Война продолжается, но продолжается и жизнь в тылу. Власть неоднократно призывала всех, кто напрямую не задействован в обороне страны, возвращаться к своей работе, и кинотеатры были одними из первых, кто на этот призыв отозвался.
Конечно, о полном восстановлении отрасли пока речь не идет: по состоянию на середину прошлого месяца свои двери для зрителей открыли 135 кинотеатров, тогда как до полномасштабного вторжения в Украине полноценно работали 216 заведений из общего количества в 222. Больше половины – это уже неплохой результат, а вот каким он может быть во время военного положения в максимальной точке, высчитать трудно даже представителям индустрии. Единственное, в чем они уверены: достичь довоенных показателей отрасли в ближайшее время не удастся даже при большом желании, поскольку часть кинотеатров сегодня либо разрушена, либо расположена на временно оккупированных территориях, либо находится прямо на линии фронта, поэтому работать там очень опасно.
Аналогичная ситуация и с экранами. Если допустить, что каждый вернувшийся к работе украинский кинотеатр открыл все залы, то их количество должно составлять 441 (из общего количества в 681). Однако, по словам CEO сети Multiplex Романа Романчука, на самом деле эта цифра меньше – ориентировочно 300-350 экранов, к тому же она может меняться чуть ли не еженедельно. Это в некоторой степени подтверждают показатели громких релизов последнего времени, наибольшим из которых был сиквел ленты «Доктор Стрэндж». Несмотря на то что фильм вышел в украинский прокат с опозданием относительно мировой премьеры и без дубляжа, на старте его показывали на 240 экранах. По словам представителей отрасли, наличие украинской озвучки могло бы увеличить их количество до 300, а вот если бы релиз фильма пришелся на мирное время, то экранов было бы больше 400. Что касается бокс-офиса, то в Украине по понятным причинам сборы сейчас системно не считаются, впрочем, о том таки «Докторе Стрэндже – 2» кое-что можно узнать из глобальных ресурсов. Так, по данным портала Box Office Mojo, ленту на нашей территории показали в 37 кинотеатрах, а в целом она собрала чуть меньше $280 тыс. Это довольно грустные показатели, но представители кинотеатров уверены: в таком результате виновата не война сама по себе, а именно отсутствие дубляжа. К счастью, с такой проблемой отрасль украинского кинопроката столкнулась лишь дважды: на собственно сиквеле «Доктора Стрэнджа» и во время релиза третьей части «Фантастических тварей». Украинская премьера последней картины состоялась 26 мая, а ее бокс-офис, по данным Box Office Mojo, составил еще более печальные $108 тыс.
Чтобы исследовать, как на самом деле сегодня чувствуют себя украинские кинотеатры, мы решили пойти дальше сухой статистики и поговорили с живыми людьми. Как в условиях полномасштабной войны живется крупной общенациональной сети, расскажем чуть позже, а пока сосредоточимся на скромном региональном игроке – волынской сети «Премьера», состоящей из двух кинотеатров в городах Ковель и Вараш. Мы выбрали именно ее, потому что этот пример довольно показателен: оба кинотеатра находятся в относительно спокойном регионе, где жизнь не должна была бы замереть так, как это произошло на востоке или юге страны. К тому же, по словам совладелицы сети Русланы Цюпьяшук, она много общается с коллегами со всей Украины, и ситуация у всех игроков сегодня примерно одинаковая.
Оба кинотеатра, входящих в сеть «Премьера», закрылись 24 февраля, а возобновили работу 12 мая. «Именно в этот день, поскольку в прокат вышел «Бэтмен». Это была единственная большая премьера весны, которая вообще у нас состоялась, – до этого голливудские студии не давали новых релизов для Украины», – объясняет Цюпьяшук, напоминая, что украинские производители фильмов решили не выпускать свои ленты в военное время. Это, по ее словам, самый странный момент в общей ситуации с украинским прокатом, ведь для того, чтобы кинотеатры работали (к чему, напомним, их призвала власть), им нужен репертуар. Мировые студии в первые месяцы полномасштабного вторжения плохо ориентировались во внутренних реалиях Украины при военном положении, поэтому поставили работу на нашей территории на паузу, а вот национальные производители, особенно если речь идет о лентах с господдержкой, могли бы, по словам Русланы, проявить больше понимания и ответственности. «Позиция «давайте переждем до победы», которую заняли украинские кинематографисты, в теории, конечно, хорошо звучит, однако мы себе такого позволить не можем. Нужно думать, как до этой победы дотянуть в экономическом плане. Никто не хочет, чтобы его содержало государство – ему и без нас есть кого содержать. Так что, если у предпринимателей есть возможность работать, они должны это делать независимо от рода деятельности: это все равно касается и нас, и производителей. Чтобы мы выстояли, все должно работать в комплексе», – уверена Цюпьяшук.
Кинотеатр «Премьера» в Ковеле работает с 2004-го: 2 июля заведению исполнилось 18 лет. В свое время именно «Премьера» стала первым кинотеатром новой эпохи во всей Волынской области – даже в Луцке сопоставимое заведение открылось только через пять лет после «Премьеры»
Его «брат» из Вараша гораздо младше: он начал работать в 2018 году. Для города тем не менее это стало значительным событием, потому что кинотеатра здесь не было еще с советских времен
Немного исправить ситуацию и ускорить возобновление кинопроката в Украине могли бы показы украинских лент прошлых лет – по крайней мере именно к этому призывали отрасль в первые месяцы полномасштабного вторжения. Однако Руслана отмечает, что это могло сработать для крупных игроков, да и то только при условии, если им удавалось договориться о снижении стоимости аренды. «Во-первых, все эти фильмы (среди которых «Захар Беркут», «Мої думки тихі», «Носоріг». – MBR) мы прокатывали в то время, когда они выходили. То есть зрители их уже видели. К тому же в большинстве своем они уже доступны онлайн, поэтому почти наверняка большим спросом такие сеансы не пользовались бы. А нам, чтобы устроить такие повторные показы, нужно было не просто открыться: это и вопрос зарплат, и аренда, налоги. Мы бы не только ничего не заработали на этом – это были бы дополнительные убытки. Понятно, что никто бы не уменьшал нам стоимость аренды, если бы мы работали», – говорит она.
Сетью Руслана управляет совместно со своим мужем Юрием. Для них это не просто семейный бизнес, а дело всей жизни
Пока кинотеатры были закрыты, за аренду в обоих городах их владельцам платить было не нужно. Однако расходы все равно были: например, по условиям одного из ТЦ, где расположен кинотеатр «Премьера», так называемые общие платежи на содержание общих площадей, равномерно распределяемых между всеми арендаторами, нужно было вносить независимо от того, работает ли заведение. Теперь же расходы вернулись в полном объеме, а вот поступления пока находятся на очень низком уровне. «Наши сборы сейчас очень далеки от того, что у нас было до 24 февраля. Например, нам хватило на то, чтобы выплатить зарплаты сотрудникам за первый месяц работы после возобновления, а как будет дальше – сказать крайне трудно. Пока только констатирую, что мы накапливаем убытки: аренду начисляют с момента открытия, налоги и другие расходы также не отменены. Даже за весь товар, продаваемый в кинотеатрах (вода, попкорн и т. п.), нужно платить заранее, хотя раньше была возможность рассчитаться с поставщиками в течение двух недель. Знаю, что некоторым крупным сетям удалось договориться о скидках или других, более лояльных условиях, однако у нас, как и у большинства региональных кинотеатров, это не сработало», – делится Руслана, подчеркивая, что и отношения с дистрибуторами остались без изменений по сравнению с довоенным временем.
Главной причиной такого положения, конечно, является война: «Люди напуганы, люди обеднели, многие наши зрители выехали в другие города или за границу, ведь Ковель и Вараш находятся недалеко от границ с Беларусью и Польшей», – говорит Цюпьяшук. И добавляет, что посещаемость обоих кинотеатров против января-февраля 2022 года упала ориентировочно на 80%. Однако и ситуация с релизами до сих пор оставляла желать лучшего: «Бэтмен», с которого началось возобновление сети, вышел на экраны только тогда, когда пиратская копия ленты уже была доступна в интернете, а сиквелу «Доктора Стрэнджа» собрать кассу помешало отсутствие украинского дубляжа. «Эта лента была действительно очень ожидаемой, она, можно сказать, вернула людей в кинотеатры. Однако 80% приходивших за билетами разворачивались и шли домой, узнав, что фильм будет на английском с украинскими субтитрами», – объясняет совладелица «Премьеры».
Этот опыт был довольно болезненным, однако надежды Цюпьяшук не теряет. По ее словам, в июле дела могут улучшиться, поскольку именно в этом месяце в репертуаре появится сразу несколько громких релизов, причем не только зарубежных. «Это, конечно, очередной фильм Marvel – «Тор: Любовь и гром», а также мультфильм «Миньоны: Становление злодея» и третья часть ленты «Мир Юрского периода». Но есть и одна украинская премьера: вчера состоялся релиз комедии «Скажені сусіди. Нові історії» от [Prototype Production и] FILM.UA. Мы очень на него надеемся, ведь это именно то, на что зрители должны пойти. Эту франшизу любят, ждут, и очередная ее часть должна вызвать интерес», – объясняет Руслана.
Дополнительно привлечь зрителей может то, что стоимость билетов в кинотеатрах осталась без изменений (хотя, по словам Цюпьяшук, она давно перестала быть адекватной), а в каждом заведении строго соблюдают военные правила безопасности. «К счастью, мы расположены в более-менее спокойном регионе, где тревоги раздаются не так часто, однако, если это происходит, мы прерываем сеансы и направляем зрителей в убежище», – говорит Руслана. И хотя в самих ТЦ, где расположены кинотеатры, полноценных бомбоубежищ нет (а есть только полуподвальные помещения), шелтеры в обоих случаях находятся в пределах несколькоминутной доступности от заведений. И если тревога застает зрителей во время просмотра фильма, билет остается действительным: ленту можно досмотреть либо в тот же день, либо в другой, либо вообще вернуть деньги.
Словом, ситуация в сети «Премьера», как и в кинотеатральной отрасли Украины в целом, сложная, но руки ее представители пока не опускают. Например, о сокращении персонала здесь сейчас не думают. Впрочем, это не признак хорошего состояния, а результат двух лет пандемии, предшествовавшей полномасштабной войне: «К началу вторжения мы уже работали в максимально оптимизированном состоянии. Как все помнят, именно кинотеатры были чуть ли не в самых больших клещах в течение двух лет пандемии, хотя те же магазины в то же время работали в полном объеме и регулярно были переполнены. Так что сокращать сотрудников нам пришлось еще в те прекрасные времена, а теперь мы из одного кризиса плавно перешли в другой. Поэтому и ситуация с премьерами украинских лент, особенно снятых за государственные средства, выглядит довольно странно: они могут позволить себе перенести релиз на время после победы, а вот являющиеся частными предприятиями кинотеатры должны выживать самостоятельно. Вообще в нашей отрасли так складывается, что государство поддерживает производителей фильмов, финансируя их создание, а кинотеатры всегда будто в оппозиции: к нам только звучат претензии, что мы не предоставляем украинским фильмам нужного количества сеансов. Не удивлюсь, если так будет и после победы, но главное, чтобы кинотеатры в принципе остались», – отмечает Руслана.
По словам Цюпьяшук, состояние кинотеатров ее сети в общих чертах справедливо экстраполировать на всю отрасль: о доходах здесь пока речь не идет, а убытки накапливаются. А вот похоже ли состояние региональных заведений на то, что происходит с крупными общенациональными сетями, мы расскажем в следующей части материала.