Этой осенью международный медиафорум KYIV MEDIA WEEK успешно провел шесть специальных событий в сотрудничестве с тремя европейскими индустриальными площадками при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). KYIV MEDIA WEEK 2022 Travel Edition начал свое путешествие с Международного фестиваля веб- и телесериалов Serial Killer (20–25 сентября, Брно, Чехия). Экватором форума стал Международный рынок аудиовизуальной индустрии MIA (11–15 октября, Рим, Италия). А завершил свое путешествие KMW 2022 на крупнейшем в Европе рынке контента – 38-м Международном контент-маркете MIPCOM (17–20 октября, Канны, Франция). MBR на основе партнерства с KMW представляет спецпроект KYIV MEDIA WEEK 2022 REVIEW – обзор ключевых ивентов нынешнего KMW.
Прочесть этот текст на английском можно по ссылке.
«О чем наш проект? Я бы сказала, что это история о привидениях прошлого – в буквальном смысле. О том, что ничто не проходит бесследно и всегда бывают последствия. Но чтобы избежать назидательных интонаций, мы завернули нашу историю в жанр романтического триллера», – рассказала креативный продюсер FILM.UA Group Олеся Лукьяненко во время презентации кейса сериала «Девушка из Таллинна» (A Girl From Tallinn), которая состоялась в рамках секции KYIV MEDIA WEEK на фестивале Serial Killer в Брно.
Этот проект – копродукция Украины (FILM.UA Group) и Эстонии (Zolba Productions), начавшаяся еще до полномасштабного вторжения. В течение войны проект претерпел определенные трансформации, но его создатели и не думают останавливаться – напротив, ищут международного дистрибутора и новых копродакшен-партнеров. Подробно о кейсе A Girl From Tallinn – в нашем обзоре презентации, участие в которой кроме Олеси Лукьяненко также приняли член правления Эстонского общественного телевидения (ERR) Томас Лухатс (Toomas Luhats) и продюсер, СЕО эстонской компании Zolba Productions Евгений Супин. Модерировала дискуссию Алла Преловская – международный проджект-менеджер Media Resources Management, компании-организатора KMW.
Начала дискуссию Олеся Лукьяненко, которая прежде всего поблагодарила чешских коллег из Serial Killer за поддержку: продюсер рассказала, что после начала полномасштабной войны именно при их помощи ей удалось вместе с мамой и коллегами переехать из Киева в Прагу и возобновить работу. В свое время в рамках Serial Killer Лукьяненко презентовала сериал «Схованки» (Hide And Seek; 2019) – первую украинскую многосерийную нуарную криминальную драму, впоследствии имевшую большой успех в контексте международной дистрибуции. И именно на Serial Killer в прошлом году был анонсирован проект A Girl From Tallinn.
Как рассказал Евгений Супин, желание сделать общий проект с FILM.UA возникло давно, но конкретной идеи не было и ее поиски – пример того, что «если вы хотите сотрудничать, то найдете нечто общее, что сможете развивать вместе».
Как происходили эти поиски, рассказала Лукьяненко: «Обе страны – Эстония и Украина – жили под советской оккупацией в пределах СССР. А потом, после распада Союза, начались 1990-е – неспокойные времена, когда появилось много преступных группировок. Думаю, для Эстонии это время было особенно неспокойным, потому что через морские порты страны шел большой поток контрабанды, и это привлекало туда банды из всех постсоветских республик, в том числе из Украины. А уровень убийств был одним из самых высоких в мире».
Оказалось, что Томас Лухатс в то время был криминальным журналистом и практически каждый день ездил делать новый репортаж с места преступления. Иногда чрезвычайных происшествий было столько, что вместо одного репортажа выходило несколько. «Это было очень неспокойное время, – вспоминал он. – Я, студент, тогда создавал шоу под названием «Полицейская неделя». Чтобы узнать, что где произошло, мы в основном слушали полицейское радио, что было полулегальной деятельностью. Обычно мы были на месте происшествия раньше полиции, поэтому видели много крови, много трупов… Сценарий A Girl From Tallinn показался мне очень интересным. А еще интереснее было то, что это украинско-эстонское копродукционное сериальное производство: кажется, впервые».
Так о чем именно проект? Слово Олесе Лукьяненко: «История начинается с того, что в наши дни в лесу под Таллинном находят останки тела молодой женщины. На место приезжает офицер эстонской полиции Анна Паттерсон: женщина около 40 лет, у которой проблемы с алкоголем. Анна узнает, что останки пролежали в земле почти 30 лет; они принадлежат молодой женщине, которую, вероятно, застрелили. Начиная расследование, Анна скептически оценивает шансы найти настоящего убийцу, но по крайней мере она хочет знать, кем была эта девушка. Недавно Анна потеряла мужа, а после его смерти узнала, что у него был роман с гораздо младшей женщиной, поэтому это преступление затрагивает ее на очень личном уровне.
В то же время в Киеве Иван Паличук возвращается с деловой встречи. Сейчас Иван работает в агентстве, которое собирает компромат на политиков, но когда-то он был бандитом. И вот Иван едет по ночной дороге, но вдруг его машина останавливается по непонятным причинам. Он замечает у дороги женский силуэт. Загадочная девушка подходит к машине, открывает дверцу, садится на пассажирское сиденье. Иван ошеломлен, он не понимает, что происходит. Девушка целует его. Между ними случается чувственный секс, а потом она просто исчезает, будто и не было...
После этого Иван начинает вспоминать свою молодость: когда в 1990-х он – молодой спортсмен, умевший хорошо стрелять, – приехал в Таллинн, чтобы работать на одного украинского криминального авторитета. Иван вошел в доверие к новому боссу, и тот познакомил его со своей таллиннской девушкой Марией. Иван и Мария влюбились друг в друга. И конечно же, однажды босс узнает об измене… Марию вывезли в лес и расстреляли на глазах у Ивана. Казалось бы, он должен был быть следующим, но босс простил его и сохранил жизнь. Именно так Иван помнит эту историю. Но его воспоминания неправдивы…»
Не будем раскрывать дальнейшие детали сюжета, чтобы избежать лишних спойлеров: отметим лишь, что A Girl From Tallinn – это одновременно и криминальный, и в какой-то степени мистический четырехсерийный проект. «Может показаться, что это как бы еще одна история о привидениях, но на самом деле нет. Это история о любви, об измене, – акцентировал Евгений Супин. – У нас есть два персонажа: Иван, возвращающийся к своим настоящим воспоминаниям, и Анна, которая благодаря этому делу получает шанс избавиться от собственных привидений прошлого и продлить свою жизнь». А Лукьяненко добавила: «Эта история о том, как мы боремся с собственными травмами».
Олеся Лукьяненко является креативным продюсером проекта, а продюсерами – Екатерина Вишневская от Украины и Евгений Супин от Эстонии.
Режиссером A Girl From Tallinn стал Ильмар Рааг (Ilmar Raag): известный и опытный эстонский кинопрофессионал, снимавший как сериалы, так и несколько копродукционных полнометражных фильмов. Также Ильмар долгое время работал на Эстонском общественном телевидении, а сейчас находится в Украине с гуманитарной миссией.
Еще в креативную команду проекта вошли эстонская сценаристка Бирк Рохеленд (Birk Rohelend) и украинский сценарист Алексей Сахалтуев. По словам Лукьяненко, сейчас готова первая версия сценария: она написана украинскими сценаристами, а затем к работе присоединятся и эстонские коллеги.
Томас Лухатс рассказал о роли Эстонского общественного телевидения в этом проекте: «Некоторое время назад наша платформа Jupiter (VoD-сервис Эстонского общественного телевидения. – MBR) решила инвестировать в драматические сериалы, поскольку этому направлению в Эстонии до сих пор не уделялось достаточно внимания, и мы хотим вывести его на новый уровень. Следовательно, начали искать хорошие сценарии. И A Girl From Tallinn стал одним из двух проектов, с которыми мы решили начать».
Входя в копродукцию еще до полномасштабного вторжения, партнеры надеялись получить господдержку в Украине. «Только неделя отделяла нас от подачи на конкурс Госкино по финансированию проекта», – вспоминает Супин. По его словам, сериал имеет обеспечение 50% бюджета и продюсеры находятся в поисках второй половины. Начало съемок запланировано на весну 2023 года.
«Сейчас у нас почти закончен сценарий. Есть сценарий пилота и очень подробный тритмент. Мы открыты для расширения копродукции, ведь можем снимать в любой восточноевропейской стране – здесь везде есть возможность воспроизвести визуальный сеттинг постсоветских 1990-х. А также ищем международного дистрибутора», – добавила Лукьяненко.
Резюмировал дискуссию Томас Лухатс: «С начала войны Украине необходима наша помощь не только ракетами, танками и артиллерией, но и поддержкой копродукции. Потому что творческие люди в Украине тоже должны работать. И если мы будем отказываться от наших совместных проектов, это значит, что у них нет работы. Но на самом деле здесь идет речь не только о поддержке. Мы не входим в проект, если нет в этом нашего интереса. Мы заинтересованы в том, чтобы получился хороший сериал, это наша главная цель. И мы уверены, что с проектом A Girl From Tallin так и будет».