Сегодня вечером на телеканале ICTV2 состоится премьера документального цикла «Медіа на війні: Трансформація», исследующего изменения в медийном поле, вызванные полномасштабной войной. Проект производства FILM.UA Television состоит из десяти эпизодов, посвященных разным видам и направлениям медиа: телевидение, YouTube, социальные сети, военная журналистика, радио, иностранные СМИ и т. д. В каждом выпуске три героя или три редакции, объединенные одной темой, делятся своим опытом работы во время полномасштабного вторжения, рассуждают о личной и профессиональной трансформации, анализируют роль и место медиа в этой войне.
Новые реалии, в которых вместе со всей страной оказались украинские СМИ, – это не просто другие условия работы: изменились темы, герои, инструменты, месседжи, цели и язык медийного пространства. Медиа стали мощным оружием в информационной войне, одинаково эффективным как в руках опытных профессионалов, так и вчерашних новичков. «Украинцы как на фронте, так и в тылу героически сопротивляются, направляя все свои силы на победу. И украинские медиа находятся в авангарде этого сопротивления, одновременно формируя и отражая новые запросы общества. Так что, исследовав изменения в украинских медиа, можно понять, как изменилось украинское общество в целом», – говорит продюсер проекта Олеся Лукьяненко. Собственно об этой трансформации, а также работе над документальным циклом, продолжавшейся почти год, мы и поговорили накануне премьеры.
«Еще до полномасштабного вторжения, «в прошлой жизни», мы выиграли конкурс PITCH.UA с проектом о журналистах. Это должен был быть игровой сериал о работе ньюзрума и медиа в целом, которая раскрывается через расследование главного героя, – рассказывает Олеся. – Когда все началось, наверное, в марте 2022-го, с нами связались представители USAID и спросили, будем ли делать сериал: мол, мы хотим поддержать проекты, которые у нас уже победили. Первой моей реакцией было удивление: как сейчас можно думать об игровых сериалах? Но потом я поняла, что это должен быть документальный проект о медиа, поскольку мы переживаем самые масштабные изменения, происходящие здесь и сейчас, и, конечно, хотелось бы их зафиксировать. В общем, я предложила изменить формат проекта на документальный – тем более что грант PITCH.UA предусматривал только сценарные работы, а не полномасштабное производство сериала.
Задумывая этот проект, мы решили, что было бы хорошо показать разные виды и направления медиа, фокусируясь именно на трансформации. То есть задача – зафиксировать, какие изменения (на примере отдельных редакций, изданий, проектов или отдельных людей в медиа) произошли за время полномасштабного вторжения. Задача, конечно, непростая: в пределах достаточно маленького проекта – 10 серий по 15 минут – со скромным бюджетом сделать общий очерк огромной трансформации. Поэтому наш ход в выборе героев и тем во многом субъективен и определенным образом ограничен, сформирован возможностями, которые у нас были во время войны».
Ход, о котором говорит продюсер, заключается в выборе тем и видов медиа, трансформировавшихся, по мнению авторов, больше всего. В первые дни полномасштабного вторжения многие редакции перешли на круглосуточное вещание, журналисты поселились в редакциях, не понимая, когда смогут вернуться домой. Многие медийщики, не имевшие военного опыта, отправились на фронт или стали фиксерами, помогая иностранным журналистам освещать войну в Украине. В некоторые редакции фронт «пришел» сам, кто-то оказался в оккупации, но продолжал работать. Стремительно возросла социальная роль медиа: ярые конкуренты начали объединяться, популярные блогеры переформатировали свой контент к потребностям войны, начали волонтерить. Взлетел украинский YouTube и украинские подкасты, медийщики почувствовали острый запрос на украинский контент на украинском и смогли быстро перестроить работу, чтобы ему соответствовать. Каждое из этих изменений становилось темой проекта «Медіа на війні: Трансформація».
«В документальном цикле более 30 героев, и, конечно, нам не удалось снять абсолютно все, что планировалось, ведь некоторые съемки не смогли состояться физически, – признается Лукьяненко. – Например, герои, с которыми хотелось записать интервью, пошли воевать, или с ними, как в случае военных корреспондентов, было трудно связаться из-за постоянных командировок. Не всегда удавалось получить согласие на съемки от крупных международных СМИ, работающих в Украине, даже если их представители на местах соглашались с нами говорить. Иногда срывались съемки за границей, иногда герои отказывались в последний момент из-за огромного количества работы. Но в целом все, что мы себе наметили, выполнено. И даже если герои менялись, замена была абсолютно релевантной, так как происходила по тому же принципу: мы выбирали тех, с кем, по нашему мнению, произошли самые большие трансформации».
Коротко о каждом эпизоде.
Первый рассказывает о трансформации телевидения на примере марафона «Єдині новини», непрерывно, в режиме 24/7 продолжающегося в эфире крупнейших телеканалов страны с первых дней полномасштабной войны. Как украинские вещатели, забыв о конкуренции, объединили усилия для поддержки граждан и донесения правды о событиях в стране, какие правила работы в условиях войны выработали и что происходит за кадром марафона, рассказывают ведущие, журналисты и продюсеры с «1+1», ICTV и общественного канала «Перший»: Соломия Витвицкая, Наталия Нагорная, Вадим Карпьяк, Оксана Дыхнич, Евгений Агарков, Андрей Дихтяренко.
«В первые недели полномасштабной войны ощущалась просто физическая потребность в информации – знать, что происходит в стране, что происходит рядом, – комментирует Олеся. – Это были очень страшные времена, и именно тогда началось круглосуточное вещание марафона «Єдині новини». Думаю, он не просто информировал, но и психологически спасал многих людей, показывая, что страна держится и сопротивляется оккупантам».
Второй эпизод посвящен контентмейкерам, работающим в украинском сегменте YouTube. Полномасштабная война стала определяющей точкой для развития этого сегмента, ведь аудитория, ранее рассеянная между множеством каналов (в том числе российских или украинских русскоязычных, ориентированных на просмотры из постсоветских стран), ощутила потребность в украиноязычном контенте из Украины, вызвав стремительный рост отечественных каналов. В то же время большинство контентмейкеров изменили тематики и форматы работы, поддерживая информационный фронт и помогая аудитории пережить войну. К примеру, спортивный журналист Роман Бебех («Бомбардир»), ранее сфокусированный на футболе, теперь рассказывает об украинских военных, Евгений Синельников («УкрЮтюбПроєкт») – исследует трансформации в стране, а стримы «Телебачення Торонто» уже стали классическим примером спасения психики зрителей с помощью юмора.
«После полномасштабного вторжения многие блогеры, имевшие огромные аудитории, перешли на украинский – и не потеряли популярность. Или начали делать контент, связанный с войной, и собирают огромную аудиторию. То есть почувствовали запрос и наилучшим образом ему отвечают, – добавляет продюсер. – Или же канал «Телебачення Торонто», который в первые недели большой войны – самые трудные, когда мы впервые узнавали о массовых убийствах, большом количестве жертв, – выходил с вечерними стримами, в которых сохранял свой фирменный юмор. И многих, даже моих друзей и коллег, это действительно спасало благодаря подаче. Говоря в нашем фильме об изменениях, Макс Щербина отметил интересную вещь: «До полномасштабного вторжения авторы «Телебачення Торонто» избегали темы россии, считая, что она не заслуживает, чтобы о ней говорили в выпусках, а после вторжения о чем еще говорить, как не о проклятой россии».
Эпизод о медиа, работающих в аудиоформате, не просто так получил название «Второе дыхание», ведь после начала полномасштабной войны, когда исчезали связь и электроэнергия, а люди прятались в подвалах или стояли в длиннющих пробках, именно радио было чуть ли не единственным источником информации. Чуть позже к борьбе на информационном аудиофронте присоединились подкасты, теперь отвечающие на запрос украинцев по поиску своей идентичности и помогающие отрефлексировать сложные вопросы. Отдельное место в этом перечне занимает «Поплава», которая, не являясь подкастом (по сути это аудиострим в твиттере), была признана лучшим украинским подкастом прошлого года, так как выполняла сверхважную миссию объяснять, что происходит на фронте.
«Одна из наших героинь – ведущая «Радио NV» Алла Кошляк – рассказывала о знакомых в оккупации, находившихся несколько недель в подвале, – рассказывает Олеся Лукьяненко. – Каким-то образом им удалось собрать радиоприемник, и это был единственный источник получения информации на тот момент. Другая интересная вещь – с подкастами: как заметил руководитель направления «Аудио» в The Ukrainians, в первые дни войны никто не слушал подкасты, поскольку это было просто опасно (людям приходилось прислушиваться, что происходит вокруг). Но после нескольких месяцев паузы украинцы не просто начали слушать подкасты – в топы, где раньше было засилье российского продукта, взлетели именно украинские и украиноязычные проекты».
Если большинство российских блогеров, имевших большую аудиторию онлайн, с начала полномасштабной войны решили просто молчать, то большинство украинских селебрити используют соцсети для борьбы на разных фронтах. Герои следующего эпизода – телеведущая Катерина Осадчая, инфлюэнсер Игорь Лаченков и скелетонист Владислав Гераскевич, деятельность которых во время войны является идеальным примером такого использования соцсетей. Первая с помощью них ищет пропавших украинцев (что позднее переросло и в телепроект «Знайти своїх» на «1+1»), второй создал очень популярный телеграм-канал (более миллиона подписчиков), в котором публикует проверенные новости и собирает миллионы на армию, а третий активно борется с присутствием российских спортсменов на международных соревнованиях и руководит собственным благотворительным фондом.
Если работа инфлюэнсеров, блогеров или тех же телевизионщиков находится максимально на виду, то украинские фиксеры – это невидимый, но не менее важный фронт. Эти люди не просто помогают иностранным журналистам с организацией съемок, транспортом или переводом, но и косвенно влияют на их материалы, объясняя контекст, находя героев, формируя неискаженное видение Украины. Герои эпизода – режиссер-документалист Андрей Литвиненко, редактор харьковского издания Gwara Media Сергей Прокопенко и переводчица Анна Кириенко – рассказывают о своем опыте, смертельно опасных вызовах и навыках, необходимых для этой работы.
«Работая над эпизодом о фиксерах, мы обнаружили, что для многих иностранных военкоров наша война – это просто легкий способ заработать или получить определенные профессиональные дивиденды. Поэтому им нужно так называемое военное порно, плачущие люди, жертвы изнасилования и т. д. А для украинцев это война, пришедшая в наш дом. И именно те, кто понимает, сколь важно правильно показать, что здесь происходит (хотя бы потому, что западные партнеры дают нам оружие), пошли работать фиксерами. Это, кстати, одно из объяснений, почему мы с первых дней вторжения выигрывали информационную войну» – рассуждает продюсер.
В эпизоде о фиксерах зрители многое узнают о зарубежных военкорах (ведь именно с ними обычно работают фиксеры), а следующий, перекликаясь с ним, рассказывает о работе в Украине «гражданских» иностранных журналистов. По каким стандартам работают редакции международных изданий и как за восемь лет трансформировался образ Украины и российско-украинской войны в западных СМИ, рассказывают глава украинского бюро The New York Times Эндрю Крамер (США), корреспондент-фрилансер Фрэнсис Фаррелл (Австралия) и журналист MilanoToday Массимилиано Мелло (Италия).
Говоря о трансформации телевидения, авторы документального цикла уделили внимание и региональным каналам, превратившимся для местных громад из трансляторов локальных новостей в источник жизненно важной информации и инструмент координации неотложных потребностей. Журналисты региональных СМИ первыми попадают на места ракетных ударов, лучше знают особенности своего региона и делят с аудиторией опыт проживания военных событий. Некоторые из них работали в оккупации, превратив в телестудию подвал собственного дома, кто-то трансформировал развлекательный проект в шоу, собирающее деньги на помощь армии... Конечно, охватить все регионы страны в коротком эпизоде невозможно, поэтому проект сосредоточился на трех редакциях: ТРК «Тростянець» (Сумская область), телеканале «МАРТ» (Николаев) и ТРК «Перший Західний» (Львов) – как примере работы региональных медиа в условиях оккупации, близости к фронту и в тылу.
Конечно, проект о медиа во время войны не может обойтись без военных корреспондентов, работа которых наиболее опасна и иногда просто бесценна. Собственно, этой работе посвящен отдельный эпизод. Какими знаниями нужно обладать, чтобы сделать качественный репортаж с фронта, сохранив собственную жизнь и не мешая военным, чем российско-украинская война отличается от других войн и почему журналисты выбирают именно это направление, рассказывают Марьян Кушнир («Радіо Свобода»), Евгения Подобная («Суспільне») и Станислав Козлюк («Бабель»).
Предпоследний эпизод документального цикла исследует работу украинских журналистов за рубежом: как они противостоят российской пропаганде, которая все еще держит позиции в некоторых странах, и насколько эффективна эта борьба.
«Очень отличается восприятие Украины и нашей войны западными журналистами, работающими в Украине, и обычными людьми из их стран, – говорит Олеся. – Хороший пример с Италией: в эпизоде об иностранных журналистах итальянец Массимилиано Мелло совершенно адекватно оценивает события, но в то же время его соотечественники массово верят российской пропаганде, которой в Италии очень много. Нам посчастливилось найти очень интересную героиню, журналистку Кристину Суворину, живущую в Италии несколько лет и работающую на тамошнем информационном фронте: она ходит на телеэфиры, участвует в итальянских ток-шоу, где другие участники, наслушавшись российской пропаганды, рассказывают дикие вещи (например, что «Азовсталь» – это постановка). Она очень последовательно доказывает обратное, используя фактаж, аналитику, приводя примеры – пытается переломить (и, я думаю, успешно) эту точку зрения. Кристина рассказывает, что в Италии есть журналисты, отказывающиеся от эфиров, где их оппонентами будут адепты российской пропаганды. Она делает наоборот: ходит на эфиры, объясняет, доказывает – и в этом видит свою миссию. Второй интересный пример (также герои этого эпизода) – польское издание Symvol, где работают поляки и украинцы. Казалось бы, Польша, которая нам больше всех помогает и лучше всех понимает, ведь обе страны настрадались от россии за много лет. Но даже там многие не разделяли украинцев и россиян, думая, что мы одна нация, и не интересовались войной, которая продолжается с 2014-го.
Во многих наших эпизодах звучит мнение, что с начала агрессии рф против Украины мы проиграли информационную войну. Восемь лет нарративы россии действительно были распространены во всем мире, и мы не смогли это переломить, хотя многие журналисты над этим работали. Но теперь, с самого начала полномасштабного вторжения, украинцы информационную войну выигрывают – мы очень активны и сильны именно на информационном фронте».
Последний эпизод, еще находящийся в работе, посвящен журналистским расследованиям. К сожалению, россияне ежедневно совершают сотни преступлений на территории Украины: массированные обстрелы, пытки гражданских, депортация детей. И даже при активном сотрудничестве украинских прокуроров с иностранными коллегами могут пройти годы, прежде чем обвиняемые в геноциде украинцев предстанут перед судом, поэтому к расследованиям активно приобщаются журналисты. Герои эпизода – независимые расследователи, которые до полномасштабной войны специализировались на темах коррупции, бизнес-разведке или объяснительной журналистике, а сегодня помогают деанонимизировать военных преступников, собирают доказательства их деятельности и опровергают фейки российской пропаганды.
«Во время войны медиа стали гораздо ответственнее, гораздо взрослее и сознательнее: даже западные журналисты осознали, что от их работы здесь многое зависит, – резюмирует продюсер. – Украинские медийщики, как и общество, почувствовали желание разобраться, кто мы, куда идем, что нам нужно, и начали отвечать на этот запрос. На всех уровнях – общество, медиа, армия – произошла такая консолидация, что это ощущается как единый организм. Хороший пример – те же расследователи или соцмедиа, волонтерство и сборы: я не знаю ни одной нации, которая так активно собирала бы деньги на армию и другие потребности, возникающие во время войны. Мы все работаем ради победы и сохранения себя как нации, как государства – возможно, потому и появились это взросление и ответственность. Ты просто очень хорошо понимаешь, что стоит на кону».
О творческой группе проекта Олеся говорит не менее вдохновенно, чем о героях цикла: «У нас собралась отличная команда. Это Дмитрий Кочнев, с которым FILM.UA уже работала ранее – он был режиссером проекта «Борщ»; журналистка Юлия Козыряцкая, также работавшая на «Борще» и проекте «Я – лікар»; Оксана Чиж – автор документальных сериалов о классических музыкантах; Николай Бут, работавший в тревел-проектах, в том числе «Орел и решка», а также известный как писатель. С темами, героями и редактурой нам очень помогла Анастасия Рахманина, с которой мы раньше сделали два успешных подкаста. А также хочу вспомнить Сергея Демидова – нашего исполнительного продюсера, с которым мы также создали много проектов».
Итак, первые три эпизода документального цикла «Медіа на війні: Трансформація» можно увидеть сегодня на ICTV2 в 22:45 (еще три – 17 апреля, и еще три – 24 апреля), а с завтрашнего дня серии начнут постепенно появляться на YouTube-канале FILM.UA. Мы же на MBR начинаем партнерский спецпроект, в котором будем публиковать материалы, не вошедшие в видео. Позже по этой ссылке появится много эксклюзива о работе медийщиков во время войны, так что не пропустите.