«Мы отражали российские пропагандистские нарративы, формировали свои украинские дискурсы, давили на бизнесы, чтобы они выходили из рф, давили на организаторов фестивалей, чтобы они исключали россиян. Мир научился писать названия украинских городов украинской транслитерацией настолько, что даже некоторые в Twitter писали «Білгород». Все это было сделано благодаря работе дипломатов, регулярной коммуникации журналистов, наших культурных деятелей. Благодаря этому мир лучше понимает цену нашего сопротивления и значение победы не только для Украины, но и всего демократического мира», – констатировала менеджер проекта «Архів війни» Мария Бучельникова, модерируя панельную дискуссию «Голоси України: як говорити про війну, аби світ розумів» в рамках 20-го Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA. В прошлом году, после начала полномасштабного вторжения, украинцам удалось захватить информационное пространство, но останавливаться на этом нельзя, ведь война продолжается, а враждебная пропаганда работает в усиленном режиме – вспомните хотя бы свежие инсинуации вокруг подрыва Каховской ГЭС. Поэтому вопрос, как доносить информацию об Украине, чтобы иностранцы нас понимали, остается одним из самых актуальных и приоритетных.
О личном опыте и необходимых для этого инструментах в ходе дискуссии говорили журналистка Наталья Гуменюк; автор документального фильма Putin's Attack on Ukraine: Documenting War Crimes Том Дженнингс; военный корреспондент, режиссер фильма «20 днів у Маріуполі» Мстислав Чернов и режиссер ленты «Залізні метелики» Роман Любый.
О сотрудничестве с иностранными изданиями рассказала Наталья Гуменюк, с самого начала полномасштабного вторжения собирающая истории людей и документирующая военные преступления. Ее репортажи и колонки публиковали самые известные мировые медиа (The Guardian, The Washington Post, Rolling Stone и т. д.), и, что интересно, редакторы ни одной из предложенных тем не отклонили, ни одного написанного текста не изменили.
Команда проекта «Свідчить Україна», над которым сейчас работает Гуменюк, за 1,5 года полномасштабной войны записала более 300 подробных интервью с прямыми свидетелями военных преступлений. Эти материалы могут быть применены в будущих судебных исках, а часть уже сейчас превращается в документальные фильмы и материалы, предназначенные для крупных западных изданий. Роль Натальи как продюсера заключается в том, чтобы материалы об украинских трагедиях выходили на первых страницах мировых изданий.
Журналистка вспомнила, что раньше ей – международнице – также было трудно «продать» украинским редакторам темы о Сирии, Египте или Бразилии: те отвечали, что украинцам хватает собственных проблем. Именно поэтому сейчас она работает над проектом «Поєднуючи континенти», команда которого привезла в Украину ведущих журналистов из Бразилии, Мексики, Чили, Уругвая, Колумбии, Никарагуа. Эти журналисты много ездили в Изюм, Харьков, Краматорск, общались с президентом Украины, первой леди, украинскими защитниками, жертвами военных преступлений россиян. Из этого визита Гуменюк сделала вывод: «Как только мы начинаем говорить о геополитике, как только начинаем убеждать людей, как они должны думать, у них начинается отторжение. Когда ты с ходу незнакомым людям начинаешь говорить, что они не правы, включается определенный заслон. И в этом случае я понимала: ничего, кроме личной истории, не работает».
Гуменюк привела пример журналиста из Никарагуа: тот говорил с женщиной, просидевшей долгое время в херсонском подвале, и сказал, что эти пытки очень похожи на те, которые они пережили в Никарагуа. Или редактор крупной уругвайской газеты, общаясь с одним из свидетелей событий в Изюме, почувствовал, что те застенки, в которых россияне держали украинцев, очень похожи на подвалы, существовашие в его стране во время диктатуры 1970-80-х годов. Наталья также отметила, что нельзя требовать от всех солидарности – на нее можно только вдохновлять. Поэтому иностранные журналисты общались с десятками украинцев: Гуменюк убеждена, что язык человеческих историй самый сильный.
О восприятии иностранцами фильма «20 днів у Маріуполі», основой которого стали кадры, снятые в начале оккупации города россиянами, рассказал Мстислав Чернов. Например, люди в иностранном продакшене, работавшие над фильмом (производством занимались FRONTLINE и Associated Press), были обеспокоены большим количеством страданий и боялись, что никто не будет смотреть такую ленту в кинотеатрах. Но они ошиблись. Также документалист вспомнил, как приходил в кинотеатр за границей, уверенный, что люди уже все знают и видели те кадры. На самом же деле многие впервые осознали масштабы разрушений на войне в Украине. «Для нормального человека где-то на другом конце планеты, даже сочувствующего украинцам, Украина – это двадцать минут из жизни, из 24 часов», – резюмировал Чернов.
В то же время он отметил, что перед каждой командировкой на Донбасс иностранные редакторы говорят ему, что многие уже устали от кадров с передовой. Вместо этого от него хотят больше персональных историй. Да и в целом в мире вырисовывается такая тенденция, что гражданским сочувствуют больше, чем военным.
Модератор также спросила, какие месседжи Мстислав Чернов сейчас пытается донести на международных площадках. «Первое, что я всегда говорю: вы, вероятно, привыкли, что события в документальном кино уже стали прошлым. Что это архивные кадры. Но то, что вы смотрите сейчас, продолжает происходить. Пока мы с вами разговариваем, возможно, какой-то ребенок в Украине уже был убит ракетой. Им нужно постоянно напоминать, что изображенное на экране – не история, а реальность. И это работает», – ответил документалист.
После этого модератор обратилась к Роману Любому, процитировав фразу из его ленты «Залізні метелики»: «Пока мир был озабочен потенциальной эскалацией военных действий, 298 граждан разных стран стали жертвами этой войны задолго до полномасштабного вторжения». Но понимают ли иностранные журналисты и аудитория фильма этот посыл? Режиссер признался, что для иностранцев это неудобное мнение, поскольку выходит, что речь идет об упущенной возможности все остановить до начала полномасштабного вторжения и что мировое сообщество также ответственно за случившееся. Роман отметил, что это один из месседжей, которые он хотел передать через фильм: если не было никакого ответа тогда, после сбития самолета, то представьте, что произойдет, если не будет никаких последствий после полномасштабного вторжения.
Но если в прошлом году коммуникация Украины была преимущественно кризисной, то сегодня мир устал от новостей об Украине, соцсети ограничивают украинский контент, запускать сборы стало труднее. Так какими есть и будут в будущем основные вызовы в работе с международной аудиторией?
Наталья Гуменюк начала с инсайта: она поняла, что если просто рассказывать о трагедиях и пытках – появляется чувство бессилия, от несправедливости опускаются руки. Поэтому важно помнить, что каждое преступление означает шанс привлечь виновника к ответственности. А это, в свою очередь, означает, что есть надежда на будущее. Поэтому, рассказывая о преступлениях, она пытается также рассказать о будущих путях к справедливости.
Гуменюк также отметила, что на вопросы иностранцев нужно давать четкие аргументированные ответы. И иногда эти ответы будут банальными. К примеру, кто-то не может понять, почему мы просто не сложим оружие и не договоримся о мире. «На этой неделе у меня была возможность присутствовать на интервью с президентом и первой леди, – привела пример Наталья. – На подобный вопрос Елена Зеленская очень четко ответила: «Мы не хотим умирать». И всё. Все это поняли. Также Зеленский хорошо ответил, когда ему кто-то из журналистов сказал, что мир устал: «Мы тоже устали, но мы не устали вас защищать». Это звучало очень хорошо».
По мнению Романа Любого, говорить с мировой аудиторией не о войне также очень важно, поскольку усталость у мирового сообщества может возникнуть из-за того, что люди хотят знать что-то еще, а им рассказывают только о войне. Мстислав Чернов добавил, что весь мир вдохновляло и продолжает вдохновлять на поддержку Украины то, что, вопреки всему, мы не сдались. Он вспомнил, как спрашивал у одной благотворительной организации, собиравшей деньги для украинцев, какие истории нужны. Ему ответили, что им не нужны истории страданий – им нужны истории сопротивления. Потому что они вдохновляют людей помогать украинцам. Чернова это поразило, ведь он, наоборот, был сконцентрирован на том, чтобы не пропустить страдания украинцев и зафиксировать все.
На вопрос из зала, где провести линию между страданием и сопротивлением, особенно когда речь идет об украинских женщинах и нарушении их прав, Мстислав ответил блестяще: жертва и выживающий отличаются лишь тем, что жертва остается лежать, а выживающий поднимается и идет дальше. Украинцы в глазах мира именно те, кто выживает.
Гуменюк вспомнила, как в первые дни войны она с одним западным журналистом заехала в город, куда еще никто из медиа не приезжал. Они говорили с одними и теми же людьми, только история журналиста заканчивалась на военных, а ее – на женщине, которая возле разбомбленного центра города говорила: надеется, что скоро у нее на лужайке расцветут тюльпаны. У Guardian тогда этот материал вышел на первой полосе.
Журналистка привела еще несколько примеров человечных историй. Так, в Германии она показывала фильм о разрушениях в Чернигове. Тогда к ней подошла немецкая депутат и сказала, что ее поразило, как героини фильма методично убирали свои дома, перекладыли кирпичи и т. д. По сути, это была одна минута из хронометража, но немцы выхватили именно ее.
На этом этапе к разговору присоединился иностранный гость, журналист Том Дженнингс, создавший документальный фильм о военных преступлениях россиян в Украине, в частности в Киевской области. По его словам, наибольшей сложностью в создании фильма было получить доступ к чиновникам – на это у него вместе с украинскими коллегами ушло много месяцев. В целом же самая сложная часть работы Дженнингса всегда – показать, кто ответственен за те или иные преступления.
Мария Бучельникова метко заметила, что фильм журналиста называется «Путинская атака на Украину: документирование военных преступлений». Но в войне в Украине виноват не только путин – ответственность за преступления лежит на многих конкретных людях. Дженнингс ответил, что он хотел отметить саму фамилию путина в названии, поскольку совершенно очевидно, что он является агрессором. В то же время на Западе есть аппетиты не только увидеть военные преступления, но и понять, как их можно довести до логического законного наказания. И конечно, путин – это человек номер один. Но режиссер с командой пытались продемонстрировать, насколько велика индустрия военных преступлений и как много людей в ней задействовано. Поэтому нужно найти всех тех людей и тоже наказать.
Напоследок модератор попросила спикеров дать советы украинцам, часто общающимся с иностранцами. Роман Любый отметил, что сначала у иностранцев нужно узнать, какие вопросы об Украине и этой войне в целом их интресуют. «Нужно иметь терпение, найти в себе это спокойствие, чтобы говорить аргументами. Эмоции имеют значение, но нужно быть готовыми отвечать, отвечать, отвечать. Я бы призвала подумать, как мы можем стать переводчиком, который даст понять: то, что происходит сейчас, может произойти с любым человеком», – добавила Наталья Гуменюк.
Кроме того, иностранцам порой трудно понять, что, несмотря на войну, у нас вполне функционирует государство. Работают кофейни, фестивали. Из Киева в Краматорск, почти на фронт, едет очень комфортный поезд, в котором можно выпить кофе, съесть хот-дог. Под очередную массированную ракетную атаку на Киев люди подписывали петицию за отставку министра культуры. Жизнь украинцев полна примеров этой дуальности, и нужно искать соответствующие аналогии, чтобы объяснить иностранцам, что у нас происходит.
Во время сессии ответов на вопросы аудитории Наталья Гуменюк добавила еще одну важную мысль: в каждом деле важен журналистский резонанс. Она привела слова сотрудницы одного правоохранительного органа, сказавшей: если нет журналистской истории, дело может остаться на бумаге. Да и сама журналистка уже видит: чтобы состоялся суд юридический, сначала должен состояться суд общественного мнения.
Интересную тему подняла глава Львовского медиафорума Ольга Мирович, спросив из зала, о чем должна быть наша история после войны? И если украинцы сошлись во мнении, что о восстановлении, Том Дженнингс посмотрел на вопрос глубже: «Я более прагматичный человек и считаю, что мы должны смотреть, в частности, с западной точки зрения. У вас сейчас – табула раса, чистая доска, точка отсчета. Из-за брутального нападения [россии] многие на Западе только узнают об Украине. А когда наступит мир, Украина займет свою позицию в мировых делах, станет очень значительным игроком. Но как будет выглядеть ситуация для Украины после этого? Появится ли новая эра демократии? Что происходит после того, как общество успешно свергает иго российского империализма? Что происходит после столь значительной милитаризации? И хорошо это или плохо, на Украину будут смотреть как на тестовую платформу для возможностей».
Будем считать это шансом, который ни в коем случае нельзя упустить.