На этой неделе по инициативе Государственного агентства Украины по вопросам кино, при участии Национального представительства Украины в Eurimages и Украинской киноассоциации состоялся образовательный семинар «Eurimages: возможности для украинской киноиндустрии», призванный рассказать о текущих результатах членства Украины в Eurimages, презентовать актуальные программы фонда и предоставить отечественным продюсерам рекомендации по подаче проектов на получение финансирования.
Важную и актуальную просветительскую миссию взяли на себя глава Госкино Марина Кудерчук, национальный представитель Украины в Eurimages Сергей Зленко, его заместитель Виктория Ярмощук и исполнительный директор Eurimages Сьюзан Ньюман (Susan Newman-Baudais).
Первой слово взяла Сьюзан Ньюман, которая рассказала, что правление Eurimages прибегло к определенным шагам, чтобы украинские продюсеры, несмотря ни на что, могли продолжать снимать и разрабатывать фильмы всех типов, подчеркнув, насколько важно, чтобы украинская культура продолжала презентовать себя на экранах. Акцентируя признание кинематографистов из Украины европейскими коллегами, она напомнила о прошлогодней церемонии European Film Awards, в рамках которой наградой EURIMAGES CO-PRODUCTION AWARD отметили сразу всех украинских продюсеров.
Далее выступила Марина Кудерчук, рассказав об успехах, которые уже есть у Украины вследствие сотрудничества с европейским фондом поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ, в который в настоящее время входят 39 стран (38 членов Совета Европы и Канада) и чей общий годовой бюджет составляет около 25,7 млн евро.
Глава Госкино напомнила, что наша страна стала членом Eurimages в 2020 году, и с тех пор поддержку фонда получили шесть копродукций с участием Украины, а еще у двух лент было такое финансирование до обретения государством членства.
Вот эти картины
Говоря о поддержке Украины европейским киносообществом после полномасштабного вторжения, Кудерчук особо отметила лишение рф членства в Совете Европы и Eurimages и прекращение финансирования фондом всех проектов с участием россии (в том числе победивших в предыдущих конкурсах). Сейчас рф не участвует в конкурсных программах Eurimages ни прямо, ни при посредничестве других стран. Зато фонд продлил для Украины льготные условия членства без уплаты членских взносов и запустил сразу несколько программ поддержки именно украинских проектов, включая специальные стипендии для украинских женщин-режиссеров.
Украинские проекты, уже во время полномасштабной войны получившие от фонда поддержку на девелопмент
Но какие именно программы и условия Eurimages сейчас доступны для украинских продюсеров? Об этом подробно рассказал Сергей Зленко. Фонд организовывает три сессии копродукционных проектов (до 2021 года их было четыре) и готов экспериментировать. «Если очень упрощенно говорить, это альтернатива американским блокбастерам» – так Зленко сформулировал ключевую характеристику проектов, в которых заинтересован Eurimages.
Далее Сергей рассказал о пяти направлениях, по которым возможна поддержка Eurimages. Первое – демонстрация. Фонд работает с общеевропейской сетью кинотеатров Europa Cinema, а для Швейцарии, Украины, Турции и Армении, не представленных в программе, создана субпрограмма, по которой кинотеатры включаются в сеть и получают финансирование непосредственно от Eurimages: в Украине по этой схеме пока работает только киевский кинотеатр «Жовтень».
Поскольку среди аудитории семинара не нашлось представителей кинотеатров, Зленко не стал останавливаться на специфике приобщения именно к этому направлению поддержки и сразу перешел к следующему – девелопменту. Самая большая из таких программ Eurimages – Co-production development award, которая проходит в рамках европейских кинорынков семь раз в год и предусматривает семь наград по 20 тыс. евро каждая. Также фонд создал отдельную награду именно для Украины: она вручалась в прошлом году, вручается и будет вручаться в этом.
Вот список фестивалей, на кинорынках которых проходят питчинги Eurimages. Но надо иметь в виду, что специальные награды для Украины даются не на всех – детали стоит уточнять по каждому отдельно
Перейдя к следующему пункту – гендерному равенству, – Зленко подчеркнул, что стратегическая цель Eurimages состоит в системной поддержке увеличения количества женщин-кинематографистов в индустрии до их паритетного представления с мужчинами: чтобы в каждой съемочной группе половину авторов и половину команды составляли женщины. Эта стратегия успешно реализуется, и на некоторых сессиях Eurimages поддержанных фильмов от женщин-режиссеров уже даже больше, чем от режиссеров-мужчин.
А теперь – самое интересное направление: собственно, непосредственная финансовая поддержка производства копродукционных проектов.
«Когда подаются украинцы, имеем достаточно высокий процент фильмов-победителей. И это в то время, когда есть страны, чьи проекты не выигрывают вообще по шесть-семь лет», – подчеркнул Зленко, комментируя слайд
Далее национальный представитель Украины в Eurimages напомнил основные условия копродукции с участием фонда. Итак, поддержка предоставляется только полнометражным (минимум 70 мин.) фильмам для кинотеатрального проката: игровым, документальным, анимационным. Зленко отдельно подчеркнул важность «кинопрокатного» фактора именно для документальных проектов, поскольку на конкурс часто подаются документальные проекты, не имеющие таких перспектив. Также он отметил, что в рамках конкурсов программы совместного кинопроизводства не предусматривается поддержка на девелопмент сценариев.
На эти моменты особенно обращают внимание эксперты Eurimages, оценивая проекты
Возвращаясь к формированию заявки: на момент подачи у проекта должны быть продюсеры из по крайней мере двух стран-членов Eurimages, что подтверждено соответствующим подписанным соглашением. При этом допускается наличие продюсеров из стран, не являющихся членами Eurimages, но их доля в проекте не должна превышать 30%. На дату подачи заявки проект уже должен иметь не менее 50% подтвержденного финансирования от каждой страны-участницы.
Вот что может быть доказательством, подтверждающим наличие финансирования (MG на слайде – это минимальная гарантия). Важный нюанс: собственные средства продюсера или частного инвестора в этом контексте в фонде могут не учесть
Далее переходим к самому интересному вопросу – сколько, наконец, можно получить денег.
«Три года назад прошла очень приятная реформа: если вы претендуете на поддержку в размере до 150 тыс. евро, то эта помощь является субсидией, что означает, что эти деньги возвращать не нужно. А вот большие суммы уже идут как ссуда, которую необходимо возвращать», – рассказал Зленко
Национальный представитель Украины в Eurimages поделился «лайфхаками»: не нужно просить слишком мало, ведь юридическое обслуживание контракта, аудит и т. д. могут обойтись в большую сумму, чем сама поддержка. Следовательно, ориентироваться стоит как минимум на 50 тыс. евро. Все представленные суммы округляются в меньшую сторону.
Вот такие проценты бюджета – и при таких условиях – может обеспечить проекту фонд. Важный нюанс: до четверти бюджета можно получить даже в случае, если у проекта, например, два режиссера и один из них – женщина
Обязательным условием поддержки со стороны Eurimages является наличие официальной копродукции. «Официальность» определяется двумя путями: либо по Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве, либо по двустороннему соглашению (например, Канада не является членом Конвенции, однако имеет двустороннее соглашение о копродукции с Украиной). Подписанное соглашение с партнерами-копродюсерами необходимо зарегистрировать в Госкино как официальную копродукцию по одной из этих схем.
Зленко напомнил, что украинские копродюсеры могут подаваться даже с меньшей долей бюджета, чем предусмотрено Конвенцией, но при этом быть полноценными участниками копродукции: эта коммуникация – один из специальных шагов Eurimages в поддержку Украины, о которых упоминала Сьюзан Ньюман. «Объясню на примере: вы – украинский продюсер, у вас есть сценарий, режиссер, но нет средств, поскольку приостановлено государственное финансирование. Единственное, что вы можете финансово, – поделиться своим продюсерским гонораром, например, или сдать в аренду принадлежащую вам камеру. Вы идете к европейским партнерам и говорите, что есть проект, однако вы не можете быть аппликантом, ответственной стороной копродукции и, соответственно, получателем средств Eurimages, но проект даже при таких условиях будет украинским. Коммуникация фонда сейчас направлена на привлечение европейских продюсеров в такие партнерства: не бойтесь, а, наоборот, выступайте заявителями. К примеру, документальный проект: вы нашли партнеров, поляков и немцев, каждый из них дал по 40% бюджета, а фонд закрыл еще 20%. В понимании Eurimages это будет польско-немецкая копродукция, и в понимании Конвенции это также не будет копродукцией с Украиной, так как ваша доля меньше 10% или 5%. Однако, подаваясь на фестивале, вы можете спокойно через запятую дописывать к странам-партнерам Украину», – рассказал Зленко о нюансах, добавив, что с вопросами можно обращаться за консультацией напрямую в Национальное представительство Украины в Eurimages.
Относительно разницы между минимальными процентами участия: как объяснил Зленко, сейчас параллельно действуют сразу две Конвенции – редакция 1992 года и пересмотренная, которую уже несколько лет подряд подписывают разные страны (на слайде показано минимальное и максимальное привлечение в бюджет для трехсторонней и больше копродукции – в столбцах слева и для двусторонней – в столбцах справа). Новую редакцию еще не ратифицировала Украина, а также, например, такие крупные страны, как Германия и Франция
Еще один важный нюанс: Eurimages призван закрыть остаток недостающих средств, но не стоит подаваться туда, если вы почти все отсняли и понимаете, что превысили запланированный бюджет.
Исключением может быть обоснование необходимости отснять определенную натуру для игровых проектов либо определенные актуальные события или персонажей – для документальных, но это обязательно нужно указать в заявке
Завершая свою презентацию, национальный представитель Украины в Eurimages привел расписание ближайших возможностей для аппликации в фонд.
Обратите внимание на время дедлайна
Также Сергей напомнил перечень ключевых документов, прилагаемых при онлайн-подаче заявки:
И рассказал, кто же, собственно, является теми экспертами, которые оценивают проекты:
И когда выплачиваются деньги:
На этом Зленко закончил свой доклад и передал слово Виктории Ярмощук, которая рассказала о новой экспериментальной программе от Совета Европы и фонда Eurimages – а именно о поддержке совместного производства сериалов.
Трехлетняя (2023–2025-й) пилотная программа поддержки высококачественных сериалов, созданных в международной копродукции, организована с целью расширения возможностей независимых продюсеров в развитии новых партнерских отношений. В настоящее время программа еще находится в стадии разработки. На сегодня только 12 из стран-членов Eurimages подтвердили свое участие в этой программе, став ее донорами. А именно: Бельгия, Хорватия, Эстония, Греция, Венгрия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Сербия, Словения, Испания. Однако этот список может изменяться и расширяться.
Сейчас программа предусматривает два направления поддержки – непосредственно производства, а также девелопмента сериалов. «Первая премия дается непосредственно продюсерам, вторая – профильным платформам, то есть фестивалям», – пояснила Ярмощук
Поддержка производства распространяется на сериальные проекты любого жанра: как на оригинальные идеи, так и на адаптации.
«В целом эта программа проще, чем для полного метра: меньше ограничений, более простые правила», – отметила Ярмощук. Но подчеркнула, что поддержан может быть только один сезон – первый
Податься на эту программу может продакшен-компания из одной из вышеперечисленных стран-доноров (телеканалы или платформы такой возможности не имеют). Копродюсером также должна выступать независимая компания, но уже из любой страны-члена Eurimages. В общей сложности на момент подачи проект должен иметь 60% подтвержденного финансирования, однако в отличие от программы поддержки полного метра здесь нет ограничений, какую часть из этих 60% должен принести каждый из копродюсеров.
«Что это означает для украинского производителя сериалов? Вы должны найти копродюсера из одной из двенадцати стран-доноров, который будет основным заявителем. Важным для нас является то, что средства по этой программе необязательно должны использоваться в тех странах, продакшены из которых их получили. То есть они могут использоваться и в Украине», – пояснила нюансы Ярмощук.
Пока планируется, что в рамках этой программы ежегодно будут поддерживаться до десяти проектов.
Вот на что эти проекты могут рассчитывать
А вот таков предварительный план запуска программы. Скорее всего, прием заявок на первый конкурс завершится в сентябре этого года, и, соответственно, подачу аппликации должны вот-вот открыть
Также Ярмощук рассказала, что сериальная программа Eurimages будет выделять фестивалям по 50 тыс. евро для поддержки сериального девелопмента в рамках их индустриальных программ.
Фестивали – даже не из стран-доноров, а просто из стран-членов Eurimages – могут подать в Eurimages заявку о желании провести такой конкурс и получить эту поддержку
Говоря о тематике сериалов, которые европейцы ждут от Украины, Зленко отметил, что такие проекты, по его мнению, могут иметь военный контекст, но темой должны быть не непосредственно военные действия, а какая-то косвенная история. Ярмощук согласилась: «Война – опасная для них тема, так что они скорее поддержат либо абсолютно «мирные» проекты из Украины, либо те, где война – только бэкграунд». Виктория добавила, что «война – это наша реальность, но не наша идентичность; оттого если мы будем зацикливаться только на проектах о войне, то можем потерять важные украинские темы, которые сегодня у нас больше шансов донести, чем раньше».
«Eurimages действительно ждет украинские проекты, так что давайте подаваться, пробовать и нести украинские нарративы, украинские истории в европейский контекст», – резюмировала Ярмощук.