После прошлогоднего ажиотажа вокруг программ для украинской AV-индустрии, проведенных Украинской киноакадемией и House of Europe при поддержке Netflix, многие ожидали продолжения такого сотрудничества со стриминг-платформой (тем более что глава Украинской киноакадемии Анна Мачух подтверждала: переговоры продолжаются). И на прошлой неделе ожидания оказались ненапрасными – по крайней мере для тех, чьи проекты находятся на стадии постпродакшена: во время Индустриальной секции 14-го Одесского международного кинофестиваля был объявлен старт сразу двух программ при поддержке Netflix. Первая предусматривает финансирование постпродакшена национальных проектов, которым не хватает 30% бюджета (ею занимается Украинская киноакадемия). Вторая предлагает украинским киноспециалистам принять участие в воркшопе «Постпродукція очима продюсера» от New York Film Academy (программу реализует House of Europe). Заявки в обе можно подавать прямо сейчас, но для начала – важные нюансы подачи заявок, разбор главных ошибок и ответы на самые распространенные вопросы.
Презентацию программ в рамках ОМКФ открыла Крышя Кожневская (Krysia Kozniewska), отвечающая за публичную политику Netflix в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). Она напомнила, что в прошлом году при поддержке платформы было создано 48 сценариев, также получивших скрипт-докторинг, выдано 200 стипендий, а более 400 украинских AV-профессионалов получили доступ к образовательным курсам. По ее словам, в Netflix были поражены «невероятным откликом на каждый из компонентов программы и ее быстрыми результатами», поэтому платформа «остается с Украиной, ее аудиовизуальным и креативным секторами»
Итак, грантовая программа по постпродакшену предусматривает десять проектов-победителей, которые получат помощь в размере $10 тыс. каждый. К участию допускаются игровые и документальные полнометражные фильмы (хронометраж – от 50 мин.), как национальные, так и созданные в копродукции. На сайте программы говорится, что речь идет о мажоритарной копродукции, но Анна Мачух уточнила: «Если вы что-то делаете в копродукции с Францией, Германией или любой страной мира, имея 10% от Украины, и для завершения вам не хватает как раз этих $10 тыс. – подавайтесь».
Кроме того, податься на программу могут проекты, которым не хватает средств на досъемку (но постпродакшен основной части материала продолжается). Главное – дефицит финансирования не должен превышать 30% бюджета. «Если вы считаете, что у вас проект на стадии постпродакшена, но вам не хватает 50% финансирования, вы не пройдете отбор, поскольку это еще не постпродакшен. Должно быть именно 30%». Еще один важный нюанс (и это будет тщательно проверяться организаторами): финансовый план и источники остальных денег должны быть подтверждены документально.
Если с момента подачи заявки до момента оглашения списка грантополучателей у проекта произойдут какие-либо изменения в финансировании (например, проект получит поддержку ESFUF, еще не огласившего победителей конкурса), участник должен сообщить о них электронным письмом в течение трех рабочих дней. Если финансирование увеличится так, что дефицит средств составит менее $10 тыс., проект получит меньше, если же уменьшится, его участие в программе станет невозможным, поскольку финансовый дефицит превысит 30%.
Среди других важных требований: режиссер и продюсер (или мажоритарный копродюсер) ленты должны быть гражданами Украины, которые проживают на территории страны или вынужденно выехали в 2022 году. Граждане, проживающие в «регионах с ограниченным доступом» (т. е. временно оккупированных россией), не имеют права участвовать в программе. Заявки принимаются от ООО или ФЛП (но не ІІ группы), зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством Украины. Среди других ограничений – только возрастное, заявители должны быть старше 18 лет.
Никаких тематических или жанровых ограничений организаторы конкурса не предусматривают, впрочем, приветствуются проекты, «способствующие пониманию зрителем жизненного опыта украинцев и украинской культуры в целом».
Чтобы подать заявку, нужно заполнить форму на сайте Украинской киноакадемии и загрузить дополнительные материалы:
– презентацию проекта (в частности, исчерпывающий синопсис, биографии главных авторов, режиссерское видение, краткий обзор календарного плана, дистрибуционную, маркетинговую и фестивальную стратегии). Важно добавить список всех копродукционных партнеров и партнеров по дистрибуции, даже если они только намерены присоединиться, а также указать все питчинги и мероприятия по девелопменту, в которых участвовал проект;
– финансовый план в гривне и его эквивалент в долларах США с четким определением курса и финансового дефицита. Если бюджет вашего проекта в евро – придется пересчитать;
– заявление о том, какие именно услуги по постпродакшену планируется покрыть за счет грантовых средств с официальным коммерческим предложением или расчетом от украинской компании-подрядчика. И слово «украинской» здесь ключевое: «Средства, которые можно получить в результате этой программы, нельзя потратить за границей, – подчеркнула Мачух, – ведь программа нацелена на поддержку именно украинской киноиндустрии. Украинский фильм получает – и платит украинским компаниям за постпродакшен. Компаний может быть несколько, но работы должны быть именно по постпродакшену и именно на те тендерные предложения, которые вы подали: это не может быть промо, трейлер и т. д. Деньги выделяются для того, чтобы вы завершили фильм»;
– видео на 5–10 минут из нескольких, необязательно последовательных сцен с английскими субтитрами и кратким пояснением. «Пожалуйста, не отправляйте фильмы полностью, их никто не будет смотреть, – предупредила Анна. – Именно 5–10 минут из того, что вы считаете самым лучшим и хотите показать экспертам».
Заявки на участие в программе будут принимать до 6 октября, но наши кинематографисты, по словам главы Киноакадемии, любят все откладывать на последнюю ночь, поэтому организаторы очень просят начинать готовить документы уже сейчас. Список грантополучателей будет объявлен 1 ноября, а до 30 мая 2024-го грантополучателей попросят предоставить промежуточный отчет. «Мы будем следить за проектами, которые получают эту помощь, – предупредила Мачух, – чтобы они действительно реализовывались в формате постпродакшена. В ноябре 2024 года проект должен быть завершен, и нам должно быть предоставлено подтверждение этого». Под завершением речь идет об окончании всех работ, а премьера фильма может состояться и позднее, если этого требует дистрибуционная стратегия.
Как будут оценивать проекты. Учитывая прошлогодние ошибки, организаторы прописали в регламенте пункт, исключающий возможность возникновения конфликта интересов со стороны украинского и международных экспертов. И да, иностранцы в этом году будут составлять большую часть экспертного пула программы: это режиссер и кинооператор Бернд Фишер («Вавилон Берлин»), продюсер и основательница компании Paradise City Эмили Жорж («Назови меня своим именем»), продюсер и основатель компании Extreme Emotions Эва Пушинская («Ида», «Холодная война», «Глупцы»), а также кинорежиссер, шоураннер и исполнительный продюсер документальных фильмов и сериалов Нильс Бокхамп. Эксперт от Украины – программный консультант ОМКФ и креативный директор Украинской киноакадемии Алик Шпилюк, входящий в комиссии УКФ, Госкино и хорошо знающий все украинские проекты.
Эксперты будут оценивать проекты по следующим критериям:
– четкость идеи, истории, персонажей, их мотивов и правил мира;
– возможность зрителя идентифицировать себя с историей, наличие общечеловеческих тем;
– оригинальность, наличие тем, побуждающих к размышлению, многомерных персонажей, слоев для исследования, перипетий и поворотов, подсказок, которые зритель может собрать вместе, а также определенной развязки;
– движущая сила героев: сильные сложные персонажи с четкими, понятными мотивациями, определяющими направление драматической арки/пути персонажей. Наличие неотложных вопросов, требующих ответа/раскрытия;
– идея проекта актуальна как для украинского, так и для мирового зрителя сегодня и в будущем;
– проект был отобран и получил награды на одном или нескольких международных отраслевых событиях (питчингах, сценарных программах и т. п.);
– потенциал проекта быть отобранным в конкурсные программы фестивалей;
– потенциал коммерческого успеха проекта, в том числе наличие международного копродюсера, компании-заказчика, финансового партнера и/или сейлз-агента.
По каждому из этих критериев эксперты будут выставлять оценки. Десятка грантополучателей сформируется на основе среднего арифметического балла (с учетом одной цифры после запятой).
Как и в прошлом году, Netflix не берет на себя никаких обязательств, связанных с первоначальным просмотром, покупкой или производством проектов, участвующих в программе Киноакадемии. Цель платформы – именно поддержка украинских кинематографистов: деньги выделяет Netflix's Fund for Creative Equity, и программа является частью более широкой инициативы, направленной на помощь украинским творцам в Украине и мире, пострадавшим или перемещенным из-за войны. На вопрос, планирует ли Украинская киноакадемия снова проводить программу по написанию сценариев при поддержке Netflix, Анна Мачух ответила, что такое желание есть, но разговаривать с партнерами будут уже после проведения программы по постпродакшену.
В прошлом году House of Europe провел более 10 лекций от Netflix для представителей украинской индустрии, а в этом году – курс по копродукции для 154 продюсеров
Следующая программа – воркшоп «Постпродукція очима предюсера», который House of Europe готовит вместе с Netflix и New York Film Academy. Прием заявок на участие также уже открыт, а конечный срок подачи – 6 октября в 15:00. «У нас все дедлайны в 15:00, чтобы вы могли поспать ночью, – пошутила о привычке кинематографистов все делать в последний момент Екатерина Алымова, курирующая культурные и образовательные программы House of Europe. – Так что обратите на это внимание». Сам воркшоп пройдет онлайн 28–29 ноября.
Спикерами воркшопа станут Энн Маккефри (Anne McCaffrey), которая преподает в NYFA и имеет более 35 лет опыта линейного продюсирования (фильмы «Пудра», «Операция «Дамбо», «Любовь не купишь», реалити-шоу Survivor, «Топ-модель по-американски» и т. д.) и Марк Ритчесон (Mark Ritcheson) – основатель Whodoo Efx Inc. и преподаватель NYFA, имеющий более 30 лет опыта в продюсировании визуальных эффектов («Люди Икс – 2», «Степфордские жены») и редактировании сценариев (координировал постпродакшен сериалов «Полиция Нью-Йорка», «Секретные материалы», «Твин Пикс» и т. д.).
В воркшопе предусмотрены следующие темы: бюджет постпродакшена, команда и процессы, визуальные эффекты для фильмов с малым и средним бюджетом, секреты постпродакшена бюджетных фильмов. Последние, по словам Екатерины, были разработаны, чтобы у слушателей не возникало вопросов, как имплементировать знания от работавших с миллионными бюджетами продюсеров в украинские реалии.
Участие в программе могут принять украинские продюсеры, линейные и постпродакшен-продюсеры, имеющие по меньшей мере один проект в портфолио (игровой или документальный фильм, сериал) и которые могут это подтвердить: от ссылки на одну из профессиональных баз до простого скрина титров ленты. Важно, чтобы ваш опыт соответствовал заявленному во всех документах (например, продюсирование фильмов должно быть указано не только в базе, но и в вашем CV). Из других ограничений – только возраст (18+) и территория проживания (к участию не допускаются специалисты из Крыма и других временно оккупированных территорий, «находящихся под санкциями США»).
Ознакомиться со всеми нюансами программы можна здесь, а Екатерина Алымова советует обращать внимание на другие программы House of Europe (Digital Labs, Creative Business Survival Kit, гранты на персональные проекты и т. д.), а также подписаться на рассылку «Дома Европы», чтобы не упустить ни одной образовательной или бизнес-возможности.