В первой части интервью с управляющим директором СТБ Людмилой Семчук мы говорили об адаптации вещателя к условиям работы во время военного положения и общих изменениях на рынке, а сегодня заглянем в будущее: что канал готовит на весенний сезон, какими будут копродукционные проекты СТБ, когда ждать нового «Холостяка» и почему в сериале «Коли ми вдома» уже сейчас должны появиться скетчи о Крыме.
– Вы сказали, что много контента сейчас запущено в производство – о каких проектах речь?
– В какой-то момент стало понятно, что маленькие формы первой волны гуманитарного вещания себя отработали, выполнили свою цель и мы должны переходить к другим формам. Поэтому, приступив к работе над осенней сеткой, мы запустили более сложный в производстве контент. Тогда запланировали спецпроект «ДНК. Свої» – безумно сложный, но это еще один пример того, как все наши бренды приобрели актуальность. Мы не просто ищем родственников, а выполняем важную миссию по возвращению своих домой, ведь во время полномасштабной войны появилось очень много разъединенных семей, и им нужна помощь. Мы боролись за этот проект и боялись одновременно, поскольку понимали, что будем часто сталкиваться с историями на территориях, неподконтрольных Украине сейчас, но все же запустились. Проект производится и параллельно выходит в эфир до сих пор.
Так же как и сериал «Коли ми вдома. Разом до перемоги» – фактически первый художественный контент, начавший сниматься и вышедший в эфир после начала полномасштабного вторжения. Он параллельно производится и выходит в эфир, сценарии дописываются, потому что это, несмотря на довольно простую картинку, суперсложная технологическая история. Сейчас (в середине декабря. – MBR) мы делаем второй показ, а последние новогодние серии еще снимаются и монтируются.
На весну у нас есть четкий план того, что хотим сделать (и сделаем), – это и новые истории поиска «ДНК. Свої», и новый проект с Надеждой Матвеевой о несгибаемости украинских женщин под названием «Позивний Надія». Планируем снимать новые эпизоды сериалов «Слід» и «Сліпа», новое утреннее кулинарное шоу и, как я уже упоминала, новый сезон «МастерШеф. Професіонали», производство которого происходит в Украине прямо сейчас.
– Речь просто о новом сезоне или тоже особенном – учитывая, что происходит в стране?
– Скажу так: теперь у нас ни в одном проекте не будет просто новых сезонов. Проект – это не студия, не конкурс и не блюдо, которое мы готовим: это пришедшие к нам люди и истории, которые они принесли. Люди, пришедшие на этот сезон «Мастер Шеф. Професіонали», пережили 24 февраля, прошли то же, что и другие украинцы. Кто-то только что достроил свое первое собственное дело – кафе – и планировал открытие, а сегодня этого кафе не существует, потому что его разбомбили. Кто-то помогал волонтерам или волонтерит до сих пор, кто-то строил квартиру, планировал новый бизнес, у кого-то была большая мечта, которая вот-вот должна была реализоваться. Каждый участник, приходящий к нам на кастинг, приносит свою историю, в которой зрители узнают себя. Но люди не отказались от своих мечтаний, они продолжают реализовывать их по-новому, в существующих реалиях. Соответственно мы работаем с ними по-новому: блюда, которые готовят участники, будут другими, конкурсы, с которыми мы вошли в съемки, тоже другие. Жизнь продолжается, просто она изменилась, и это будет отражено в нашем продукте.
Планируем продолжать производить проекты «Супермама» и «Супербабуся» – особенно важные для нас, поскольку отношения в семье, дети – это метаценность нашей женщины. Но если раньше эти проекты были больше о соревнованиях, то сейчас термин «супермама» приобрел совершенно новое значение: это не просто «я делаю все хорошо и удачно устраиваю свой быт», а это о безопасности моей семьи, смогла ли я сделать так, чтобы дети чувствовали себя комфортно в данных условиях. Сейчас многие матери фактически стали обоими родителями в своих семьях, и мы хотим показать этих героинь: каждая поделится своей историей, своим рецептом.
Как и каждый наш проект, весенний сезон на СТБ будет актуален, он покажет новых нас и новые вдохновляющие истории, через которые каждый зритель сможет получить эмоциональную поддержку, разрядку и, не побоюсь этого слова, катарсис. Он будет о свете внутри нас, помогающем побороть любую тьму.
– А есть ли в планах на весну место романтическим проектам – условно, новому «Холостяку»?
– Что до романтики и отношений – мы продолжим производить сериальный слот. Ключевой жанр СТБ – мелодрама, и мы тоже довольно долго обсуждали, какой она будет. О чем сейчас снимать? Каким должен быть художественный контент во время войны? Нельзя просто снимать кино, делая вид, что этого не происходит. А если снимать о войне, контент будет в какой-то степени ненастоящим, ведь ты не снимешь происходящее вокруг. Мы решили, что в сериальных проектах будем говорить о времени, когда война закончилась. У каждого есть своя история, полномасштабная война повлияла на жизнь каждого человека, но мы это пережили и идем дальше. Романтическая линия для нас важна, поэтому запуск мелодрам – первое, что мы сделали в этом контексте.
Теперь о «Холостяке». Это определенный образ мужчины-героя, мужчины, наиболее желаемого для нашей женщины, поэтому понятно, что сейчас, когда лучшие люди защищают страну на передовой, привезти холостяка-эмигранта из-за границы и снять новый сезон – это не то что неуместно... Мы в принципе не можем такого представить. Поэтому производство проекта привязано к ситуации в стране, на фронте, к тому, как скоро мы придем к Победе. И как только будет возможность сделать «Холостяка», мы его обязательно запустим. Сегодня герои – это украинские мужчины, наши защитники. Мы ими восхищаемся, и именно они должны стать лицом нового «Холостяка». Он также будет иным по содержанию, мы уже чувствуем и знаем, каким именно, поэтому просто давайте дождемся.
Но нам есть что предложить зрителям этой весной в пятничном романтическом слоте – проект «Майже одружені», премьеру которого мы также перенесли из-за полномасштабного вторжения. Это 20 историй любви, герои которых сталкиваются с неожиданным испытанием накануне свадьбы. И каждая пара будет преодолевать их по-своему.
– Тогда вернемся к мелодрамам: новые проекты, о которых вы говорили, уже в производстве? Или только в девелопменте?
– До конца 2022-го мы завершаем производство «Коли ми вдома. Разом до перемоги», а сериалы планируем снимать в 2023 году. Сейчас дописываем сценарии, потому что это работа с новыми историями, а на полке лежит большое количество написанных ранее интересных проектов, в том числе исторических, но это сложные съемки, большие бюджеты, что сейчас невозможно. Даже мелодрамы, которые мы писали до войны: сценарии требуют определенных локаций, определенных съемок, которые мы сегодня не можем обеспечить технически. Так что с учетом всего сейчас пишем новые сценарии. К тому же любой сценарий – это в том числе натура. Конечно, пасмурная зима может быть хорошим антагонистом, но в истории о любви, думаю, все же лучше подождать хорошей натуры, солнышка, поэтому запуск съемок планируем чуть позже.
Весной зритель увидит сериалы «Справедливість» и «Останній лист коханого», произведенные в 2021 году и не вышедшие в эфир из-за войны. Новые же сериалы планируются к эфиру на осенний сезон.
– А что с сериалом «Кріпосна»? Вы досняли четвертый сезон в Польше, но будет ли он в украинском эфире, учитывая, что в проекте были задействованы российские актеры?
– «Кріпосна» – наша огромная гордость и наша огромная боль. Четвертый сезон – любимый сезон шоураннера Талы Пристаецкой, это история детей наших героев, в каком-то смысле спин-офф сериала «Кріпосна». Но в нем, к сожалению, были российские актеры, в частности Мария Машкова, активно поддерживающая Украину, однако это ничого не меняет. Мы уже оговорили, что у канала есть четкая позиция – не выводить в эфир сериалы с российскими актерами, поэтому премьеры «Кріпосна-4», уже домонтированного и готового, в эфире СТБ не будет. Эфир других частей на СТБ также не планируется.
– Было ли это понимание на момент организации съемок в Польше?
– Да. По состоянию на 24 февраля мы сняли большую часть проекта, и осталось несколько сцен, которые нужно было доснять. И что бы ни случилось, у нас были контракты с Польшей – партнерами, производившими, финансировавшими этот проект с нами. Напомню, в сериале «Кріпосна-4» есть польские актеры, поскольку на волне большого успеха [проекта в стране] поляки были заинтересованы стать полноценными партнерами и зайти в копродакшен.
– То есть четвертый сезон сериала «Кріпосна» – это уже полноценная копродукция?
– Проект полностью производила украинская сторона, и партнерам было важно держать руку на пульсе на этапе написания сценария, поскольку польская линия расширена и очень чувствительна для них с точки зрения исторической правды. Они консультировали нас по поводу польской линии, чтобы в конечном продукте это было 100% приемлемо для польской аудитории. Как я уже сказала, в проекте задействованы польские актеры, а из-за того, что мы после начала полномасштабного вторжения доснимали сериал в Польше, – и польские локации. Фактически партнер сыграл большую роль в организации этих съемок, и мы приложили сверхчеловеческие усилия, чтобы они состоялись: даже переписали сценарий, чтобы полностью убрать российских актеров из доснимаемой части. Мы должны были сдать партнерам продукт, так что с начала полномасштабной войны сделали все возможное, чтобы выполнить свои обязательства, в частности перед поляками, поскольку они вложились и ожидали готовых материалов. Мы переписывали сценарий, часть досъемки провели в Киеве (не все доснимали в Польше, потому что это было невозможно), также для нас было принципиальным, чтобы сериал «Кріпосна» даже на польском рынке был сдан на украинском языке.
– Премьера четвертого сезона будет в Польше?
– Так получилось, что первый показ будет в другой стране. Международной дистрибуцией занимаются наши партнеры FILM.UA, с которыми мы с самого начала проекта работаем как одна большая команда. И сегодня почти все территории, работавшие с предыдущими сезонами сериала «Кріпосна», ожидают четвертого. Фактически нас ждет премьера в Чехии, Болгарии, Японии, Сербии, Корее, Литве, Латвии, Эстонии – список территорий уже немалый.
– В течение 2022 года SLM генерировала идеи международных проектов и искала копродукционных партнеров для их реализации. О каких партнерствах в контексте проектов СТБ вы можете рассказать?
– Здесь стоит сказать о двух больших направлениях – фандрайзинге и копродукции. Украинский рынок нуждается в новых продюсерских схемах производства контента, так как в нынешней ситуации индустрия не имеет возможности производить контент того качества, к которому привык наш зритель. Соответственно, примерно с лета все медиагруппы, продакшены активно ведут диалоги с разными фондами, с другими территориями по поводу новых проектов. Не хочется много говорить, пока не начали снимать и пока все контракты не подписаны, так что расскажу в общих чертах о некоторых направлениях. Во-первых, это Starlight Doc под руководством Анастасии Штейнгауз – отдельное направление, появившееся в нашей группе. Там вырабатываются идеи, которые приносят абсолютно все каналы, подразделения, новостной продакшен, вещание, – а затем будут в эфире, в том числе и на СТБ. Первый фильм производства Starlight Doc точно будет в эфире СТБ – надеюсь, весной.
Во-вторых, благодаря нашему генпродюсеру сериального производства Катерине Шевелюк и нашему партнеру «Основа Фільм Продакшн» еще летом мы получили финансирование USAID и нашли международных партнеров для производства проекта «Юрік», базирующегося на реальной истории о мальчике, который самостоятельно пересек границу, поскольку его мама была вынуждена остаться в Украине с больной бабушкой. Об этой истории много писали в газетах, ею вдохновилось большое количество международных партнеров…
В целом переезд, пересечение границы с детьми – это болезненная тема, это многие пережили, поэтому об этом захотелось рассказать. Сначала мы планировали четыре серии, но сейчас остановились на более коротком формате – это будет, скорее всего, фильм. Там уже достаточно понятная [копродукционная] конфигурация, проект будет запущен в производство в 2023-м, эфир планируем в том же году, когда эта история еще будет актуальна. Уверена, зритель с восхищением ее посмотрит.
Один из проектов, презентованых на MIPCOM в Каннах, – «Перевізниця» – также будет производиться нами и выйдет в эфир канала СТБ. Все довольно сложно, ведь любой международный копродакшен – это достаточно долгий период притирок, когда складывается видение, формируются продюсерские схемы, бюджеты, мы еще много вопросов обсуждаем с партнерами. Но проект стоит усилий – чувствуется, что он живой, заряженный и должен получиться очень мощным.
Вначале весеннего сезона мы покажем фандрайзинг-реалити «Україна: Кулінарний фронт», которое летом по заказу СТБ снимал режиссер британского ресторанного телевидения Тоні Хіндхоу (Tony Hindhaugh). В проекте задействован наш неутомимый мастершеф Эктор Хименес-Браво: с первого дня полномасштабного вторжения он очень много помогает украинцам, готовит и для военных, и для мирного населения, ездит в деоккупированные города. Мы покажем шесть городов, разрушенных войной, в которых Эктор встретится с местными жителями, чтобы помочь им восстановить поврежденные заведения питания.
Кроме того, у нас в портфеле много проектов, находящихся на менее продвинутом этапе переговоров, но мы обсуждаем и сериалы, и телевизионные проекты, ищем баланс между украинской тематикой и углом зрения, который подойдет нашим партнерам. Понятнее будет весной, так как огромное количество усилий, вложенное нами в международное развитие, начало давать первые ощутимые плоды только осенью.
– Эта заинтересованность международных партнеров копродукционными проектами появилась из-за полномасштабной войны или она была и раньше, просто мы не так глубоко копали?
– Мы копали очень глубоко и довольно давно, потому что хотели сотрудничать и с Польшей, и с другими территориями. Любая копродукция – это общий интерес, и, поскольку украинская тема очень актуализировалась сейчас, это нам помогает. Не все территории готовы вкладываться в сугубо украинские проекты, для них очень важно наличие локальной линии, и все же открытость к сотрудничеству с украинцами стала больше. Можно говорить на примере Польши: «Кріпосна» была первой ласточкой, ворвавшейся на польский рынок неожиданно для самих поляков, а в целом мы достаточно долго пытались наладить сотрудничество, ведь особенность этого рынка в том, что он даже для Европы довольно закрытый. Его размер позволяет производить проекты инхаус на локальную тематику и не смотреть на соседние страны. Насущной потребности в копродукции там нет. Но сейчас, когда границы между Украиной и Польшей упали (улыбается), культурная поддержка приобрела совершенно другой уровень. Основной вопрос только в написании проектов, которые будут актуальны, подойдут обеим территориям, и вот этот процесс девелопмента занимает время. Мы как раз находимся на этапе, когда все зарождается, выписывается, договаривается, и мы очень благодарны партнерам: эта поддержка действительно необходима, чтобы украинские медиа продолжали существовать, производить качественный и актуальный контент, давать работу специалистам и удовольствие зрителям.
– Осенью в публичном поле появилась информация, что с возвращением рекламы большие телеканалы зарабатывают на уровне 30% того, что было до полномасштабной войны. Актуальна ли эта цифра для СТБ?
– Борьба за восстановление ведется каждый день. Таких вызовов, с которыми сталкивался и продолжает сталкиваться рынок, мы не проживали никогда. Приходится постоянно искать новые решения, что удовлетворят и нас, и партнеров. Как я уже упоминала, на момент запуска гуманитарного программирования нас поддержали семь брендов – и тогда это была большая победа, демонстрировавшая веру рекламодателей в Украину и наш контент. К концу 2022 года в эфире СТБ уже было более 200 брендов. Мы много работаем над сохранением этого тренда, чтобы весной количество брендов в эфире СТБ также увеличивалось. Ценность доходов, которые мы получаем сейчас, во время полномасштабной войны, намного выше, поскольку они зарабатываются на фоне бомбардировок, отсутствия света, связи. И мы благодарны каждому нашему коммерческому партнеру за то, что проходим этот путь вместе и вместе создаем вдохновляющий украинцев контент.
– Тогда спрошу об одном из последних проектов 2022-го – Нацотборе на Евровидение. В 2021-м, когда завершилось пятилетнее сотрудничество СТБ с Общественным, вы не стали принимать участие в тендере подрядчиков, так как для канала было важно формулировать смыслы и производить Нацотбор именно для своего эфира – собствено, как это происходило с 2016 года. В 2022-м же ваша команда делала проект исключительно как подрядчик. Отсюда впрос: что изменилось? Теперь для вас важна возможность заработать?
– Все предыдущие годы Евровидение было для СТБ и всей Starlight Media важным национальным проектом. Фактически, вся креативная команда была наша, мы в него вкладывались, искали таланты, новые лица, так как видели миссию – поддержать развитие украинской музыкальной индустрии. Когда срок действия договора с Общественным истек, мы перестали быть полноправным партнером, производящим и отвечающим за этот контент. Так что команда, работавшая с Нацотбором 2022 года, не имеет никакого отношения к Евровидению. Фактически это технический процесс: Общественное нуждалось в производственных мощностях, а у нас есть большой рентал, который может это обеспечить, Starlight Scenery с необходимыми сервисами, Starlight Production с большим количеством специалистов, которые могут выполнить любой заказ. Starlight Production выиграл тендер и произвел продукт – качественно, как всегда.
– Как в целом изменилась аудитория канала? Понятно, что долгое время вы работали без измерений, но теперь они появились, и, возможно, вы увидели совсем другую картину, совсем другого зрителя?
– Хороший вопрос. Начну с того, что украинцам сейчас довольно просто производить контент для украинцев, поскольку у нас есть общий опыт, мы вместе проживаем и чувствуем происходящее. Думаю, ни одна сторонняя компания не сможет создать контент об украинцах и для украинцев, который будет восприниматься аудиторией, потому что только прошедшие все это украинцы смогут с пониманием воспроизвести события в Украине.
Что касается аудитории, то в целом картина для нас была понятна: большое количество женщин с детьми уехали из Украины, очень много внутренне перемещенных лиц – это с территориальной точки зрения. Тип смотрения изменился, о чем я говорила раньше, подход к смотрению изменился, диджитал-контент играет большую роль, фактически компенсируя эфирные просмотры. И несмотря ни на что, мы видим очень большой запрос. Во-первых, когда в стране происходят значительные события, сразу растет интерес к новостному контенту. Большой всплеск потребности видеть в эфире новости мы фиксировали в 2014 году и, конечно, в 2022-м. Поэтому роль Starlight News в это время стала очень важной. И, восстанавливая вещание, мы понимали, что привычного показа «Вікна-новин» у нас пока не будет, так как они работают на марафон. Но мы хотим ставить в эфир ежедневный итоговый выпуск новостей – чтобы и наша аудитория, возможно, не всегда заглядывающая в марафон, имела возможность ежедневно оперативно получить важную информацию.
Итак, новости – это первый крупный блок, большой изменившийся запрос аудитории. Во-вторых, мы видим запрос на определенные проекты. Настоящего развлекательного контента не было в эфире целый год, поскольку просто попеть, поиграть в студии, посмотреть что-либо на общие темы не было базовой потребностью нашей аудитории. Так что в эфире, как и в жизни людей, произошло возвращение к неким базовым ценностям: это жизнь, семья, отношения, безопасность, сохранение определенного комфорта, ну и информация, которая необходима, чтобы спланировать свои следующие шаги.
Перед осенним сезоном прозвучала фраза, что телевидению будет сложно и никто уже не увидит двойную или тройную долю канала в проектах, потому что зритель изменился. Но стартовал «Холостяк», стартовали определенные сериальные проекты, мы снова показали «Спіймати Кайдаша», и увидели, что доля продукта может и в четыре, и в пять раз превышать среднюю долю канала. То есть зритель, несмотря на все изменения – релокации, перемещения, перебои с электроэнергией, – нуждается в нашем контенте. Иногда случаются просто невероятные истории, когда в пятницу женщины и девушки находят, где есть бесперебойный интернет, генераторы, собираются в кафе или готовят что-нибудь вкусненькое у кого-то дома, чтобы вместе посмотреть «Холостяка».
Еще один пример – «Коли ми вдома»: по сценарию одна из пар героев находится в оккупированном городе. Мы очень много обсуждали это, ведь тема очень чувствительна, люди травмированы, не совсем понятно, как снимать Херсон – ставилось множество вопросов, но мы все же рискнули, поскольку хотели показать, что на оккупированных территориях люди остаются патриотически настроенными, ждут ВСУ, каждый делает все, что может, хотя бы в своих мечтах, чтобы приблизить Победу… И как раз к премьере освободили Херсон. Поэтому я сказала сценаристам: давайте писать об остальных территориях. Когда уже будут скетчи о Крыме? (Улыбается.) После выхода в эфир первых эпизодов, когда еще не было возобновленных телеизмерений, мы увидели фидбэк в диджитале: зрители живо реагировали на премьеру, и именно то, что мы сказали о Херсоне, об оккупированных территориях, очень отозвалось людям – они благодарили, и это была награда команде за множество проблем, которые пришлось преодолеть в процессе производства. Это свидетельствует о релевантности контента: когда ты понимаешь, что сейчас нужно твоей аудитории, ты получишь ответную реакцию.
В целом все в индустрии уже видели обновленные данные установочного исследования, все понимают, что происходит с аудиторией, поэтому не буду повторять эти детали. Хочу сказать одно: осенний сезон доказал, телевидение, несмотря ни на что, остается мощным инструментом во многих сферах, мы отвечаем потребностям аудитории, вдохновляем ее, даем эмоциональную разрядку или заряжаем – и это делает нас актуальными.
В осеннем сезоне мы получили много положительной обратной связи от рынка. Где-то летом коммерческие партнеры рискнули, вложились, вошли с нами в определенные проекты, а сейчас все активно спрашивают о планах на следующий год. Мы имеем план производства на 2023-й: с пониманием, что есть хороший запрос, и, возможно, мы будем расширять его с учетом этого запроса. Это результат того, о чем говорилось в начале нашей беседы: в ситуации полного непонимания происходящего все рискнули – рискнул рынок, начав свою деятельность, рискнули мы, запустив производство, каналы запустились на доброй воле и ожиданиях, но в конце концов все увидели очень вдохновляющий результат. Особенно теперь, благодаря восстановлению измерений, мы отчетливо видим подтверждение этому.