Сегодня вечером Украинская киноакадемия презентует новый индустриальный ресурс - онлайн-платформу DzygaMDB, объединяющую базу данных об аудиовизуальном секторе страны с 1991 года и многочисленные инструменты, позволяющие оптимизировать производство и дистрибуцию контента в части поиска людей и информации. Некоторые участники рынка смогли ознакомиться с проектом раньше - в их числе оказался и MBR. О разработке и устройстве платформы, ее целях и грандиозных планах создателей по выводу ресурса на международный рынок мы поговорили с соосновательницей DzygaMDB, директором Украинской киноакадемии и директором по развитию бизнеса Одесского международного кинофестиваля Анной Мачух.
- Анна, давайте начнем с первоначального посыла. Создание DzygaMDB - это ответ на запрос со стороны индустрии или проект для дополнительной монетизации Украинской киноакадемии?
- На самом деле все начиналось как разработка для себя. Занимаясь проектами «Украинская киноакадемия» и «Одесский международный кинофестиваль», мы видели, что собрать определенную информацию о рынке достаточно сложно. Спросите, например, сколько украинских фильмов вышло в прокат или участвовало в кинофестивалях в прошлом году - у всех будут разные версии (улыбается). Аналогичная ситуация с базой профессионалов: в силу своей работы мы такую базу контактов имеем, и к нам очень часто обращаются с просьбами посоветовать, помочь найти, познакомить. Если раньше украинский кинорынок был маленьким объединением, в котором все друг друга знали, то за последние годы он сильно вырос и изменился.
- И продолжает расти.
- Совершенно верно. В него интегрируются новые индустрии: например, на рынок кино пришли многие продакшены, ранее снимавшие рекламу. И пришли достаточно успешно. Соответственно, мы решили сначала создать небольшую базу для себя и уже потом вывести ее на рынок, чтобы дать профессионалам возможность всем этим пользоваться. Но за полтора года многое изменилось - и изменился наш ресурс. Он значительно вырос и будет меняться еще как минимум год. Общаясь с рынком сейчас, показывая свои наработки, мы уже видим, что необходимо добавить в продукт, чтобы индустрия получила максимальную пользу, в том числе и на внешних территориях.
- Каким образом проект менялся на стадии разработки?
- Изначально была запланирована база информации об украинских фильмах, которые выходят в прокат или участвуют в фестивалях, а также база кинопрофессионалов. Это то, что уже есть на платформе и будет открыто для обычного пользователя. Затем ресурс дополнился базой компаний, появилась отдельная платформа для кастингов и публикации вакансий, на нее мы наблюдали запрос от рынка. Также увидели запрос от кинокритиков, которым необходим ресурс, где они могут делиться своими рецензиями, - и реализовали это.
- Кого вы подразумеваете под «обычными пользователями»?
- Любого человека, который интересуется кино, хочет зайти на сайт, написать свое мнение…
- Тогда давайте сразу определимся с моделью, по которой будет работать DzygaMDB. Первый вариант - условно, IMDBPro: платформа для профессионалов индустрии, закрытая от внешнего мира и решающая сугубо индустриальные задачи. Второй - условно, «Кинопоиск», которым могут пользоваться и кинематографисты, и кинокритики, и синефилы. Оба варианта могут быть востребованы, поскольку профессиональной платформы в Украине никогда не было, а замену «Кинопоиску», запрещенному у нас весной 2017 года, так никто и не предложил. Судя по сказанному вами, DzygaMDB ближе ко второму варианту?
- Перед началом работы над прототипом ресурса мы провели исследование, на которое потратили четыре месяца и в которое были вовлечены аналитики инвестиционного фонда TA Ventures, наша команда и команда ОМКФ. Мы изучили все подобные продукты, доступные в мире, и в своем ресурсе по сути собрали лучшее, что в них есть. Конечно же, мы ориентировались на IMDB как самый рабочий инструмент, частично - на Rotten Tomatoes, особенно в том, что касается кинокритиков и формирования их рейтинга (публикуя рецензии, они выставляют оценки, и таким образом формируется рейтинг фильма), частично - на платформы для кастингов, тот же Spotligh. Все инструменты адаптированы под наш рынок, потому что Украина не Голливуд, не Болливуд и даже не Германия, где это работает по-другому.
Все пользователи ресурса видят разделы «Сейчас в прокате», «Скоро в кино», информацию о мероприятиях и новости
В отдельный виджет выводится текущий бокс-офис, но сборы каждого фильма можно найти и в его карточке
Рецензии кинокритиков загружаются отдельно, однако их также можно найти непосредственно под карточками фильмов, которым они посвящены
Сейчас в базу ресурса загружено более тысячи полнометражных и короткометражных фильмов, снятых украинскими кинематографистами с 1991 года. Всего их собрано около 2600 (без телефильмов и сериалов), так что база продолжает пополняться
Комментарии обычных пользователей выводятся в виде ленты. В нее же попадают рецензии критиков, отмеченные звездочками
- Предусмотрен ли механизм авторизации для кинокритиков?
- Да, при регистрации на ресурсе критик может разместить ссылки на свои публикации. Понятно, что большинство кинокритиков, работающих на рынке, мы знаем. Однако, если человек указывает, что он кинокритик, но не предоставляет ссылок на публикации, возникает вопрос - какой же он кинокритик? Запрос с этих профилей поступает нашему редактору, он проверяет информацию, и, если все верно, у кинокритика появляется соответствующий значок, а его комментарии под фильмами получают статус рецензий. В общей ленте комментариев кинокритики будут появляться первыми. Также мы разрешаем пользователям комментировать друг друга, как в Facebook-ленте.
- Получается, все-таки «Кинопоиск»?
- Внешняя часть - да. Любой зарегистрированный пользователь также может предлагать к размещению новости и информацию о мероприятиях. Ее проверяет наш редактор и, если она релевантна, публикует.
Но есть еще и внутренняя часть - так называемая версия Pro. Регистрируясь на ресурсе, человек выбирает, кто он - пользователь, критик или кинопрофессионал. Соответственно, пользователь видит только внешнюю часть и может оставлять комментарии, кинокритик - писать рецензии, а профессионал получает доступ и к внешней, и к внутренней части.
- У профессионалов будут собственные карточки на ресурсе?
- Конечно. Создавая карточки фильмов, мы указывали, кто их производитель, кто дистрибутор, кто работал в команде - таким образом были созданы профили. Регистрируясь на ресурсе, профессионалы могут добавлять информацию о себе. Если актер или режиссер уже указан в карточке фильма, то проект автоматически подтягивается в его фильмографию. Так же система работает в случае с продакшенами: на странице компании собираются все фильмы, в карточках которых ее указали. Зарегистрировавшись, компания получает доступ к этим проектам и может уточнять или дополнять информацию, а кроме того, создавать карточки других своих проектов. DzygaMDB изначально задумывался только для украинского кино. Но мы видим, что потребность в таком ресурсе есть и у создателей сериалов, телефильмов, любого видеоконтента, поэтому в итоге наша база рассчитана на весь аудиовизуальный сектор.
Самая большая карточка - у актера. Ведь он помимо фильмографии, которую видят все, указывает еще и физические параметры, выкладывает портфолио, шоурил, контакты агента и так далее - это доступно только пользователям версии Pro. Также предусмотрены агентские профили, где можно увидеть, какими актерами заведует агент. Страницу актера может создать как он сам (с указанием агента или без), так и агент. Каждый пользователь версии Pro обязательно указывает свой номер телефона и адрес электронной почты, чтобы мы имели возможность с ним связаться и все проверить. Понятно, что, например, Ахтем Сеитаблаев или Ирма Витовская не захотят выставлять свой номер на всеобщее обозрение, поэтому пользователи могут его спрятать - но в базе он будет.
- Правильно ли я понимаю, что вся информация, добавленная в базу не вашими редакторами, так или иначе проходит премодерацию?
- Да, для этого предусмотрена система оповещений, рассылок. К примеру, если кто-то указал, что снимался в фильме, сообщение об этом получает или наш редактор, или владелец самого проекта (продакшен или продюсер. - MBR), который должен только подтвердить информацию. Суть в том, что ресурс создан для рынка и рынок сам его регулирует и наполняет. А от той же «Википедии» или «Кинопоиска» он отличается возможностью оперативно исправить неверную информацию.
- Сколько времени ушло на всю эту работу?
- Если считать работой и проведенный рисерч, то полтора года. Впервые о проекте мы заявили на пресс-конференции Третьей национальной кинопремии «Золота дзиґа», и с этого момента стартовала работа. Проводя анализ, мы разговаривали с рынком, узнавали, что ему нужно и в каком виде, а после начались уже технические моменты.
- Каким образом вы узнавали у рынка, что ему нужно?
- На всех собраниях участников киноиндустрии, которые у нас происходят достаточно регулярно, мы слышим о проблемах, задаем вопросы - и понимаем, что не так, что плохо работает. Также мы смотрели, какой информации о нашей индустрии не хватает внешнему, международному рынку. На днях президент подписал закон о кэш-рибейтах, и возникает вопрос: каким образом иностранные продюсеры должны заходить на наш рынок? Через кого? На международные кинорынки ездит небольшое количество игроков - только те, кто может себе это позволить. Хотя наших участников индустрии гораздо больше. Как выбрать, как связаться, как подобрать, как увидеть, что данная компания хороша именно в таких работах? Только судя по ее проектам. А как о них узнать? Собрав все эти вопросы, проведя анализ внутреннего и внешнего рынков, мы подготовили для разработчиков техническое задание. Дальше уже механика.
- Разработчики - это сторонняя компания или вам пришлось увеличить внутренние IT-ресурсы?
- Необходимости постоянно держать команду разработчиков у нас нет. Сегодня все стараются максимально уходить на аутсорс, и мы тоже работаем с привлеченными специалистами. Но у нас есть IT-директор, работающий инхаус, который полностью контролирует процесс.
- Привлеченные специалисты - украинские?
- Да, украинские.
- Как правило, поиск разработчиков - боль для всех, кто начинает делать что-то сложнее лендинга. Как вы подбирали своих - тендер, конкурс, рекомендации?
- Во-первых - мы написали довольно обширное техническое задание, где указали, что должно быть в меню, все переходы, связки. Во-вторых - провели тендер среди компаний, которые нам посоветовали друзья, уже делавшие нечто подобное. В-третьих - дали выбранному разработчику тестовое задание на другом нашем ресурсе, чтобы увидеть, как он справится. Но опять же, делать все это, не имея внутри компании высококвалифицированного специалиста, - самоубийство. До этого наш разработчик создал систему голосования Украинской киноакадемии, которая среди европейских академий считается лучшей - мы получали запросы о продаже нашей системы другим рынкам. Соответственно, имея такого специалиста, мы понимали, что готовы сделать нечто более сложное.
- Какая команда будет работать над ресурсом после релиза, учитывая, что это и модераторы, и новостной контент?
- Около десяти человек, вместе с привлеченными. Многие компании, которым мы сейчас - до релиза - показываем ресурс, говорят, что к нам посыплется много регистраций в первые же дни. Вот как только посыплется - будем расширять и усиливать коллектив. На этапе разработки и запуска команды до десяти человек достаточно.
- Во сколько вам все это обошлось?
- Сейчас прикину… Все вместе - в несколько десятков тысяч евро.
- Их оплатил фонд TA Ventures или привлекали какие-то гранты?
- Мы подавались на грант Украинского культурного фонда, но на тот момент нашей организации не было двух лет, потому заявка не прошла по техническим критериям. И очень хорошо, ведь это нам дало больше времени на проработку (если ты получаешь грант, то должен в определенные сроки отчитаться о его использовании). У проекта два основателя: Виктория Тигипко и я. Соответственно, мы вкладывали в проект свои ресурсы.
- Личные?
- Да, это личные ресурсы. Дальше, с учетом планов на развитие, мы, конечно, будем подаваться на государственное финансирование. Кроме того, ресурс будет бесплатным полгода, а дальше включится платная подписка, стоимость которой мы будем обсуждать с рынком. Нужно увидеть, насколько это востребовано, как люди будут пользоваться и сколько они будут готовы платить. Западные аналоги - тот же IMDB - значительно дороже, чем могут позволить себе участники украинского рынка, так что будем исходить все-таки из внутренней ситуации.
- К моменту запуска вы собрали базу из 2600 фильмов. Где искали информацию?
- Собрали все, что было в публичном доступе. На данный момент мы внесли больше тысячи фильмов, а когда внесем все 2600 - начнем работу с сериалами, которые поначалу также планируем вносить в базу самостоятельно. Дальше рассчитываем на активность участников рынка. Как вы понимаете, собирать информацию в публичных источниках непросто: что-то есть в «Википедии», кто-то самостоятельно внес информацию на IMDB. И уже сейчас на презентациях мы слышим: «Ой, у нас этот актер не снимался». Притом в публичных источниках он указан. Соответственно, компании, зарегистрировавшись на ресурсе, смогут править информацию, добавлять, расширять и так далее.
- Эта опция для компаний будет платной?
- Не сразу. На первое время - чтобы иметь возможность все это создать, обновить - предусмотрен бесплатный доступ. Затем будут тестовые периоды: мы понимаем, что определенные участники рынка захотят быть на ресурсе, но не станут им пользоваться постоянно. Это то же, что происходит с IMDB: очень многие регистрируются, а затем не пользуются. Я платный подписчик, мне необходим доступ, однако многим достаточно просто добавить на сайт информацию о себе. Соответственно, мы будем предоставлять доступ по такой же схеме: первые полгода - бесплатно, дальше - тестовый период с возможностью бесплатно обновить информацию. Но если ты хочешь пользоваться всеми фильтрами, искать контакты, подаваться на кастинги, публиковать вакансии и кастинги - нужно взять платную подписку.
- Понятно, что цена еще не утверждена, но сколько это будет стоить хотя бы примерно?
- Точно не тысячи гривен. Сейчас мы собираем отзывы, какая сумма была бы приемлема для пользователей.
- Подписка будет годовой, ежемесячной?
- С разными опциями: ежемесячно, раз в квартал, раз в полгода, в год - все вариации, чтобы пользователям было максимально удобно.
- А как вы пришли к понимаю, что на ресурс нужно добавлять не только фильмы и сериалы, но и рекламу с клипами?
- Возьмем тех же актеров: начиная добавлять информацию о них, мы увидели, что очень многие снимаются не только в кино. Соответственно, они захотят, чтобы информация и об этих проектах была в их карточках. С другой стороны, актеров ищут не только кинопроизводители, но и те, кто, например, снимает рекламу. И где их искать, в Facebook? Мы понимаем, что у кастинг-директоров есть базы, которые они собирают и обновляют. Однако для них наш ресурс не угроза. Скорее это возможность.
- Расширение доступа.
- Да, ты получаешь общую базу всего рынка, и она сама органически обновляется. Если человека указали в каком-то проекте, проект автоматически добавляется в его профиль. И можно сразу увидеть, где он снимался.
- Будут ли на сайте какие-то видеоматериалы кроме тизеров, трейлеров и прочего промо?
- То, что есть в базе у любого кинопрофессионала: его шоурил, его видео. Или вы имеете в виду VoD?
- А это тоже планируется?
- Скажем так: владелец профиля может разместить любое свое видео. Если он хочет вместо шоурила дать ссылку на видеоинтервью - пусть дает, если это лучше всего показывает его как профессионала. Делать ли из ресурса VoD-платформу? Посмотрим по запросу рынка.
- То есть такой возможности вы не исключаете.
- Мы вообще ничего не исключаем. Сейчас нас спрашивают, можно ли создать базу международных проектов, которые прокатываются в Украине? И в следующие несколько месяцев мы это реализуем, расширим, чтобы ресурс был полезен и для кинотеатров, и для дистрибуторов.
- Вы имеете в виду базу фильмов, выходящих в Украине в прокат?
- Да. С указанием даты выхода и дистрибутора. База будет собираться и обновляться на одном ресурсе. Также мы хотим собрать базу кинотеатров, ведь сегодня никто не знает, сколько в Украине кинозалов, а это тоже важно. Будет ли DzygaMDB развиваться в направлении VoD? Есть много подобных ресурсов, которые со временем стали и VoD-платформами. Но это другое направление деятельности - тут возникает вопрос с правами, с договорами.
- Ну и как минимум другие мощности должны быть - и у сайта, и у сервера.
- Скажу так, сервер нам это позволяет (улыбается). Понимание, как сделать такую платформу, тоже есть. Вопрос в том, нужно ли. Посмотрим. Ресурс создан для рынка, и рынок сам по сути регулирует, как он будет работать.
- В вашем пресс-релизе есть фраза «Откройте собственные двери в мир инноваций в аудиовизуальном секторе Украины» - что подразумевается под инновациями?
- Для нашего рынка создание такой онлайн-платформы - уже очень большая инновация. Ведь большинство (я говорю не про всех) работает…
- На коленке?
- На коленке. В Facebook, в мессенджерах. Потому мы и говорим, что этот ресурс - инновация, окно в более цивилизованный, транспарентный мир. Сегодня наш рынок абсолютно непрозрачен, неизвестно, кто, что и как делает. О выходе некоторых украинских фильмов в прокат ты узнаешь случайно, зайдя на сайт кинотеатра, потому что о них нигде нет информации. А наш ресурс - еще и возможность прорекламировать свой проект на всех этапах создания.
- Я как раз хотела об этом спросить. В релизе есть слова «легко прорекламировать свою компанию и услуги». Какой механизм для этого предусмотрен?
- Базовый механизм - быть на DzygaMDB. История о том, что, если тебя нет на ресурсе, тебя нет на рынке. Каждый зарегистрированный пользователь, будь то компания, режиссер, актер, может предложить к публикации свою новость, свое мероприятие, любую информацию. Как я уже говорила, мы смотрим, соответствует ли это деятельности рынка, и, если информация релевантна, если там нет матов и всего такого, разрешаем к публикации. И к этой информации имеют доступ не только пользователи Pro, а все, кто заходит на сайт. Когда база будет наполнена информацией обо всех фильмах и сериалах, мы планируем запустить рекламную кампанию ресурса для внешнего пользователя - массового зрителя. Украинская киноакадемия занимается популяризацией украинского кино, но тут более широкое поле - популяризация украинского контента в принципе.
- Публикация своих новостей - тоже платная история?
- Опция предусмотрена для любого зарегистрированного пользователя, имеющего доступ к системе.
- Я просто пытаюсь понять, каким образом все это будет монетизироваться.
- На данном этапе - единая подписка, потом будут подключаться новые модули с другими возможностями. Соответственно, пользователи смогут купить более полную или сокращенную подписку.
- Индустрия у нас небольшая, и цена, как вы говорите, будет небольшой. Учитывая, что вложения немалые и что вы планируете развивать ресурс, через сколько лет все это выйдет хотя бы в ноль?
- Так только кажется, что индустрия небольшая. Посмотрите хотя бы на кастинги. В той же Facebook-группе [кастинг-директора] Аллы Самойленко 10 тыс. актеров - это немало.
- То есть на этапе расчетов вы соотносили объем рынка и предполагаемую цену подписки?
- Конечно. Мы прикидывали, исходя из изначально запланированных модулей и опций. За эти полтора года рынок изменился и, я так понимаю, будет продолжать меняться, поэтому наши планы тоже меняются, становятся более масштабными и грандиозными.
- Можно подробнее?
- План такой: в 2020 году собрать максимальное количество наших кинодеятелей и информации о проектах и компаниях, а в 2021-м - презентовать ресурс на международных рынках. Потому он делается на двух языках - украинском и английском. При этом английский в очень удобном формате: для тех, кто не может перевести информацию (с этим мы сталкиваемся очень часто, многие не знают языка на должном уровне), подключена платная опция от Google. Имеется в виду не Google Translate, а более продвинутая история - автоперевод. Он переводит правильно на 90%, затем человек может сам отредактировать информацию (либо отдать кому-то на редакцию), и так формируется полностью англоязычная база. На международном уровне мы будем презентовать как раз английскую версию.
- Каким образом - на кинорынках?
- Да, это будут кинорынки и профильные мероприятия. Также мы будем распространять информацию о ресурсе на разных территориях, пользуясь членством в Объединении европейских киноакадемий. И снова-таки, мы имеем обширную базу контактов тех, кто уже интересуется украинским кино - это ежегодные гости Одесского кинофестиваля. Соответственно, презентация DzygaMDB ожидается и на ОМКФ.
- Вы уже сказали, что со временем на платформе появится раздел о зарубежных фильмах, прокатывающихся в Украине. Какие еще разделы, опции у вас в планах?
- Пока нет окончательных договоренностей - секрет (улыбается). Но то, что мы точно реализуем, - внутренний чат, чтобы пользователи могли максимально быстро связаться друг с другом, не только в почте или по телефону. По сути, будет такой Facebook, но очень структурированный (без ленты) и только для индустрии.
- Понимая, что для реализации проекта нужен большой ресурс, в том числе финансовый, вы не думали объединиться с индустрией? Чтобы платформа, необходимая всему рынку, финансировалась в складчину, а не двумя людьми...
- На самом деле мы вели переговоры с несколькими компаниями, несколькими продюсерами. Такое желание было. Но потом мы приняли решение все же реализовать самостоятельно - с возможностью объединять усилия в дальнейшем. И с учетом наших грандиозных планов по выходу на международный рынок, уверена, будем сотрудничать с индустрией в этом направлении, привлекать финансирование. Однако на этапе разработки правильно, чтобы у продукта был один владелец и идейный вдохновитель. Если в проекте много инвесторов, каждый начинает гнуть свою линию. Разрабатывая продукт, мы даже сами себя останавливали, потому что придумали слишком много. Очень много идей для доработки, но мы выводим продукт на рынок сейчас: если будем разрабатывать все, что хочется, он никогда не начнет работать. В нашем венчурном фонде большое количество стартапов, и мы понимаем, что у успешного стартапа (а по сути наш ресурс - стартап) должен быть один владелец. А инвесторы и партнеры должны подключаться на этапе, когда базовая идея уже реализована.
- Я знаю, что ранее рынку предлагали создать и подобный ресурс, и другие, попроще. Все живо поддерживали, но, когда доходило до конкретики, пропадали.
- Да, на рынке есть похожие продукты - та же кастинговая платформа Acmodasi, похожая по функционалу платформа «Кинокузня». Идея не нова - вопрос в том, как ее реализовать.
- Вернемся к структуре сайта. Планируются ли еще какие-то рейтинги помимо оценок кинокритиков? На том же IMDB их несколько.
- Мы слышали отзывы (в том числе и от украинских кинопрофессионалов, которые присутствуют на IMDB), что их система не очень юзер-френдли. Также непонятно, каким образом формируются рейтинги. Я могу оценить Скарлетт Йоханссон - но на каком основании? Кто я такая, чтобы ее оценивать? У нас есть идея сделать голосование пользователей друг за друга по итогу сотрудничества. Хотя индустрия говорит, что пока рано. Думаю, в будущем, когда рынок станет более прозрачным и более цивилизованным, идея будет реализована.
- А пользовательский рейтинг?
- Пользовательский рейтинг уже есть. Кинокритик оставляет рецензию и свою оценку, пользователь - комментарий и свою оценку. То есть у нас сейчас два рейтинга - кинокритиков и пользователей.
- Как на Rotten Tomatoes?
- Да. И мы еще поработаем над тем, чтобы выводился средний рейтинг.
- Подписка и все, что с этим связано, - единственная модель монетизации? Или есть что-то еще?
- Когда на сайте появится больше внешних пользователей, можно будет размещать рекламу. Со временем это станет полезным инструментом.
- А что подразумевается под новостями - только то, что размещают компании?
- То, что предлагают компании и пользователи. Плюс наша PR-служба отслеживает важные для индустрии новости, и они тоже будут публиковаться на сайте.
- Этим занимается отдельная редакторская команда?
- Да, но редакционные материалы мы не производим - только собираем то, что производят другие. Такой интегратор новостей. В будущем внешняя часть DzygaMDB может перерасти в медиаресурс, однако на данном этапе не вижу такой необходимости. На рынке есть хорошие медиаресурсы, как ваш, например, которые эту функцию выполняют.
- Увеличивать количество языковых версий планируете?
- Да, я вижу потенциал в других рынках с такой же болезнью роста, что и у нас. Вполне возможно, года через два мы сможем подключать другие рынки на их языках - опять же, с автопереводом на английский. И таким образом сформируется большая общая база на английском.
- Честно говоря, я не имела дела с автопереводом от Google, но звучит хорошо.
- Вы слышали, что сделал Skype? Они интегрировали синхронный перевод порядка 30 языков. И это то, о чем говорит рынок инноваций: в очень скором будущем мы придем к тому, что синхронные переводчики будут везде. Пока мы используем технологию Google - она действительно хорошо работает. А что будет в будущем - посмотрим (улыбается).