Последний год украинская киноотрасль, как и большинство других креативных индустрий, безостановочно работала, отыскивая новые пути, способы и алгоритмы, чтобы выжить в сверхсложной военной реальности и заложить фундамент для дальнейшего развития при новых правилах игры. В 2022-м Международный Каннский кинофестиваль вместе со своим кинорынком стал первой большой индустриальной площадкой, где украинское кино презентовало себя в новых условиях. Потому неудивительно, что на следующем Marché du film в мае 2023-го украинцы не только продолжили эту работу, но и смогли подвести промежуточные итоги, чтобы точнее настроить механизм дальнейших действий.
Традиционно на кинорынке работал украинский павильон, организованный совместными усилиями Госкино и индустрии при поддержке Marché du Film, который, как и в прошлом году, принимал украинцев на льготных условиях
В павильоне прошли презентации национальных лент, а также социальной инициативы Worked on in Ukraine, направленной на интеграцию наших кинематографистов за границей и борьбу с безработицей в украинской киноиндустрии
Дискуссия Women at War: A Year of Experience
И конечно, многочисленные встречи с иностранными дистрибуторами, продюсерами и другими полезными людьми
Главные же панельные дискуссии с участием украинцев, как и в прошлом году, проводились в американском павильоне, чтобы охватить максимальное количество международной аудитории. В этом году о новых вызовах и промежуточных итогах работы говорили на мероприятиях «Киноиндустрия Украины во время войны: риски и возможности» и «Кенселинг российской киноиндустрии: от бокс-офиса до финансирования международного терроризма». На них я и хочу остановиться подробнее.
Участие в первой приняли глава Совета по господдержке кинематографии Артем Колюбаев, CEO FILM.UA Group и глава Украинской киноассоциации Виктория Ярмощук, продюсер Сергей Лавренюк (Solar Media Entertainment), а также американский гость Билли Сміт (Billy Smith) – сопродюсер ленты Шона Пенна об Украине Superpower. Дискуссию открыла Виктория, напомнившая, что Россия продолжает бомбить украинские города, в том числе вдали от линии фронта: «Вполне возможно, что именно в этот момент в Украине кто-то умирает – не только солдаты на передовой, но и гражданские, женщины, дети. Но сейчас мы здесь, на кинорынке, и я хочу рассказать, что это значит для индустрии. Это означает, что каждый доллар, евро или польский злотый, потраченный на сотрудничество с кем-либо из россии, превращается в бомбы, которые сейчас падают на мой город. И куда они упадут завтра, никто не знает. Это значит, что сегодня каждый должен выбрать сторону. И если кто-то думает, что он сам по себе, это не так».
Главный же месседж для рынка состоит в том, что украинская киноиндустрия не остановилась
«В прошлом году, встречаясь на этой площадке, мы думали, как выжить. А после этого года борьбы и тяжелой работы можем с уверенностью сказать, что украинская индустрия движется вперед: мы продюсируем, разрабатываем, релизим наши фильмы на мировом и локальном рынках. И мы готовы к новым рожденным в Украине проектам, которые будут путешествовать по миру», – констатировала Ярмощук. По данным Виктории, за этот год в Украине вышло 19 фильмов, созданных при государственной поддержке (общий бюджет – $5 млн 205 тыс.). И конечно, это далеко не полный перечень проектов, запущенных или завершенных в нашей стране во время войны.
«Как вы видите из постеров, в Украине создаются не только военные драмы: это и мультики, и комедии, разные жанры. За этот год мы почувствовали, что люди действительно нуждаются в фильмах и историях, так же как в хлебе, крыше над головой, безопасности. И мы все еще можем снимать фильмы не только руками украинцев, но и непосредственно в Украине, – добавила Ярмощук.
– Украинские фильмы до сих пор присутствуют на всех основных международных кинофестивалях. И чтобы поддерживать непрерывность этого присутствия, мы многое делаем для продолжения производства фильмов».
30% национального бокс-офиса за прошлый и начало этого года приходится на украинские релизы. «Это большое достижение украинской киноиндустрии, которое мы надеемся масштабировать в следующем году, – призналась Ярмощук. – Мы поняли, что этот бизнес стратегический: возможность создавать и видеть истории не менее важна, чем сельское хозяйство и военное дело».
Из других достижений – выход украинских фильмов в международный прокат и его успешность. «Свежий пример – анимационная лента «Мавка», ставшая настоящим прорывом для Украины и собравшая очень хорошую кассу на глобальном уровне», – сказала спикер. А я напомню, что национальный релиз мультфильма побил все исторические рекорды и прокат до сих пор продолжается.
Призвав собравшихся сотрудничать и делать бизнес вместе с Украиной, Виктория передала микрофон Артему, а тот пригласил к слову Билли Смита – сопродюсера ленты Superpower, команда которой одной из первых продемонстрировала, что в Украине можно снимать даже во время войны.
Продюсер рассказал, что история фильма началась еще до пандемии: Шон Пенн и Аарон Кауфман, посмотрев сериал «Слуга народа», были заинтригованы фигурой Владимира Зеленского и вызовом, «который он бросил себе, оставляя успешную карьеру, удобное место комедийного актера и поступая на [государственную] службу». Собственно, изначально лента планировалась как личная история, поэтому производство не стартовало, пока Шон и Владимир не познакомятся лично. Из-за COVID-19 знакомство откладывалось, и команда потратила это время на дистанционное исследование Украины: «Мы собирали информацию, брали интервью у ученых, лингвистов, говорили с эмигрантами, переехавшими из Украины в Соединенные Штаты, а также с бывшими послами, которые работали в Киеве и Москве. Просто чтобы почувствовать контекст, получить понимание [важных процессов], – начал свою историю Смит. – В ноябре 2021 года мы совершили первую поездку в Украину, чтобы наконец познакомиться с президентом Зеленским. Уже началось наращивание [российских войск у] границы, но мы ехали с намерением посетить Мариуполь и даже выйти на Донецк. Мы много общались с учеными, художниками, бизнесменами, подкастерами, ветеранами, воевавшими на Донбассе с 2014 года. И надеялись, что в какой-то момент встретимся с президентом и поговорим об этом проекте. Оттого в ноябрьской поездке мы имели успех везде, кроме встречи с Зеленским: за пару дней до окончания командировки он был вынужден отменить нашу встречу».
Вернувшись в Лос-Анджелес, команда продолжала держать связь с Офисом президента: «Когда с одной стороны у вас действующий президент, а с другой – Шон Пенн, очень трудно свести эти графики, – продолжил продюсер, признавшись, что на новости о большой войне они не очень обращали внимание, поскольку думали, что россияне снова сконцентрируются на Донбассе. – Но, смотря новости, я начал говорить: «Шон, нам нужно туда попасть. Независимо от того, что произойдет, пора говорить об этом – и говорить с президентом». Но Шон не спешил, поскольку у него был еще один фильм и другие обязательства. И вот 20 февраля [2022-го] он наконец сказал: «ОК, я могу сесть в самолет», – и впервые Шон лично встретился с президентом Зеленским вечером 23 февраля. Это была та самая установочная встреча, которую мы хотели провести еще во время COVID, когда эти двое мужчин пожимают руки и говорят: «Давайте начнем этот проект».
По словам Смита, во время встречи Владимир Александрович сказал, что доверяет видению Шона Пенна, поэтому предоставит доступ, необходимый для создания фильма. И предложил начать съемки на следующий день. «Как вы знаете, 24 февраля с утра все изменилось. Но президент сдержал свое слово».
Кроме интервью с Зеленским команда сняла многое и многих: от Андрея Ермака до ветеранов, с которыми Шон общался еще в ноябре 2021 года. И на каждом шагу ей помогали украинские специалисты: «Те качества и навыки, которые мы нашли в украинском киносообществе – операторы, продюсеры, люди, задействованные в производстве, – были отличными, – продолжил Билли Смит. – В условиях, когда на украинцев обрушилась вся тяжесть мира, у нас была отличная командная работа, преданность, гибкость наших украинских партнеров. Один из водителей, отвозивших Шона в Польшу, после 20 часов поездки сразу вернулся назад и пошел в армию. С тех пор он воюет – и у нас, к сожалению, много подобных историй о людях, которые работали с нами, а сейчас находятся в опасности. Но в любом случае это было фантастически. Я снимал документальные фильмы по всему миру, Шон тоже очень опытный, но опыт в Украине (и он говорит это в фильме) – один из лучших, бывших у нас когда-либо».
На этой эмоциональной ноте Артем Колюбаев констатировал, что у украинской киноиндустрии нет государственного финансирования с февраля 2022 года и до сих пор, но наши продюсеры все же находят возможность снимать фильмы – например, привлекая частное финансирование. О таком опыте и съемочном периоде в октябре 2022 года, во время постоянных обстрелов Киева, Артем пригласил рассказать Сергея Лавренюка. Речь шла о ленте Аркадия Непиталюка «Уроки толерантності», съемки которой изначально должы были стартовать в марте 2022-го.
«Сначала я понятия не имел, когда мы теперь сможем это сделать. Но в июне мне пришло в голову, что мы можем снимать в военных условиях, изменив сценарий и способ съемки, – поделился продюсер. – После разговора с режиссером и сценаристами мы стали готовиться к съемкам в октябре 2022-го. Основной задачей было уложиться в десять дней, поэтому я решил снимать одним кадром, в одной локации, что было большим вызовом для оператора Сергея Крутько. С актерами было много репетиций, чтобы при съемках тратить только один-два дубля. А в первый съемочный день, 10 октября, я проснулся в семь утра от взрыва ракеты. В тот же момент позвонил исполнительный продюсер, спросив, что делать, ведь группа уже была на площадке».
В октябре я подробно рассказывала об этих съемках, так что рекомендую ознакомиться, если пропустили. Добавлю лишь, что в тот день группу все же распустили и никто не пострадал, а съемки пришлось уложить в девять смен. Впрочем, «все были счастливы, потому что очень соскучились по любимой работе».
На этом – с месседжем, что украинская киноиндустрия хочет и может работать и поддержать ее можно не благотворительностью, а совместными проектами – перешли к следующей дискуссии. Ее участниками кроме Артема Колюбаева стали член Совета по вопросам государственной поддержки кинематографии Полина Толмачева, продюсер Андрей Фесяк (F Films) и директор КМКФ «Молодість» Андрей Халпахчи.
Председатель Совета по вопросам господдержки начал с напоминания, что Украина воюет не только на фронте, но и на культурном поле, в частности с агрессивной пропагандой россии в фильмах и сериалах. «Любой контент, который они производят, – о пропаганде, – подчеркнул Артем. – Таким образом россия пытается поставить свои метки повсюду и делает определенные успехи, поскольку имеет на это большие деньги. Как известно, путин подписал закон о 100%-ном финансировании всего контента для молодой аудитории (изменения в закон РФ о господдержке кинематографии вводят термин «фильм для детей и юношества», что означает «фильм для просмотра детьми до 18 лет, направленный на воспитание растущего поколения», и устанавливают норму о полном госфинансировании такого контента на стадиях производства и проката. – МН). Это означает, что через 3–4 года будут сотни фильмов об этой так называемой спецоперации. И это действительно большая проблема, ведь в россии снова вырастет огромная аудитория, считающая Украину злом, с которым борются их «храбрые солдаты». Вот почему мы работаем над отменой российской культуры на всех фестивалях и стараемся донести, что плохо давать «Оскар» даже за фильм «Навальный». Мы не верим ни в какую оппозицию в россии, поскольку там все контролируется спецслужбами. Мы боремся против идеологии, которую в Украине называют рашизмом. И она является большой проблемой не только для нас, поскольку Украина – не последняя цель для российской федерации».
Андрей Фесяк добавил, что последние 30 лет россия через кино, литературу, культуру в целом убеждала свое население ненавидеть украинцев, насаждала мифы о нацизме, и поэтому сегодня россияне оправдывают терроризм, которым занимается их армия. «Именно поэтому большинство населения россии фактически поддерживает эту войну, – констатировал продюсер. – Одна из первых вещей, которые россияне делают, оккупировав украинский город, – пытаются уничтожить культуру: сжигают украинские книги, разрушают кинотеатры, убивают учителей, особенно истории и языка. Они прекрасно понимают, что культура – это оружие. И настало время, чтобы люди на Западе тоже это поняли. Русская культура является частью русского империализма, и она убивает. Наши коллеги в Польше, Латвии, Литве, Эстонии это хорошо понимают, потому что в свое время были оккупированы Российской империей, а затем Советским Союзом. Теперь и в других странах как можно больше людей должны понять, что поддержка российской культуры означает поддержку российского империализма, российского терроризма и поддержку российского геноцида в Украине».
Также Андрей обратил внимание на пиратство, фактически узаконенное в России при поддержке государства: «Так что, если вы хотите показывать свои фильмы в России, не переживайте – там их уже видели, загрузив на пиратских сайтах».
Полина Толмачева, взяв слово, сосредоточилась на бизнес-вопросах – в частности, международных компаниях, не ушедших с российского рынка, а также российских дистрибуторах, продолжающих работать на других территориях, в том числе в Украине и балтийских странах, используя множество схем. Одна из таких заключается в регистрации небольших офшорных компаний (например, на Кипре), работающих по европейскому законодательству, но на самом деле принадлежащих россиянам. Такие компании закупают контент для распространения на постсоветских территориях, включая саму россию. «Эта схема нам очень не нравится, поскольку украинский рынок хочет работать с миром напрямую, – подчеркнула Толмачева. – Поэтому сейчас мы пытаемся заключать соглашения с миром для нашей территории новым способом. К сожалению, многие схемы, оставшиеся в наследство из прошлого, работают до сих пор. Более того: в сделках купли-продажи наши страны до сих пор называются бывшим Советским Союзом как территорией. И контент в большинстве своем продается комплексно – как бонус в пакетном соглашении для россии. Для нас очень важно, чтобы Украина в этом вопросе была абсолютно независимой территорией».
Андрей Халпахчи добавил, что это большая проблема не только для дистрибуции, но и фестивалей. «Например, в прошлом году я не мог получить фильм Close, отмеченный Гран-при Каннского фестиваля. Уже во время полномасштабной войны россии против Украины его продали в россию с правами на страны бывшего СССР. Мы, естественно, не хотим платить деньги, чтобы российская компания показывала фильмы в Украине. Подобная ситуация сложилась со странами Балтии, хотя сейчас [таких случаев] становится меньше».
Из зала предложили поднять вопрос о санкциях за продажу контента на территорию россии, а тем более за объединение в договорах территорий россии и Украины. «Я задал этот вопрос в Берлине, – рассказал Халпахчи. – Это была большая панель о поддержке Украины с участием министров культуры разных стран. И министр из Франции ответил, что это невозможно. Но ведь культура – это то же оружие, и санкции для компаний, до сих пор продающих в россию оружие или детали, введены».
Еще одно интересное предложение из зала касалось исторического кино. «Мне посчастливилось прожить несколько лет в Украине, и я люблю вашу страну, стала интересоваться ее историей, – призналась гостья. – Но западные люди не предсталяют, что такое Украина. И в объяснении этого состоит задача культуры. Пожалуйста, обратите внимание на исторические фильмы. Ту же историю об Анне Киевской. Франция уже давно увлекается россией, но пора понять: то, что они считают захватывающим, происходит не из россии, а из Киевской Руси, из Украины».
Андрей Фесяк ответил, что компания F Films работает над сериалом «Ингигерда» – о шведской принцессе, вышедшей замуж за Ярослава Мудрого. Впрочем, проект пока находится на очень ранней стадии (сценарий шестисерийного шоу пишут братья Капрановы, проект стал одним из победителей программы, профинансированной Netflix. – МН). И добавил, что незнание истории (например, факта, что Крым не всегда был российским или истории российских вторжений в Молдову, Ичкерию, Грузию) помогает россии совершать преступления и продолжать свою агрессию.
В финале дискуссии спикеры сошлись во мнении, что совместными усилиями индустрии, Госкино и парламента Украины, а также институтов из дружественных стран нужно создать петиции в европейские фонды, чтобы все же поднять вопрос о санкциях (по крайней мере сокращении финансовой поддержки на продвижение) для компаний, прямо или завуалированно продолжающих вести бизнес с россией.