«Снимать серую зону непосредственно в серой зоне я отказалась категорически, но режиссер с оператором все равно приблизились к ней так, как только было возможно, – выбрали село Волчеяровка под Северодонецком. И там мы начали снимать проект «Сірі бджоли» – в середине февраля 2022 года», – вспоминает продюсер Иванна Дядюра («Кіборги», «Чужа молитва», «Хайтарма», «Ми є. Ми поруч»).
Этот проект – экранизация одноименного романа Андрея Куркова. По сюжету книги в селе Малая Староградовка в так называемой серой зоне – ничейном пространстве между миром и войной – остались жить только двое немолодых мужчин, Сергей Сергеевич и его бывший одноклассник Пашка, у которых полярные взгляды на жизнь и на то, что и почему происходит с их домом. Но несмотря на мировоззренческие разногласия, им приходится как-то уживаться. А главной заботой Сергеевича является беспокойство, как и куда весной вывезти свои ульи с пчелами – добраться куда-то, где не стреляют, чтобы у меда не было горького привкуса войны… Впервые роман Куркова вышел на русском языке в 2018 году. Впоследствии он был переведен на английский, немецкий, французский, датский, голландский, а недавно роман вошел в список лучших книг – 2022 по версии The New Yorker.
«Прочитав книгу, которую мне посоветовал хороший друг и коллега Андрей Дончик, я поняла, что на ее основе можно сделать «кино на кончиках пальцев», – вспоминает Иванна Дядюра. – Там есть атмосфера; есть два ярких характера, которые должны сосуществовать рядом; там изображаются ужасные последствия событий, переживаемые нами сейчас всей страной. Ведь эта книга – о серой зоне и о людях, которые там были с самого начала российского вторжения в 2014 году и там – в заброшенной деревне – остались. А сейчас это все читается совсем по-другому, ведь большая часть Украины – серая зона. В романе я увидела те разрушительные последствия войны. Это пустыня; пространство опустошенное и опустошающее. В этой маленькой конкретной деревне, где бурлила жизнь, теперь жизнь остановилась. Началась война – и все: выжженные судьбы, выжженные характеры, вызженная жизнь. Это ужасные последствия войны, но на тот момент мы еще не понимали, какого уровня может достичь этот ужас».
«Главное – найти режиссера, с которым вы смотрите в одну сторону»
Разговор о проекте «Сірі бджоли» мы начали с другого продюсерского проекта Иванны – масштабной эпической драмы «Кіборги» (2017): фактически едва ли не первой попытки в формате игрового кино осмыслить и отрефлексировать российское вторжение в Украину.
«Лента «Кіборги» родилась из того, что я увидела телепрограмму, где в кадре было пять человек, которые раньше не имели никакого отношения к военной службе: театральный режиссер, преподаватель истории, айтишник, физик и т. п. Все они в силу обстоятельств, из-за начала войны оказались в аэропорту. И стали реальными героями, которых знает вся страна, – вспоминает продюсер. – Тогда возникало очень много вопросов: Почему это все? Зачем? Как? – мы же все находились в состоянии полного непонимания. И для меня было важно начать разговор и четко проговорить: это война. В тот момент браться за такой проект было достаточно рискованно. Но чувствовалась необходимость рассказать, что происходит, почему происходит, развеять определенные иллюзии и, самое главное, попытаться ответить на вопросы, которые тогда просто застыли в воздухе. И мне кажется, что при помощи [автора сценария] Наталки Ворожбит «месседжно» удалось все это донести: очень качественно и очень метко по отношению к целевой аудитории. А «Сірі бджоли» для меня – это продолжение разговора, начатого фильмом «Кіборги».
Конечно, самым первым собеседником Иванны в этом контексте стал автор «Сірих бджіл», с которым она, к счастью, была давно знакома. Пообщавшись с Андреем Курковым, Иванна выяснила, что она не первая из кинематографистов, кто обратился к нему с идеей экранизации. Впрочем, именно Дядюре удалось убедить писателя, что в ее руках проект получится таким, каким его хотел бы видеть автор.
«Автор – это всегда очень уязвимая душа. Почти всегда, видя свои произведения в кино или в театре, авторы говорят: «Я не об этом писал. Я не это имел в виду», – смеется Иванна, добавляя, что для Куркова чрезвычайно важным было то, кто станет режиссером будущего фильма. Но не менее принципиальным этот вопрос был и для Дядюры: «Для продюсера главное – найти режиссера, с которым вы смотрите в одну сторону, и уже тогда довериться его профессионализму. Поскольку вмешиваться в работу режиссера и давать ему какие-то указания означает, что ты не доверяешь профессионализму человека. И возникает вопрос: зачем тогда ты этого человека пригласил? В общем, построение тандема продюсер – режиссер – это общая трагедия двух людей, стремящихся что-то создать (смеется). Это такая очень тонкая грань: ты или веришь режиссеру, чувствуя внутри, что вы на одной волне или хотя бы смотрите в одном направлении, или не веришь. А если не веришь – то и не доверяешь».
В то время Иванна была генпродюсером Киевского международного кинофестиваля «Молодость» и поэтому хорошо разбиралась в молодых украинских режиссерах. «В целом я всегда стараюсь отслеживать, что сейчас снимается молодыми режиссерами, – признается она. – Чтобы у меня в голове были режиссерские стили, почерки – чтобы я понимала, в какую сторону этот режиссер движется, к чему его сильнее тянет. И вот тогда мне пришел в голову Дима Моисеев, хотя он на тот момент уже не был молодым режиссером, поскольку имел два полных метра – «Такі красиві люди» и «Час хризантем». Я показала его работы Куркову, не знавшему этого режиссера. Но когда посмотрел фильмы, сказал: «Мне очень близка его манера и видение».
Режиссер Дмитрий Мойсеев на втором этапе съемок «Сірих бджіл»
Для Дмитрия Мойсеева, до того снимавшего фильмы только по собственному авторскому материалу, предложение по экранизации книги стало неожиданностью. Впрочем, прочитав роман, он им увлекся – и дал согласие. Мойсеев стал автором киносценария, но за Курковым осталось право финального утверждения. Права же на экранизацию как таковую создатели фильма получили непосредственно от Куркова. «Они принадлежат ему как автору, – рассказывает Иванна. – Но важно отметить, что мы взяли для экранизации только первую часть книги: примерно половину. Кстати, как раз когда мы завершили переговоры, вышел спектакль «Сірі бджоли» в постановке Виталия Малахова в киевском Театре на Подоле, и для этого спектакля также взяли только первую часть произведения».
Путь сквозь питчинги
На конкурс Госкино проект «Сірі бджоли» подавался дважды. И в первый раз, в 2019 году, это ни к чему не привело: проект стал одним из победителей Одиннадцатого конкурса, результаты которого впоследствии были отменены. «Но мы и не думали прекращать работу, – вспоминает Дядюра. – Это как в случае с «Кіборгами». Наталья тогда написала сценарий – а она его писала год – и после питчинга задали вопрос: «А вам не кажется, что должно пройти время, чтобы осознать все произошедшее, – и только потом снимать об этом кино?» Однако у меня тогда было ощущение, что этот проект нужен именно сейчас. Что он остро важен – для общества, для зрителей. И бокс-офис со временем доказал, что это чувство не было ошибочным (за два месяца проката картина собрала рекордные для национальных фильмов по состоянию на 2018 год 22,2 млн грн. – MBR). Так что я вспомнила все это и сказала: «Дима, не будем останавливаться. У меня есть ощущение, что эта история очень важна. И она еще долго будет важна – для нашей страны, для всех нас».
Итак, Дядюра продолжила работу по сбору творческой команды. «Где-то в тот период я посмотрела прекрасный фильм «Вулкан» Романа Бондарчука – и увидела там операторскую работу Вадима Илькова, которая меня просто поразила, – вспоминает она. – Впоследствии я узнала, что Ильков из Донецка. И почувствовала, что его личный жизненный опыт, фильмы, которые он делал, его профессионализм – все эти качества будут очень нужны нашему кино. Поэтому я познакомилась с Вадимом и, согласовав кандидатуру с Димой, предложила ему этот материал. Здесь я всячески пыталась соединить людей, потому что для меня в кино всегда важна команда, чтобы режиссер и оператор были единым целым».
Ну и, конечно, куда без художника-постановщика. Выбор продюсера остановился на Владлене Одуденко: «Он – самый «дзыганосный» художник-постановщик, к которому стоит очередь. Но я дала ему почитать материал и сказала: «На всякий случай становлюсь в очередь к тебе на два года вперед», – со смехом рассказывает Иванна.
Таким образом творческая команда была собрана, и в 2020 году проект продакшена «Ідас Інтернешнл Філм» повторно подали на получение господдержки – теперь в рамках Четырнадцатого конкурса Госкино. Но судьба снова решила сделать крутой – и почти трагический – поворот. «Мы как раз готовились к питчингу, был уже написан сценарий – оставалось снять тизер. И здесь у Димы обнаружили достаточно серьезную болезнь, – вспоминает продюсер. – Конечно, я была ошеломлена, но в тот же момент просто сказала: «Дима, не знаю, как у тебя, а у меня планы не меняются. Я буду тебя ждать столько, сколько нужно – это даже не обсуждается». Мы успели снять тизер – и Диму сразу, чуть ли не с площадки забрали в больницу: видеообращение для питчинга он записывал уже там после операции».
На этот раз «Сірі бджоли» наконец получили господдержку, но съемки все равно пришлось отложить. Во-первых, съемочная группа ждала возвращения режиссера, а его восстановление после болезни длилось год. Ну а второй причиной стала природа. «У нас все завязано на натуре, и нам требовалась только зима, – объясняет Дядюра. – И вот Дима восстанавливался, а мы, получив частичное финансирование от Госкино, начали готовиться, чтобы снимать зимой 2022-го».
«Тут как-то так бахнуло...»
Рассказывая о вызовах, с которыми столкнулся проект, Иванна в первую очередь упоминает о требовательности творческой группы. «Я очень люблю, когда творческие люди мыслят за горизонт – это прекрасно. Но потом возвращать их оттуда мне, продюсеру, очень тяжело, – с улыбкой говорит она. – В случае «Кіборгів» таким вызовом была необходимость собрать кучу военной техники и найти взлетную полосу аэропорта. А тут был вызов другого плана: творческую группу не устраивала «неестественность» всего, что мы могли бы сделать под Киевом или где-то еще: требовались терриконы, узнаваемость Донбасса, заброшенное село. Мы очень долго ездили в поисках локации. Хотели максимального приближения – и в конце концов действительно приблизились максимально: выбрали село Волчеяровка под Северодонецком».
Дальше встал вопрос снега – вернее, его отсутствия. Впрочем, продюсеру удалось убедить остальную команду, что этот момент все же не принципиален, ведь если ждать снега при наших нынешних зимах, то можно вообще не дождаться. И вот в середине февраля 2022 года группа наконец-то выехала на съемки…
«Мы все жили в гостинице в Северодонецке – том печально известном отеле «Центральная», которого уже нет, – рассказывает Дядюра. – Конечно, уже тогда чувствовалось напряжение. Группа очень нервничала, а я их успокаивала. Первым громким звоночком было, когда Влад с группой поехал готовить локацию – в поле, где-то в 5 км от наших основных локаций, – и тогда, еще до полномасштабного вторжения, случился первый прилет в серую зону. Влад мне звонит и говорит: «Тут как-то так бахнуло...» Отвечаю: «Ну это же, наверное, наши тренируются». А уже потом в соцсетях мы увидели, что это был прилет».
Ко всему добавлялись технические проблемы: размытая дорога вверх к ключевым локациям и соответствующая необходимость нести на себе буквально все: свет, камеры, реквизит. Группа активно работала, несмотря ни на что. Но параллельно готовился план отступления. «Я проговорила с руководителями департаментов, с административной группой: если вдруг ситуация выходит из-под контроля, мы сразу едем, – рассказывает Иванна. – Все продумано: найдены местные машины, готовые нас вывезти в любое время; была готовность выкупить билеты на поезд, если нужно; а руководители департаментов были предупреждены, что сборы могут быть очень быстрыми».
Как раз накануне 24 февраля Иванна на два дня выехала в Киев для решения административных вопросов, требовавших личного присутствия. «И вот тогда в ночную смену мне позвонил Влад Одуденко и сказал, что один из его близких друзей-военных, который знал, где именно мы снимаем, написал ему и посоветовал как можно скорее сворачиваться. Тогда я, наверное, приняла самое быстрое и, как я теперь понимаю, самое правильное в жизни решение, – вспоминает продюсер. – Уже через час мы созвонились со всей группой. Режиссер с оператором стали убеждать, что все хорошо, но я ответила: «Прошу прощения, но это моя зона ответственности, и я принимаю решение. Останавливаемся». Мы остановили смену на середине – даже не доснимали до утра. Все мгновенно собрались – и выехали из Северодонецка. Это было утро 22 февраля».
На следующий день группа встретилась в Киеве. Снова встал вопрос поиска альтернативных локаций. «Они сразу категорически отказались, потому что та локация, конечно, была идеальна для нашего проекта, – рассказывает Иванна. – Говорят: «Ну мы туда вернемся, доснимем». Отвечаю: «Ладно, но давайте на всякий случай все же поищем». И мы назначили на утро 24 февраля выезд на поиск локаций. А что было дальше – понятно. Из всей группы я проснулась первая, потому что живу в Борисполе, и первый удар был там: меня прямо с постели снесло…»
История, не теряющая актуальности
Конечно, в первые месяцы полномасштабного вторжения проект был заморожен. Но потом настал момент, когда Дядюре и Мойсееву все же нужно было решить, что делать дальше. «Где-то через три месяца мы созвонились с Димой, и он говорит: «Иванна, наш фильм опоздал – это уже неактуально, неинтересно». Отвечаю: «Дима, мне кажется, эта история еще будет актуальна очень-очень долго. Потому что серая зона становится только больше и страшнее». Да, сейчас будет время документального кино. Но ведь мы изначально не гнались за документальностью: то, о чем мы – это последствия, и они, к сожалению, никуда не денутся», – рассказывает продюсер.
Окончательное решение продолжать съемки было принято летом. Война принесла новые вызовы. Во-первых, не осталось достаточного финансирования, поскольку некоторые сцены нужно было переснимать. Во-вторых, теперь уже окончательно стала ясна необходимость искать новые локации под Киевом (к счастью, первый этап съемок начали с натуры, поэтому группа успела снять там терриконы и т. п. – все необходимые визуальные отсылки к донецкому региону). «Но главное, мне нужно согласие всей творческой группы, – признается Иванна. – И оказалось, что у всех было желание завершить проект. Летом мы понемногу начали двигаться в этом направлении, все ключевые люди были на месте – никто не выпал. Единственное, у нас есть сцена с детьми – детей пришлось заменить на других. Еще мы совсем чуть-чуть подкорректировали сценарий: пару сцен, которые при новых обстоятельствах уже были неактуальны. В том числе и финал, повторно согласованный с Курковым. И тут мы снова… начали ждать зимы – это уже наша традиция (смеется). Дождались и в начале января 2023-го наконец закончили съемки».
Съемки под Киевом
Из-за нехватки финансирования группа работала с урезанными гонорарами. «Все пошло на новые локации, новый реквизит – грубо говоря, на производство. Я очень благодарна группе, ведь каждому из них сейчас очень тяжело, и все пошли навстречу. Мы смогли завершить съемки только благодаря этому», – подчеркивает продюсер.
В рамках Четырнадцатого конкурса бюджет проекта «Сірі бджоли» заявлялся в размере 26,1 млн грн, из которых просили 23,4 млн грн господдержки (89,6% бюджета). Но в реальности средств оказалось меньше. «От Госкино у нас ожидалось финансирование около 20 млн грн, но физически мы получили 70% этой суммы – около 14 млн грн. И конечно, это было еще до полномасштабной войны», – объясняет Дядюра. Проекту помогло то, что в свое время он также параллельно питчился в конкурсе PITCH UA 3, организованном компанией MRM при поддержке программы USAID Transformation Communications Activity (ТСА), где стал одним из победителей. «Уже на тот момент я понимала, что у нас будет много компьютерной графики – и, соответственно, сложный постпродакшен, поэтому мы сразу начали искать для этого партнеров. И теперь благодаря финансовой поддержке USAID мы можем начать хотя бы первый этап «поста». И будем параллельно заниматься поиском партнеров по двум направлениям сразу: копродукция по постпродакшену и дистрибуция, ведь ее у нас пока тоже нет. До сих пор мы этим не занимались, так как я сказала: сначала завершим, наконец, съемки», – рассказывает Иванна.
Возвращаясь к творческой составляющей, продюсер отмечает: этот фильм стал для нее вызовом еще и из-за камерного формата и специфики его главных персонажей. «Такая камерность – достаточно коварная штука, – объясняет Дядюра. – Она способна плохо пошутить с тобой, если ты не сумеешь повести за собой зрителя. Но вместе с тем, если все удастся, благодаря этой камерности может возникнуть очень глубокое эмоциональное вовлечение. А для меня вовлечь зрителя, не оставить его безразличным, сделать соучастником творческого процесса – самое главное. И еще один вызов фильма в том, что главные герои – это двое уже пожилых мужчин (их сыграли Виктор Жданов и Владимир Ямненко. – MBR). Потому что люди обычно смотрят кино с молодыми, успешными, красивыми персонажами. В тех же «Кіборгах» герои были красивы, понятны, очень харизматичны. А здесь два персонажа – таких, скажем, не очень симпатичных».
Впрочем, Иванна убеждена: несмотря на все но, этот многострадальный проект более чем актуален. И не только для Украины. «Роман Куркова переведен на многие языки. И столь широкая география демонстрирует потенциал книги, – говорит она. – Это очень важно, ведь дает Западу хоть какое-то представление, что и почему у нас происходит, почему и за что мы боремся. Сейчас, когда в мире уже многие устали от нашей темы, любые напоминания – фильмы, книги, репортажи и т. д. – работают на то, чтобы все время предостерегать мир от опасности, которая совсем рядом; показывать, что все это может очень быстро перекатиться в Европу и какие последствия может иметь».
Что касается других рабочих планов, то кроме проекта «Сірі бджоли» Иванна занимается фильмом по пьесе Наталки Ворожбит «Сашо, винеси сміття!», где автор будет и сценаристом, и режиссером. «Это очень личная работа Наталки, написанная после потери близкого человека. Именно об этом история: о потере близкого – и о том, как люди это переживают. И все это – на фоне войны, – рассказывает Дядюра. – На последнем, Семнадцатом питчинге Госкино мы, к сожалению, не прошли. Один из экспертов решил, что проект достоин двойки. Но я отношусь к этому философски – столько раз не выигрывала питчинги (иронично улыбается). Ведь все, что касается искусства – всегда субъективно. После мы отправились на Гётеборгский кинофестиваль – и там проект признали: мы получили грант на девелопмент – написание сценария. Сейчас «Сашо, винеси сміття!» на таком суперначальном этапе: у нас готовый сценарий (и даже переписанный – с учетом полномасштабного вторжения), но на этапе сценария найти финансирование с нуля очень трудно. Впрочем, желание сделать этот фильм есть и у меня, и у Наталки. Мы будем искать для этого возможности».