Вчера в пресс-центре агентства «Укринформ» прошли дебаты претендентов на пост главы Государственного агентства Украины по вопросам кино. Ну как дебаты: до финального этапа конкурса дошла одна-единственная Юлия Синькевич - генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля, член наблюдательного совета и соучредитель Украинской киноакадемии, член Европейской киноакадемии, Национального союза кинематографистов Украины и Украинского оскаровского комитета.
Впрочем, обо всем по порядку. 4 октября Кабинет Министров Украины огласил конкурс на пост главы Госкино, и заявки на участие подали 13 претендентов: Амзаев Февзи Абдрешитович, Галицкая Анна Олеговна, Зленко Сергей Александрович, Кирющенко Алексей Адольфович, Ковальчук Денис Анатольевич, Копейкин Александр Владимирович, Кудерчук Марина Николаевна, Куценко Станислав Игоревич, Пантелеев Алексей Валерьевич, Синькевич Юлия Львовна, Слепак Сергей Виленович, Хлапонина Кристина Сергеевна и Христенко Стефан Владимирович.
Далее начались тесты, после которых кандидатов постигла участь десяти негритят. В следующий этап прошли уже 8 претендентов: Февзи Амзаев, Анна Галицкая, Сергей Зленко, Станислав Куценко, Алексей Пантелеев, Юлия Синькевич, Сергей Слепак и Кристина Хлапонина.
По инициативе Украинской киноассоциации, Ассоциации киноиндустрии Украины и Украинской киноакадемии были объявлены публичные дебаты претендентов, но накануне мероприятия оказалось, что три этапа конкурсного отбора прошла только Юлия Синькевич.
Вот так мероприятие, запланированное как дебаты, превратилось в бенефис Юлии Львовны.
Как сообщил модератор Андрей Куликов, конкурс на должность проходил в три этапа: тестирование по английскому языку, тестирование на знание законодательства и ситуационные задачи. Кстати, победа в конкурсе еще не является назначением на должность: это зависит от собеседования в Кабмине, подготовиться к которой госпоже Синькевич и была призвана помочь встреча с журналистами и представителями индустрии.
Еще несколько месяцев назад Юлия и не думала о должности главы Госкино. Решиться на этот шаг, по словам продюсера, ее подтолкнула сильная поддержка индустрии.
«Я не говорю, что мое назначение станет панацеей для всей киноиндустрии, что решу все вопросы, все будет прекрасно и легко. Это не будет так. Видимо, будут решения, которые не всем понравятся. Видимо, будут решения, которые сложно и мне принимать. Видимо, будут ошибки - такое тоже нельзя исключать. Но по крайней мере я хочу, чтобы наша киноиндустрия была сильной, конкурентоспособной. И иду на эту должность, если все будет хорошо, с чистым сердцем и с добрыми намерениями», - начала свое выступление кандидат на должность главы Госкино.
Она заявила, что в случае получения должности в первую очередь планирует сделать детальное исследование и анализ национального кинорынка, чтобы определить вкусы аудитории, объем рынка, необходимость увеличения кинозалов, их эффективность и найти то оптимальное количество украинских фильмов, которое надо производить. Это, по ее мнению, даст понимание, как строить стратегию развития киноиндустрии.
Директор Украинской киноассоциации и координатор направления «Кино» в Офисе по разработке гуманитарной политики при Минкульте Виктория Ярмощук такую стратегию, кажется, одобряет
Вторым пунктом в своем перечне стратегических вопросов Юлия Синькевич обозначила аудит финансовых обязательств Госкино за прошлые годы. Имеются в виду те проекты, которые уже по факту вышли в прокат, однако до сих пор считаются незавершенными. Она подчеркнула, что такие проекты должны быть закончены - некоторые, возможно, даже через суд.
Что об этом думает экс-глава Госкино Филипп Ильенко, можно только догадываться
Разработка бренда украинского кино - еще один стратегический вопрос в программе Синькевич, но в основном речь шла о создании бренда именно в сознании украинского зрителя. Международное позиционирование рассматривалось отдельно и более подробно. Однако, отвечая на вопрос, кандидат на должность председателя Госкино призналась, что к разработке самого бренда, вероятно, будут привлекать подрядчика на тендерной основе, ведь это должна быть профессиональная работа и основательно разработанная айдентика.
К основным направлениям деятельности в должности Синькевич относит поддержку кинопроизводства и продвижение украинского кино, его дистрибуции, кэш-рибейты, законодательные изменения, поддержку образовательных инициатив, международную деятельность и культурное кинематографическое наследие. По ее мнению, к примеру, по кинопроизводству нужно разработать четкие и измеряемые критерии поддержки - такие как выбор экспертов, допуск проектов на конкурс и их оценивание, а также оказывать поддержку этапу девелопмента (чем раньше занимался УКФ).
Опираясь на свой опыт работы в экспертном совете Одиннадцатого питчинга, Юлия акцентирует, что ответственность является паритетной. Поскольку не всегда продюсеры имеют достаточно знаний о том, как подавать документы, как разрабатывать маркетинговую стратегию и кто зритель их фильма вообще. Синькевич отмечает, что перечень критериев к проектам существует, но необходимо увеличить их количество для широкого оценивания.
Постоянный член экспертных комиссий Госкино Владимир Войтенко уже прикидывает, какими бы могли быть новые критерии
А бывший шеф Юлии - директор компании «
По словам Юлии, отбор экспертов также должен проходить на высоком уровне. Следует внедрять тестирование и привлекать к работе экспертного совета профессионалов различных направлений: продюсеров, дистрибуторов, режиссеров - для максимально разносторонней оценки проектов.
«Чем лучше подготовлен проект, тем больше у него шансов для того, чтобы в итоге стать именно тем фильмом, который будет успешен, будет нравиться аудитории, который найдет ее в широком или, наоборот, фестивальном прокате. Поэтому девелопмент очень важен», - подчеркивает Синькевич.
Ее стратегия поддержки кинопроизводства опирается на два основных пункта. С одной стороны, это поддержка системы помощи различным видам аудиовизуальной продукции, с учетом особенностей проектов, творческих команд, жанров. То есть поддержка не только игрового кино, но и документального, анимационного кино и сериалов. По мнению Юлии, также нужна максимальная прозрачность графика проведения конкурсов: это позволяет лучше подготовить проекты и заранее заключить соглашения с будущими партнерами.
Полагаю, при упоминании поддержки сериального производства главный продюсер департамента киносериального производства канала «Украина» Наталия Стрибук оживилась. Директор Украинской киноакадемии Анна Мачух и директор кинорынка ОМКФ Катерина Звездина, вероятно, с планами Юлии давно знакомы, а потому просто пришли ее поддержать
С другой стороны - и это важный момент - установка верхнего предела бюджетов, на которые могут рассчитывать проекты. Сейчас по законодательству фильмы вправе рассчитывать на государственное финансирование в размере 100% или 50% от бюджета картины. По мнению Синькевич, надо зафиксировать предельные суммы, ведь у проектов вполне вероятны бюджеты в десятки миллионов евро, и они будут подаваться на стопроцентное государственное финансирование. Это создает условия, при которых формально нельзя отказать таким фильмам, однако суммы велики и съедают значительную часть бюджета госучреждения. В случае установления предельных сумм продюсерам картин с большими бюджетами придется искать дополнительное финансирование, а в Госкино останется возможность поддержать большее количество проектов.
Выражение лица Юрия Минзянова как бы намекает, что разговоры об ограничениях финансирования индустрии, мягко говоря, неприятны
Относительно дистрибуции кандидат на должность отмечает, что в Украине количество кинотеатров не является достаточным, поэтому она предлагает воплотить программы субсидий на восстановление кинотеатров в городах с населением до 200 тыс., льготного кредитования на открытие новых кинотеатров и льгот на ввоз кинотеатрального оборудования или производства его в Украине.
Кроме того, Юлия Синькевич в случае избрания на должность планирует налаживание дистрибуции украинского кино на мировых площадках и усиление борьбы с пиратством.
Поддержка продвижения в программе Синькевич состоит из продвижения проката, поддержки кинофестивалей в Украине, национальных стендов на международных мероприятиях и сотрудничества с другими учреждениями (УКФ, Украинский институт).
Одним из важных пунктов кандидат считает восстановление работы системы кэш-рибейтов. Для этого она предлагает четко разграничить виды аудиовизуальной продукции, настроить прозрачную систему возврата затрат и продвижение ее среди иностранных кинопроизводителей.
В соответствии с планом действий Синькевич поддержка образовательных инициатив должна касаться как краткосрочных учебных программ и программы повышения квалификации в Украине, так и налаживания партнерства с иностранными киношколами. Также необходима разработка учебных программ по продвижению, прокату и международной дистрибуции.
Генеральный продюсер продакшена Limelite Владимир Яценко и режиссер и продюсер Анна Соболевская реагируют на заявление Синькевич о судах
Еще один из важных пунктов представленной программы - международная деятельность. Планируется присоединение к Eurimages и European Film Promotion, заключение копродукционных соглашений, проведение в Украине церемонии Европейской кинопремии, расширение сотрудничества с кинофестивалями класса А и стратегически важными кинорынками, поддержка оскаровской кампании украинского кандидата ежегодно, поддержка Дней украинского кино за рубежом.
Работа с кинематографическим наследием предусматривает создание современного цифрового хранилища лент и разработку норм Закона о государственном фонде фильмов, где были бы объединены все киноархивы.
«Собственно, это все. Я говорю, что нет суперинноваций, которых вы не знаете, потому что все мы работаем с этим ежедневно и ежедневно обсуждаем. Но это те шаги, которые можно сделать, и, по моему мнению, сейчас есть все возможности, чтобы сделать их в достаточно короткий срок. Чтобы выработать систему, которая бы не зависела от того, кто будет председателем Госкино через 5 лет или через 10», - подытожила свою презентацию Юлия Синькевич.
После этого модератор Андрей Куликов задал несколько вопросов. На вопрос, как кандидат в случае избрания планирует придерживаться баланса поддержки авторского и зрительского кино, Синькевич ответила, что именно для этого первоочередно будет анализировать украинский рынок и его потребности.
«Я, конечно, люблю авторское кино, но не могу ориентироваться только на свой вкус», - добавила она.
С существенно завышенными бюджетами проектов, которые подаются на поддержку Госкино, Юлия планирует бороться именно путем установления верхней границы бюджетов и доработкой процедуры поддержки проектов. На вопрос, нужно ли поддерживать дружеские отношения с Госкино, чтобы войти в состав делегации на зарубежных фестивалях, Синькевич ответила, что все форумы открыты для участия кинопрофессионалов, каждый может аккредитоваться и информации, что кого-то не допустили в украинский павильон в Каннах или на украинский стенд в Берлине, у нее нет.
Отвечая о том, как будет решаться ситуация с кинотеатрами в малых городах, Синькевич призналась, что всех ответов нет, а разобраться с этим ей поможет уже упомянутый анализ рынка.
Относительно концепции патриотического кино кандидат ответила, что «патриотическое» - очень манипулятивное слово, которое используют в различных контекстах. Если имеется в виду проведение каких-то отдельных конкурсов, то в них, по ее мнению, нет смысла. Такие фильмы могут наравне с другими участвовать в одном конкурсе.
На вопрос «Как заставить обычного, «нормального» человека смотреть украинское кино», заданный онлайн, Юлия ответила, что заставлять или пытать украинском кино никого не нужно. А надо работать над тем, чтобы оно находило отклик в сердцах зрителей, создавая качественное кино.
Отдельный вопрос был задан о показах украинского кино на телеканалах. Юлия Синькевич ответила, что тенденция меняется. Если раньше телеканалы вообще не рассматривали это как вариант, теперь начали подключаться еще на этапе создания и поддерживают кино как партнеры, обеспечивают рекламные кампании.
Поддержка создания фильмов для детей, по ее мнению, также очень важна, ведь сейчас маленьким зрителям особенно нечего смотреть, они просматривают онлайн иностранные ленты. Такая программа для детей должна быть в Украине.
Говоря о системе рейтингов для кинопродюсеров, кандидат высказалась за то, что это должно коснуться не только их. Многое зависит от режиссеров, особенно в авторском кино. Среди критериев, по словам Юлии, - опыт, успешность проектов, получение наград на фестивалях. Важно, были ли сданы все предыдущие проекты в Госкино. Также недопустимо, чтобы в один год у продюсера было по 10-20 проектов.
Относительно своей возможной будущей команды Синькевич сообщила, что заместители председателя Госкино также проходят конкурс и должны быть выбраны. Вопрос о ситуации с Одесской киностудией и Киностудией Довженко, говорит, следует переадресовать Министерству культуры, поскольку Госкино этим не занимается.
Владимир Яценко интересуется у кандидата на должность, каким образом она планирует развитие девелопмента
Говоря о поддержке девелопмента, Юлия дополнительно подчеркнула, что это требует внесения законодательных изменений и не будет быстрым процессом, но оттого не является невозможным.
Член Совета по государственной поддержке кинематографии, член Экспертного совета по кинопроектам при Минкульте Людмила Горделадзе спрашивает Юлию о языковом вопросе
Языковой вопрос, заложенный в положение о национальном фильме, является еще одним пунктом, которому Синькевич планирует уделить особое внимание. И пока не может сориентировать, как планирует его решить. Опять же, Юлия апеллирует к необходимости предварительного анализа ситуации.
Сергей Слипак из компании «Кіносвіт» задал вопрос, планируется ли создание киноцентра
Создание киноцентра кандидат тоже считает важным, однако не первоочередным. Например, сейчас в Украине около 500 кинозалов, но на такое количество населения нужно втрое больше - над этим и будет работать в ближайшее время.
Александр Черкасский поинтересовался у Юлии, какое количество залов она считает достаточным и почему пиратство, по ее мнению, является проблемой
По вопросу о пиратстве Юлия ответила, что имеет собственный опыт и, как скорректировал ответ Андрей Куликов, это «собственный опыт быть жертвой». Синькевич подчеркнула, что проблема существует и доказывать ее нет необходимости.
О доступности приобретения за рубежом DVD с украинским фильмом Юлия отметила, что этот формат считает мертвым, намекая на необходимость сотрудничества со стриминговыми платформами, которые приобретают все большую популярность.
Один из последних вопросов обсуждения звучал так: «Какой из этапов конкурса для преемников следует убрать, а какой добавить?»
«Для меня это был неизвестный опыт. Сейчас процедура предусматривает определенные преимущества для тех, кто имеет опыт госслужбы. Если человек хочет идти на должность, работая в секторе, то нужна либо очень высокая поддержка при голосовании, либо шансов у него меньше», - ответила Синькевич. Она, исходя из собственного опыта, стремилась бы сделать акцент на профессиональных достижениях, а не на знании процедур. По ее словам, это тоже важно, но не является приоритетом.
На этом мероприятие закончилось. Полную трансляцию события вы можете посмотреть по ссылке.
А утвердят ли Юлию Синькевич в должности, мы узнаем в ближайшее время.