«Раз в год, начиная с 2018-го, мы презентуем наш Tracking the Giants report – самый полный гайд по самым актуальным мировым форматам. Каждый год мы обращаемся к дистрибуторам по всему миру, собирая данные, куда были проданы несценарные форматы. Но в этом году – из-за настоящего бума сценарных форматов – мы впервые сделали обзор и по ним. Полностью этот обзор доступен только нашим подписчикам, но сегодня я поделюсь с вами некоторыми инсайтами из него» – так в начале своего доклада в рамках Content Budapest заинтриговал присутствующих Дэвид Чиарамелла (David Ciaramella), эксперт по коммуникациям международной медиаконсалтинговой компании K7 Media.
В рамках нового контент-маркета, организованного международным брендом С21 Media с привлечением украинской компании Media Resources Management, Дэвид представил сценарные форматы, что сегодня лучше всего путешествуют по миру (в обзоре учитывались проекты, запуски новых адаптаций которых состоялись с начала 2020-го до конца 2022 года), также рассказал, кто сейчас является крупнейшими байерами и продавцами сценарных форматов. А бонусом добавил небольшой обзор несценарных форматов – с особым акцентом на регион СЕЕ (Центральную и Восточную Европу).
Свой обзор Чиарамелла начал с девяти сценарных форматов, имевших за подотчетный период больше всего адаптаций. Собственно, вот они.
«Согласно нашим данным число международных сценарных адаптаций за последние три года выросло более чем на половину. В 2020 году у нас была 51 такая адаптация, а по результатам 2022 года этот показатель уже составил 77», – рассказал Дэвид.
Он акцентировал неожиданное положительное влияние пандемий на сценарные форматы как бизнес. Дело в том, что воплотить готовый сценарный проект с уже предварительно доказанным на практике качеством – это значит сэкономить на девелопменте и значительно ускорить производство. «Таким образом вещатели, жаждущие сериалов, получили возможность сразу обеспечить свою аудиторию адекватным контентом. В общем, сейчас, во времена бума сценарного контента и конкуренции между линейным телевидением и стримерами, самое время взять историю, которая уже доказала свою востребованность у зрителей, – и адаптировать ее для своего рынка», – резюмировал Чиарамелла.
Но какие именно истории сегодня наиболее востребованы международной аудиторией? Ответ на этот вопрос – жанровый топ адаптаций сценарных форматов.
«Лидирует комедия – жанр, в общем имеющий репутацию сложного для адаптации из-за культуральных особенностей разных стран. Однако с 2020 года мы наблюдаем очень большой рост количества адаптаций комедий и драмеди. С тех пор комедии и ситкомы составляют 20% всех скриптед-адаптаций, а драмеди – 8%», – рассказал Чиарамелла.
На втором месте оказался вечнозеленый жанр детектива – вместе со «смежными» триллерами: сейчас доля детективов в общей картине сценарных адаптаций составляет 17%, а триллеров – 12%.
Эксперты K7 Media сгруппировали все жанры в три обобщенных направления: комедия; детективы и триллеры; семья и отношения. А дальше – по каждому из трех определили проекты, которые за подотчетный период имели в мире больше всего адаптаций.
Комедии
Call my agent! (Франция, 2015, дистрибутор France TV Distribution). Сериал о PR-агентстве, работающем со знаменитостями, за подотчетный период пришел на пять новых территорий – это Турция, Индия, Великобритания, Южная Корея и Польша. «Изюминка этого формата – возможность привлечения special guest star: в локальные адаптации приглашают местных знаменитостей, и эти звездные камео привлекают много дополнительного внимания», – подчеркнул Дэвид.
30 Somethings (Бельгия, 2017, дистрибутор WBITVP). На своей родине этот проект о группе друзей по университету, переживающих «кризис тридцатилетних», уже имеет пять сезонов. А за подотчетный период у него две новые адаптации.
No Activity (Австралия, 2015, дистрибутор WBITVP/MassMedia). С 2020-го именно этот комедийный сценарный формат – о полицейских, скучающих в бесконечном наблюдении и вдруг оказывающихся посреди масштабной заварухи с наркоторговцами, – продавался лучше всего: его адаптировали в Нидерландах, Бельгии, Германии, на Среднем Востоке, в Японии и Испании. «Действие здесь преимущественно происходит внутри полицейской машины, поэтому снимать такой проект можно экономно и быстро», – объяснил Чиарамелла одну из причин чрезвычайной популярности формата.
Такой восемь лет назад была заявка оригинального австралийского No Activity на нынешнюю неожиданную форматную победу
Детективы и триллеры
Your Honor (Израиль, 2017, дистрибутор yes Studios). С 2020 года у этого формата было семь адаптаций, в том числе в США, Индии, Франции и Германии. По сюжету уважаемый судья должен сделать сложный выбор из-за инцидента, приводящего к гибели сына местной криминальной семьи и в котором замешан сын самого судьи. «Привлекательность этого проекта для международных байеров можно сформулировать одним простым вопросом: «Насколько далеко вы можете зайти, чтобы спасти своего ребенка?» – отметил Чиарамелла.
HIP (High Intellectual Potential; Франция, 2021, дистрибутор Newen Connect). Этот проект рассказывает о матери-одиночке, которая работает уборщицей в местной полиции и имеет экстраординарный IQ 160. Случайно ее талант замечают – и предлагают попробовать поработать консультантом в расследовании запутанных преступлений. Сотрудничая с полицией, она начинает расследовать давно закрытое дело об исчезновении человека: это случилось 15 лет назад, а пропавший мужчина – ее первая любовь. За подотчетный период эта криминальная комедия адаптирована в Словакии, Греции и Чехии, а недавно была заказана адаптация для США.
Liar (Великобритания, 2015, дистрибутор All3Media International). С 2020 года криминальный триллер получил шесть адаптаций – в том числе в Испании, Турции, Греции, Малайзии, Словакии. Это история о школьной учительнице, которая идет на свидание с отцом одного из своих учеников, но на следующее утро то, что казалось романтической историей, превращается в напряженную драму о возможном изнасиловании: до самого конца непонятно, было ли оно на самом деле и кто из двух лжет.
«Вы могли заметить, что у всех этих крайм-форматов есть нечто общее: очень сильная линия о семье и отношениях в своей основе. То есть это проекты о вещах, понятных всем в любой точке мира», – заметил Чиарамелла. И логично перешел к форматам третьей группы: собственно тем, которые концентрируются именно на семье и отношениях, однако не имеют криминальной составляющей.
Семья и отношения
La Famiglia (Израиль, 2015, дистрибутор Armoza Formats). Это семейная комедия, с 2020-го адаптированная в Греции, Грузии, Австрии и Индии. Формат рассказывает о членах одной семьи, которые решают прибегнуть к семейной терапии. Каждая сессия с терапевтом раскрывает смешные и неудобные семейные вопросы.
Mother (Япония, 2010, дистрибутор Nippon TV). Созданный еще 13 лет назад Mother – самый успешный японский сценарный формат, в общем проданный более чем на 10 территорий. Это история учительницы младших классов, формирующей эмоциональную связь с ученицей, подвергающейся буллингу. Учительница пытается ее удочерить, стать девочке матерью, которой у той никогда не было. Проект сочетает сильный нарратив материнства с темой женщины в бегах.
Dear Daddies (Аргентина, 2014, дистрибутор Paramount Global Distribution Group). «Хотя жанр теленовеллы в первую очередь присущ Латинской Америке, исторически складывалось так, что среди всех ремейков сценарных форматов в мире теленовеллы составляли целых 20%. Но с 2020 года этот показатель упал до 7%», – привел интересную статистику Дэвид. Впрочем, адаптации теленовелл все же не окончательно ушли в прошлое. И чаще всего адаптированным с 2020 года стал формат Dear Daddies: более того – этот проект, в общей сложности имеющий уже десять ремейков, вошел в топ-10 самых продаваемых сценарных форматов всех времен. Сериал – история четырех мужчин, которые каждый день забирают своих детей из детсада и постепенно становятся настоящими друзьями. Первоначально формат путешествовал по Латинской Америке: Чили, Перу, Мексика. Но с 2020-го он захватил регион СЕЕ (Центральная и Восточная Европа): его приобрели для адаптации Венгрия, Польша, Сербия, Болгария и Словения. «Поэтому можно сделать вывод, что СЕЕ – потенциально очень перспективный рынок для такого рода новелл», – акцентировал Чиарамелла.
Финализируя первую часть своего обзора, эксперт K7 Media привел перечень стран, которые сейчас продуцируют наиболее продаваемые сценарные форматы
«Британские форматы составляют 20% всех новых запусков сценарных адаптаций за подотчетный период. И кстати, все эти форматы от BBC Studio», – рассказал Дэвид. На втором месте – Израиль, хорошо известный как по сценарным, так и по несценарным форматам. А на третьем – еще одна мощная в плане креатива страна: Южная Корея. «Вообще мир не так давно увлекся корейскими драмами, но они уже давно и успешно продавались в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии», – подчеркнул Чиарамелла.
Несценарные форматы
Во второй части доклада эксперт K7 Media сконцентрировался на несценарных форматах, отдельно акцентировав в этом контексте специфику региона СЕЕ. Однако прежде всего сделал общий обзор этого направления и представил форматы, у которых было больше всего новых запусков в прошлом году.
«Конечно, безусловный лидер 2022-го – это Masked Singer: 9 абсолютно новых версий за год! И этот формат лидирует уже четвертый год подряд», – рассказал Дэвид.
Впрочем, проект, который сегодня быстрее всего продвигается в мире, другой, а именно – The Traitors. «Только за год этот формат уже поднялся на вторую строчку списка. Оригинал вышел в марте 2021 года в Нидерландах по каналу RTL 4. В декабре того же года состоялась первая адаптация – в Бельгии. И семь новых запусков за прошлый год! Возможно, в 2023 году The Traitors – с девятью анонсированными адаптациями – сможет перебить лидерство Masked Singer, но об этом можно будет говорить только по реальным результатам года», – заинтриговал Чиарамелла.
Восходящие звезды – это форматы Sort Your Life Out и The Bridge. Sort Your Life Out – формат об уборке и избавлении от лишних вещей – оригинально вышел на BBC в 2021-м, а в прошлом году пришел уже на шесть новых рынков. Так же шесть новых адаптаций за прошлый год имеет The Bridge (оригинал: Zeppelin TV, Испания, 2017) – формат, в котором соревнующиеся за денежный приз участники должны буквально построить к нему мост через большую реку.
Далее Чиарамелла показал распределение самых популярных на сегодняшний день несценарных форматов по жанрам
«Мы видим, что самый популярный в мире жанр – развлекательные несценарные форматы – также является самым популярным и в регионе СЕЕ, но его показатели к тому же гораздо выше, чем в целом по миру. Однако документальные форматы в СЕЕ не фиксируются вообще», – подчеркнул эксперт K7 Media. И добавил, что самые популярные развлекательные форматы в нашем регионе – это семейный квиз Family Feud и талант-шоу Got Talent, а среди реалити до сих пор лидирует Survivor.
Вот распределение по жанрам именно по региону СЕЕ: ранее запущенные продолжающиеся адаптации против адаптаций, запущенных в прошлом году. Чиарамелла особо подчеркнул, что в регионе набирает популярность жанр Factual Entertainment formats
Эксперт K7 Media отметил, что в 2022 году наш регион стал вторым по размеру рынком для адаптаций несценарных форматов, на который приходится 16% всех адаптаций.
Таковы самые популярные несценарные форматы в Центральной и Восточной Европе
А вот – страны СЕЕ, наиболее активно адаптирующие форматы: крупнейшие импортеры форматов в регионе
И очевидный текущий лидер региона по контент-производству в целом – Польша – также сегодня является и самым активным игроком СЕЕ на рынке адаптаций несценарных форматов.