В Министерстве культуры, молодежи и спорта Украины проанализировали эффективность господдержки кинематографии и доложили о результатах. Пресс-конференцию по этому поводу провели сегодня в Укринформе министр Владимир Бородянский и его первый заместитель Анатолий Максимчук.
Вначале Владимир Владимирович сообщил, что подобные презентации в дальнейшем будут делать раз в полгода, с соответствующим анализом изменений в индустрии. Анатолий Максимчук рассказал, что представленный отчет сформировали на основе информации на 1 октября 2019 года, полученной от Госкино, из отчетов продюсеров и из открытых источников. Сами представители ведомства соглашаются, что эту информацию нельзя считать стопроцентно верной и исчерпывающей, поскольку в отчет не включены данные последних двух питчингов. Проблемой также оказалось получить доступ к информации по диджитал платформам.
Итак, по подсчетам Минкульта, только средствами Госкино в течение пяти лет государство профинансировало 224 фильма от 92 продюсеров. Общая сумма финансирования от Госкино - 1,6 млдр грн. Бокс-офисы профинансированных лент вместе составляют 265,5 млн грн, из них только 33,8 млн грн продюсеры вернули государству.
Анализируя цифры каждого фильма, чиновники пришли к выводу, что 80% зрителей посетили те ленты, которые получили всего 18% помощи от государства. Очевидно, такое процентное соотношение их не устраивает. Хотя оно вполне соответствует принципу Парето 80-20, согласно которому большая часть вложенных усилий не приводит к желаемому результату.
А вот такие цифры представили по категориям фильмов:
В целом, в Минкульте планируют переводить количество господдержки в качество. Обещают наконец запустить систему единого электронного билета и создать общую базу данных о проектах. Также уточнят перечень категорий фильмов и их критериев, для каждой из категорий пересмотрят правила проведения конкурсов и выбора экспертов.
Значительные изменения произойдут и в работе с продюсерами. Для них введут рейтинг успешности, а при защите проекта обязательным станет предоставление маркетингового плана продвижения. Планируют ли дополнить совет экспертов маркетологом, пока неизвестно.
«Продюсеры фильмов, выход которых задерживается (мы еще определимся с их категориями), не смогут получать деньги на следующие картины, если не объяснят причин и это объяснение не будет принято. Это должно быть безусловным условием: сдача фильма - это результат труда. Иначе, зачем государство тратит деньги, когда зрители эти фильмы не видят?» - отметил министр Бородянский.
В своем докладе спикеры представили таблицы с указанием количества фильмов, которые так и не были сданы. Отдельно считали тех, кто задержался более, чем на 12 недель. А 19 проектов попали в перечень существенно задержавшихся. Также был представлен топ-20 продюсеров по показателю совокупного финансирования проектов, который возглавила команда Владимира Филиппова.
А вот так выглядят суммы, возвращенные отдельными фильмами:
Еще один анализируемый показатель - аудитории телеканалов. Владимир Бородянский отметил, что общественный вещатель имеет ресурс для трансляцию украинских фильмов, а также для создания, например, сериалов. Он поинтересовался у присутствующих, пытался ли кто-то договориться с Общественным о трансляции фильма, и у него это не получилось. Таких в зале не нашлось - видимо, эту тему никто особо и не рассматривал.
И последняя выборка - отдельно по проектам каждого продюсера:
На вопрос о цели проведения исследования Владимир Бородянский ответил, что первой задачей видит создание украинскох нарративов и донесение их до зрителей. По его словам, это кино и сериалы с украинским содержанием.
«Мы заинтересованы в том, чтобы развивался сам рынок, то есть коммерческий рынок. Мы должны создавать такие условия, чтобы украинские игроки рынка могли на своем кино зарабатывать. Наш показатель финансирования по таким фильмам должен уменьшаться», - сообщил он.
По мнению министра, государство должно тратить меньше на массовое коммерческое кино, потому что оно преследует другие цели. А вот относительно авторского кино, - отмечает Бородянский, - Украина заинтересована быть представленной на международном уровне. Видимо, на авторские фильмы государство в дальнейшем будет обращать больше внимания.
«Это называется культурной дипломатией. И у нас есть конкретные цели по культурной дипломатии. В тех условиях это будет уже зашито», - заключил министр.
Возможно, ведомству все-таки удастся изменить принцип Парето и сделать господдержку максимально эффективной. Или все так и останется в сфере эмпирической математики - 80 на 20.