаев, Евгений Лесничий, Оксана Жданова, Анастасия Пустовит, Оксана Гребенюк, Павел Вишняков, Артемий Егоров, Андрей Максимов, Игорь Иванов (в будущем состав может измениться).
По результатам Семнадцатого конкурса Госкино картина должна была получить 20 млн грн поддержки из 25 млн грн общего бюджета. Впрочем, из-за полномасштабной войны Госкино деньги не выделило.
На презентации будущих украинских проектов Алексей Гладушевский не обошел стороной и свой продюсерский проект, отметив, что фильм до сих пор не сделан и когда будет завершен – неизвестно. «Это художественный триллер. Был скандал, разные радикальные организации препятствовали, но ничего отменить не смогли. Приостановить фильм смогла только война, но надеемся, что фильм все же выйдет, – признался продюсер. – Мы сейчас ищем копродюсеров за границей. Госкино подтверждает, что деньги будут когда-нибудь».
«Залізна сотня» («Вавилон'13»)
Режиссер, сценарий: Юлия Гонтарук.
Продюсеры: Юлия Гонтарук, Иванна Хицинская, Александра Братищенко, Улдис Секулис, Катарина Крначова, Игорь Савиченко.
Проект был победителем Восьмого конкурса Госкино (подавался от компании «Директорія кіно» с бюджетом 2,01 млн грн), получив поддержку в размере 1 млн 970 тыс. грн.
Главные герои документальной ленты Юлии Гонтарук демобилизовались в 2015–2018 годах, но в 2022-м были вынуждены снова пойти на войну. Именно поэтому история долгостроя (производство стартовало еще в 2016 году) продолжается до сих пор. По словам Гладушевского, Гонтарук постоянно на связи со своими героями и пытается доснять моменты из их жизни. Впрочем, есть вероятность, что фильм будет готов к концу этого года.
«Ведмідь» (Real Pictures)
Режиссеры: Валентин Шпаков, Евгений Туник.
Продюсеры: Алексей Гладушевский, Регина Марьяновская-Давидзон.
Сценарий: Алексей Гладушевский, Евгений Туник.
В рамках презентации был представлен еще один проект Алексея Гладушевского и его продакшена Real Pictures – документальная лента о волонтерах фестиваля «Миколайчук OPEN», снятая в прошлом году. Сейчас фильм находится на досъемках и этапе постпродакшена. По словам продюсера, проект питчинга Суспільного, но в последний момент договор не был подписан, и продакшен Гладушевского от денег отказался. Потому проект создается на собственные финансы.
«Анімама» (Esse Production House)
Режиссеры: Татьяна Дородницина, Андрей Литвиненко.
Продюсеры: Анна Блавут и Елена Яковицкая.
Сначала документальная картина (предыдущее название «Де собака заритий?») рассказывала о нескольких героях, чья деятельность сконцентрирована на спасении бездомных животных во время полномасштабной войны. Впрочем, в процессе производства авторы ленты решили сосредоточиться на одной героине – чемпионке по пауэрлифтингу, экоактивистке Анне Куркуриной. Фильм будет завершен в октябре 2023 года.
«Лимани» («Альбатрос Коммунікос»)
Режиссер, сценарий: Сергей Лысенко.
Продюсеры: Анна Капустина, Саша Кравченко.
Проект был одним из победителей Двенадцатого конкурса Госкино: поддержка составила 3 млн 631 тыс. 300 грн (100% от общей стоимости производства).
Документальный фильм рассказывает о многолетней борьбе за сохранение заповедной зоны национального природного парка «Тузловские лиманы». Сейчас лента демонстрируется в Европе, а когда доберется до украинских зрителей, пока неизвестно.
«Трішки чужа»
Режиссер: Светлана Лещинская.
Продюсер: Анна Капустина.
Эту ленту (предыдущее название – «Безкоштовні курси української мови») Светлана Лищинская начала снимать до полномасштабного вторжения, исследуя три поколения женщин своей семьи, потерявших национальную идентичность из-за империалистической политики и пропаганды СССР и России. После полномасштабного вторжения рф режиссер сняла другой документальный фильм – «Маріуполь. Реконструкція», в нем вместе с беженцами из Мариуполя пытаясь реконструировать этот город через воспоминания, личные архивы и фотографии, которые удалось сохранить после прохождения «фильтрационных» блокпостов. Теперь, вернувшись к предыдущему проекту, также снимавшемуся в Мариуполе, Светлана планирует продолжить «историю взаимоотношений с городом» и надеется завершить картину в свободном Мариуполе. В настоящее время проект готовится к участию в Leipzig.DOC.
«Queens of Joy» (Quatros Group)
Режиссер: Ольга Гибелинда.
Продюсеры: Иванна Хицинская.
Документальная лента рассказывает об участии украинского квир-сообщества в войне бок о бок с дискриминировавшим ее ранее обществом. Фильм находится в производстве и ищет зарубежных партнеров. Частично производство покрывают инвестиции украинских продюсеров, частично – программа ARTE Generation Ukraine (Франция), так что проект ищет третьего сопродюсера, чтобы покрыть расходы на постпродакшен.
Проект Ахтема Сеитаблаева
Последним был представлен проект Ахтема Сеитаблаева, пока не имеющий ни названия, ни трейлера. «Меня часто спрашивают, каким будет будущее украинского кино. Будущее точно есть, и оно с огромной географией и разнообразием жанров, – сказал режиссер. – Меня и моих собратьев вдохновляют люди, города, вся страна, о которой мы мало знаем». Так что следующий проект Сеитаблаева будет исследовать Черновцы. Речь идет о шести новеллах, которые будут снимать шесть режиссеров, все истории объединены темой Черновцов. Режиссер признался, что для него, крымского татарина, этот город во многом похож на родной Крым, в частности музыкальной, бытовой и человеческой традицией. В ходе презентации были продемонстрированы первые эскизы и раскадровки будущего проекта. Одним из референсов для фильма выступила картина «Полночь в Париже».