Век назад один лысый картавый мужчина заявил миру, что важнейшим из искусств он считает кино. С тех пор утекло много воды, но суть месседжа актуальна и сегодня. Впрочем, теперь мы с вами понимаем, что одним кино сыт не будешь, поэтому сегодня вес имеет не только оно, но и вся аудиовизуальная сфера.
Вчера в Киеве стартовал уже девятый по счету KYIV MEDIA WEEK - международный медиафорум, в объектив которого традиционно попадают все без исключения сферы креативной индустрии. Я внимательно слежу за ивентами медианедели, и первое событие, о котором следует поговорить подробно, - приветственная пресс-конференция «Время перемен» по поводу открытия KMW.
Если вы - в числе гостей форума, то знаете, что список ее спикеров внушал уважение с первой минуты анонса. Во-первых, так совпало, что Владимир Бородянский впервые публично выступил в роли министра именно здесь. Во-вторых, компанию за столом ему составили глава Украинского культурного фонда Юлия Федив, генпродюсер Общественного вещания Ярослав Лодыгин, директор инициативы «Чистое небо» Катерина Федорова и директор Индустриального Телевизионного Комитета Игорь Коваль.
Модерировать разговор взялась глава компании MRM и ответственная за кино в Офисе реформ Виктория Ярмощук
И хотя состав спикеров предполагал, что беседа затронет все сферы аудиовизуального производства в Украине, начали ее все же с самого увлекательного, сложного и драматичного вопроса - ближайшего будущего киноиндустрии. Поприветствовав гостей, Виктория не стала задерживать микрофон надолго, передав его новоназначенному главе новосозданного министерства культуры, молодежи и спорта Владимиру Бородянскому.
Несмотря на новое звание, на KMW Владимир Владимирович не впервые, а потому трудностей в общении с коллегами не испытывал. Помня о том, что нынешнее выступление - его министерский дебют, Бородянский сперва разрядил обстановку шуткой (мол, согласно законодательству дебютам у нас полагается 100%-ное финансирование), а затем быстренько перешел к главному - описанию того, как будет работать подшефное ему ведомство.
«Наше министерство объединяет в себе все, что, грубо говоря, делает жизнь жизнью, - лирически стартовал Бородянский. Однако тут же перешел к сути. - В своей работе наша команда намерена руководствоваться несколькими простыми, но очень важными принципами. Во-первых, все траты, произведенные через нас из госбюджета, должны иметь социокультурное измерение, во-вторых, господдержка должна стать привилегией, которую нужно обосновать и заслужить. Третий наш принцип - это инклюзивность, а четвертый заключается в формировании из индустрий институтов, которые будут работать по понятным и прозрачным правилам. Все это и станет фундаментом диалога между обществом и креативными индустриями».
Отметив, что вызовов у министерства хватает, Бородянский подчеркнул, что сейчас и он, и его команда находятся в обстоятельствах, когда нужно по-новому эти вызовы принимать. А примером здесь послужил Одиннадцатый питчинг Госкино, о возможной отмене которого, напомню, ранее говорил глава парламентского комитета по гуманитарным вопросам Александр Ткаченко.
«Три года назад был инициирован проект #КіноКраїна, который объединил украинские теле- и киноиндустрию общим делом. В результате мы получили беспрецедентное развитие отрасли. Однако сегодня мы не в состоянии адекватно оценить то, насколько эффективно были потрачены деньги, выделяемые из госбюджета на аудиовизуальный контент. То есть результат есть, а системы оценок нет. Это может затормозить скорость развития всей отрасли, и, чтобы такого не случилось, нам нужно придумать, как измерять эффективность трат», - объяснил свою позицию господин министр.
Напомнив, что на сегодняшний день в Украине существует три пути финансирования кино (УКФ, Госкино и Минкульт), Бородянский отметил, что это в принципе несколько странная ситуация, которую уже в следующем году исправят. И только тут Владимир Владимирович наконец добрался до, собственно, Одиннадцатого питчинга и своих к нему претензий.
Те, кто внимательно следит за высказываниями Александра Ткаченко в Facebook, знают, что камнем преткновения стала общая сумма госфинансирования - 1,7 млрд грн, в то время как годовой бюджет Госкино составляет всего 500 млн грн.
«На мой взгляд, Госкино вышло за рамки своих полномочий. К тому же такие результаты конкурса, в котором не участвовали ни сериалы, ни анимационные фильмы, ни документальные, закрыли возможность получить господдержку значительной части индустрии», - описал проблему министр.
Бородянский резюмировал, что лично отменить результаты питчинга он не может, но первый шаг на пути решения сложившейся ситуации он уже совершил - рекомендовал Совету по господдержке кинематографии разработать варианты дальнейших действий.
Представители Совета Людмила Горделадзе и Алик Шпилюк присутствовали в зале и слова Бородянского подтвердили
«Наша задача - сделать так, чтобы эти варианты были прозрачными. Я считаю, что сейчас есть два пути: первый – поднять необходимый для победы проходной балл, утвердив новый список победителей, второй – внедрить в коммерческом кино такие критерии, как успешность продюсера и режиссера», - описал министр собственное видение.
Кроме того, по словам Бородянского, в будущем на питчингах Госкино подобные рейтинги кинематографистов-участников будут учитываться в обязательном порядке, а даты самих питчингов будут определяться сразу на два года вперед – чтобы привязать их к утверждению госбюджета и, соответственно, выделению средств.
Что же касается судьбы Двенадцатого питчинга, на котором члены экспертных комиссий должны были рассмотреть и в итоге определить госфинансирование для анимационных и документальных проектов, то здесь Бородянский был менее конкретен. «Сейчас на него нет денег, поэтому я не могу сказать ничего о его судьбе. Определить дальнейшие действия должен Совет», - объяснил Владимир Владимирович.
Перечислив еще несколько добрых дел новой власти для киноиндустрии (увеличение рибейтов и долгожданные изменения в Бюджетный кодекс, которые позволят им заработать), Бородянский наконец отстрелялся и передал слово дальше.
«Наибольшей проблемой для рынка остается то, что он не может себя окупить. Очень важно привлекать дополнительные средства, а также сделать так, чтобы все гуманитарные сферы работали сообща. Мы подробно поговорили о господдержке кинематографии, в которой также участвует Украинский культурный фонд», - заявила Виктория Ярмощук, изящно подведя к следующему спикеру - исполнительному директору УКФ Юлии Федив.
В отличие от Бородянского, который был главной звездой мероприятия, Юлия занимает свой пост достаточно долго, поэтому новостей для рынка у нее было куда меньше. Она быстренько перечислила результаты деятельности УКФ за минувшие годы (это и выделение средств на кино- и телепроизводство, и образовательные программы, и промоутирование украинского аудиовизуального контента), а затем озвучила планы своего ведомства на ближайшее время.
«Для нас важно доносить мысль, что вы подаете на госфинансирование не свои идеи, а проекты. Они, в свою очередь, должны соответствовать нашим посылам: правильные приоритеты, финансовая составляющая и понимание аудитории», - отметила Юлия.
Говоря непосредственно о планах на 2020 год, Федив подчеркнула, что в ноябре, после того как будет утвержден госбюджет, УКФ огласит конкурсные программы, поучаствовать в которых смогут все желающие. «Подавайтесь, получайте поддержку и создавайте качественный продукт», - резюмировала она свое выступление.
Далее очередь говорить перешла к руководителю антипиратской инициативы «Чистое небо» Катерине Федоровой. Ярмощук отметила, что контент важно не только создавать, но и защищать, после чего передала слово Катерине.
«Мы считаем, что пиратство является одной из наибольших угроз. Сегодня мы оцениваем его удар по индустрии в 30%, это большая цифра, но также мы продолжаем работу по ее уменьшению. Мы хотим донести до правообладателей, что в Украине реально защищать свой продукт от пиратов, обращаемся к бизнесу, который хочет работать в легальном сегменте», - объяснила свои задачи Федорова.
Также она рассказала, что на сегодняшний день в Украине удалось добиться существенного снижения количества рекламодателей, не брезгующих пиратскими ресурсами (до 5%, на минуточку), а еще похвастала, что уже есть один обвинительный приговор по делу о пиратстве.
«Это значит, что система заработала. Это сложный процесс, но теперь он движется вперед, и дальше дело пойдет быстрее», - не без гордости добавила Катерина.
Узнать о результатах борьбы с пиратами в Украине больше можно здесь. Федорова же отметила, что главная причина существования нелегального контента - пользователи. А потому в «Чистом небе» намерены доносить до них выгоды от потребления легального продукта, и на этом ее выступление подошло к концу.
Еще одним спикером пресс-конференции был Ярослав Лодыгин, который совсем недавно стал генпродюсером Общественного вещания. Сперва он объяснил собравшимся мотивы, по которым согласился это сделать (в стране, мол, сегодня информационный Чернобыль, что нужно исправлять), а затем последовал примеру коллег и описал планы подшефной организации на ближайшее время.
«За два года многое было сделано, но многое - не сделано. Еще два года назад в телекомпании работало 8 тысяч человек, а сегодня - 4 тысячи. Если говорить о контенте, то он тоже качественно изменился: вспомните эфир УТ-1 всего пять-семь лет назад. Но этим перемены, конечно, не ограничатся: в следующем году мы планируем полный релонч Общественного, прежде всего - телеканала «UA: Перший», потому что это то, по чему нас оценивают в первую очередь. Также у нас есть глобальный диджитал-проект NewsHouse по созданию новостей, цель которого - прокачать технологическую составляющую процессов. Мы осознаем нашу отсталость в этом отношении и намерены работать над ее устранением», - рассказал Лодыгин.
По его словам, не стоит забывать, что украинское Общественное - не вещь в себе, а часть огромной семьи общественных вещателей, в которую также входят такие монстры, как ВВС. «В странах, где работают общественные каналы, именно они являются самыми популярными среди зрителей. Мы хотим добиться того же», - резюмировал Ярослав.
Разговор о телевидении, но уже коммерческом, продолжил глава Индустриального Телевизионного Комитета Игорь Коваль. По его словам, организация уже который год работает над тем, чтобы телеканалы в Украине становились прибыльным бизнесом, а не просто дотационным придатком финансово-промышленных групп, и грядущая конференция «Телевидение как бизнес» – именно об этом.
«В этом году мы сосредоточимся на двух темах: рекламный рынок в Украине и развитие Pay TV. На начало следующего года запланировано кодирование спутникового сигнала, что, по прогнозам аналитиков, приведет к тому, что 2 млн домохозяйств в стране станут его подписчиками. Отрасль коммерциализируется, и это хорошо», - отметил Коваль.
Также Игорь добавил, что цель конференции - поиск путей выхода индустрии на докризисный уровень, телегрупп - в прибыль, а контента - на мировой уровень.
На этом слово вновь взяла Виктория Ярмощук, которой только и оставалось, что резюмировать все, сказанное спикерами: «Несмотря на изменения, одно остается прежним - только объединив усилия, мы можем двигаться вперед и развивать общество».
Когда же дело дошло до вопросов, больше всего журналистов интересовало, когда страна и профильные чиновники начнут искать замену Филиппу Ильенко на посту главы Госкино. Не обошлось и без транслирования слухов о том, что сейчас главным претендентом на должность является Ярмощук.
«Я слухи не комментирую», - кратко ответила Виктория, а Бородянский добавил, что этот вопрос находится вне полномочий министра. «Министр только утверждает результаты конкурса. Пока его точных дат нет, но они обязательно появятся, и общественность поставят в известность», - объяснил Владимир.
На этом пресс-конференция в честь старта KMW подошла к концу. Надеюсь, вы получили ответы на все волнующие вопросы, а если нет - дождитесь завтрашнего дня: редакция MBR уже взяла большое и подробное интервью у Виктории Ярмощук, в котором она описывает перемены, ожидающие отрасль в ближайшее время.
Также напоминаю, что MBR внимательно следит за всем, что происходит на KYIV MEDIA WEEK, и непременно расскажет вам самые важные новости медианедели.
Например, о том, как проходит KMW Content Market
Не переключайтесь!