«Как я собираюсь выжить? О, это вопрос для отдельного большого интервью», – говорит Виктория Ярмощук. Говорит одновременно и со смехом, и с хорошо скрываемой усталостью. Мы общаемся за неделю до KYIV MEDIA WEEK, ежегодного – крупнейшего в Восточной Европе – медиафорума, организацией которого занимается возглавляемая Викторией компания Media Resources Management. Но этим ее профессиональная деятельность не ограничивается. Также Ярмощук – исполнительный директор Украинской киноассоциации.
А с недавнего времени – еще и координатор рабочей группы «Кино» в Офисе формирования гуманитарной стратегии, консультационном центре новосозданного Министерства культуры, молодежи и спорта. Ее задача здесь – совместно с координаторами по другим направлениям помочь новому министру Владимиру Бородянскому в формировании комплексного видения развития подотчетного ему сектора. «Финальный продукт, который выпустит Офис формирования гуманитарной стратегии, – это, собственно, стратегия, – рассказывает Ярмощук. – Пошаговый план того, что должно делать новое профильное министерство и Кабинет министров для того, чтобы отрасль развивалась». Времени на формирование этого плана у команды Офиса всего ничего: по словам Виктории, стратегия должна быть готова через месяц-полтора. «Бородянский и новое правительство хотят максимально быстро сделать то, что нам не удавалось многие годы», – объясняет Ярмощук необходимость таких сжатых сроков.
Так что да, вопрос о выживании в режиме такого цейтнота, помноженного на высокий уровень ответственности, – отнюдь не преувеличение. Но Виктории не привыкать. За 18 лет работы в индустрии она сталкивалась с самыми разными сложными задачами. Ярмощук специализируется на управлении медиапроектами, комплексном консалтинге в аудиовизуальной индустрии, маркетинговых исследованиях, медийной бизнес-аналитике. Также – на организации профильных международных мероприятий. В частности – ежегодной конференции KYIV MEDIA WEEK (KMW), которая проводится с 2011 года и на сегодняшний день стала крупнейшим медиафорумом Восточной Европы. Подразделение возглавляемой Викторией компании MRM – «FILM.UA. Факультет» – занимается систематической организацией мастер-классов ведущих украинских и международных спикеров, представляющих разные направления аудиовизуальной индустрии. Сама Ярмощук активно участвовала и участвует в процессах налаживания партнерских связей Украины на межгосударственном уровне: к примеру, в реализации Программы культурного сотрудничества между Украиной и Китаем, а также в подписании копродукционного соглашения с Канадой.
Вот и сейчас, несмотря на огромную рабочую загрузку, она параллельно получает MBA, а ее компания – запускает новые проекты.
– Виктория, наш сайт MBR – это проект компании MRM. Скажите, какой вы видите его миссию? Зачем такой продукт сейчас нужен рынку?
– В Украине есть индустриальные новостные сайты, которые иногда делают и аналитику. Есть достаточно много «околокиношных» развлекательных ресурсов, рассчитанных на широкую аудиторию. Есть порталы, которыми профессионалы индустрии пользуются, чтобы искать некую специфическую информацию. Но до сегодняшнего дня не было площадки, которая объединяла бы этот функционал. Идея – чтобы человек в одном месте мог получить ответы на все свои вопросы, связанные с профессиональной деятельностью: от законодательной базы до аналитики телесмотрения и кинопоказа, от репортажей со съемок или премьер до детальной базы кинотеатров.
Компания MRM работает на этом рынке более 12 лет. У нас есть огромный багаж экспертизы, который ежедневно пополняет и аккумулирует аналитический отдел. Мы знаем потребности рынка и понимаем, что такой ресурс будет востребованным. Ресурс, на котором можно будет получить и новости, и аналитику – включая более глубокую: ту, которую мы постоянно производим и обычно выдаем по специальным запросам. Часть этой информации будет в открытом доступе, часть – в платных разделах, которые скоро запустятся на сайте.
– Сайт запустился в бета-режиме, и многие «фишки» на нем пока отсутствуют…
– И именно поэтому пока что он в открытом доступе, а переход на систему, включающую платную подписку, мы планируем в конце этого – начале следующего года. Мы предпочитаем не пробовать, а делать – и дорабатывать продукт в процессе, на основе фидбека его реальных пользователей. Это продуктивнее, чем потратить намного больше времени и других ресурсов на создание идеального, по нашему мнению, сайта в стерильных, оторванных от реальной жизни условиях. А потом презентовать его и, получив обратную связь пользователей, понять, что все нужно переделывать. К тому же мы не хотим, чтобы простаивал редакционный коллектив.
– Кто в него вошел?
– Журналисты и аналитики, ранее работавшие в других наших медиаресурсах: сайт «МедиаНяня», информационно-аналитические подписные издания Content Report и Media Business Reports (последнее издание, собственно, и дало название новому сайту). Главным редактором сайта MBR стала экс-главред «МедиаНяни» Анастасия Рахманина, ее заместителем и главным аналитиком MBR – Артем Вакалюк, руководитель аналитического отдела MRM, экс-главред Content Report и Media Business Reports.
– Довольно рискованный ход – запускать сейчас медиа, за которое люди должны платить деньги. Будут ли дополнительные варианты монетизации?
– Повторюсь, сайт не будет полностью платным. Но значительную часть той информации, которая на новом ресурсе будет по подписке, мы и так уже давно и успешно продаем нашим клиентам в Украине и за ее пределами – просто в другом формате. Мы верим, что эти подписчики теперь просто перейдут вместе с нами на другую – более удобную и современную – платформу. На новом сайте все будет систематизировано, просто и понятно, и мы надеемся, что это привлечет новых подписчиков. С расширением аудитории мы планируем пробовать развивать новое для нас направление спецпроектов и нативной рекламы, которое курируете вы.
Наш сайт в принципе рассчитан не только на рынок Украины, но и на другие территории. Точнее даже – на другие рынки: на людей, которые хотят вести бизнес, связанный с аудиовизуальным контентом в Украине.
Рынок изменяется. Сейчас сложно окупить свой продукт кино- и телепоказами, и даже продажей на digital-платформы только в Украине. Многие сейчас работают над тем, чтобы искать альтернативные пути монетизации: в кино, на телевидении, в диджитале появляется все больше продакт-плейсмента, брендированного контента. Весь рынок активно работает над тем, чтобы привлечь в индустрию дополнительные непрофильные деньги. И одновременно AV-продукцией все больше интересуются бренды и инвесторы, ранее не имевшие дела с данным рынком. Поэтому мы хотим, чтобы новый сайт был полезен и этой аудитории. Грубо говоря: «внешним» игрокам, которые только присматриваются к данному рынку и зашли на наш сайт, будет понятнее, что это вообще за бизнес. Можно сказать, что такой подход – наша инвестиция в развитие рынка в целом. То есть мы рассматриваем сайт не только как бизнес-проект – как, в принципе, и все остальное, что мы делаем в компании MRM, – а и как некий «индустриестроительный» инструмент.
Ни один бизнес не может быть успешен, если рынок в целом не развивается. И для его развития необходимо налаживание синергии: во-первых, внутри рынка, а во-вторых – синергии индустрии и государства
– Схоже с миссией KMW – быть своеобразной точкой входа в Украину.
– Совершенно верно. Все, что мы делаем в MRM, – для развития рынка в целом. С этим может кто-то не согласиться; кто-то думает, что это очень прибыльный бизнес – хотя это далеко не так. Но действительно: наша миссия, наша цель – развивать рынок страны в целом. Потому что ни один бизнес не может быть успешен, если рынок в целом не развивается. Поэтому да, сайт MBR – наш очередной шаг в развитии локального рынка и его интеграции в международный контекст.
– Глава MRM, глава Украинской киноассоциации, координатор рабочей группы «Кино» – не конфликтуют должности и обязанности?
– Как я уже только что сказала, главная цель – развитие рынка. Это, во-первых, налаживание синергии внутри рынка, а во-вторых – синергии индустрии и государства. Когда несколько лет назад я стала исполнительным директором Украинской киноассоциации, то продолжила эту деятельность, но уже выступала не как глава частной компании, а как глава общественного объединения, что давало больше возможностей в общении с теми же государственными органами, с европейскими и международными организациями подобного рода.
Если MRM работает для всего рынка аудиовизуального контента, то в Украинской киноассоциации мы занимаемся все-таки больше вопросами кино, хотя потом к этому добавились сериалы и пр. Но по большому счету вектор моей деятельности не изменился.
Какая ключевая проблема украинского AV-рынка? Его емкость недостаточна для того, чтобы он мог нормально функционировать, окупать себя и быть прибыльным бизнесом. Чтобы каким-то образом это компенсировать, нужна, конечно же, поддержка государства, а также – подходящие условия для работы с международным сообществом, с внешними партнерами. Что такое поддержка государства? Речь не только о прямой финансовой господдержке, которая сейчас как раз очень активно предоставляется, а о другом. О том, что государство может сделать многое, что не стоит денег. Например, создать хорошие условия для бизнеса, для привлечения зарубежных партнеров. Еще – принять законы, которые позволят нам наконец получить доступ к европейским фондам и зарубежным рынкам капитала, заключить договоры о совместном производстве со странами-партнерами и т. д.
– И вот по этим направлениям вы сейчас будете работать в Офисе формирования гуманитарной стратегии?
– То, что меня позвал делать Владимир Бородянский в рамках формирования гуманитарной политики Украины, – это по большому счету та же деятельность, которой я занималась и занимаюсь в MRM и Украинской киноассоциации. Просто сейчас у меня больше возможностей реализовать то, что раньше мы не могли сделать по разным причинам. В первую очередь – из-за отсутствия достаточного диалога с властью, с правительством.
Моя задача как координатора рабочей группы «Кино» – это прежде всего выработать видение того, как в эту общую гуманитарную стратегию встраивается кино, как кино и прочие гуманитарные индустрии могут сосуществовать и нарабатывать определенную синергию. И самое важное и сложное задание – попытаться вложить в эту стратегию все лучшие предложения и учесть все проблемы, которые сейчас есть в нашей индустрии.
Хочу особо подчеркнуть, насколько важно уделить достаточно внимания именно вопросам синергии гуманитарных сфер. Раньше об этом мало задумывались, но ведь, только объединив «эффект», который оказывает хорошее кино, книга, выставка, музыка, театр, мероприятие для всей семьи и так далее, можно добиться «квантового скачка» в гуманитарной сфере и дать обществу, как говорит Бородянский, то, ради чего стоит жить. Поэтому мы с координаторами других направлений очень стараемся работать вместе и объединять наши усилия. Ведь объединившись, гуманитарные индустрии дадут Украине необходимый заряд для движения вперед.
Села, написала то, что тебе кажется правильным, согласовала это с Бородянским и отдала реализовывать – нет, это не о работе Офиса. Что мы делаем сейчас – ведем активные переговоры с индустрией. В начале сентября у нас уже была первая встреча, на которой мы собрали свыше 60 игроков украинской киноиндустрии из всех ее «подразделений» – это были и производители, и прокатчики, и дистрибуторы, и организаторы кинофестивалей. В индустрии очень много людей – с активной позицией, с интересными мыслями. Конечно, не все они присутствовали на первой встрече по тем или иным причинам, но сейчас я исправляю эту ситуацию.
На первой установочной встрече мы рассказали, что нового собирается делать министерство, почему три министерства теперь слились в одно, в чем задача нашего Офиса. И сейчас я активно собираю предложения – боли индустрии, как их называет Бородянский.
– А кто помимо вас в «бригаде анестезиологов» по этим болям?
– Если говорить именно о структуре работы Офиса, то координатор направления может рассчитывать на поддержку аналитиков, социологов, юристов, а также проектных менеджеров, которые помогают в организационных вопросах. Что касается разработки самой концепции, то координатор может привлекать тех, кого считает нужным, – он сам формирует рабочую группу: из участников индустрии, из узких специалистов в каких-то вопросах.
Стратегия должна быть готова в течение месяца-полутора. Сроки очень сжатые, а планы – очень амбициозные и оптимистичные. Не знаю, как в других индустриях, но в направлении «Кино» радует то, что мы начинаем далеко не с нуля: много чего уже было сделано, есть довольно четкое видение и проблем, которые надо решить, и того, что нужно сохранить и развить.
Сейчас, когда в стране денег мало, а производить нужно много, рынок перегрет. И введение национального рибейта только усугубит эту ситуацию
– С какой главной проблемой вы пока что столкнулись на этом пути?
– Пожалуй, договориться с индустрией. Хотя, повторюсь, уже много что сделано, но у рынка нет и никогда не было единого видения того, как он должен развиваться дальше. Одни считают, что нужно продолжать активно дотировать украинское кино. Другие – что украинское кино может существовать само. И все, что нужно, – это введение рибейтов. Также есть свои проблемы у кинотеатров, у дистрибуторов… Но нам всем необходимо сесть и договориться. И осознать, что все надо делать последовательно и учитывать интересы индустрии в целом, где-то – унять личные амбиции.
И да, каждой из групп влияния и интересов придется чем-то жертвовать. Раньше такой диалог и нахождение компромиссов не получались, но я очень надеюсь, что нам удастся сделать это сейчас. Потому что сегодня власть открыта и настроена на результат. Не знаю, когда еще представится такой шанс.
– Кстати, о рибейтах. Новая редакция закона, предполагающая налоговые возвраты только для иностранных производителей, вызвала много споров…
– Возвращаемся в начало нашего интервью. Какая самая большая проблема рынка? То, что на нем недостаточно денег для того, чтобы он функционировал правильно – самодостаточно и без безумной поддержки государства. Что для этого нужно? Закачать в рынок дополнительные деньги. Где их можно взять? За границей. И для этого необходимо ввести рибейты, которые привлекут в Украину именно зарубежных производителей контента. Да, это определенная дополнительная нагрузка на бюджет. Но рибейт выплачивается только после того, как зарубежные производители потратили в нашей стране свои средства и заплатили тут налоги. Если не ввести такую систему, к нам никто не приедет, и мы не получим тех самых внешних денег, которые так нам нужны. А также – останемся без передового опыта, который могли бы сюда привезти зарубежные съемочные группы, что крайне важно в условиях отсутствия качественной системы образования в сфере кино- и телепроизводства. Еще – не будет дополнительного развития внешнего туризма. Да, в конце концов, не будет популяризации Украины – той популяризации, которая была бы возможна, если бы к нам приезжали крупные компании и снимали бы у нас что-либо, связанное с Украиной, или хотя бы говорили о том, что их продукт был снят именно здесь.
– Но что с национальными рибейтами?
– Национальный рибейт – это дополнительная государственная поддержка локальных продюсеров. Это правильный и в принципе возможный шаг, но тогда следует взвешивать, сколько давать прямой поддержки: то есть уменьшать ее на сумму национального рибейта. И еще один аспект – сейчас, когда в стране денег мало, а производить нужно много, рынок перегрет. Специалистов не хватает, и эта ситуация провоцирует неоправданный рост гонораров у тех немногих настоящих профессионалов, которые есть на рынке. А введение национального рибейта только усугубит ситуацию. Поэтому я думаю, нашим законодателям и индустрии следует согласиться с тем, что сейчас самое главное – выделить деньги на зарубежные рибейты, привезти сюда условное HBO с их десятками миллионов долларов, которые они здесь потратят. А рибейты для национальных производителей ввести через года два-три – соответственно уменьшив при этом прямую государственную поддержку.
Понимаю, что такая позиция может не нравиться некоторым игрокам рынка. Но давайте трезво взглянем на то, что нам сейчас действительно нужно, и на то, что мы реально можем себе позволить.
Апеллирование к тому, что национальные рибейты есть в Польше, в Хорватии, не аргумент для Украины: в этих странах совсем другие системы, предполагающие совсем другое количество прямого государственного финансирования.
Также важно понимать, что тот Закон о рибейтах, который принимается сейчас, далек от идеала. К примеру, иногда иностранцам будет сложно набрать требуемый норматив баллов в тестах, которые должен пройти проект, чтобы претендовать на рибейт. А также рибейты сложно получить, если вы заказываете в Украине только постпродакшен. Но, как и в любом деле, нужно с чего-то начинать. Затем – смотреть, какое влияние на рынок та или иная реформа окажет, и соответственно менять или дорабатывать модель. Я уже вижу, что еще нужно поправить в новом законе, и планирую прописать это в стратегии.
На таком этапе развития и в такой экономической ситуации общество не может позволить себе финансировать то, что не принесет ни кассы, ни фестивальных успехов и не станет первым шагом для талантливых кинематографистов завтрашнего дня
– А эта большая господдержка – она сохранится?
– Не я решаю, какие суммы следует выделять. Моя работа – оценить ситуацию, консолидировать позицию рынка и высказать рекомендации. По моим ощущениям, примерно столько же, сколько есть сейчас, но эти деньги нужно перераспределить. Сейчас бОльшая их часть уходит на производство, но давайте честно спросим себя – нужно ли Украине такое количество проектов, которые производятся сегодня?
Я хочу сразу четко обозначить свою позицию и роль в происходящем. У государства есть определенные цели, задачи и обязательства перед обществом. Кино для государства – один из инструментов достижения этих целей. И все, что я скажу дальше, будет озвучено именно с этой точки зрения. Я не берусь оценивать художественную ценность украинского кино – у меня нет для этого ни соответствующего образования, ни опыта, ни морального права.
Итак, давайте посчитаем – сколько украинский зритель физически может посмотреть украинских фильмов в кинотеатрах. В году – 52 недели. Если каждые две недели будет выходить украинский фильм и на него будут идти люди – это уже суперрезультат! Соответственно, возможно, стране не нужно 58 украинских зрительских (подчеркиваю, именно зрительских) фильмов, 62 или 101. Нам нужно 20-25 – но качественных: хороших прокатных зрительских картин, которые соберут сотни тысяч зрителей, достойный бокс-офис, а затем – и высокие рейтинги при телепоказах и в диджитале. Да, я считаю, нужно выделять деньги на зрительское кино, поддерживать его, но только в том объеме, который продюсер не может сам собрать на рынке, в прокате, обеспечить продажами на ТВ, платформы или за границу, спонсорством и другими законными способами.
– А что с авторским кино?
– Безусловно, это важно для страны, и да, государство должно его финансировать. Но опять-таки – для чего существует авторское кино? Чтобы заставлять думать, анализировать сложные темы, развивать чувство прекрасного. Еще – на должном уровне представлять страну на кинофестивалях, доказывать, что здесь есть таланты и потенциал, популяризировать Украину. Его роль сложно переоценить. Но вновь возвращаемся к объективной реальности. А она такова, что Украина в силу многих обстоятельств, вероятно, не готова производить 40-50 артхаусных фильмов за госденьги в год.
Знаю, что меня будут критиковать за эти слова. Но я менеджер с образованием, большим опытом и глубоким понимание рынка и реалий нашей страны. Думаю, именно поэтому Бородянский в меня и поверил. Я смотрю на реформу с трезвой головой и оцениваю все в первую очередь с экономической точки зрения. Но уверена, найдутся люди, которые умножат мои «сухие» расчеты на «творческий» коэффициент. И где-то там и будет лежать истина.
Однозначно государство должно финансировать дебюты – выращивая тем самым новое поколение производителей и коммерческого, и авторского кино.
Резюмируя: деньги нужно выделять с умом – брать не количеством произведенных фильмов, а их условным «качеством», оценивая эффект, который они окажут на общество. Украина сейчас на таком этапе развития и в такой экономической ситуации, когда общество не может позволить себе финансировать то, что не принесет ни кассы, ни фестивальных успехов и не станет первым шагом для молодых, но действительно талантливых кинематографистов завтрашнего дня.
Поэтому я бы рекомендовала перераспределить государственные деньги, идущие на кино: выделяя меньше, но внимательнее на производство, больше – на образование в сфере кино, плюс – отдельный бюджет на рибейты.
Сегодня стране как никогда нужно хорошее кино, потому что это универсальный и массовый инструмент донесения смыслов и правильных месседжей.
Нам сейчас очень не хватает неких общих смыслов – того, что называют национальной идеей. И гуманитарная стратегия должна помочь эту систему смыслов сформировать
– И как будет определяться правильность месседжей?
– На базе той самой гуманитарной политики, которую мы сейчас разрабатываем. В ее основу будут положены не утилитарные моменты, а некие высокие ценности, которые объединяли бы украинское общество. Нам сейчас очень не хватает неких общих смыслов – того, что называют национальной идеей. И гуманитарная стратегия должна помочь эту систему смыслов сформировать. Люди, которые будут непосредственно выделять финансирование на те или иные проекты, в своих решениях должны опираться именно на принципы данной стратегии. Экспертам следует очень четко понимать, что получение такой поддержки – это, как сказал Бородянский, привилегия, которую нужно заслужить. То есть доказать государству, которое тратит на тебя деньги налогоплательщиков, что ты за эти средства сделаешь нечто такое, что будет государству и обществу полезно. Поэтому очень важно быть готовым нести ответственность за свои решения и действия.
– И что это будут за люди, из каких организаций? Сохранится ли Госкино?
– Госкино продолжит свою работу. Бородянский в принципе поддерживает идею о том, чтобы в каждой из индустрий гуманитарной сферы существовала некая организация, аналогичная Госкино или Институту книги, которая непосредственно будет реализовывать политику министерства. Поскольку министерство большое, направлений много и важно выстроить систему институций так, чтобы стратегия на практике реализовывалась профильным исполнительным органом.
– А как насчет профильных ассоциаций, общественных объединений?
– Это тоже одна из задач нового министерства – стимулировать подиндустрии гуманитарной сферы к тому, чтобы в каждой появилась одна сильная организация, объединяющая интересы всех игроков. И чтобы уже эта организация вела диалог с министерством.
Потому как сейчас, например, одна из главных сложностей моей работы как координатора – то, что мне приходится общаться с огромным количеством частных лиц, компаний и очень редко – с представителями каких-то объединений. А это крайне тяжело и сложно. Сложно достичь консенсуса и компромисса.
На индустриальном уровне нам не хватает саморегуляции и согласованности действий. Если бы, например, прокатчики могли договориться с производителями о каких-то общих целях, подумать, как их достичь, и вместе к этому идти, то им гораздо легче было бы вести разговор с государством.
– Украинская киноассоциация объединяет многих игроков рынка, но далеко не всех. А вам как координатору рабочей группы «Кино», получается, надо действовать шире. Нет ли конфликта интересов?
– Возвращаемся к тому, для чего Бородянский создал этот Офис и выбрал координаторов по каждому из направлений. Самое первое и самое главное, что мы услышали на первой встрече с ним – и потом еще слышали не раз и не два, – это то, что мы, координаторы, должны учесть интересы всех игроков нашей отрасли. Как минимум – всех выслушать. И по итогу – заложить в свои концепции интересы пускай не каждого игрока, но точно – всех составляющих процесса. Я со своей стороны могу сказать, что не переживаю на этот счет, поскольку в нашу ассоциацию входят производители и артхаусного кино, и коммерческого. Да, она объединяет далеко не всех, но всегда была – и остается – открытой. Вообще проблема не в конфликте интересов, а в том, что на нашем рынке в принципе очень низкий уровень доверия всех ко всем.
– Не только на рынке, но и во всей стране…
– Ну да. Поэтому как я могу ответить на этот вопрос иначе, чем просто попросив поверить мне. Я не буду действовать в интересах тех или других – я буду действовать в интересах индустрии в целом, а также общества. Мне действительно хочется, верится и кажется возможным построить вместе с нашей киноиндустрией то, за что не будет стыдно. То, что будет действительно приносить пользу обществу. И именно благодаря этой вере я и согласилась взяться за данный проект.
– А что будет по его завершении? Сформировав стратегию, останетесь ли вы для ее реализации?
– Не знаю. Сейчас все спрашивают: министерство и Офис формирования гуманитарной политики – одно и то же? Означает ли, что все, кто работает на позициях координаторов, переходят за Бородянским в министерство? Но нет, министерство и Офис – разные вещи. Сейчас мы выполняем свою задачу. А что будет дальше – поймем, когда закончим этот этап.