Если рынок Восточной Европы и Ближней Азии украинские сериальные продукты в какой-то мере освоили, то на аудиторию Западной Европы только нацеливаются. Впрочем, подающие надежду проекты есть. И именно о них шла речь на панельной дискуссии в рамках KYIV MEDIA WEEK, посвященной новым горизонтам украинских сериалов.
Модератор дискуссии Артем Вакалюк, руководитель аналитического направления компании MRM и издания MBR, открыл мероприятие позитивными цифрами: «С 2015 года, когда было принято решение о запрете у нас российкого контента, сериальная продукция стала на новые рельсы. Если в 2014-м производилось около 30 украинских сериалов в год (я не беру во внимание те, что снимались за российские деньги), то за 2017-й таких сериалов было уже 80. И это только на восьми телеканалах: шести крупнейших («Украина», СТБ, ICTV, «1+1», «Интер», «Новый канал») и двух второго эшелона («НЛО TV» и «2+2»). То есть 8 каналов выработали 80 сериалов. За прошлый год эти 8 каналов создали уже 117 оригинальных сериалов».
В случае «НЛО TV», по мнению Артема, именно собственная сериальная продукция сыграла важную роль в развитии телеканала и росте его показателей: за последние два года вещатель вошел в первую десятку минимум по трем из шести коммерческих аудиторий.
У телеканала есть чему поучиться, и директор «НЛО TV» и Indigo TV Иван Букреев с удовольствием поделился опытом: по его словам, на канале производство сериалов - полностью аутсорсная история, а скромные бюджеты второго эшелона подразумевают развитие франшиз.
«К сожалению, мы не можем позволить себе четырехсерийки, восьмисерийки или просто сериализированные истории. Мы работаем в жанре ситкома и, надеясь на успешность франшизы, рассчитываем на высокую оборачиваемость этой истории. Причем она у нас не запредельная. Если большие каналы борются за более высокую аудиторию, то у нас стоят вопросы ее постепенного развития и роста», - пояснил глава вещателя.
В таких обстоятельствах «НЛО TV» может позволить своему продукту быть другим, работать в темах «на грани», использовать нестандартный юмор, нацеленный на молодую аудиторию - например, зрителей 18-35 лет, которых считают отошедшими от телевидения. Эти продукты можно назвать альтернативой контенту шести крупных телеканалов.
Еще один секрет от Букреева - многосерийность: благодаря тому, что франшизы «НЛО TV» состоят из 60, 90, а то и 120 серий, они становятся узнаваемыми, любимыми и очень долго живут в эфире. В качестве примера он привел проект «СышышьШоу»: с 2015 по 2019 год 80 выпусков скетчкома вышли в эфир свыше 6 600 раз, то есть каждый эпизод по факту был на экранах около ста раз. Такое себе может позволить только юмор. Другая франшиза канала, уже переведенная на украинский, - «Суперкопы». Количество выпусков - 100, транслировались 2 400 раз (также в 2015-2019-м).
Резюмируя, Букреев вывел формулу успеха для телеканала второго эшелона - сильные многосерийные франшизы и закрытые сюжетные линии с высокой оборачиваемостью.
Переходим к крупным игрокам. Ирина Черняк, директор департамента продаж телевизионного продукта «Медиа Группы Украина», и Наталия Стрибук, главный продюсер департамента кино-сериального и документального производства канала «Украина», поделились первом опытом создания стопроцентной копродукции на примере сотрудничества с латвийскими партнерами. Тут совместная работа заключалось не только в соинвестировании или юридических вопросах, но и в творческой разработке.
Сериал «Маркус» - криминальная мелодрама, действие которой происходит в двух странах. По сюжету, украинка, потеряв пять лет назад своего ребенка, обнаруживает его усыновленным в Латвии. Она пытается вернуть сына и выяснить, как так случилось, что ребенок пропал, а затем был законно усыновлен в другой стране.
Восьмая часть всех съемок проходила на территории Латвии, остальная - в Украине, чтобы показать и латвийскую действительность, и украинскую. Создателям сериала пришлось подкорректировать историю, учитывая латвийские реалии, географию и имена.
Изначально у канала было два варианта производства. Самый простой путь - снять все на территории Украины. Второй путь - рисковый, но интересный: найти партнера, который так же поверит в историю и будет готов к совместному производству. В итоге было заключено соглашение с латвийской компанией Helio Media. Это медиагруппа, в которую входят несколько телеканалов и интернет-платформ.
В целом над проектом работали три партнера: телеканал «Украина», получающий мировую телевизионную премьеру (и медиагруппа продает права как международный дистрибутор), продакшен ART territory, получающий часть дохода от продаж, и латвийская Helio Media, которая монетизирует сериал несколько иначе. Премьера в Латвии планируется не в телеэфире, а на интернет-платформе Shortcut осенью этого года. Телевизионный же показ состоится зимой 2020 года на телеканале STV.
Еще одной глобальной копродукционной историей поделились создатели детективного сериала «Принцип удовольствия» - основатель и генеральный продюсер Star Media Влад Ряшин, продюсер Star Media Алексей Терентьев и CEO польской Apple Film Production, он же режиссер проекта, Дариуш Яблонский.
Сериал рассказывает о детективах из трех стран, объединившихся для расследования трех убийств, которые произошли в Украине, Польше и Чехии и каким-то образом связаны. «Проект дорогой, его бюджет - более 500 тыс. евро на одну серию», - поделился Ряшин. По его словам, создатели сериала опытным путем узнали, что копродукционные проекты быстрыми не бывают и многое зависит от того, кто продюсер и управляющий партнер.
В производстве, напомним, участвовали Star Media (при поддержке Министерства культуры Украины), Apple Film production (Польша), Canal+ (Польша) и Czech TV (Чехия). Международным дистрибутором стала немецкая компания Beta Film. Сценарий написал Мачей Мачеевский. В главных ролях - актеры из трех стран: украинец Сергей Стрельников, полька Малгожата Бучковская и чех Карел Роден.
Алексей Терентьев вместе с Владом Ряшиным продюсировали проект со стороны Украины, Польшу и Чехию в команде продюсеров представляли Изабелла Вуйчик и Виолетта Каминская
Сериал состоит из 10 серий, в украинской версии - по 50 минут (в польском варианте, который уже вышел на экраны Canal+, - по 55 минут). В сериале звучат пять языков: украинский, чешский, польский, английский и немецкий. В Украине проект снимали 31 день, это примерно 30-33% всего съемочного времени. Все серии, снятые разными командами (в Украине работала украинская), выдержаны в едином стиле.
Как сообщил Влад Ряшин, в данный момент ведутся переговоры о продаже с несколькими международными онлайн-платформами. Параллельно производители начали работу над вторым сезоном. «Рецепт понятен: команда детективов, которая сформировалась в первом сезоне, получит некий новый вызов. Рецепт того, чтобы продукт был интересен аудитории разных стран, уже существует», - утверждает глава Star Media.
Одной из составляющих этого рецепта поделился Дариуш Яблонский. Как режиссер, непосредственно работавший с шеф-райтером, известным польским драматургом, он сразу попросил все стороны копродукции не просто переводить текст на свои языки, но подключиться к адаптированию сценария под национальные особенности. Впрочем, эти особенности в итоге оказались не такими уж особенными: по словам Ряшина, изменения, которые предлагал украинский автор, в результате были включены в фильм. «Мы рассчитываем, что это будет интересно и в других странах Европы», - поделился Влад.
Второй секрет копродукционного производства «Принципа удовольствия» - работа с локальными командами. «Обычно, когда создается копродукция, всеми съемками занимается один сервис. У нас был совершенно другой путь, - отметил Яблонский. - В каждой стране мы проводили съемки локальными группами, с местными операторами. Как режиссер я работал в Одессе исключительно с украинской съемочной группой, украинским оператором. Это было фантастически. Потому что каждая съемочная группа - здесь, в Польше или в Чехии - пыталась показать лучшее, что есть в их стране».
Новички в команде Star Media - Анна Жижа
и Юрий Артеменко - тоже здесь: перенимают опыт коллег
Влад Ряшин также отметил, что всегда очень интересно заходить на новую территорию, осваиваться там, изучать новое и делать что-то первыми. На вопрос Артема Вакалюка, что сделать, чтобы в Украине таких проектов было больше, он ответил: «Мы все знаем, что Рада приняла в первом чтении закон о кеш-рибейтах. Казалось бы, замечательная новость - с 16,5% цифры вырастут до 25+5%. И надо бы радоваться, но нет. Не получается. Министерство наше что-то оптимизировало, но не посоветовалось с представителями индустрии. К сожалению, закон требует существенных правок. И индустрии нужно срочно начать этот диалог. Во-первых, речь идет только о проектах, которые к копродукции не относятся вообще. Речь идет только о чистом зарубежном производстве, зарубежными компаниями на территории Украины. Но поскольку проект будет осуществляться в Украине и заказываться будет наверняка украинскому подрядчику, он будет облагаться НДС: 25% рибейта покрываются 20% НДС, и остается всего 5%. И второй момент: кто-то предложил в законе написать, что квалификационные затраты, на которые будут начисляться рибейты, могут быть какие угодно, кроме затрат на оплату услуг ФЛП. Все прекрасно понимают, что ФЛП - это костюмеры, операторы, гримеры, актеры. Как правило, компании работают с ФЛП. В смете на них может приходиться от 30% до 40% суммы».
Подводя итог, Влад заметил, что закон о рибейтах - это еще не все и необходимо продвигать страну в целом. Все знают, что в Украине «нестабильная обстановка» и снимать сюда не каждый приедет: немногие, как Дариуш, понимают, что здесь стабильно и им обеспечат безопасность. Над этим, по словам Влада, нужно работать и правительству, и представителям индустрии.
Уверена, со всеми обозначенными трудностями украинская индустрия в состоянии справиться. Главное, чтобы в вопросах, требующих консолидированной позиции, некоторые игроки рынка не начали перетягивать одеяло.