Этой осенью международный медиафорум KYIV MEDIA WEEK успешно провел шесть специальных событий в сотрудничестве с тремя европейскими индустриальными площадками при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). KYIV MEDIA WEEK 2022 Travel Edition начал свое путешествие с Международного фестиваля веб- и телесериалов Serial Killer (20–25 сентября, Брно, Чехия). Экватором форума стал Международный рынок аудиовизуальной индустрии MIA (11–15 октября, Рим, Италия). А завершил свое путешествие KMW 2022 на крупнейшем в Европе рынке контента – 38-м Международном контент-маркете MIPCOM (17–20 октября, Канны, Франция). MBR на основе партнерства с KMW представляет спецпроект KYIV MEDIA WEEK 2022 REVIEW – обзор ключевых ивентов нынешнего KMW.
Прочесть этот текст на английском можно по ссылке.
Как украинское производство контента адаптируется и меняется из-за вызовов полномасштабной войны? Как адаптируются и меняются сами контентмейкеры? Какие потенциально интересные для международного рынка проекты создаются прямо сейчас? Вот ключевые вопросы, вокруг которых велся разговор в рамках дискуссии с красноречивым названием «Продакшен во время войны: сторителлеры никогда не останавливаются!» (Production during the War: Storytellers Never Stop!), состоявшейся в рамках секции KYIV MEDIA WEEK на фестивале Serial Killer в Брно. Участие в дискуссии приняли директор по развитию и копродукции FILM.UA Group Екатерина Вишневская, продюсер FILM.UA Group Анна Елисеева и директор дивизиона «Вещание» Starlight Media Дмитрий Троицкий, поделившиеся собственным опытом рефлексии войны и работы во время нее. Ведь они и есть одни из тех сторителлеров, которые с началом полномасштабного вторжения россии не остановились – и продолжили работать, как бы тяжело ни было.
«Война как она есть – это не драматическая история, не приключение и не романтический героизм. Это страшно. Это пахнет кровью, смертью, депрессией и насилием. Из-за войны я с дочерями выехала в Европу и за последние полгода только дважды видела мужа, а оставшихся в Украине родителей не видела вообще. Но никто не спрашивает нас, хотим ли мы иметь опыт, который сейчас проживаем. Так что единственный способ справиться с этим – трансформировать боль в великие истории: через фильмы, сериалы говорить людям, что мы чувствуем», – рассказала Анна Елисеева о том, как это – быть украинкой и сторителлером одновременно.
«Дело в том, что украинцы сейчас живут внутри истории. Внутри многих, многих историй, происходящих в реальной жизни и являющихся для нас частью настоящего человеческого опыта. Это дает нам как сторителлерам возможность говорить о том, что действительно имеет значение в этом мире и в этой жизни», – продолжил Дмитрий Троицкий. И далее дал простой и исчерпывающий ответ на вопрос о том, как вообще удается производить контент в Украине в текущих условиях: «У нас просто нет другого выбора». Троицкий акцентировал на социальной миссии крупных медиагрупп, ведь зрители Украины нуждаются в контенте, а людям, занятым в индустрии, необходима работа. По словам Дмитрия, всего в области производства контента только в Киеве занято около 5–6 тыс. человек, поэтому крайне важно, чтобы эти люди остались, не уехали из страны, ведь индустрия зависит от талантов. «Вот почему мы возобновили съемки. С апреля по сентябрь было создано около 200 часов контента, и мы продолжаем производить его в дальнейшем», – резюмировал он.
Обратите внимание, что на карте отражена ситуация по состоянию на 10 сентября: с тех пор ВСУ освободили от российских оккупантов значительно больше украинских территорий
Комментируя вышеприведенную карту, Троицкий отметил, что желтым на ней обозначены относительно безопасные регионы Украины, отдельно подчеркнув слово «относительно». Впрочем, он рассказал, что украинские контентмейкеры научились работать в условиях постоянной «относительности»: разработали протоколы безопасности, выбирают места для съемок рядом с бомбоубежищами и т. п.
Мысль развила Екатерина Вишневская, отметив, что сейчас все четче параллели между Украиной и Израилем: «Тот факт, что Израиль является государством, живущим в перманентном состоянии испытаний и в таких условиях очень многого достигшим, дает нам, украинцам, надежду. Думаю, что наш опыт продюсирования во время войны – несмотря на ограниченные ресурсы, постоянные воздушные тревоги – очень полезен не только для нас. Мы можем работать, рассказывать замечательные истории несмотря ни на что».
Далее участники дискуссии перешли, собственно, к историям, представив международной аудитории несколько разноплановых украинских проектов, производящихся сейчас, несмотря на войну.
Представление новых проектов Starlight Media Дмитрий Троицкий начал с документального сериала Rescues on war – проекта о героической работе украинских пожарных во время полномасштабной войны, созданного в сотрудничестве с противопожарной службой 112. Благодаря этому сотрудничеству все нюансы борьбы с огнем и спасения людей при разных условиях – включая ликвидацию пожаров вследствие бомбардировок – поданы в проекте максимально достоверно. Иногда для съемок приходилось имитировать пожары, что в текущих условиях в Украине довольно неоднозначно. Но, как отметил Троицкий, «пожарные отнеслись с пониманием и пошли нам навстречу, так как понимали: то, что мы делаем, важно – для истории необходимо задокументировать все, что сейчас происходит».
После этого Дмитрий рассказал об игровом детективном сериале «Гарячий» (The Hot One), съемки которого были остановлены в феврале и возобновлены на пятом месяце полномасштабной войны. Когда производство возобновили, возникла необходимость строить новые декорации: на подземном автомобильном паркинге, чтобы уберечься от воздушных угроз. Кроме того, авторам сериала пришлось адаптировать сценарий к новым реалиям: например, отказаться от съемок громких взрывов, чтобы не испугать людей (необходимые элементы будут добавлены на постпродакшене). Также, поскольку некоторые актеры сейчас защищают Украину в армии, их пришлось заменить и дополнительно корректировать сценарий под эти изменения. «Новые вызовы сделали нас, продюсеров, более сильными и гибкими», – подчеркнул Троицкий.
Также Дмитрий рассказал о документальном проекте Rave Toloka. Он – о молодых людях, клубных деятелях и музыкантах, создавших сообщество художников, помогающих жителям украинских городов, пострадавших от действий россии, разбирать завалы, восстанавливать дома и возвращаться к нормальной жизни. Прежде чем начинать снимать некоторые сцены, нужно было пригласить группу саперов и проверить местность на наличие мин: «Такая вот новая большая часть производственного процесса», – резюмировал топ-менеджер.
Завершила презентацию Анна Елисеева, рассказавшая о сериале-антологии FILM.UA «Ті, хто залишилися» (Those Who Remain), который находится в девелопменте при партнерской поддержке компании Red Arrow. Каждый эпизод проекта будет уникальным видением разных режиссеров, а рассказывает он о местных жителях, не эвакуировавшихся из Киева во время попыток россиян в феврале-марте 2022 года захватить украинскую столицу. «Это истории совершенно разных людей. Важно отметить, что тональность сериала – не столько о войне, сколько, в первую очередь, об отношениях, любви, ценностях, о наших детях и о том, как мы можем пережить этот большой кризис. На самом деле это очень важная история, ведь мы хотим ответить, почему мы, украинцы, боремся и почему Европа должна нам помогать», – подчеркнула Елисеева.
А Катерина Вишневская акцентировала, что кейс Those Who Remain наочно демонстрирует, насколько интересна сегодня Украина с точки зрения копродукции: «Этот проект – своего рода погружение в существующую реальность. И партнеры из Red Arrow Studios, преимущественно финансирующие разработку проекта, понимают: эти истории должны быть рассказаны, поскольку они будут резонировать с аудиторией по всему миру».
Также Елисеева рассказала, что в марте и апреле все съемки FILM.UA были остановлены, а единым проектом, работу над которым удалось продолжить – хотя бы из бомбоубежищ – была полнометражная анимация «Мавка» (как это происходило, мы рассказывали тут). По словам продюсера, сейчас работа над проектом почти завершена, поэтому в январе или ранней весной Европа и Украина, скорее всего, смогут увидеть этот анимационный фильм в кинотеатрах. Анна акцентировала, что сейчас в Украине производится не только контент о войне: в пример она привела комедийный проект «Скажені сусіди» – сериальный спин-офф успешной кинофраншизы «Скажене весілля».
«Мы должны быть гибкими, чтобы создавать новые продукты, – резюмировала продюсер. – Именно сейчас, когда Украина борется за свободу, за демократию, общечеловеческие ценности и безопасность в Европе, мы видим потенциал больших историй. Историй, которые должны быть рассказаны: о войне, о любви, об отношениях и других вещах, общих для всех людей в любой стране. Историй, не имеющих границ».