Готова биться об заклад, что к этому моменту вы уже отгуляли все запланированные и случайные корпоративы, составили новогоднее меню и украсили места, в которых будете отмечать пришествие нового, 2020 года. Ну а раз так, можно прямо сейчас сварить какао, укутаться в уютный плед и спокойно, без спешки подвести итоги года уходящего.
Сначала, если вы этого еще не сделали, рекомендую ознакомиться с итогами почти минувших 365 дней от крупнейших медиакорпораций мира. Кроме того, совсем скоро я представлю вам ежегодный рейтинг своих любимчиков, но в несколько обновленном формате, а также похвастаюсь подарками, которые мне под елочку заботливо положили телеканалы и другие игроки нашего медийного рынка. А сейчас приготовьтесь стать опытнее и мудрее: 2019-й год был богат уроками, усвоить которые жизненно необходимо, если бесконечные танцы на граблях вас утомляют.
Начну с мудрости, которую можно было бы извлечь еще в прошлом году, но некоторые этого не сделали, за что и поплатились: всегда думайте, что говорите и пишете, иначе вашей репутации может быть очень больно.
К сожалению, примеров того, как это работает, по-прежнему катастрофически много. Самый свежий и громкий из них - дело заместителя главреда издания «Cosmopolitan Украина» Евгении Плихиной. В прошлом году мы уже имели дело с неосторожными высказываниями работников глянца, но тогда все ограничивалось профессиональными качествами. А вот кейс Евгении показал, что ни в коем случае нельзя игнорировать общественные настроения: обидев народные массы, вы можете перечеркнуть свою карьеру, и ни извинения, ни признание неправоты не помогут вам ее восстановить. Я, конечно, надеюсь, что Плихина найдет (или уже нашла) себе новое место работы и впредь будет обращать больше внимания на происходящее вокруг, но другим ее судьба пусть послужит уроком.
Еще один одиозный герой, игнорирующий кармические законы, - в прошлом блогер, а ныне народный депутат Макс Бужанский. Одним постом в Telegram он умудрился настроить против себя добрую половину журналистского сообщества: всего-то и нужно было, что обозвать корреспондента издания «Новое время» Ольгу Духнич тупой овцой. И хотя серьезных последствий для карьеры Бужанского это не повлекло, извиняться за него пришлось целой партии, а его имя с «тупой овцой» теперь ассоциируется намного больше, чем имя Духнич.
Даже если вам кажется, что определение, которым вы награждаете оппонента, справедливо, не спешите использовать его в публичном пространстве, если не готовы ответить за него перед судом. Этому нас научил канал «Громадське ТВ», который однажды назвал организацию «С14» неонацистской. Возможно, найдутся люди, которым данный факт покажется не требующим доказательств, но на ковре у украинской Фемиды, как выявила практика, нужны доказательства поувесистей. В итоге вещатель битву проиграл: суд обязал «Громадське» не только опубликовать опровержение, но и выплатить компенсацию.
За океаном тоже оказались примеры, подтверждающие важность репутации. Когда-то у Брайана Сингера было все: карьера, связи, деньги и, главное, любовь зрителей. Но стоило ему угодить в скандал с налетом педофилии, как все сошло на нет. Сначала его исключили из номинаций BAFTA, затем уволили с поста режиссера «Рыжей Сони», а «Богемская рапсодия», где Сингер также числился постановщиком, получила намного меньше «Оскаров», чем ей пророчили.
Ну и коль мы говорим о репутации, не могу не привести в пример человека, которому удалось ее сохранить (и даже приумножить), несмотря на все перипетии уходящего года. Это, разумеется, Сергей Притула: он и в политику ходил, и не стеснялся отвечать критикам, а любить его меньше не стали. Учитесь!
Второй важный урок года перекликается с народной мудростью, которая призывает не говорить «Гоп!» раньше времени.
В феврале украинская медиатусовка была готова распрощаться с Зурабом Аласанией в роли главы Общественного, а Набсовет телекомпании даже проголосовал за это на заседании. Конечно, хейтеры Аласании тут же принялись пить шампанское, однако жизнь в итоге продемонстрировала, что их радость была преждевременной. Сам Зураб тут же подал на Набсовет в суд, а летом Фемида приняла его сторону. В июле вопрос был окончательно решен в пользу Аласании, и сегодня он продолжает занимать свой пост. Так что если кто и пострадал в этом процессе, то только Набсовет (точнее, его авторитет). Ну и нервы всех, кто так или иначе принимал в нем участие.
Рано обрадовались и участники Одиннадцатого питчинга Госкино. Поверив Совету по господдержке кинематографии, объявившему его результаты еще в августе, кинематографисты-победители начали работать над воплощением своих проектов в жизнь, но потом пришли Александр Ткаченко с Владимиром Бородянским и все отменили. Разыгравшаяся вокруг этого драма до сих пор болезненно жива в наших сердцах: во-первых, список проектов-победителей похудел более чем в два раза, а во-вторых, из-за этого подняли планку для Двенадцатого питчинга.
Раз уж речь зашла о кинопроизводстве, то не могу не вспомнить историю о том, как Юлия Синькевич почти возглавила Госкино. И хотя все ее конкуренты отпали еще во время отборов, те, кто делал ставки на победу Юлии, в итоге проиграли. Как следствие, на сегодняшний день у нас имеется множество индустриальных инициатив, одно обращение в суд и даже измененная процедура отбора - словом, что угодно, только не новый глава ведомства. Надеюсь, в следующем году ситуация решится, но Синькевич участвовать в этом уже не будет.
Хотите более приятных выводов из событий уходящего года? Их у меня тоже есть. Например, сразу несколько кейсов говорят о том, что, создавая красоту, можно не только сделать мир лучше, но и получить за это признание.
Если бы год назад кто-то мне сказал, что обычный супермаркет можно превратить в произведение искусства, я бы не поверила. Однако магазин «Сільпо» в столичном ТРЦ Blockbuster Mall, из которого легким (на самом деле нет) движением руки сделали настоящий волшебный лес, где живут Мавка и ее друзья, способен поразить воображение даже самых закоренелых скептиков. Неудивительно, что теперь туда выстраиваются очереди не только за вкусненьким, но и просто чтобы поглазеть на красоту.
А если прямо сейчас вы работаете над кинопроектом и для него стиль имеет решающее значение, непременно извлеките урок из кейса картины «Віддана». Несмотря на то что в прокат она выйдет лишь в январе, уже сейчас нет никаких сомнений - это будет отчаянно красиво благодаря стратегически правильным решениям создателей и грамотно расставленным акцентам. Ну а как иначе, когда в касте проекта нашлись места для победительниц конкурса «Мисс Украина», а партнером выступает целый ювелирный дом ZARINA? Да чего уж там, у фильма даже бекстейдж с саундтреком красивее многих украинских премьер, и это наверняка отразится на его бокс-офисе.
К позитиву смело можно причислить и такой вывод: чем больше и усерднее вы работаете, тем вкуснее будут плоды ваших трудов.
Так, старания создателей первой части «Скаженого весілля» привели к тому, что впервые в истории нашей страны концепт украинского фильма был продан за границу (где его уже успешно адаптировали), а энтузиазм авторов сериала «Прятки» оказался настолько заразительным, что еще на этапе производства к его международной дистрибуции подключилась компания ZDF. Не могу не отметить здесь сразу два украинских телеканала, чьи проекты приглянулись не только отечественным зрителям, но и платформе Amazon: «Украина» продала американцам права на сериал «Черный цветок», а «Новый канал» - на «Новенькую». И поверьте, без должных усилий ни того ни другого не случилось бы.
Труд кинематографистов оказался способным перетереть даже сопротивление властей, ведь в этом году наконец-то полноценно заработали многострадальные рибейты. Более того, они уже принесли нашей стране первые результаты: Том Круз, знаете ли, просто так на экскурсии по Львову и Одессе не ходит.
За этот год украинское кино окрепло настолько, что его триумфам на фестивалях по всему миру можно было бы посвятить отдельный текст. Одна только победа «Атлантиды» Валентина Васяновича Венеции чего стоит!
А еще 2019-й убедительно продемонстрировал - успех может настичь вас не сразу. И хотя «Чернобыль» от НВО вызывает больше тоски по утраченным возможностям (только ленивый не говорил о том, что шоу могли бы снимать у нас, а не в Литве), компания POSTMODERN с его помощью наверняка надолго запомнит: даже спустя годы свой труд можно качественно монетизировать.
Специально для тех, кто считает - успех прямо пропорционален опыту и накопленным за долгое время работы связям, я в уходящем году усмотрела повод думать, что все это не имеет большого значения, если речь идет о таланте.
Согласитесь, без таланта Нариману Алиеву не удалось бы снять настолько точный и пронзительный фильм «Додому», причем с условием, что для него картина была дебютным полным метром. Но он есть, и, несмотря на возраст, в анамнезе режиссера - участие в Каннском кинофестивале, куча призов дома и за границей, а также номинация на номинацию на «Оскар», как бы запутанно это ни звучало. Похожая история у Марины Дымшиц, чья студенческая (!) работа Ice Of Chernobyl, снятая всего за 20 тыс. евро, оказалась настолько перспективной, что ее тут же купил Amazon.
Вне кино тоже есть молодые таланты: например, арт-директор креативного агентства Bandа Илья Ануфриенко, одержавший победу в программе «Каннских львов» Young Lions, которая вручается молодым креативщикам до 30 лет.
Да и, в конце концов, вспомните наши президентские выборы: чем не урок того, что молодость и задор побеждают опыт? Правда, здесь придется учесть мощный информресурс за спиной молодости, но это совсем другая история.
Раз уж политика пришлась к слову, то сообщаю - сия нива принесла прогрессивному человечеству сразу две мудрости: во-первых, не забывайте старых друзей, ведь они еще могут вам пригодиться.
Главной иллюстрацией здесь послужит, разумеется, Владимир Бородянский, который спустя полгода странствий после увольнения из SLM объявился не где-нибудь, а в кабинетах власти. Точнее, в одном кабинете - министра культуры. Вслед за собой Владимир Владимирович привел туда немало бывших медиасоратников, среди них: Анатолий Максимчук, Виктория Волонтырец с Федором Гречаниновым и Виктория Ярмощук. Уверена, каждый из них найдет достаточно причин, по которым они ценили дружбу с Бородянским в прошлом, но сегодня главная из них - возможность сделать жизнь в стране чуточку лучше.
Еще один друг из прошлого, снова давший о себе знать, - Савик Шустер. Признаться, после нескольких лет его отсутствия на украинском телевидении, мытарств, поисков себя и даже выпуска книги я и не надеялась увидеть его в старом амплуа ведущего политического ток-шоу, однако, как писал Стивен Кинг, иногда они возвращаются. Так что, если надумаете вычеркнуть кого-то из жизни и списка контактов только потому, что его карьера закончилась, вспомните о кейсе Савика и хорошенько взвесьте все за и против.
Во-вторых, политические процессы уходящего года убедительно продемонстрировали - ничего страшного в том, чтобы сломать старое ради постройки нового, нет. Главное - не сходить с выбранного пути, кто бы что ни говорил.
Здесь можно привести целую кучу примеров, и все равно картина будет неполной, поскольку глобальная перестройка функционирования государственных ведомств еще не закончилась. В начале года, к примеру, Украинский культурный фонд наконец начал принимать заявки на финансирование аудиовизуального контента, а уже в мае его руководство инициировало общественные обсуждения критериев отбора этих самых заявок. О нелегкой судьбе Одиннадцатого питчинга я вам уже рассказала, но для Госкино он запомнился не только существенным сокращением списка победителей, а еще и тем, что эта история стала поводом задуматься о критериях отбора проектов в будущем. Добавьте сюда реформирование Минкульта в целом, ликвидацию Мининформполитики и реорганизацию работы Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, и получится, что прямо сейчас мы с вами стоим на пороге больших перемен. Сюда же не забудьте активную работу над многострадальным законом о медиа, вышедшую наконец на финишную прямую. Теперь остается только ждать и наблюдать, во что это выльется.
Разумеется, для того чтобы реформировать целую отрасль, необходима смелость. Но проявлять ее порой нужно и в более узконаправленных процессах. Отсюда и следующий урок года - будьте отважными на пути, куда бы он вас ни вел, и экспериментируйте.
Думаете, легко было решиться Алексею Гладушевскому, который совсем недавно возглавил «Новый канал», на эксперименты в рамках вещателя? Тем не менее он это сделал, а зрители в итоге получили сразу два молодежных хита - сериалы «Новенькая» и «Первые ласточки». Рисковали и на ICTV, когда брали в оборот нестандартный для украинского рынка проект FILM.UA «Прятки». Позже оказалось: такое решение было оправданным. И что-то мне подсказывает - это не предел. «Плюсы», ставя в сетку проект НВО «Чернобыль», тоже шли на определенный риск, ведь западные сериалы наш зритель не очень любит. Но и этот шаг оправдался - благодаря всеобщему хайпу шоу собрало настолько хорошие цифры, что «Игра престолов» нервно курит в сторонке.
Следующий урок я сознательно приберегла напоследок, чтобы вы как можно лучше осознали его важность: сила и правда всегда на стороне тех, кто умеет договариваться.
Если бы не объединенные усилия большинства игроков нашего медийного рынка, борьба с пиратством в Украине так и осталась бы красивыми словами. А оказалось, вместе не только батька легче бить, но и воевать с нелегальным контентом, и в уходящем году это подкрепилось первыми уголовными делами. Грядущее кодирование спутникового сигнала, которое станет явью уже 20 января, тоже было бы невозможно без консенсуса вещателей и «Зеонбуда», а путь к нему, напомню, был труден и тернист. Да чего там говорить, если даже Виктор Медведчук осознает силу единства, иначе зачем бы ему было скупать почти все информационные каналы перед выборами? И надо признать, он оказался прав: связанная с ним партия не просто пробралась в Раду, но и заняла второе место в электоральной гонке.
Чтобы не заканчивать на этой грустно-политической ноте, напомню вам позитивный пример объединенных усилий. Еще в марте компании FILM.UA и MULTIPLEX объявили о долгосрочном сотрудничестве, главные цели которого - развитие отечественной киноиндустрии и образование успешной бизнес-модели производства и кинопроката украинских фильмов. С первыми его плодами мы уже знакомы (вспомните, к примеру, результаты бокс-офиса «Захара Беркута»), а в будущем, чувствую, оно принесет рынку немало рекордов.
Теперь, когда уходящий год разложен на уроки и мудрости, нам с вами лишь остается не забывать применять их на практике. Причем для этого не обязательно ждать боя курантов - можете начинать прямо сейчас.