Завод, цех, съемочная группа рассеивает по площадке искусственный дым «для атмосферы». Звезда украинского кино Станислав Боклан сидит над чертежом. Так выглядят съемки новой комедии «Крашанка» от Mamas Film Production и FILM.UA Group. Сюжет ленты крутится вокруг семьи Забияк, которая собирается вместе отпраздновать Пасху. В то же время отец семьи (его собственно играет Боклан) строит ракету (ту самую «Крашанку»), чтобы ударить по Москве и завершить войну. Главные роли в ленте исполняют Станислав Боклан, Олеся Жураковская, Дарья Легейда и Владимир Гладкий, также в касте Людмила Загорская, Артур Логай и Игорь Портянко. За режиссуру отвечает Тарас Дударь.
«Крашанка» – одна из первых ласточек нового этапа украинского кинопроизводства, когда на финансовую поддержку государства рассчитывать не стоит. Потому фильм снимался в максимально короткие сроки и с сокращенным бюджетом. Впрочем, об этом немного позже. А пока предлагаю посмотреть, как проходил один из последних съемочных дней проекта.
Все на месте. Камера, мотор!
Станиславу Боклану очень понравился сценарий «Крашанки» (об этом мне сказала продюсер Алла Липовецкая)
И бутербродики с колбасой, наверное, также были вкусными. Но не ручаюсь, потому что гостям не давали пробовать
Режиссера Тараса Дударя на съемочной площадке было очень легко узнать – ни у кого больше не было такого ярко-красного костюмчика
Почти в центре Киева съемочная команда нашла просторный цех. Но где точно он находится, не скажу – это секрет
Конечно, не такой секретный, как чертежи, с которыми в кадре работает герой Станислава Боклана
Из этого всего должна появиться та самая ракета
Пусковой блок к «Крашанке»
И вот она сама. Эксклюзивные кадры
А вот долетит ли эта «Крашанка» до Москвы, посмотрите в кино
Несмотря на солнечный день на улице, в окно светят специальные прожекторы – чтобы в цехе также было солнце
Тарас Дударь придирчиво следил, чтобы все на съемочной площадке стояло правильно (и чтобы такие бродячие гости, как я, в кадр не попадали)
Напарником опытного Станислава Боклана в кадре был молодой Миша Пулянский – будущая звезда сериала «Окуповані». По словами продюсера, его роль очень большая, «практически главная»
Юный артист демонстрирует, как может моментально перевоплотиться из спокойного джентльмена
в разъяренного монстра (впрочем, кажется, такое всем детям свойственно)
Бегать в кадре Михаил мог сколько угодно, однако особой потребности в этом не было, ведь актер отлично справлялся с ролью без дополнительных дублейНу а пока группа работала на площадке, я подробно расспросила одну из продюсеров «Крашанки» Аллу Липовецкую об этом проекте и особенностях работы во время военного положения в целом.
– Еще в начале полномасштабной войны мы сотрудничали с очень талантливыми сценаристами Дмитрием Григоренко и Юрием Микуленко, делали документальный фильм о спасении животных. Они – авторы «Слуги народу» и других известных фильмов и сериалов. Однажды ребята показали сценарную заявку, она называлась «Пекельна крашанка». Это была очень талантливая идея, потому договорились, что они пишут сценарий, а мы – ищем деньги, – рассказывает Алла. – Мы поняли, что рассчитывать на господдержку не ко времени, оттого лента должна стать бизнес-проектом, чтобы привлечь частные средства. А это значит, что нужно снять классный фильм, но совсем недорого.
Нам поверил FILM.UA. Кроме того, у нас есть еще один частный инвестор, также давший нам денег. Впрочем, необходимой суммы пока нет: сейчас мы закончим процесс производства и будем искать часть бюджета на постпродакшен. Мы подались на грантовую программу Netflix на финансирование постпродакшена. Стриминг дает не всю сумму, а только 30%, но все же мы надеемся получить эту часть денег (на момент разговора список участников программы, в который «Крашанка» не попала, еще не был объявлен. – МН). Также надеемся еще найти инвестора, или у нас будет так называемый pre-sale. Мы презентуем проект телеканалам и ОТТ-платформам сейчас, когда фильм снят, но он еще не готов.
Итак, наша задача – покрыть недостающую часть бюджета на постпродакшен. И когда все будет совсем плохо, как говорит моя партнерша Марина Квасова, придется продать чью-то почку (смеется).
– В какой пропорции распределилось финансирование проекта сейчас?
– Два партнера, Mamas Film Production и FILM.UA – это 70%, частный инвестор – 30%. Но речь идет не обо всем бюджете, а о той части, с которой мы зашли в производство.
Кроме того, у нас будет много украинской музыки в ленте. Надеюсь, все пойдут нам навстречу и дадут возможность использовать их треки в фильме.
– Как долго фильм находится в производстве?
– С момента, как у нас был готов сценарий, до момента, когда мы решили снимать за свои деньги, прошло три недели. А еще через месяц приступили к съемкам, поскольку нам нужна натура. У нас по сюжету май в кадре, Пасха, нужна зеленая листва – поэтому все так быстро.
– В начале полномасштабного вторжения было создано Объединение украинских продюсеров (ОУП), в которое вы входите. Но «Крашанку» снимает Mamas. Почему?
– ОУП занимается документальными проектами. Правда, там был наш полный метр «Лишайся онлайн», который получил главную награду в Канаде, на фестивале «Фантазия», будет участником КМКФ «Молодість» и уже имеет дату проката – 28 марта 2024-го, FILM.UA Distribution взяла его в работу. «Лишайся онлайн» – это был единственный художественный фильм, все остальное – документальные проекты. ОУП и его главная задача – это рассказ о нашей войне зрителям всего мира.
– «Крашанка» снимается в Киеве, есть ли локации в других городах?
– Только Киев и Киевская область. Мы не можем позволить себе широкую географию ни физически, ни материально. Надо снимать максимально близко и комфортно для актеров: все они сейчас работают в театрах, снимаются в сериалах.
– Сколько у вас съемочных смен?
– Съемки будут продолжаться десять дней. Конечно, этот фильм можно было снимать в три раза дольше, с большим отдыхом для актеров. Здесь много сцен, где нужно и гореть, и прыгать в воду. Кстати, во время съемок было холодно, они в гидрокостюмах мерзли... Вообще в этом проекте многое зависело от настроения команды: все полюбили сценарий и работали героически. Получилась команда единомышленников.
– Если бы этот проект снимался до 24 февраля, сколько бы дней нужно было для съемок?
– 20 дней минимум. Актеры могли бы отдохнуть между дублями как нормальные люди. Но сейчас все всё понимают. У нас есть смены, которые начинаются в шесть утра, поскольку короткий световой день.
– Насколько сложно сейчас проходить бюрократические процедуры по организации съемок и получению разрешений? Или за 1,5 года система уже налажена?
– У нас есть специально обученные люди, которые настрадались. Мы даже должны были получить разрешения на то, чтобы стрелять в кадре. Нам разрешали привлекать пиротехников только до 20:00. И то лишь в специальных местах. Сейчас сильно ограничены съемки дронами, которыми мы очень часто пользовались раньше. Потому сейчас это не используем.
Бюрократия налажена, но запретов становится все больше и больше. Впрочем, мы понимаем, какое время сейчас.
– Организуя съемки с выстрелами и взрывами, пытались ли устроить все так, чтобы не триггерить местных жителей?
– История у нас все же легкая, добрая. Военные в кадре – это ТрОшники. Мы и снимали в локациях, где эти ТрО стояли – между селами. Потому мы не могли никому нанести психологическую травму. Напротив, повсюду в селах люди помогали, предлагали свои дома, иконы, рушники. На киношную «Пасху» все местные приехали в церковь. В людей, которые видят, что снимается кино, мне кажется, это вселяет надежду. Кино снимается – значит, мы победим.
Это будет народная комедия, и, я думаю, все ее полюбят. Она не шароварная, правдивая, немного щемящая. И уровень юмора там классный.
– Насколько сложно снимать во время военного положения? Приходилось ли останавливать съемочный процесс из-за тревоги?
– Прошли между капельками: однажды остановились из-за ракетных обстрелов. Полтора часа мы стояли и ждали отмены тревоги. К счастью, ничего никуда не прилетело. Но мы закладывали такие моменты в планировку.
– А сложно ли было собрать команду?
– У нас короткий срок производства и классный продукт. Потому, в принципе, было легко в поисках. Режиссер-постановщик Тарас Дударь, один из лучших режиссеров – тонкий человек, классно работающий с юмором. Главное было дать почитать сценарий. Так мы уговорили нашего оператора Сергея Крутько. Он такой оператор, который всегда выбирает сценарий – и он поверил. И мы поняли: если Крутько сказал «хорошо», значит, это точно классный сценарий. На самом деле всю команду режиссер под себя подбирал. Я думаю, что у нас лучшие из лучших. Но мы платим совсем небольшие деньги. Как и на телевидении: если сравнить с ценами до вторжения, то в два раза меньше.
– Пришлось кого-то уговаривать из-за этого?
– Мы всем честно сказали: «Люди добрые, у нас классный сценарий, и мы снимаем за свой счет. Можем заплатить вот столько. Кстати, мы еще не всю сумму собрали, но обещаем за съемочный период со всеми рассчитаться». И люди согласились.
– Когда планируется выход ленты на большой экран?
– Готовим премьеру на весну 2024 года, хотим порадовать зрителя накануне Пасхи.
Итак, съемки «Крашанки» состоялись. Желаю создателям фильма так же удачно пройти период постпродакшена, найти оставшийся бюджет и выдать продукт на большие экраны по плану.