Всему свое время - истина, имеющая место во всех сферах жизни, и сериальное производство не исключение: некоторые проекты ждут своего часа годами. Один из них - двенадцатисерийная «Сага» производства «Три-Я-Да продакшн», премьера которой состоится на канале «Украина» 5 октября. Сложно представить, что сценарий сериала вещатель приобрел восемь лет назад, когда - не могу удержаться от экскурса в историю - только завоевывал свое место под солнцем, превратившись из регионального ТРК в общенациональный канал, занимал примерно четвертое место в «большой шестерке» и наращивал рейтинги благодаря российским сериалам и трансляциям футбола, а о серьезном собственном сериальном производстве только задумывался...
За несколько дней до премьеры «Саги» канал решил сделать специальный показ двух серий в рамках Международного одесского кинофестиваля - именно туда я и отправилась узнавать, почему проект ждал своего часа так долго, и посмотреть, стоил ли результат работы столь длительного ожидания.
Встречала всех глава службы продвижения продуктов канала Оксана Данилюк. И вручала каждому подарок - шелковый платок с народными орнаментами
Все желающие могли прихватить с собой набор тематических открыток
Или же подписать их...
...и прямо отсюда кому-нибудь отправить
Голодными гостей тоже никто оставлять не планировал
Тем более до кинопоказа было еще часа полтора времени
Главное - не забывать о дезинфекции
Тем временем начинали съезжаться актеры. Наталка Денисенко в этот вечер была нарасхват
Интересно, кому отправил открытку Александр Печерица?
Ну и как же без селфи
Для этого организаторы оформили целую фотозону
Так почему бы ею не воспользоваться?
А вот и режиссер Дмитрий Лактионов подъехал (кстати, на старте проекта его режиссером значился Сергей Баранник)
Время общего фото. Кстати, это даже близко не все актеры! Их в сериале аж 300! Пожалуй, хорошо, что не все приехали, а то ни о какой социальной дистанции и речи быть не могло бы
А костюмов - так вообще около 500:
«Костюмы немецких солдат нам предоставили реконструкторы, много нарядов, оставшихся с предыдущих кинопроектов, мы купили у других продакшенов, много чего пришлось шить, так как настолько большой промежуток времени в Украине еще никто не охватывал, - рассказал мне генпродюсер «Три-Я-Да продакшн» Игорь Волков. - Все костюмы и реквизит согласовывались с Андреем Швачко - известным украинским историческим консультантом, одним из лучших в своей сфере».
Количество локаций, кстати, тоже впечатляет - их было около 70. Впрочем, уезжать далеко от Киева создателям сериала не пришлось:
«Сериал «Сага» снимался в Киеве и в живописных окрестностях вокруг, - говорит Игорь. - Здесь удалось воспроизвести события, происходившие в Луганске, Харькове, Львове, Одессе, Трускавце. Среди локаций - не только исторические улицы столицы, но и квартиры-музеи, Дом писателя, Киевская опера, Октябрьский дворец, Музей национальной архитектуры и быта Пирогово, Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья, усадьба Уваровых, Владимирская горка, научно-исследовательские институты и другие.
Одессу, например, мы снимали на Киевском море, расставив на песке зонтики советского образца из 80-х, несколько старых шезлонгов и подстилки. Получилось очень похоже на Ланжерон. А Луганское (сейчас город Луганск) 20-х годов снимали в Переяслав-Хмельницком - это единственный город в Киевской области, где сохранились постройки тех лет».
Что ж, время смотреть. Но сначала - познакомиться с небольшой частью команды, приехавшей на мероприятие
Слово дали каждому
ALYOSHA здесь тоже неспроста - ее песня стала саундтреком к сериалу
Пересказывать увиденное не буду - сами все увидите на следующей неделе. Лучше поделюсь подробностями производства, о которых я расспросила генерального продюсера департамента киносериального производства канала и продюсера «Саги» Наталью Стрибук.
- Во время патриотического питчинга Минкульта, в котором участвовал проект «Сага», прозвучала информация, что сценарий сериала был написан 10 лет назад. Как давно задумывался этот проект на самом деле?
– Сценарий был написан около восьми лет назад Татьяной Гнедаш с соавторами. Тогда это была прекрасная семейная сага, ею она и остается, но было понятно, что производство такой истории обойдется дорого, гораздо дороже стандартного продукта канала, так как в сериале описана жизнь нескольких поколений одной семьи на протяжении сотни лет. Так что путь от сценария к фильму был долгим. Сценарий лежал, мы его раз в год перечитывали, вздыхали, история нам очень нравилась, но нужно было найти пути финансирования. Когда Министерство культуры Украины объявило сериальный питчинг, мы сразу подали заявку: сериал попадал в категорию патриотического кино, и нам нужна была помощь, чтобы начать съемки.
- То есть, если бы не конкурс Минкульта, сценарий так и остался бы на полке?
- Мы бы ждали появления другого источника финансирования.
- Какую часть бюджета покрыло министерство?
- Мы закладывали стандартную стоимость часа сетки, и Минкульт выделил нам на сериал 50% (на питчинге заявлялся общий бюджет в 37 млн 700 тыс. грн; бюджет эпизода - 3 млн 150 тыс. грн. - МН).
- А требования от Минкульта какие-то были?
- Отдельных, насколько я знаю, нет, в договоре ничего сверхъестественного не было. Просто они партнеры и обладают частью прав, все стандартно.
- Вы упомянули, что проект дорогой. Насколько он дороже, например, привычных для «Украины» двенадцатисерийных мелодрам?
- Думаю, раза в полтора.
- Когда стало понятно, что съемкам быть, сценарий дорабатывали? Помнится, на питчинге его критиковали за «советскую историографию».
- Да, мы его актуализировали: все-таки за это время произошли еще и события 2014 года, которые многое изменили в стране. Мы не могли не упомянуть такое грандиозное событие, как Революция Достоинства. Было бы странно. Так что да, меняли финал - если раньше история заканчивалась 2010 годом, то мы дописали сценарий до 2014-го.
- Но Татьяна Гнедаш уже не участвовала в этом?
- Нет, не участвовала, этим занимались другие ребята, молодые сценаристы. Подключался и Дима Лактионов, режиссер, потому что так правильно - у него свое видение, и оно должно учитываться. Тем более Дима - очень творческий человек, он никогда не снимает написанные буквы, а всегда привносит в сценарии и свое режиссерское видение.
- Консультантов привлекали? Все же столько эпох, надо многое проверять.
– Они привлекались не на этапе доработки сценария, а скорее для художественной части - разработка локаций, костюмов и т.д.
- Сколько времени ушло на подготовку к производству?
- Кажется, почти два года. Период предпродакшена был недолгий, а самой тяжелой и продолжительной стала история с кастом. На одного и того же героя предстояло подобрать нескольких актеров разных возрастов. Плюс это семья, то есть дети должны быть похожи на родителей. Это сложно. Ну и с костюмами и локациями тот же вопрос - все-таки смена эпох каждые несколько серий.
- В сериале более 70 локаций. Как удалось «построить» Одессу, Львов, Трускавец в Киеве?
- А мы не строили, просто находили похожие улицы, дома и снимали там.
- Получается, вы снимали и во время пандемии в том числе? Или раньше?
– Нет, мы успели все снять до карантина, а на карантинный период пришелся постпродакшен.
Счастливчики, что тут скажешь. Ну а посмотреть на результат столь продолжительной работы зрители канала смогут уже скоро - 5 октября в 21:00.