При обычных обстоятельствах примерно на этой неделе украинские медийщики и их коллеги со всего мира должны были бы собраться на международный форум KYIV MEDIA WEEK, одиннадцать лет подряд проводившийся в украинской столице в середине сентября. Но с 24 февраля мы живем в новой реальности, поэтому и KMW пришлось в очередной раз полностью перепридумать: чтобы даже во время полномасштабной войны мероприятие продолжило выполнять свою миссию – освещать текущее состояние украинской аудиовизуальной индустрии, способствовать ее развитию и интеграции в мировой медиарынок.
В этом году международный медиафорум пройдет в формате, который его организаторы – компания Media Resources Management – называют странствующим. Аудиторию ожидает шесть специальных гостевых сессий KMW на ведущих европейских индустриальных ивентах в трех странах: в рамках официальных программ Международного фестиваля Serial Killer (20–25 сентября, Брно, Чехия), Международного рынка аудиовизуальной индустрии MIA (11–15 октября, Рим, Италия) и Международного контент-маркета MIPCOM (17–20 октября, Канны, Франция). Как это удалось и чего ждать от странствующего KMW, нам рассказали директор MRM Катерина Удут и программный директор KYIV MEDIA WEEK Алла Преловская.
– Вероятно, наш разговор стоило бы начать с вопроса, почему KMW в принципе проводится в этом году. Но я помню, как буквально на третьей неделе полномасштабной войны MRM начала организовывать украинский стенд на каннском MIP – и с тех пор работа на международном направлении не прекращалась. Поэтому сейчас проведение KYIV MEDIA WEEK в любом формате выглядит логичным продолжением этой деятельности.
Катерина Удут: Действительно, если считать точкой отсчета MIP, когда мы поняли, что живы и готовы бороться, презентовать, помогать [индустрии] коммуницировать с международным сообществом и т. д., то дальше все происходило очень активно. В рамках стартовавшей весной инициативы Ukrainian Content Global Cooperation у Украины была полное присутствие на NATPE Budapest (со стендами, панельными дискуссиями и всеми активностями), мы были на Conecta FICTION в Толедо с панелью, отправляли украинских делегатов на NEM Dubrovnik, делали виртуальный украинский павильон на LA Virtual Screenings. Также MRM традиционно поддерживала всеми возможными способами участие Украины в Каннском кинофестивале и была одним из организаторов украинского павильона на кинорынке Marché du film.
Само собой, при обычных условиях мы уже приблизительно с мая активно занимались бы программой KYIV MEDIA WEEK. Но в этом году, учитывая обстоятельства, мы до последнего не понимали, с какой стороны подступиться к форуму. Но точно знали: если даже в ковидные времена умудрялись проводить форум на высоком уровне, расширить аудиторию и сделать его бренд еще более видимым, то и сейчас не можем просто остановиться. Главная задача KMW – развивать украинскую AV-индустрию. И поскольку сегодня ее свет в конце тоннеля – это международные партнерства, мы должны всеми силами пользоваться моментом, пока интерес мира к Украине максимальный.
– Мотивация более чем понятна. А как сформировался маршрут Брно – Рим – Канны?
К. У.: Мы, конечно, готовились к осеннему сезону индустриальных ивентов, понимая, что на многих из них украинские компании хотели бы присутствовать. Поэтому, начиная с MIP, инициировали ряд переговоров с организаторами осенних ивентов, чтобы иметь возможность провести на их площадках что-то интересное и мощное для представительства украинской индустрии. Всюду просили найти возможность для организации украинского уголка – как физически, так и в плане контента – всеми возможными и невозможными способами. И большинство партнеров откликнулись. А например, организаторы Serial Killer, с которыми мы работаем уже не первый год, выступили с инициативой поддержать KYIV MEDIA WEEK. Пожалуй, после этого предложения и возникла идея странствующего KMW.
Алла Преловская: В начале полномасштабной войны коллеги из Serial Killer очень помогли многим украинским медийщикам – переехать, устроиться, получить приют, работу и т. д. А уже летом они спросили: как мы можем помочь KYIV MEDIA WEEK в этом году? Тогда и возникла концепция провести мероприятие в Брно. Покрутили, подумали – и оно вырисовалось. А дальше с этой идеей пошли к остальным.
– Почему решили не останавливаться на одной площадке?
К. У.: Каждый из ивентов имеет свою специфику, аудиторию, определенный фокус на контенте. Мы решили воспользоваться открытостью партнеров к сотрудничеству и больше диверсифицировать KMW. В принципе можно было бы делать KYIV MEDIA WEEK во Львове или других более безопасных городах. Рассматривался вариант раскачать полноценный физический ивент в другой стране, например в Польше. Но кроме того, что все это, конечно, упирается в кучу логистических вопросов и деньги (KMW – недешевое удовольствие, а рынок находится в режиме жесткой экономии), нам очень не хотелось своим ивентом нарушать постоянный календарь осенних мероприятий, ежегодно проводимых в Европе. То есть этическая сторона вопроса тоже имеется, и мы ее учитываем.
А. П.: Причина не только в том, что мы видим развитие индустрии как партнерство и максимальную интеграцию, прежде всего в Европу. Мы также видим большой спрос и интерес мирового медиасообщества: а что у нас, а как у нас, живы ли мы, можем ли что-то делать – и что именно? То есть набор стандартных вопросов от международных партнеров, которые планируют с украинской индустрией работать. И мы хотим, чтобы все ответы прозвучали на этих международных площадках.
В истори MRM уже были два года, когда мы задумывались, а будем ли проводить KYIV MEDIA WEEK: это пандемический 2020-й и 2014-й, когда началась война. Было очень страшно, никто не хотел ехать, но именно тогда мы поняли, что проводим при любых обстоятельствах. Мы не теряем голос, не молчим и так или иначе скажем свое слово на международной арене.
– Сегодня много говорят об усталости мира, и прежде всего Европы, от Украины и войны. Ощущаете ли вы это, общаясь с международными партнерами?
А. П.: Мне кажется, уровень поддержки не снизился. Возможно, уменьшился уровень беспокойства – они действительно стали меньше бояться за нас. В то же время возникло больше понимания и уважения – ведь мы, несмотря на сложные обстоятельства, постоянно на связи по рабочим вопросам. Конечно, кто-то оказал помощь и успокоился, поскольку больше нет острой необходимости, а кто-то вовлекается все больше и больше.
К. У.: Они устали от связанного с войной негатива. Но увидели, что мы не сдулись и не исчезли с горизонта, понемногу выполняем свои обещания и у нас есть что им предложить (собственно, об этом и будем говорить на KYIV MEDIA WEEK). Если весной – это исключтельно мое впечатление – они были очень аккуратны, взвешивали каждое слово, то сейчас отношения перешли в более деловую плоскость (хотя все по-прежнему очень отзывчивы): на имейлы отвечают мгновенно, вопросы решаются очень быстро, в общем, реакция отличная.
А. П.: В то же время все понимают, что это довольно зыбкая история. Украине дали возможность занять определенное место в индустриальном информационном поле, и теперь очень важно из этого поля не выходить, не покидать доставшуюся нам такой ценой площадку. Если притормозим – это место займет кто-нибудь другой. Так что останавливаться нельзя.
– Расскажите подробнее о запланированных мероприятиях.
К. У.: Конечно, о масштабах традиционного KYIV MEDIA WEEK и даже ковидного Global Marathon речи нет, тем не менее мы делаем шесть секций: четыре пройдут в Брно, одна в Риме и одна в Каннах – наша вишенка на торте, финальная секция на MIPCOM. Программу формируем так, чтобы было полезно прежде всего для Украины. Наша ключевая миссия – развитие индустрии – не меняется, но в этот раз работаем с поправкой на аудиторию ивентов, принимающих KMW, и в тесной коллаборации с их организаторами, которые тщательно выверяют наших спикеров, кейсы, иностранных участников. В целом же мы стремимся максимально подсветить то, что важно презентовать международной аудитории на каждой из наших партнерских площадок.
– А что именно в этом смысле сейчас максимально полезно для Украины? Презентовать международному рынку наработки, креатив и потенциал индустрии? Объяснить, чем конкретно нам можно помочь? Проработать сценарии быстрого восстановления на будущее?..
К. У.: Все перечисленное, даже в таком же порядке. Во-первых, мы должны показать, куда пришли за эти полгода. Ведь до полномасштабной войны нас и наши возможности хорошо знали на глобальном рынке, а теперь нужно показать, что мы можем при очень ограниченных условиях, ресурсах и просто экстремально быстрых таймлайнах, когда насыщенность событий, пожалуй, неделя за год. Собственно, эти кейсы мы хотим подсветить и на практике показать, что проекты не просто разработаны, а к ним присоединились люди и компании с мировым именем.
Во-вторых, мы, конечно, будем озвучивать, что нужно индустрии, но это по-прежнему исключительно прикладная история – рабочие коллаборации, выгодные и нам, и международным партнерам. Надеюсь, когда мы все это обсудим и услышим фидбэк иностранных коллег – в индустрии вырисуется лучший сценарий развития в правильном направлении. Поскольку планируется не один ивент, а достаточно массированная активность в течение нескольких месяцев, определенная дорожная карта, куда мы двигаемся, какие-то сценарии точно сложатся.
А. П.: Исходя из этих трех задач, мы и подходили к формированию программы. В первую очередь говорим – в зависимости от площадки – об очень конкретных кейсах, которые находятся в девелопменте или уже готовы к производству, чтобы партнеры готовились к копродукции, думали о дистрибуции и т. д. Так, на Serial Killer представим эстонско-украинскую копродукцию A Girl from Tallinn, история которой в свое время в определенном смысле началась именно на этом фестивале. Или основанный на реальных событиях военного времени сериал Those Who Stayed, который FILM.UA Group разрабатывает совместно с Red Arrow Studios International. Также на Serial Killer запланирована прекрасная секция под названием Jump into co-creation, где мы хотим показать суперсвежие, только что рожденные идеи и реальные истории людей (например, волонтеров) – и предложить иностранным партнерам разрабатывать их вместе.
Наша цель – донести, что герои для сторителлинга в Украине рождаются просто ежедневно. Так что если в Европе кризис жанра и не о чем рассказывать – то вот, пожалуйста, в любом жанре, от трагедии до комедии, от лав-стори до чего-то эпического на фоне больших исторических событий. Мы все это имеем, пережили, и не нужно ничего придумывать – просто подхватить и разрабатывать. К тому же очень важно, что все эти истории натуральным образом связаны со странами-соседями, которые нам сейчас активно помогают. А это и есть залог лучшей копродукции.
Кроме непосредственно презентации проектов хотим поговорить о том, что контент имеет значение и социальное влияние. Мы знаем, что с помощью контента можно работать со взглядами аудитории, менять законодательство, решать вопросы толерантности, прав человека и чего угодно (и пропаганды, конечно, если использовать сторителлинг с такими намерениями), будем поднимать эту тему на панельной дискуссии в рамках MIA Market. Она называется Socially responsible content, но ее тема гораздо шире: Украина стремительно движется в Европейский Союз, украинская аудитория – уже часть европейской аудитории, и контент – это путь к пониманию и обмену ценностями.
– А они у нас с Европой, как «оказалось», общие.
А. П.: Да, еще раз показать, что они общие, чтобы Украину лучше поняли в Европе, а Украина быстрее, лучше и масштабнее приняла европейские ценности. Именно поэтому сейчас важно, чтобы украинский контент и лучше дистрибутировался, и производился совместно с европейцами: сейчас копродукция – лучший инструмент для такой интеграции.
– Будут ли участвовать в этих мероприятиях иностранные спикеры?
А. П.: Конечно, ведь наша цель – сделать все в диалоге, презентовать уже состоявшиеся партнерства и подсвечивать тех, кто еще ищет партнеров. И здесь хочу отдельно отметить нашего замечательного друга Дэвида Чиарамеллу из K7 Media, который будет модерировать копродукционную дискуссию на Serial Killer и финальную панель на MIPCOM. Он очень активно вовлечен в подготовку и уже практически говорит по-украински (смеется): охотно вникает во все кейсы, изучает достижения, сервисы, хочет наладить этот диалог с Европой, в частности Восточной, и найти, что мешает Украине с ними работать.
К. У.: Почти на всех разрабатываемых секциях будет присутствовать как украинская сторона, так и партнеры. Либо представители компаний или стран, которые с нами на одной волне или имеют подобный опыт. Условно говоря, как Израиль – нашу креативную индустрию может ждать очень схожий путь.
А. П.: Наша секция Production during the war в рамках Serial Killer покажет, что украинские медийщики в условиях уникальных вызовов становятся более тренированными, креативными и профессионально стойкими. В этом смысле действительно можно посмотреть на опыт Израиля, креативная индустрия которого успешно работает в условиях угрозы, генерируя потрясающие проекты, становящиеся хитами по всему миру.
В этом году Украина представлена не только в индустриальной секції Serial Killer: в основном конкурсе фестиваля за победу будет бороться отечественный сериал «Пикник» (производство Mamas Film Production)
К. У.: Стоит уточнить, что MRM готовит не только мероприятия под зонтиком KMW. Как координаторы инициативы Ukrainian Content Global Cooperation мы проводим и другие активности с привлечением украинских коллег. В программах упомянутых площадок есть ряд других ивентов, посвященных Украине, которые мы разрабатываем вместе с организаторами, – так что следите за программами.
А. П.: Ну а секции от KMW будут записаны и чуть позже выложены на наших ресурсах. Поэтому аудитория медиафорума – каждый, кто ходил на KYIV MEDIA WEEK физически и онлайн, – получит возможность все это увидеть и услышать.
К. У.: Кроме того, на MIA Market и MIPCOM Украина готовит национальные стенды. Это не имеет отношения к KMW, но мы как Media Resources Management поддерживаем все индустриальные бренды и инициативы. Тем более сейчас, когда эти рынки поддерживают Украину и складывается симбиоз коллабораций в рамках многих проектов. Мы традиционно готовим обновленные каталоги проектов на разных стадиях производства и сервисов – фактически то, с чем можно сотрудничать здесь и сейчас. А еще собираем сведенный каталог украинских форматов (чего не было со времен инициативы UA Formats. – MBR). То есть это привычная деятельность MRM: мы помогаем индустрии, выступаем своего рода медиатором, а часть ивентов проводим под зонтиком KYIV MEDIA WEEK.
А. П.: Кстати, красноречивый факт о том, что интерес к Украине совсем не упал: место стенда на рынке – это дорого, каждый арендатор площадки обычно платит сумасшедшие деньги, чтобы разместиться в правильном месте… Нам дают очень хорошие места – и на MIA, и на MIPCOM.
– У KYIV MEDIA WEEK всегда были партнеры среди украинских компаний и государственных органов. Что в этом контексте происходит сейчас?
К. У.: К большому сожалению, в этом году мы потеряли одного из любимых партнеров, который мощно поддерживал нас много лет, – это канал «Украина». Да и «Медиа Группа Украина» в целом. С ними было действительно круто работать, и мы сожалеем, что этого сотрудничества по понятным причинам больше не будет. Отказ в сотрудничестве других украинских партнеров мы понимаем, принимаем с уважением и надеждой на возобновление совместной работы после Победы. То есть – скрестим пальцы – уже в следующем году.
Но важно добавить, что в последние годы мы плодотворно сотрудничали с USAID и его программами UCBI и TCA, и именно USAID не оставил KMW и украинскую индустрию в трудные времена, в значительной степени поддерживая форум. За что мы им искренне благодарны.
– Одна из декларированных миссий KMW – освещать текущее состояние украинской аудиовизуальной индустрии. Можно ли сейчас, накануне форума, подвести промежуточный итог и коротко обобщить, что произошло после остановки, вызванной полномасштабным вторжением?
К. У.: Для этого мы и делаем ивент, чтобы подвести такой итог. Не хочется быть голословными накануне. Обычно KYIV MEDIA WEEK, по сути, служит тем круглым столом, за которым озвучивают статус индустрии на данный момент. И в этот раз ничего не изменилось – просто он пройдет в другом формате и на более широкую аудиторию.
А. П.: Я бы добавила, что так уж сильно никто и не останавливался, никто не пустил все на самотек – наши медийщики очень храбрые. Посмотреть на телевизионщиков, которые объединились и седьмой месяц без остановки делают марафон, даже из подвалов и паркингов. Сколько людей отправились с камерами прямо в зону боевых действий, сколько людей вывезли знакомых и незнакомых людей, собак и кошек, сколько народа бросилось на волонтерство, и, в частности, сколько фильмов сейчас появилось и продолжает появляться! Все это говорит, что никто не склеил ласты, все готовы сражаться и сохранить возможность заниматься своим делом. Кому-то, конечно, пришлось стопнуться, кто-то переориентировался, кто-то найдет новые профессии, но в большинстве своем мы видим, что все хотят идти дальше.
– Многие побежали даже быстрее. Может, немного в другую сторону, но, как уже отметила Катя, сейчас у всех неделя идет за год.
К. У.: Украинские реалии сегодня таковы, что у большинства людей много дополнительных активностей, не связанных с работой, – это уже наша new normal.
А. П.: Да, привычный формат «работа – дом» очень разнообразился (улыбается). Но наша команда все равно держится вместе, несмотря на разные обстоятельства и даже географию.
К. У.: Многие из команды MRM неистово волонтерили с самого начала полномасштабной войны, многие до сих пор не могут выйти из этого состояния – и слава богу. Люди, не выходя в публичную плоскость, делают массу полезных вещей, что очень круто и невероятно вдохновляет.