Этой осенью международный медиафорум KYIV MEDIA WEEK успешно провел шесть специальных событий в сотрудничестве с тремя европейскими индустриальными площадками при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). KYIV MEDIA WEEK 2022 Travel Edition начал свое путешествие с Международного фестиваля веб- и телесериалов Serial Killer (20–25 сентября, Брно, Чехия). Экватором форума стал Международный рынок аудиовизуальной индустрии MIA (11–15 октября, Рим, Италия). А завершил свое путешествие KMW 2022 на крупнейшем в Европе рынке контента – 38-м Международном контент-маркете MIPCOM (17–20 октября, Канны, Франция). MBR на основе партнерства с KMW представляет спецпроект KYIV MEDIA WEEK 2022 REVIEW – обзор ключевых ивентов нынешнего KMW.
Прочесть этот текст на английском можно по ссылке.
«Война поставила перед нами очень много вызовов. Но также важно отметить, что она дала нам ясность цели. И из этого родилось что-то прекрасное: индустрия объединилась как никогда раньше», – констатировала продюсер, директор по развитию и копродукции FILM.UA Group Екатерина Вишневская во время панельной дискуссии Co-production with Ukraine. How To, которая прошла в рамках специальной секции KYIV MEDIA WEEK 2022 на Международном фестивале веб- и телесериалов Serial Killer в Брно.
Можно сказать, что эти слова – о единении на фоне общих вызовов и новых возможностях, которые открываются несмотря ни на что, – в определенной мере задали тон всей дискуссии. В ней также приняли участие директор дивизиона «Вещание» Starlight Media Дмитрий Троицкий, директор по развитию программ и новых медиа Чешского телевидения Ян Макса (Jan Maxa) и председатель правления Эстонского общественного вещания Эрик Рус (Erik Roose), а модератором выступил эксперт по коммуникациям международной медиаконсалтинговой компании K7 Media Дэвид Чиарамелла (David Ciaramella).
Целью панели было познакомить международную аудиторию, в первую очередь продюсеров Восточной Европы, с ключевыми фактами и цифрами, составляющими портрет украинской индустрии: до и во время полномасштабной войны. А также рассказать о копродукционных проектах в девелопменте и о сервисах, доступных сейчас в Украине. Как и когда страны Восточной Европы могут сотрудничать с Украиной в контексте производства контента? Каковы текущие риски, вызовы и возможности? Что может быть общим знаменателем для копродукционных проектов? Об этом и многом другом – в нашем конспекте дискуссии.
Первое слово принадлежало Дмитрию Троицкому, который прежде всего познакомил аудиторию с ключевыми цифрами украинской контент-индустрии до начала полномасштабной войны. Он рассказал о состоянии национального рынка до 24 февраля, его мощности и игроков, а также напомнил об успехах украинского контента: локальные originals, имеющие дистрибуцию по всему миру (большинство из них – производства FILM.UA Group), и разнообразие адаптаций глобальных форматов.
Комментируя этот слайд, Дмитрий дополнительно подчеркнул наличие в Украине еще и пяти диджитал-платформ (напомним, 22 июля сервис OLL.TV, входивший в состав «Медиа Группы Украина», прекратил работу вместе со всем медиахолдингом)
Отдельное внимание Троицкий уделил работе украинского телевидения. Он подчеркнул, что несмотря на все старания врага (в том числе обстрелы телевышек), украинские вещатели с начала полномасштабного вторжения не прекращали работу ни на минуту. Объединив усилия, крупнейшие телегруппы запустили уникальный формат общенационального телемарафона «Единые новости» – новостной контент совместного производства пяти редакций, – который начал вещание 26 февраля и не прекращает до сих пор, выходя в эфир 24/7. Топ-менеджер также осветил работу промо- и маркетинг-команд, которые переориентировались на производство социальных видео, транслируемых в эфире телеканалов и онлайн, чтобы поддержать украинское общество, армию и противодействовать российской пропаганде. За время полномасштабной войны объединенными ресурсами маркетинг-команд марафона было создано более 450 таких социальных роликов.
Когда появились предупреждения о возможной агрессии россии, Троицкий консультировался с коллегами из Израиля по поводу их опыта программирования в состоянии войны. «Помню, как они удивились: «Вы серьезно? Будет война? Ну что ж, мы делали новостные марафоны», – так что у нас был определенный рецепт, как действовать».
Директор дивизиона «Вещание» StarLightMedia рассказал, что уже в апреле каналы начали производить и другой контент кроме новостного. По его словам, создавали такой контент преимущественно на айфонах через Zoom, а программы были направлены на то, чтобы поддержать моральный дух зрителей, дать полезные практические советы и т. д. Троицкий отметил, что этот опыт был уникальным, и телевидение должно было рассказывать людям, как вести себя в ситуациях, к которым никто не готовился. Поэтому среди тем появлялись и сложные, чувствительные вопросы – например, советы, как себя вести, когда русские солдаты вламываются в жилище, или как держать связь с близкими в условиях постоянных обстрелов.
Конечно, не был оставлен без внимания и самый болезненный на сегодня для украинского телевидения вопрос рекламы, поскольку с началом полномасштабной войны рынок телерекламы замер (отдельно и потому, что из новостных трансляций вещателей рекламу убрали вообще). Но по словам Троицкого, уже в апреле сейлз-команды начали работу по возобновлению рынка рекламы, разъясняли настоящее значение коммерческих сообщений в это время – и для экономики телевидения, и для общества. «Мы благодарны рекламодателям, поддержавшим страну, индустрию и вернувшимся в эфир. В сентябре мы смогли запустить новый сезон. Конечно, большинство премьер – это шоу, сделанные до начала полномасштабной войны. Но также есть несколько проектов, произведенных летом».
Троицкий отметил, что чрезвычайно важным в контексте поддержки индустрии стало создание инициативы Ukrainian Content. Global Cooperation, учрежденной ведущими украинскими медиагруппами и продакшен-компаниями.
Далее дискуссия перешла на тему копродукции с Украиной и выявила несколько интересных аспектов, которые сформировались в последние месяцы. «Копродукция с Украиной – потребность не только Украины, – подчеркнул один из таких аспектов Дэвид Чиарамелла. – Ведь у Украины сегодня есть уникальный опыт. И этот опыт может быть интересен криэйторам и шоураннерам отовсюду».
По мнению спикеров, война парадоксальным образом сделала возможным обойти один из главных камней преткновения, что затруднял путь к успешной копродукции: а именно отсутствие общих тем и нарративов. Троицкий отметил: боль войны стала общим знаменателем не только для украинцев, но и для мира, поддерживающего нас. Кроме того, из-за вынужденного пребывания за границей в поисках безопасности украинцы стали видимее в других странах, более интересными с точки зрения их ценностей и культуры.
В свою очередь изменились и приоритеты украинцев. «Еще несколько лет назад у всех были одинаковые предостережения относительно копродукции: аудитория, особенно больших каналов, хотела локальный язык, локальных актеров и т. д. Украинцы хотели видеть украинцев. Но в последнее время многое изменилось, в основном из-за войны. Ведь сейчас эстонцы, поляки, литовцы, представители других стран – это люди, которые нам очень помогли. И это формирует новый интерес и восхищение друг другом», – отметила Екатерина Вишневская.
Дэвид Чиарамелла привел показательную статистику: например, 5% общего населения Эстонии сегодня составляют украинцы, выехавшие из-за войны, а в Польше и Чехии этот показатель достигает более 10%. Что соответствующим образом влияет на контент-политику этих стран. «Учитывая большое количество украинских беженцев в соседних с Украиной государствах, мы, конечно, делаем проекты для них», – прокомментировал Ян Макса. В частности, он рассказал, что многие телепрограммы, ранее учившие чешских детей английскому и немецкому, теперь переориентировались на то, чтобы учить украинских детей чешскому – и таким образом облегчить для них адаптацию к чешским садикам и школам.
Другой влиятельный этнокультурный аспект, важный для постсоветских стран в контексте агрессивной политики россии, затронул Эрик Рус. Он рассказал, что сейчас в Эстонии 25% русскоязычного населения и в стране есть русскоязычный телеканал, начавший вещание шесть с половиной лет назад. По словам Руса, причины, по которым его запустили, были политическими: для адекватной коммуникации с русскоязычным населением Эстонии после захвата россией украинских территорий 2014 года. «Мы должны быть очень осторожными, потому что треть этого русскоязычного населения Эстонии очень пропутинская и даже имеет российские паспорта. Я это рассказываю, чтобы показать, что мы имеем дело с большим вызовом: обращаться одновременно к разным сообществам достойным образом», – пояснил он. Эрик рассказал, что уже 25 февраля 2022-го Эстонское общественное вещание получило от правительства страны дополнительное финансирование для продюсирования русскоязычного контента – чтобы доносить правду о событиях в Украине: «Это было самое быстрое политическое решение в Европе – за один день. Также на своих платформах мы сразу запустили – без всякого финансирования, по собственной инициативе – специальные стримы с украинского телевидения: слоты Общественного на английском и украиноязычную версию ICTV. Это был комплекс по обеспечению аудитории информацией: в целом его развертывание заняло четыре дня».
Возвращаясь к теме копродукции, Эрик Рус вспомнил о копродакшен-проекте с FILM.UA – мини-сериале «Дівчина з Таллінна» (A Girl From Tallinn), – работа над девелопментом которого началась еще до полномасштабного вторжения.
О том, какие трансформации проект претерпел из-за войны, рассказала Екатерина Вишневская: «Это классическая копродукция – в том контексте, что события истории разворачиваются в двух странах. Когда мы решали, как это будем делать, то пришли к тому, что много будем снимать в Украине: там построим декорации, обустроим студийные павильоны, а натурные локации, в частности атмосферу старинного Таллинна, будем снимать в Эстонии. Но теперь мы должны пересмотреть нашу продакшен-стратегию. Конечно, обсуждаем перспективы того, чтобы больше снимать в Эстонии, но рассматриваем и другие варианты для съемок. Ведь сеттинг позднего Союза и 1990-х – это не только Украина и Эстония: это вся Восточная Европа, следовательно другие страны региона также могут присоединиться к нам в этом проекте».
Также Вишневская рассказала о еще одном открытом к масштабированию копродукционном проекте FILM.UA в девелопменте – «Ті, хто залишилися» (Those Who Remain), сериале-антологии, финансирование девелопмента которого взяла на себя компания Red Arrow. «Поскольку речь идет об антологии, то это разные истории, разные персонажи, разные криэйторы и фильммейкеры. Что также дает нам простор для исследования новых возможностей, – подчеркнула Екатерина. – Это истории о тех, кто остался, а как насчет историй тех, кто уехал? Кто-то в Чехию, кто-то в Польшу, кто-то в Эстонию и т. д. Сейчас эти люди живут среди вас, и их истории мы можем рассказывать вместе».
Размышляя о возможных подводных камнях копродукционных проектов, Ян Макса вспомнил о десятисерийном детективе «Принцип задоволення» (The Pleasure Principle, 2019): трехсторонней копродукции Польши, Украины и Чехии. «Это был очень интересный по концепции криминальный сериал. По сюжету части тела разных обнаженных девушек найдены в Одессе, Варшаве и Праге, и трое полицейских из трех стран начинают расследовать это дело. Это, с одной стороны, было очень интересное производство, а с другой – оно «подсветило» сложности, – рассказал он. – Проект стал успешным в Польше, в Украине, очень успешным в контексте международной дистрибуции, однако в Чехии его восприняли не очень хорошо – это оказалось слишком далеко от того, чего ждет чешская аудитория от криминальной истории: слишком сосредоточено на криминальном нарративе, на психологических, темных аспектах. Но для нас это урок, и мы продолжаем искать новые проекты с украинскими партнерами».
В свою очередь Дмитрий Троицкий заверил, что Украина сегодня – именно то место, где нужно искать интересные идеи: «Скажу просто – у нас есть очень, очень много проектов. И проблема только в том, чтобы выбрать подходящий. Сегодня, сотрудничая с украинцами, вы имеете дело с людьми, полными историй. Ко всему этому мы, как и коллеги из индустрий других стран, испытывали дефицит: какую историю рассказать, о чем, какие должны быть герои? А сейчас у нас всего этого под завязку – нужно только выбирать и делать правильный выбор».
О том, насколько динамичны, масштабны и local-to-global сейчас истории родом из Украины, свидетельствует опыт Яна Максы. Он рассказал, что еще до полномасштабного вторжения начал делать документалку о юных киевских артистах цирка, а с началом войны вся съемочная группа была вовлечена в эвакуацию этих детей за границу. «В то же время расширился и нарратив, – отметил Ян. – Часть детей и их тренеров сегодня в Будапеште, часть осталась в Киеве. Вся история стала гораздо объемнее, глубже, проникновеннее. Это история, которая вызывает большую заинтересованность многих стран».
Своеобразным резюме дискуссионной панели KMW можно считать слова Эрика Роса: «Мы живем в удивительное время – в том смысле, что мир сейчас в корне меняется, впервые за последние семьдесят лет. Для сторителлеров это единственный такой момент в жизни. Да, конечно, нам нужны обычные будничные истории, чтобы отвлекаться, развлекаться. Однако и истории о том, как сейчас меняется мир, и особенно Европа, нужно рассказывать. И надо спешить, потому что очень скоро у нас будет другая большая история – коллапс российской федерации. Я уверен в этом!»