На прошлой неделе в Киеве состоялся трехдневный спецвыпуск международного кинофестиваля Docudays UA, название которого – «Надзвичайний стан» – отражает реалии, в которых живут украинцы почти девять месяцев полномасштабной войны с россией.
Мероприятие проходило в кинотеатре «Жовтень». Фильмом открытия стала картина «Маріуполіс-2», созданная из спасенных фрагментов видео, которые успел снять литовский режиссер Мантас Кведаравичюс перед смертью от рук российских военных. В общей сложности зрители использовали 1644 билета на фестивальные показы (теперь часть фильмов доступна в онлайн-кинотеатре docuspace.org, а остальные отправляются в путешествие по регионам Украины) и вместе переждали в укрытии три воздушные тревоги.
Впрочем, во время Docudays говорили не только о войне, но и о событиях, разворачивающихся в украинской киноотрасли на протяжении последних месяцев. Напомним, 16 августа стало известно о приказе Госкино реорганизовать Довженко-Центр в несколько новых юридических лиц. В Центре заявили, что это означает ликвидацию институции, профессионально и комплексно занимающейся национальным киноархивом. В Госкино ответили, что Центр не является архивным учреждением «в понимании действующего законодательства Украины» да еще и существует за счет государственных дотаций. 2 ноября Госкино опубликовало приказ об отстранении и. о. директора Довженко-Центра Елены Гончарук, назначив новую исполняющую обязанности Юлию Каждан, которая, как выяснили журналисты-расследователи, не имеет никакого отношения ни к кино, ни к архивному делу, а в рабочее время занимается продажей консультаций по гипнозу. Коллектив Довженко-Центра не пустил пани Каждан в учреждение, а уже через несколько дней там начались обыски, которые проводили работники СБУ, полиции и прокуратуры.
На открытии кинофестиваля об этих событиях напоминала палатка, установленная в фойе «Жовтня». Как говорится, декорации смешные, а ситуация – не очень
Но трудности украинцев только сплачивают, будто намекают Сергей Степанский, Марыся Никитюк, Валентин Васянович и Ко
На одной волне с ними Екатерина Горностай, Юлия Синькевич, Елена Гончарук, а также пресс-координатор Docudays Мария Матяшова и журналистка Анастасия Платонова (слева и справа соответственно)
Как и эта чудесная компания: Денис Иванов, Ирина Цилык и Анна Капустина
Александра Гонтарь, вероятно, пришла на поиски новых сюжетов для «Телебачення Торонто». Что ж, абсурдность определенных ситуаций – идеальная основа для фирменного «торонтовского» юмора
Перед показом фильма открытия на сцену вышел коллектив Довженко-Центра во главе с Еленой Гончарук, которая поблагодарила организаторов кинофеста за поддержку и солидарность.
А также коллектив институции
«Мы себя гордо называем хранителями уникальной коллекции киноискусства. Пока эта команда с Довженко-Центром, с коллекцией киноискусства ничего не произойдет, – подчеркнула Елена. – Кто-то боится еще высказать свой голос в поддержку. Довженко-Центр стал лакмусом для очень сложных хитросплетений в политикуме и в управлении страной [...] Если нас не слышат в Госкино и не понимают нашу ценность, мы бы хотели, чтобы нас услышал президент – если он еще может влиять на эту ситуацию и она не вышла из-под его контроля».
Следует отметить, что общественный резонанс вокруг ситуации дал свои плоды: на днях министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко заявил, что реорганизация Довженко-Центра нынешним способом прекратится. Впрочем, коллектив институции считает это «тактическим шагом и перегруппировкой».
Еще одна акция на открытии кинофестиваля была посвящена Максиму Буткевичу. Украинский журналист, правозащитник и военный ВСУ попал в плен на Луганщине почти полгода назад, вопрос его освобождения взял под контроль Объединенный центр по поиску и освобождению пленных, но хороших новостей, к сожалению, пока нет
Но все это – только преамбула. А подробно рассказать вам сегодня я хочу о проекте «Архив войны», первая публичная презентация которого также прошла в рамках спецвыпуска Docudays UA. Это объединенная база видео- и аудиоматериалов о войне в Украине, которая сохраняет и упорядочивает хронику событий с первых дней полномасштабного вторжения. Команда Архива собирает материалы, освещающие жизнь людей и быт во время войны, сопротивление гражданского населения агрессору, эвакуацию или опыт пребывания в бомбоубежищах, разрушения, насилие и другие преступления, совершенные российской армией на территории Украины, – любые материалы, отснятые во время войны, которые могут быть важны. Архив построен в соответствии с международными стандартами использования материалов в качестве доказательств в Международном уголовном суде. База данных имеет сертификацию безопасности от несанкционированного доступа, а также несколько резервных копий, находящихся за пределами Украины.
Начало презентации отложилось на полчаса, потому что по всей стране была объявлена воздушная тревога. Россия продолжает воевать с мирным населением Украины и бить по энергетической инфраструктуре – это, собственно, уже наглядная первая причина, почему Архив войны должен существовать: чтобы сохранить все военные преступления страны-террориста и затем привлечь к ответственности всех причастных.
Презентация состоялась в формате дискуссии, участники которой рассказали о сути Архива войны, его возможностях и перспективах. «Проект начался с нашего желания просто сохранить как можно больше свидетельств о жизни, быте украинцев во время войны, их героическом сопротивлении, не дать потеряться всем этим десяткам тысяч видео, выплеснувшихся из всех каналов связи, соцсетей. Эти видео транслировались в режиме реального времени. Мы хотели, чтобы правозащитники, документалисты могли воспользоваться ими и никто не мог переписать нашу историю за нас», – объяснил арт-директор Docudays UA Роман Бондарчук.
По его словам, в Архив можно не только загружать материалы – сейчас система уже собирает публикации самостоятельно. Например, она мониторит более 50 телеграм-каналов (и украинских, и вражеских), чтобы составить полнейшую картину событий. Кроме того, Архив сотрудничает со многими медиа, правозащитными организациями и индивидуальными контентмейкерами.
В конце своего спича Бондарчук призвал всех желающих делиться с Архивом собственными историями.
Интерфейс сайта Архива войны очень прост: сразу при входе пользователю предлагается поделиться своими аудио или видео. А как именно происходит загрузка контента, рассказал руководитель технического направления Дмитрий Багненко: «Это очень защищенная платформа. Чтобы зайти в Архив, нужно установить себе на компьютер отдельно выделенный VPN-тоннель, с помощью которого можно непосредственно добраться до Архива. Это делает прямое и безопасное соединение компьютера пользователя с Архивом. Пока Архив не публичен, то есть у него нет публичного IP-адреса – в этом сейчас нет необходимости, и это сделано в целях безопасности».
У Архива три хранилища. Первое – временный терминал, где находятся файлы пользователей, пока идет конвертация материалов, что упрощает дальнейшую работу с ними (ведь бывают файлы весом более 100 ГБ). После этого материалы попадают во второе хранилище, где с ними уже можно работать. Оригиналы же хранятся в третьем хранилище.
Все это находится в облачном сервисе Amazon. Но на всякий случай существует и офлайн-хаб, расположенный в Великобритании, в бункере. Там хранятся все копии того, что лежит «в облаках». По информации Багненко, сейчас в Архив загружено около 20 тыс. фото- и видеоматериалов, которые суммарно составляют 4,5 ТБ. Из них более 300 часов видео.
Люди, загружающие свои файлы, должны предоставить дополнительную информацию, чтобы облегчить поиски тем, кто будет работать с этой информацией: когда были сняты материалы, кто автор (очень важно получить точные контактные данные человека) и любую дополнительную информацию, которая может объяснить, что происходит на видео. Также добавляется источник материалов: специалисты Архива отмечают, что источник верифицирован или что материалы поступили из открытых источников. Доступ к персональным данным скрыт от пользователей, его могут видеть только администраторы.
Ввиду объемов информации, с которыми приходится иметь дело, в работе Архива задействован искусственный интеллект. Пока он помогает распознавать фотографии, но уже тестируется и расшифровка интервью – чтобы переводить аудио и видео в текстовый формат. Все загруженные на платформу материалы имеют классификацию военного преступления по унифицированной системе ООН. Это должно помочь в будущем, когда с материалами будут работать правоохранительные органы и международные уголовные суды.
В заключение Дмитрий Багненко обратился к людям, которые будут сомневаться, ценен ли их материал. На самом деле ограничений как таковых почти нет – нужно лишь, чтобы файл был снят после 24 февраля. Это может быть фиксация вашего быта, просто моменты из жизни, ведь она у всех нас изменилась. Такие материалы также помогут будущим исследователям лучше понимать контекст, в котором мы находимся. Как говорит Багненко, этот архив – не временная история, а проект на десятилетия.
Когда файл загружен на сервер Архива войны, с ним начинает работать команда тегировщиков, это следующий этап работы.
А это Ирина Сидоренко, одна из тегировщиков. Они сортируют видео, чтобы те, кто будет дальше пользоваться Архивом, могли быстро и корректно найти нужный материал. «Это поможет найти материал из разных регионов, за разное время или конкретные события – например, митинги гражданского населения в первые дни оккупации Херсона», – рассказала Сидоренко.
К работе по определению, что именно изображено на фото или видео, привлекаются волонтеры, которые проходят специальное обучение. «Получив доступ к файлу, мы выбираем название карточки, место, где происходят события, о которых говорит свидетель, временной промежуток. Далее определяем ключевые слова или теги: «обстрел», «ракетный удар», «жизнь в оккупации», «гражданские», «дети», «разрушения», «жилые дома» и т. д. Термины, касающиеся боевых действий: «крылатые ракеты», «артиллерия», «военная техника», «российская армия». Эта классификация помогает нам как аналитикам работать с файлом, а в будущем поможет тем, кто получит доступ к материалам». В ближайшем будущем к работе подключат верификаторов, которые помогут установить точные факты и найти дополнительную информацию, что поможет обрабатывать файлы дальше.
Следует отметить, что команда Архива войны также собирает информацию, ездит к свидетелям и участникам событий, записывает показания. Курирует это направление режиссер Татьяна Симон.
«На протяжении месяца мы разрабатывали методичку, по которой пишем видеосвидетельства. Создавая этот документ, опирались на опыт правозащитных организаций, тоже пишущих видеосвидетельства военных преступлений. Мы также консультировались с психологами о том, как этично работать со свидетелями травматических событий. Например, такие люди часто рассказывают о своем опыте будто в настоящем времени, и одна из задач интервьюера – напоминать, что это было раньше», – прибегла режиссер к деталям своей работы.
Команда Симон состоит из интервьюеров из Киевской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, Херсонской областей. Это не только профессиональные журналисты, но и правозащитники, кинематографисты и люди, которые до этого ничем подобным не занимались, но прошли специальное обучение. Они ездят по регионам страны, чтобы общаться с людьми вживую, или записывают разговоры через Zoom, если другой возможности нет. Кстати, если разговор пишется по видеосвязи, интервьюеры просят, чтобы человек имел воду и находился в комнате один. Но лучше, чтобы в соседнем помещении все же кто-то был, в случае если возникнет потребность в помощи.
Самый главный вопрос: что будет с этими файлами и показаниями дальше? Когда их направят в Международный уголовный суд? Насколько важной будет их роль в привлечении российских преступников к ответственности?
На эти вопросы постаралась ответить правозащитница Мария Ципьящук – партнер проекта «Архив войны». По ее словам, сегодня главным поставщиком доказательств российских преступлений для международных организаций выступает Офис генерального прокурора Украины. Так что пока нет четких механизмов, которые бы давали понимание общественному сектору, какие материалы и как именно будут передаваться правоохранителям. Сегодня такие механизмы только создаются. «Но к нам уже обращались отечественные органы, они знают, что такая база создается», – отметила Мария.
Уже сегодня понятно, что Архив войны – это не только онлайн-база для международных судов, но и уникальный контент для будущих исследователей, документалистов, создателей художественных фильмов. Впрочем, Архив не может распоряжаться контентом в художественных целях. Поэтому, если режиссер захочет использовать материалы из базы, он должен будет обращаться за разрешением напрямую к авторам – через контакты, указанные в описании файла.