В прошлом году панельную дискуссию «Вишлист украинских вещателей», традиционно проводившуюся в рамках KYIV MEDIA WEEK, из-за карантинных ограничений заменило одноименное экспертное исследование, для которого редакция MBR поговорила с руководителями крупнейших украинских телеканалов. В этом году мы решили повторить этот ход - и накануне KMW 2021 снова опросили телевизионных топ-менеджеров о программных стратегиях вещателей и трендах украинского телерынка с точки зрения контента и телесмотрения. С самим обзором вы сможете ознакомиться в конце октября: он будет представлен в постдокументе White Paper, его получат все зарегистрированные участники KYIV MEDIA WEEK. Мы же начинаем публиковать интервью, на базе которых создавался «Вишлист».
Сегодня - разговор с директором канала «Украина» Викторией Корогод, которую мы для начала попросили оценить ситуацию в целом, сравнив 2020 и 2021 годы:
- Легче точно не стало. Во-первых, коронавирусная опасность никуда не девается, несмотря и на вакцинацию на уровне страны, и системную вакцинацию бизнеса, который я представляю. Мы все находимся в довольно тревожном ожидании третьей волны и на протоколах безопасности не экономим. Сохраняются все меры предосторожности, дезинфекция, масочный режим, термометрия, так что тратить меньше мы не стали.
При этом зритель каждый день включает телевизор не только для того, чтобы узнать новости о ситуации в мире, стране или своем городе, но и чтобы посмотреть другой контент, который мы как вещатель обязаны предоставлять 24 часа в стуки. Конкуренция контента не только не исчезла, а за последние годы в разы увеличилась - в силу развития технологий, продакшенов, OTT-платформ, соцсетей, развития творчества блогеров, YouTube-каналов. И мы должны обеспечивать зрителя контентом высокого качества - уникальным, интересным, эмоциональным. В общем, цеплять по максимуму. Поэтому наши производственные планы никоим образом не меняются, хотя их сейчас сложнее реализовывать. Производственная инфляция остается на достаточно высоком уровне: мы же не одни находимся в вышеупомянутых конкурентных условиях, и каждый из вещателей или продакшенов борется за качество контента для своего зрителя.
- Удалось ли в этом году реализовать задумки, отложенные в 2020-м?
- Частично. Конечно, в прошлом году сначала была некоторая растерянность: никто не знал, как действовать, когда весь мир вдруг взял и закрылся. А уже когда мы попытались продолжить производственный процесс, возникли физические ограничения. Но, перегруппировавшись, в этом году мы в той или иной степени выполнили все планы: где-то - на уровне пилотов, где-то - на уровне разработанной, готовой к реализации идеи, где-то - в виде новых продуктов, которые зритель увидит в эфире этой осенью.
В общем, с одной стороны, стало сложнее, с другой - амбициознее. Вызов всегда удовлетворяет амбицию и мобилизует в большей степени все внутренние ресурсы.
- А что насчет зрителя - изменился ли он за прошедший год?
- Потребности зрителя остались плюс-минус теми же. Наверное, в какой-то мере увеличилась потребность в эскапизме, ведь невозможно жить в постоянном напряжении из-за угрозы заражения, в страхе, как твои родные, особенное пожилые, перенесут вирус. Постоянно получать информацию из внешних источников, что ожидается очередная волна, что школы будут закрыты, что экономика пойдет на спад, что отдельно взятые производства (и, возможно, твое) снова перейдут на ограниченный режим работы - психика человека этого не выдерживает. Поэтому есть потребность в некоем эмоциональном эскапизме, но она реализуются через понятные продукты - через развлекательный контент (шоу, сериалы и прочее), а качественные продукты смотрели хорошо во все времена.
- Ощущал ли канал «Украина» влияние карантинов, вводимых осенью, зимой и весной, на смотрение?
- Такого всплеска TVR (Total TV rating. - MBR), как при первом локдауне, не было. Тогда выросли не столько охваты, сколько среднее время просмотра, то есть не новые люди пришли к телевизору, а те, кто его смотрел, стали смотреть больше. Однако потом эта история нормализовалась. Мы все помним, как в первый локдаун улицы были пустыми, люди лишний раз старались, как сказал мэр Кличко, «не шастать». Но уже в осенний, зимний, а уж тем более весенний карантин 2021 года ограничения были не столь категоричны, и люди к ним относились проще, потому что понимали: нужно выживать, поддерживать производства, обеспечивать нормальную жизнедеятельность своего домохозяйства.
- Повлиял ли на планы вещателя новый этап закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», вступивший в силу с 16 июля? Как вы к этому готовились?
- Канал «Украина» планомерно, вне зависимости от тех или иных законодательных инициатив, развивает производство украинского - во всех смыслах этого слова, в том числе и с точки зрения языка - контента еще с 2015-2016 годов. С каждым годом в нашем эфире появляется все больше украиноязычного контента именно собственного производства. Этот план мы формируем не на год или два: сейчас у нас утверждены планы на 2022-й и 2023-й, активно инвестируем в украинский контент. Это должен быть качественный контент, иначе мы просто потеряем зрителя, который уйдет на другие платформы, в частности российские.
Ситком «Люся Інтерн» - одна из украиноязычных премьер осени-2021
- Какие бы вы выделили глобальные тенденции, характерные для рынка? Например, стремительный рост Other TV и снижение показателей больших каналов, старение аудитории…
- Тенденции, которые вы привели в пример, связаны друг с другом, потому что молодая аудитория быстрее осваивает новые технологии. Как следствие, у нее более широкий доступ к контенту не только телевизионному, но и диджитальному. И поэтому ее у нас меньше, и средняя телевизионная аудитория старше, чем была три, пять или десять лет назад.
Если говорить об Other TV, мы много анализировали, и пришли к выводу, что там есть и смотрение российских каналов, и существенное смотрение через телевизор нетелевизионного контента (например, YouTube, VoD). Мы проводили точечные исследования, и пока у нас нет расшифровки Other TV на регулярной основе, но сейчас на уровне ИТК рынок движется к тому, чтобы более детально разобраться с Other TV, в том числе внедрить цифровое измерение. Просто это требует какого-то количества времени и дополнительных расходов.
Так или иначе, на сегодняшний день мы уже убеждены, что какая-то часть Other TV - нетелевизионные просмотры. А при внедрении новых технологий, при росте потребления контента через эти новые, нетелевизионные технологии именно ТВ-смотрение падает. Поэтому доли вещателей, в том числе ТОП-6, уже более соизмеримы друг с другом, нежели 10 лет назад, когда средняя доля канала-лидера находилась между 25% и 30%.
- Что бы вы назвали главным успехом и главной неудачей минувшего года? Формально говорим об осени-2020 и весне-2021, но можно шире.
- Успехов у нас было много. Я очень горжусь нашими продакшен-юнитами. Компания «Теле Про», которая производит программы и сериалы для дневной линейки будней, сгенерировала очень много новых идей, часть из них находится на стадии производства, а некоторые уже в эфире. Например, «Люся Інтерн» в совершенно уникальном для канала «Украина» жанре ситкома (все интервью в рамках «Вишлиста» состоялись перед стартом осеннего сезона, поэтому статус некоторых упоминаемых проектов успел измениться. - MBR). Это было очень смелое решение, но команда так классно адаптировала формат, что мы все в него безусловно поверили и решили входить в производство. Пока по цифрам видим - аудитория еще только знакомится с этим типом контента в нашем эфире.
Второй наш продакшен-юнит, за который отвечает Анатолий Сябро, также достиг впечатляющих результатов. У канала «Украина» очень небольшой опыт производства пиктаймовых развлекательных проектов. Но мы, несмотря ни на что, реализовали шоу «Маска», которое вышло в эфир зимой этого года, и, чего лукавить, порвало телевизионное пространство в тот момент. Все, что могу сказать себе и своим коллегам: так держать в части поиска и реализации новых проектов.
Что касается неудач или вызовов, то мы пока не знаем, как продлевать жизнь проектов, не нашли для себя однозначных решений. Есть мировые практики, когда проекты живут по много лет: конечно, после определенного пика их смотрение снижается, но не рушится в один момент, эти проекты успешны в эфире вещателя еще в течение какого-то количества лет. Мы пока не сумели найти крючки к переработке успешных франшиз так, чтобы они жили очень-очень долго, в связи с чем в течение года закрыли два наши проекта-долгожителя - «Реальную мистику» и «Агентов справедливости».
- Можно ли говорить, что успех «Маски» предопределил судьбу больших развлекательных шоу на канале?
- В чем-то - однозначно да. За последние 10 лет до «Маски» мы реализовали лишь два пиктаймовых проекта, и в силу того, что ни один из них не давал каких-то ошеломляющих показателей, задавались вопросом, зачем тратить деньги, время, креативный ресурс на создание ординарного продукта, когда он по сути своей должен быть уникальным. Лучше продолжать делать то, что нам удается хорошо, - сериалы. Но в прошлом году наша амбиция все-таки победила, ведь, конечно, хочется быть трендсеттерами во всех жанрах, в том числе развлекательных шоу. И мы реализовали формат «Маска», несмотря на все те трудности, с которыми столкнулись в процессе, - и он выстрелил. Это в разы больше вдохновило нас продолжать идти по выбранному пути, хотя мы понимаем, что находимся еще в самом его начале.
- Почему решили адаптировать формат All Together Now? Чем он должен зацепить аудиторию?
- Наша полка форматов пока невелика. Наш опыт производства форматов еще меньше, потому логика принятия решения проста: смотрим на доступные мировые форматы, анализируем сложность и стоимость их производства, успешность на разных территориях и выбираем те, которые наиболее популярны, при этом их реализация возможна в рамках одного производственного цикла. Формат All Together Now достаточно молодой - первый эфир в Британии состоялся в 2018 году, однако он успешно реализовывается и в других странах. Очевидно, что у аудитории есть потребность в песенных шоу, во всех опросах они занимают первое место.
В Украине формат All Together Now адаптирован под названием «Співають всі!»
Отличие формата All Together Now от предыдущего адаптированного нами в том, что здесь мы открываем таланты обычных людей. Детально его изучив, мы пришли к выводу, что он имеет право на место в сетке канала «Украина». Кроме того, выпуски «Співають всі!» появляются в трендах YouTube.
- Насколько этот проект дорогой в производстве - например, в сравнении с «Маской»?
- Да, в All Together Now нет таких костюмов и постановок, но там очень дорогостоящее программное обеспечение.
- На что еще канал делает ставку в осеннем сезоне?
- Конечно же, на каждый из новых наших продуктов. Проекты «Я везу тобі красу», «Мисливці за дивами», сериалы «Топтун», «Дитячий охоронець», «Люся Інтерн», шоу, в первую очередь, «Співають всі!», и, конечно, второй сезон «Маски». В то же время рассчитываем, что наши регулярные линейки, наполненные качественными продуктами, также будут успешными. Прежде всего, я имею в виду праймовые сериалы буднего и выходного дня, прекрасное ток-шоу «Говорить Україна», публицистическую программу «Головна тема» и, безусловно, информационное вещание.
- В какой момент у «Украины» появился слоган «Канал больших событий» - перед запуском «Маски», после? Что послужило причиной изменения позиционирования?
- Для нас слоган «Канал больших событий» - это логическое продолжение слогана «Канал №1», потому что большие события происходят на канале №1.
- А какой контент помимо шоу а-ля «Маска» и футбола вы относите к большим событиям?
- Конечно же, яркие шоу, трансляции знаковых спортивных мероприятий, событийный контент, посвященный важным государственным датам (прежде всего, я имею в виду 30-летие Независимости Украины), топовое украинское прокатное кино. В прошлом году в эфире канала были картины «Захар Беркут» и «Ціна правди», в этом году мы также планируем показ топовых прокатных фильмов. И конечно, это регулярные продукты, но наивысшего качества.
- Остаются ли зрители, привлеченные большими событиями - той же «Маской» или Евро-2020 - на канале? Как вы работаете с этой аудиторией?
- Если какой-то зритель пришел исключительно на просмотр чего-то уникального, что есть только на этом канале, а в остальном он телевизионный контент или регулярный продукт, представленный на этом вещателе, не потребляет, то он, скорее всего, не останется. Например, молодой мужчина, который пришел посмотреть на большом экране в компании друзей матч сборной в рамках Евро, вряд ли будет проводить за просмотром телевизора столько же времени, сколько проводил в течение июня-июля. При этом лояльные телевизионные зрители, которые раньше меньше смотрели канал «Украина», надеюсь, посмотрев один или два интересных продукта, поймут, что и дальше смогут находить у нас подходящий им контент.
- В какой-то момент канал «Украина» отказался от длинных сериалов, но теперь в эфир возвращаются формы подлиннее - например, немыльные 40-серийки. Не думали о 40-серийках для прайма?
- Конечно, думаем, но скорее не о 40-серийных проектах - для прайма у нас есть решения на 32 серии. И мы не отказались от жанра мелодрамы. У нас ушли стосерийные предпраймовые истории, однако мелодрама по-прежнему является одним из ключевых жанров в сериальной линейке канала «Украина», которую мы дополнили, расширили детективом, процедуралом и новым для нас жанром ситкома.
- Продолжите ли вы работать с социальной тематикой в сериалах, как это было в «Отважных»?
- То, что зрителя тревожит или драйвит в повседневной жизни, включая социальную проблематику, мы включаем в наши сериалы. Могу привести в пример проект «Дитячий охоронець», в котором поднимается вопрос безопасности детей, пусть и не в суровой драматической форме. Уже не единожды упомянутый мной сериал «Люся Інтерн» затрагивает проблематику людей среднего возраста, относительно которых в нашем обществе есть некое клише. Мол, персональные открытия, личные и профессиональные достижения в их жизни уже закончились, и дальше - только ожидание пенсии и внуков. Но нет - жизнь продолжается.
Сериал «Дитячий охоронець», как и ситком «Люся Інтерн», производит инхаус-продакшен «Теле Про»
- Раньше канал экспериментировал с исторической драмой и лирическими комедиями, в этом году попробовал чистую комедию. Планируются ли в ближайшее время еще какие-то эксперименты по части сериалов?
- Мы всегда находимся в поиске новых жанров и продуктов. В существующей контентной конкуренции важно давать зрителю, с одной стороны, качественный, с другой - новый контент, чтобы у него не было желания искать что-то новое и интересное у других.
- Как вы оцениваете результат проектов «Всюди люди» и «Мисливці за дивами»? Планируете продолжать их на новые сезоны или экспериментировать с тревел-шоу дальше?
- Эксперименты будем продолжать всегда. Потому что неудачный опыт - это тоже опыт, который нужно проанализировать и сделать выводы. Один из названных вами проектов мы существенно переработали и готовим к перезапуску.
- ЦА канала «Украина» - женщины, при этом вы транслируете традиционно мужской футбол. А какой контент работает на совместное смотрение?
- Усиление совместного смотрения - одна из наших задач. И для ее решения у нас много разнообразного контента: «Маска», футболы, многие сериалы, социальная публицистика, информационное вещание.
- В прошлом году вы говорили о планах в сфере прокатного кино - и уже в этом объявили о сотрудничестве с FILM.UA Group. В производстве фильма «На природу» канал вкладывается только финансово или участвует и в творческом процессе?
- Наше партнерство - это и финансовое участие, и творческая составляющая в разных аспектах. Например, FILM.UA подобрал хороший каст, а мы органично добавили камео - топовых футболистов.
- В чем ваш профит, кроме имиджевой истории?
- Для нас это, безусловно, новый уникальный опыт, потому что раньше для кинопрокатного художественного кино канал «Украина» выступал исключительно медиапартнером, а сейчас мы полноценные сопродюсеры. Имея фантастическую экспертизу в производстве сериалов, конечно же, мы чувствовали амбиции зайти на территорию кино. Наш младший брат НЛО TV, будучи новатором в силу молодости своей аудитории, еще в 2017 году зашел на эту территорию, и уже в 2018-м мы увидели первый пример - фильм «Инфоголик». Кстати, в этом году коллеги также планируют два релиза в течение осени: «Бурштинові копи» и «Пограбування по-українськи». Поэтому, видя потребности зрителя в прокатном кино, даже несмотря на карантин, и поучившись в том числе у наших коллег, мы поняли, что пришло время и для нас.
- Также в прошлом году говорили о планах создавать контент для диджитала - продвинулись ли в этом направлении?
- Обсуждаем с коллегами из OLL.TV потенциальные заявки.
- И последнее - собственно, вишлист канала «Украина» на ближайшие годы: какие направления будете развивать активнее всего, куда вкладывать самые большие бюджеты?
- Большие бюджеты будем вкладывать в тот контент, который является базой. Сериалы, шоу (я верю, что они уже стали базой канала «Украина»), реалити-программы, таблоиды. Это, конечно, социально-публицистические проекты, которые важны для канала-лидера.
- Возможно, есть что-то, чего хотелось бы, но сейчас не хватает ресурсов?
- Пожалуй, не всегда хватает денег и терпения на эксперименты. Нам как топ-вещателю также нужно экспериментировать. В этом году мы уже начали, потому с почином нас.