Пока создатели украинских лент подают свои проекты на питчинги и надеются на финансовую помощь государства, молодые таланты на это даже не рассчитывают. И снимают кино собственными силами.
Вот, например, украинка Марина Дымшиц, 10 лет живущая в Германии, сама сняла кино, которое нынче смотрят во всем мире. История студенческой работы, ставшей хитом на Amazon, не могла оставить меня равнодушной, а потому я решила встретиться с Мариной и обсудить, как же ей удалось при наличии минимальных вложений создать коммерчески выгодный продукт. Благо беседу нашу организовать было не так сложно - несмотря на жизнь в Германии, несколько раз в год Марина приезжает в Украину, чтобы преподавать юным режиссерам монтажа в Ukrainian Film School. Там мы и встретились.
Немного информации. Ice Of Chernobyl - лента, снятая за €20 тыс. Четыре из них Марина собрала благодаря краудфандинговой платформе, остальное достала из собственного кармана. Практически всю работу над фильмом проделала сама, без продюсера. Он появился лишь на этапе постпродакшена. В Украине состоялся только пресс-показ Ice Of Chernobyl. Картина уже доступна на Amazon Prime, где в первые же недели стала зарабатывать. Также она начинает распространяться на Pantaflix.com, где будет доступна жителям 126 стран.
Хронометраж фильма - 44 минуты, из-за чего в кинопрокате он не появится. Однако некоторые немецкие кинотеатры заинтересовались им для спецпоказов и даже готовы оплатить команде расходы на перелеты и проживание.
Дальше о работе над проектом и его продвижении - из уст Марины.
О фильме Ice of Chernobyl
Это первая лента без контекста глобальной катастрофы. То есть в ней речь идет не о взрыве, а о самой зоне отчуждения, о людях, которые нелегально «путешествуют» по ней. Наша работа - документальная.
На производство ушло три года. Все зарождалось как студенческий проект, однако в какой-то момент в команде начались разногласия касательно того, как фильм будет выглядеть. Тогда мы разделились, и я начала самостоятельно собирать совершенно новую картину. Именно поэтому срок реализации такой большой.
Работала одна, поскольку долго не могла найти того, кто бы заинтересовался темой. Может, боялись. Люди начали появляться, когда уже был какой-то материал. Все-таки студенческая работа - значит, зарплаты нет, а потому не факт, что человек будет относиться к проекту ответственно. Так что мне было проще сделать все самой. Иногда даже снимала я, ведь у оператора, как оказалось, жуткая боязнь высоты, а нам предстояло подняться на вышку.
В общем, когда вам что-то нужно - делайте сами, если горите идеей.
Идея. Как вечнозеленую тему подать по-новому
Красивая картинка не спасет плохую историю, помните об этом. Вы все равно потеряете зрителя минуте на пятой. Все темы уже тысячу раз были пересказаны, новое придумать очень тяжело, но постарайтесь.
Конечно, на наш фильм некоторые обратили внимание из-за «Чернобыля» НВО, однако Ice Of Chernobyl совсем о другом. Про Чернобыль каждый год снимают что-то новое, к годовщине случившегося так точно. Но мы поняли, что это в основном либо документальные хроники, либо проекты о том, как там живут бабушки и дедушки, какая там экология и каких страшных животных можно встретить. Мы же решили сделать акцент на сталкерах, нелегальных туристах, решили показать зону отчуждения, опираясь на свой опыт.
Найдите что-то такое, о чем еще не говорили, и развивайте эту линию.
Краудфандинг. Как заинтересовать потенциальных инвесторов
Ice Of Chernobyl - не первая моя попытка собрать деньги на проект. Было еще две. В первый раз ничего не получилось, во второй я собрала 50% и пришлось «докинуть» из своего кармана, чтобы собранные деньги не сгорели.
На этот же фильм собрала за месяц всю сумму - €4 тыс.
Я бы не сказала, что мы завлекли людей супертизером. Это было просто видео, снятое с крыши заброшенного здания и с главным героем - Олегом - в кадре, какие-то материалы из его предыдущих походов.
На самом деле свою роль сыграл пиар. Важно понимать, что 80% тех, кто шлет деньги, - родственники, приятели, друзья, друзья друзей. И только оставшиеся 20% - случайные люди, которых заинтересовала тема. Так что максимально бросьте силы на рассылку, отправляйте описание проекта и тизер всем, кому только возможно, и пусть каждый причастный занимается тем же.
Производство. На чем можно сэкономить
На самом деле проект можно было снять за меньшие деньги. Просто вышло так, что мы заплатили сразу за два - старую версию и новую.
Из-за того, что я живу в Германии, приличная сумма ушла на перелеты. Некоторых героев снимали в Киеве, некоторых - в Берлине и Гамбурге. Всего нас было четверо. Большую часть техники арендовали в Украине - так дешевле.
Также важно учесть: идти на такую экскурсию стоит обязательно с гидом, ведь самостоятельно это делать рискованно - в плане патрулей, радиации и даже животных. Нам повезло, проводник настолько загорелся идеей, что согласился провести экскурсию бесплатно. Обычно они берут от $200 до $500 в зависимости от количества человек в группе. Официальная стоит примерно $100, но длится она один день. А со сталкером ты можешь отправиться в зону отчуждения и на шесть дней, там даже есть безопасные квартиры.
Вот, кстати, самое простое, на чем можно экономить - собственный комфорт. Мы не снимали себе пятизвездочные отели, а ютились в одной комнате впятером на карематах у знакомых.
Самая дорогая часть - постпродакшен. И опять-таки дорого потому, что мы, по сути, занимались цветокоррекцией, звуком, музыкой для двух фильмов. Думаю, можно снять гораздо дешевле, если история хорошая, даже не за €10 тыс. Я этому и учу своих студентов в Ukrainian Film School: не думать, что для съемки картины нужны бешеные деньги. Главное - история, которая цепляет, и желание.
И конечно, договаривайтесь. О любой мелочи: аренда машины, проживание, питание. Если не бесплатно, то хотя бы со скидкой. Все зависит от ваших личных коммуникативных способностей.
Дистрибуция. Как «выйти» на Amazon Prime
На данный момент наш фильм доступен на Amazon Prime, и его могут увидеть в четырех странах: США, Японии, Британии и Германии. Те 126 стран, о которых говорилось, смогут его посмотреть благодаря Pantaflix.com - это как MEGOGO, только по всему миру. Мы потихоньку начинаем открывать доступ, точно знаю, что в Австрии и Швейцарии ленту уже показывают. Это же дело небыстрое, все-таки нужно для каждой страны сделать перевод и субтитры. Но стараемся еженедельно открывать хотя бы для двух стран.
Дистрибуцией в Украине занимается Алена Тимошенко, по миру - мой копродюсер Александр Макг (Alexander Macg). Он немец. Александр появился, когда проект был на этапе постпродакшена - кто-то прислал старую версию трейлера. Ему понравилось, и он решил вложиться. Сейчас именно Александр занимается распространением фильма по миру.
Он же и вышел на Amazon. Насколько я знаю, человеку без связей это сделать невозможно.
- Чтобы иметь возможность работать с Amazon или любой другой стриминговой платформой, вам необходимо быть квалифицированным партнером, - говорит Александр. - Моя продюсерская компания имеет право быть таковым для Amazon Video, а также Pantaflix, Sony PlayStation Network, Xbox360, iTunes и Hulu. Поэтому я могу загружать и показывать проекты, которые мы либо производим, либо у нас есть права на распространение. Этим я и воспользовался как продюсер картины «Лед Чернобыля». Человеку без репутации, других успешных кейсов достаточно сложно будет доказать, что его проект перспективный.
- Так что просто найдите продюсера, уже имевшего дело с успешными стриминговыми сервисами, - продолжает Марина.
Деньги мы получаем от просмотров. Система примерно такая же, как и на YouTube. Заработок с Amazon делится пополам. Цена за просмотр зависит от нескольких факторов - вид оплаты (покупка или «аренда» фильма на два дня), качество (SD или НD). Кажется, это €3 и €4, а самое дорогое - покупка в лучшем качестве - стоит €10.
В общем, записывайте за Мариной, вдохновляйтесь и реализуйте свои идеи - кто знает, может, через год я буду смотреть вашу работу на Netflix и писать о ней.