Попросите любого медийщика назвать страну-производителя новых увлекательных форматов, и он обязательно вспомнит о Южной Корее. Особенно хайповым считается The King of Mask Singer - шоу, в котором звезды (не обязательно певцы) удивляют публику своим вокалом, спрятав лицо под маской. В Корее шоу выходит с 2015 года - и наконец попало в Украину.
Весной этого года формат выиграл на аукционе канал «Украина». Параллельно, как вы знаете, канал «1+1» купил румынский формат Mysteries in the spotlight и в сжатые строки создал шоу, подозрительно напоминающее корейский проект. Обменявшись обвинениями и жестко сформулированными письмами, каналы объявили о подготовке к судебному разбирательству и... затихли. «Плюсы» показали свое шоу еще в октябре, канал «Украина» же разрабатывал проект на протяжении семи месяцев, войдя в съемки детектив-шоу «Маска» лишь под конец года.
Масштабы проекта украинский зритель увидит уже в январе 2020-го. А пока все детали держат под семью замками и под огромным количеством NDA. Секретность порой доходит до абсурда - о личностях «масок» не знают даже режиссеры-постановщики и другие звезды-участники. Каких трудностей это добавило, расскажу позже. А пока - добро пожаловать за кулисы шоу «Маска».
«Бэкстейдж снимать нельзя», - говорит пиарщица. «Костюмы разобраны, так что можно», - противоречит ей коллега. Пользуюсь тем, что они не слышат друг друга, и быстренько показываю вам одного из героев - Льва
Оценить масштаб сцены можно из режиссерской. Непонятно только, отчего кружится голова - от красоты сцены или высоты аппаратной
Вокруг сцены - 500 единиц осветительного оборудования. В центре - пятиметровые половинки головы, которыми особенно гордятся продюсеры
Пока звездные детективы задерживаются, их места занимают руководитель проекта Елена Романенко, руководитель департамента развлекательных проектов канала «Украина» Анатолий Сябро, костюмеры Леся Патока и Назар Дидык, а также режиссеры-постановщики: Константин Томильченко, Александр Братковский, Сергей Гуман и Ярослав Губский.
«У нас 16 «масок», 16 артистов в основном составе. Это самое большое количество звезд из всех адаптаций формата. Помимо этого, у нас шесть приглашенных артистов. Поэтому можем с гордостью называться самым звездным шоу Украины», - констатитует Романенко.
«Поначалу было неловко: звезды выходили на сцену и не говорили с нами - им запретили. А потом мы поняли, как это классно. Впервые на украинском телевидении звезды полностью слушаются режиссеров-постановщиков!» - радуется Томильченко.
Перевоплощаться приходится и ведущему - в каждом выпуске Владимир Остапчук примерял новый образ
Для затравочки журналистам показали одного из героев - киберпанк-буйвола. Его выводят под ручку, ведь, по словам костюмеров, самостоятельно перемещаться в костюме чрезвычайно сложно
«На первых двух эфирах звезды были в шоке. Но еще в большем шоке были мы с Назаром. Героям было душно, они задыхались, падали, ничего не могли делать. И только благодаря нашим постановщикам под конец шоу «маски» танцуют с балетом, кувыркаются, летают в воздухе», - рассказывает Леся Патока, держа за руку любимца - Черного льва.
В студии наконец появляется первый звездный детектив - DZIDZIO…
...и в течение 20 минут успевает разболтать имя одного из участников. А как же NDA?
«Мы с Данилко постоянно заключаем пари. Голая я уже бегала, он почти голым бегал. И чуть не остался без квартиры на Крещатике, но оказался прав насчет «маски», - присоединяется Полякова
Пока за столом жюри громко и весело, креативный продюсер департамента развлекательных проектов Влад Филимонов притаился на местах для зрителей. Впечатление большой массовки создают всего 150 зрителей, на каждого из которых в обязательном порядке надевают маску. Благодаря этому команда отсняла 12 выпусков без вспышки коронавируса.
«У нас, конечно, жирное шоу будет», - резюмирует Полякова. И добавляет еще кое-что, чего пиарщики канала убедительно просят не публиковать
Осознать весь масштаб «жира» мне помог руководитель департамента развлекательных проектов канала «Украина» Анатолий Сябро:
- Насколько шоу «Маска» близко к корейскому оригиналу?
- В библии проекта были четко расписаны форматы корейского шоу, европейских и американской адаптаций - была возможность воспользоваться той, что нам ближе. Все элементы мы согласовывали с форматодержателями, но вообще наша «Маска» - оригинальное шоу.
- Какие элементы формата пришлось адаптировать под украинского зрителя?
- Практически все. В основе нашего проекта лежат американская и британская версии. У нас 12 эпизодов - такого количества еще ни в одной адаптации не было. Маски поделены на две группы, по восемь в каждой. Затем они объединяются в девятом эпизоде. Каждый эфир выбывает - точнее, вскрывается - одна маска.
Сделать шоу более интригующим позволяют драматургические ходы - за этим нужно внимательно следить в эфире. Неожиданных фишек много, и начинаются они с первого эпизода.
- Прямые эфиры планируются?
- Пока что нет. Это связано исключительно с технической стороной шоу. Технология записи голоса очень сложная - во время прямого эфира нужно быть абсолютно уверенным, что не слетит обработка, а с техникой, к сожалению, не договоришься. Возможно, если все пойдет хорошо, третий сезон будет с прямыми эфирами.
- Значит, второй сезон уже запланирован? Мне кажется, вы проговорились!
- Жизнь - она такая... Если в Америке уже четвертый сезон показывают, то почему у нас не может быть второго и третьего? Мне бы очень хотелось.
- Какие цифры должен получить первый сезон, чтобы шоу продлили?
- Конечно, выше средней доли канала. И я так чувствую, что существенно выше.
- Расскажите о подготовке.
- Мы готовили шоу семь месяцев, из которых изготовление масок заняло шесть. Это сложная работа: нужно учесть механику внутри костюма, движения. Мы только эскизы месяц рисовали! Из 40 эскизов выбрали 22. А потом ждали материалы. В принципе, такой длительный срок подготовки был связан с процессом изготовления костюмов.
- И как это повлияло на стоимость? Можете назвать среднюю цену костюма?
- В бюджете каждый образ прописан отдельно. Утверждая образы, сразу утверждали и бюджет. Могу лишь сказать, что самым дорогим у нас вышел Дракон.
- Тайной покрыты и личности звезд, которые прячутся под масками. Кто из членов команды посвящен в этот секрет?
- Я, руководитель проекта, шеф-редактор, креативный, музыкальный, исполнительный продюсеры, художники по костюмам (каждый - своих персонажей), бухгалтер и финансист. Всего десять человек.
- Они тоже подписывали NDA?
- Обязательно. Все, кто контактирует с нашим проектом, подписывают документ о неразглашении.
- А какие суммы там прописаны?
- Для участников и сотрудников компании - $50 тыс., для зрителей в зале - 300 тыс. грн.
- Серьезная сумма для массовки.
- Мы же не ставим себе за цель зарабатывать на штрафах - это элемент игры. И чтобы придать игре серьезности, подписывается документ. У нас за этим следит служба безопасности. На первой записи была утечка информации. Служба безопасности в течение получаса определила, с какого телефона и кто написал. С человеком связались, и он сказал, что подписал документ, не читая. После чего сумму мы выделили цветом, а модераторы дополнительно напоминают аудитории об ответственности. За 11 последующих съемочных дней утечек больше не было.
- Пресс-служба называет сцену уникальной - в чем ее особенность?
- Мы разрабатывали сцену 2,5 месяца. Вдохновлялись разными адаптациями, но решили сделать свою. По оценкам продюсера от Freemantle, наша сцена стала одной из самых ярких. Таких декораций - двух пятиметровых масок необычной формы - еще не было. Очень сложное решение, ведь нужно принять во внимание ракурсы, вес, объем, пропорции. К тому же нам нужно было задать масштаб: в зале сидят 150 человек, а нужно создать ощущение тысячи.
- И какой процент бюджета ушел на сцену?
- Не все уникальное стоит огромных денег. Там дорогие (очень свежие) идеи, а стоимость декораций - среднерыночная для развлекательного шоу.
- Можем ли мы рассчитывать на новации и при постпродакшене?
- На постпродакшене мы добавляем по минимуму. Все спецэффекты, фишки номеров будут на сцене. Мы поставили для себя задачу снимать как в прямом эфире. Чтобы потом, к следующим сезонам, прийти к ним. Это добавляет драйва.
- Шоу ведет Владимир Остапчук, репутация которого подпорчена скандальным разводом. Не боялись брать его в такой дорогостоящий проект?
- А что с его репутацией? О нем говорят, его знают. А профессиональные качества мы, как и Европа, успели оценить достаточно высоко.
Мы не ошиблись при выборе. Хотя выбирали из... (задумался) большого количества вариантов. Решение о ведущем, как и остальные большие решения, у нас на канале принимает креативный борд. Много было споров, обсуждений, проводили фокус-группу. Конечно же, была эмоциональная оценка каждого кандидата, были и противники этой кандидатуры. Но когда увидели Владимира на двух эфирах, то все вопросы отпали.
- У вас четыре режиссера-постановщика. Как они работают: парами или по сменам?
- В основном работают в паре - наверное, потому, что привыкли. В каждом выпуске работают все четыре режиссера, чтобы номера «масок» отличались друг от друга.
- Кастинг ваших звезд проходил параллельно с кастингом «Маскарада» на «1+1»...
- Не знаю. На украинском телевидении очень много проектов снимают, так что мы со многими делали параллельно.
- Вопрос в том, не сложно ли вам было найти звезд и договориться с ними.
- Не сложно. Мы сразу говорили о том, что это международный формат и мы - официальные форматообладатели. Да, были вопросы: «А как же «Плюсы»?» Мы отвечали: «Не знаем». Только впоследствии узнали, что «Плюсы» купили другой формат. У нас очень много отличий в форматах. Поэтому мы делаем другое шоу, и у нас другие звезды. Слава богу, в Украине достаточно звезд.
- В вашем шоу звезды поют вживую?
- Да, микрофоны находятся внутри маски. Но конечно, накануне они работают в студии звукозаписи, где ищут новую манеру пения, записывают голос, слушают сами себя. А на эфирах стараются повторить ту манеру, которую выбрали с музыкальным продюсером.
- Как проходил кастинг для участников, не поющих профессионально?
- Достаточно просто. Первый звонок кастинг-менеджера - звезду приглашают на канал для проб на шоу «Маска». Приходите, пожалуйста, но нужно подписать договор о неразглашении. Тот, кто соглашался и подписывал договор, рассматривался как потенциальный участник. От тех, кто хотел сначала узнать все о шоу, а потом уже подписать, форматчики сразу предлагали отказаться.
Второй этап - голосовые пробы. Артист, спортсмен, ведущий должен провести в студии два часа и исполнить несколько песен в разной манере. Наш музыкальный продюсер слышит, кому какую песню подобрать. После вокальных проб выбираем, на кого участник может быть похожим. Нам очень важно, чтобы были версии.
Тем, кто нам подошел, рассказывали о сложностях шоу. В индивидуальной беседе обсуждали, что будет тяжелый костюм, будет сложно дышать, а статистов на сцене во время съемок не будет. Также собирали информацию, кто переболел коронавирусом, ведь это тоже риск для шоу. После этого утверждали образы: костюм = звезда. Зафиксировав такую спайку, подписывали контракт об участии.
- Кстати, о коронавирусе. Какие меры безопасности предусмотрены на площадке?
- Стандартные карантинные предостережения. Мерим температуру при входе, пользуемся антисептиком, специальные маски на участниках, на зрителях, на съемочной группе. Съемки длятся не дольше четырех часов, после них - полная дезинфекция.
- Директор канала Виктория Корогод сказала, что на решение купить формат повлиял локдаун, во время которого появился запрос аудитории. На момент выхода шоу украинцы уже год будут жить в карантинных условиях. Не изменился запрос зрителя?
- Желание радоваться никогда не пройдет. А в сложные времена - тем более. Потенциал этого шоу очень большой. Во-первых, это тренд. Во-вторых, людям нужен праздник без ограничений, чтобы отвлечься от проблем, которые окружают нас в жизни.
- Очевидно, вы не назовете бюджет проекта. Но можете сравнить «Маску» с другими украинскими проектами, чтобы оценить масштаб?
- Не хочу ни с кем сравниваться - неблагодарное дело. Это уникальный проект. Масштабный и дорогой. В нем принимает участие 27 звезд! В каком проекте принимает участие 27 звезд?
- «Танцы со звездами»?
- 14 пар - это 14 звезд?
- И еще четверо членов жюри, двое ведущих и певцы.
- Все равно не 27.
- Раз мы уже говорим о количестве. Сколько человек работают над проектом?
- Больше сотни. А вместе с подрядчиком - гораздо больше. Но лично я не считал. В штате работает не так много людей: четыре человека из департамента развития развлекательных программ канала и еще двое из «ТелеПро». Остальные - по договорам на проект.
- Исторически подобные большие шоу в эфире канала «Украина» показывали себя не очень хорошо, на какое-то время канал вообще отказался от таких проектов...
- Мы долго искали шоу, которое может стать событием. «Маска» - однозначно такое.
- Не боялись вкладывать такие средства в один проект?
- Нет, после того как увидели и оценили формат «Маски», не боялись. Мы смотрели на разные форматные истории, думали о нескольких проектах, но в итоге приняли решение сконцентрировать усилия на одном супермасштабном.
- На что больше всего потратились?
- Ой, мне, наверное, перед разговором нужно было прочитать бюджет. По ощущениям: постановки, затем - декорации, свет, маски и, конечно, оплата труда.
- Когда канал «Украина» победил в аукционе за формат, какие конкретные задачи перед вами поставило руководство?
- Те же задачи, что стоят перед моим департаментом: зайти на территорию развлекательного контента и делать его для нашего зрителя. Чтобы он получил все: эмоцию, эмпатию, вовлеченность, обязательность просмотра и удовольствие. Требования к «Маске» такие же, как к любому продукту в прайме. Высокое качество технического выполнения. Творческое наполнение. Динамичность. Интрига. Событийность.
- Маржинальность в эти требования входила?
- Да, для всех бизнесов всегда важны окупаемость, оптимизация расходов, получение прибыли. Но вы же понимаете, есть имиджевые продукты, которые приведут зрителя к каналу, повлияют на лояльность к бренду. Наше шоу «Маска» - именно такое.
- Как повлияла история с «Маскарадом» на сроки и бюджет вашей «Маски»?
- Раньше стартовали с релизами и начали рекламную кампанию. Больше никак. У нас были свои планы, которых мы придерживались и придерживаемся.
Что ж, информации более чем достаточно. С нетерпением жду января!