Нынешний MIPTV – весенний международный рынок телеконтента в Каннах – выдался довольно скромным: по предварительным оценкам, он собрал около 5,5 тыс. участников, что в целом существенно меньше, чем в докарантинные годы. Впрочем, по мнению многих обозревателей, ощутимое «уплотнение» MIPTV этого года и значительное снижение доли сериального контента – это, по сути, возвращение к основам, к тому, что изначально отличало MIPTV от MIPCOM: а именно к акценту на форматах, документальном и детском контенте.
Последний, кстати, хоть и не вызывает особого медийного внимания, сейчас процветает. Так, например, в комментарии Variety Себастьян Дебертин (Sebastian Debertin), руководитель отдела закупки и копродукции международного контента в KiKA (совместном детском канале немецких общественных вещателей ARD и ZDF), то ли пожаловался, то ли похвастал, что его компания получила на MIPTV 438 (!) «серьезных запросов» на встречи, поэтому была вынуждена сократить эти встречи до 20 минут. В то же время на маркете он получил 360 международных предложений контента.
На контрасте с детским бумом особенно ощутимым был сериальный пшик. Если именно драматические телесериалы с мощными бюджетами задавали тон в предыдущие годы, то теперь их было мало. Фактически едва ли не единственным громким сериальным анонсом нынешнего MIPTV стал проект How to Stop Time (StudioCanal) – телеэкранизация бестселлера Мэтта Хейга «Как остановить время» с Бенедиктом Камбербэтчем в роли Тома Азара. Герой страдает редким недугом «анагерия», замедляющим процесс старения, из-за чего он живет уже 400 лет, постоянно меняя имя и локации, чтобы не вызывать подозрений.
На своем выступлении в пределах одной из панелей MIPTV Анна Марш (Anna Marsh), руководительница этой самой StudioCanal, сказала прямо: «Телевизионный пузырь лопнул». А на другой панели Джейн Фезерстоун (Jane Featherstone), глава британского продакшена Sister, развила эту мысль, добавив, что игровые телепроекты ждут тяжелые времена, поскольку доходы падают, а бюджеты – из-за инфляции и нехватки талантов – продолжают расти.
Впрочем, сериалы как вид, конечно, никуда не исчезнут – как и потребность зрителей в них. На таком фоне еще соблазнительнее выглядит украинское предложение по данному направлению, представленное на MIPTV в рамках инициативы Ukraine Content Club, о которой подробно можно прочитать здесь. Так, на маркете MIPTV были презентованы первые три проекта, отобранные для реализации международными экспертами UCC. А именно Nest of Snakes (FILM.UA Group), Really? (Starlight Media) и Tricker (1+1 media).
Сериал Nest of Snakes, основанный на реальных событиях, произошедших в СССР в 1980-х годах, рассказывает о расследовании массового отравления, унесшего жизни нескольких детей. Креативная команда проекта – это автор сценария Анастасия Лодкина, режиссер Алексей Есаков и продюсер Катерина Вишневская.
Черная комедия Really? рассказывает о жизни старшеклассницы по имени Вика, собравшейся покончить жизнь самоубийством в свой шестнадцатый день рождения: 24 февраля 2022 года. Российское полномасштабное вторжение разрушает эти планы, а реакция страны на войну заставляет Вику переосмыслить личное отношение к жизни. Сценарист и шоураннер проекта – Евгений Туник, а режиссер – Алексей Тараненко.
Ну а Tricker – это нуарный детектив. По сюжету после успешного ограбления налетчик зависает с женщиной, которую встречает в баре. Утром он находит ее мертвой, а его обвиняют в убийстве. За проектом стоят шоураннер Сергей Карпенко, режиссер Денис Тарасов и сценаристы Андрей Виштак и Артем Кобзан.
Однако сериалы сериалами, а изюминка MIPTV – всегда и особенно в этом году – это форматы. И как всегда, главная по репрезентации этого направления – наша давняя знакомая Вирджиния Муслер (Virginia Mouseler), соосновательница и CEO аналитической компании The Wit, со своим традиционным обзором Fresh TV Formats, к которому собственно переходим.
Fresh TV Formats: все везде и сразу
Свою презентацию соучредительница The Wit начала с констатации интересного бизнес-тренда, который она определила как «IP от P до P», где P равен platform. Суть этого тренда состоит в том, что адаптация формата идет через ту же платформу из страны в страну: так, в частности, делают Max (экс-HBO Max), Prime Video и Paramount Plus.
Анализируя мировой «круговорот» контента, Муслер отметила, что лидерами по его импорту за последние шесть месяцев стали Германия, Польша, Индия, Финляндия и США. При этом США являются и одним из крупнейших контент-экспортеров – вместе с Великобританией, Нидерландами, Францией и Южной Кореей. А компании-лидеры по дистрибуции форматов сейчас Banijay Rights, Fremantle, All3Media International, Paramount Global Content, WBITVP и ITV Studios.
Что касается проектов, которые составили программу нынешней презентации Fresh TV Formats, то я тематически разделила их по условным четырём направлениям: «Любовь», «Музыка», «Деньги» и «Очень странные дела». И теперь расскажу о каждом подробно.
Любовь: на тропическом острове и в грузовике
Любовь может – и имеет право – быть разной. И именно diversity теперь становится главным трендом дейтинг-шоу. Так, Муслер в первую очередь вспомнила ряд романтических гей-шоу: В частности, I Kissed a Boy (ITV Studios), где десять одиноких геев должны поцеловаться до того, как просто начать разговор. А еще – шоу For the Love of DILFs (OUTtv), в котором пытаются построить отношения мужчины из двух стереотипных групп: DILFs (то же, что MILF, только относительно мужчин: Dad I'd Like to F…k) и Himbos (молоденькие парни-«фитоняшки»).
Впрочем, свежие дейтинг-форматы концентрируются не только на гей-поисках любви. Думаю, многие мои читательницы согласятся, что кому, как ни странно, трудно найти себе пару, так это красивым взрослым карьерно реализованным женщинам. И именно о них шоу Queens Court (NBCUniversal Formats), где три «королевы» ищут своих «королей» среди 21 потенциального кандидата со всеми соответствующими королевскому статусу ТТХ.
А франко-канадское шоу Love Is a Highway (Banijay Rights) будто на контрасте концентрируется на совсем другой классовой группе – здесь любовь ищут одинокие водители грузовиков.
Если любовь уже найдена, то можно поиграть вместе. Так, в бельгийском формате Stranded on Honeymoon Island (RedArrow Studios) молодожены пытаются выжить на необитаемом острове (Вирджиния описала этот проект как микс Survivor и «Женаты с первого взгляда»). А израильский формат I Do, But with Who (Keshet International) – это своеобразный любовный детектив, где в течение одного эпизода показываются истории любви четырех пар, но до самого финала непонятно, кто на ком в конце концов женился.
Конечно, любовь может быть и горькой. О такой рассказывает французский формат Divide (Satisfaction Group), где один из пары – тот, кто пережил измену, – наблюдает за своим неверным партнером сквозь зеркальную стеклянную дверь.
А горько-сладким можно назвать формат FBoy Island (STXalternative), который Муслер назвала одним из двух главных трендсеттеров сезона (вместе с форматом The Traitors, о котором чуть позже). В FBoy Island три женщины на тропическом острове должны идентифицировать, кто из 24 горячих мужчин, вьющихся вокруг них, действительно хороший парень, а кто здесь только ради денег (так называемые fboys). И ошибаться не стоит, ведь на кону $100 тыс.: хорошие ребята настроены построить отношения и разделить этот приз со своей избранницей, тогда как fboys хотят деньги только себе. Два американских сезона шоу с 2021 года вышли на HBO Max, а третий перехватил The CW, параллельно запустив спин-офф FGIRL Island. Также формат уже адаптировали в Великобритании, Швеции, Испании, а среди анонсированных – Дания и Нидерланды.
Закончим этот блок «переходным» форматом, сочетающим любовь и музыку: корейским проектом The Wooing Choir (CJ ENM), где застенчивые мужчины объединяются, чтобы поразить женщин своими танцевальными и песенными навыками.
Музыка: играют на всем – от пианино до… подушки
Если уж зашла речь о Корее и CJ ENM, то с ними и продолжим: талант-форматом The Beatbox. Конкурсанты этого шоу должны воспроизвести известные песни с помощью предметов быта: обуви, кофеварки, дверцы холодильника или даже подушки. Чем больше предметов они выиграют, тем больше потенциальных инструментов у них будет. Проект, впервые реализованный в Нидерландах, был разработан CJ ENM совместно с Fremantle.
В испанском формате Can You Keep the Money (Phileas Productions) зритель-игрок с завязанными глазами должен угадать, кто выступает для него: настоящая звезда или ее имитатор. А франко-канадское шоу Zenith (KO Distribution) сосредотачивается на разрыве поколений, когда артисты стараются «завоевать сердца зрителей разного возраста».
Выше мы вспомнили о шоу, где пытаются играть на чем угодно, но в списке актуальных талант-форматов есть и такие, где играют на более чем традиционном инструменте – фортепиано. В частности, это шоу The Pianist (Нидерланды, Banijay), где селебрити сначала учатся играть, а потом соревнуются друг с другом в исполнительском мастерстве. А британское шоу The Piano (Fremantle) концентрируется на музыкантах-любителях, играющих на пианино в общественных местах. Те уверены, что снимаются в документальном фильме, но на самом деле за ними тайно наблюдают поп-певец Мика и известный китайский пианист Ланг Ланг.
Впрочем, далеко не все выступают на улицах исключительно ради искусства: некоторые – как, например, певцы-участники американо-британского проекта Sing to Survive (Studio 1) – вынуждены делать это в прямом смысле за еду. Такая печальная история логически подводит нас к следующему тематическому блоку.
Деньги: физическая выносливость и противостояние искушениям
Начнем обзор с бельгийского формата The Golden Egg (Glow Media), который, извиняюсь за тавтологию, оценивает оценочные способности участников-игроков: им предлагается 100 предметов, среди которых нужно определить самый ценный.
Британский формат Tempting Fortune (Cineflix) – это игра на выдержку: участников высаживают в отдаленной тропической местности, откуда они должны добраться до финишной точки. Им предоставлен набор для выживания и определенная сумма денег, а по дороге будут встречаться ну очень соблазнительные места, где эти деньги можно потратить. Но делать этого не стоит, ведь если доберешься до финиша, не потратив денег, – тебя будет ждать приз в 300 тыс. фунтов.
Концепция еще одного британского формата Rise & Fall (All3Media International) – это микс реалити-шоу и социального эксперимента. Участников поселяют в башне, произвольно разделяя на две группы: богачей и бедноту. Первые живут в пентхаусах и наслаждаются жизнью, а вторые – живут в подвале и занимаются тяжелым трудом. Но в любой момент ситуация и роли могут измениться: эти два мира соединяет лифт, на котором через голосование игроки могут либо подняться, либо съехать вниз… «Эдакая метафора нашего капиталистического общества. В этом шоу много моральных уроков», – подчеркнула Муслер для тех, кто не понял сразу.
Куда проще в моральном плане австралийское шоу The Summit (Banijay Rights). Но сложнее в физическом: 14 незнакомцам выдают рюкзаки с равными долями суммы в $1 млн. С этими рюкзаками на плечах им за 14 дней нужно попасть на вершину далекой горы. Доберетесь – деньги ваши!
Ну а закончим этот тематический блок корейским шоу The Time Hotel (CJ ENM), делающим буквальной поговорку о том, что время – это деньги. В проекте участники попадают в гостиницу, где единственной валютой является время. Они тратят и зарабатывают эту валюту, играя в разнообразные игры, а когда время у игрока истекает, его из гостиницы выселяют. «Время равное и справедливое для всех, но его ценность разная для каждого игрока. Если я играю нехорошо, то получаю мало времени как вознаграждение, а это ограничивает мой доступ к еде, напиткам или подсказкам. Время в The Time Hotel – это сила», – говорит руководительница по продажам CJ ENM Джулли Ким (Jully Kim).
Очень странные дела: ничего не ясно, но интересно
Юмористическое немецкое шоу Breaking Point (BBC Studios) может, конечно, насмешить немцев, но, думаю, украинской адаптации именно этого формата ждать не стоит – по крайней мере на памяти современных украинцев. Ведь тут две команды селебрити должны точно предсказать, когда что-то взорвется, разобьется или загорится. Очень веселое шоу, конечно.
Еще один странный формат – Walk of Fame (Newen Connect): тут знаменитостей носят сквозь джунгли, и они при этом не могут поставить ноги на землю. Создатели шоу описывают его идею так: «Мы видели, как знаменитости делают все и всюду – снова и снова. В этом шоу они делают совершенно противоположное: ничего. Совершенно ничего».
Бельгийский формат Destination X (Be-Entertainment), который уже купили BBC и NBCU, тоже о странных перемещениях, но теперь – на автобусе с непрозрачными окнами. Участников везут по Европе неизвестно куда, а когда автобус наконец останавливается, они должны определить на карте место, где находятся.
В формате The Unknown (All3Media International) в четком соответствии с названием неизвестно абсолютно ничего. Есть мастер игры, бросающий вызов двум командам – селебрити и обычных людей, – но никто из них не знает правил игры, в которую они будут играть.
А вот другой формат того же дистрибутора All3Media International – The Traitors – гораздо более понятный и... непредсказуемый при этом (напомню, именно его вместе с FBoy Island Муслер назвала главными трендсеттерами сезона). По сути это тонкая психологическая игра, в которой нужно уметь завоевывать доверие (и ему изменять), обманывать (и распознавать ложь). Группа из двадцати одного участника собирается в атмосферном замке. Они должны выполнить серию задач, чтобы получить денежный приз. Но трое из участников заранее назначены изменниками: и эти предатели тайно разрабатывают план похищения приза вместо того, чтобы поделить его между всеми. Задача со звездочкой – вовремя определить предателей и не дать им реализовать план. Нидерландский формат уже продан на двадцать территорий, включая США, Австралию, Великобританию, Израиль, Португалию, Грецию, Венгрию, Швецию и т. д.
MipFormats International Pitch: турецкий победитель и украинский финалист
Закончить обзор форматов я хочу проектом, который не вошел в список The Wit, однако победил на MipFormats International Pitch, а значит – заслуживает внимания. Это турецкое талант-шоу Show Must Go On, разработанное в рамках FormatWorkshop. По задумке авторов, в проекте участники получают возможность «превратить свой талант в деньги». Но у них всего 30 секунд, чтобы доказать свою талантливость зрителям и жюри – после этого те решают, продолжит участник игру и борьбу за постоянно растущий денежный приз или нет. Жюри может дать дополнительные 30 секунд, но все равно судьба участников зависит от аудитории, которая голосует в режиме реального времени по QR-кодам.
Кстати, в этом году на MipFormats International Pitch подали рекордное количество заявок – 89 проектов из 27 стран. И тем приятнее, что в список из пяти финалистов попал украинский проект. А именно Weekend Without Parents (LLC Heroes Creative Studio).
В этом проекте дети откладывают любимые гаджеты и во время выходных выполняют роль родителей: они учатся работать, готовить еду и вести домашнее хозяйство, принимая ответственные решения. Ставки высокие: если дети справятся, их родители могут остановиться в хорошем отеле, а если нет, то тем придется спать в палатке без еды и душа. Создатели формата описывают его так: «Смогут ли родители справиться с давлением нахождения под контролем своих детей? И узнают ли дети, что быть взрослым не всегда так здорово, как кажется в кино? Этот формат является идеальной демонстрацией взлетов и падений взросления, рассказанных в веселой и увлекательной форме». Сооснователь Heroes Creative Studio, продюсер Павел Черепин признался в комментарии Variety: «У меня есть мечта – после успешного путешествия этого формата по миру привезти его в Украину и развлечь семьи. Особенно те, для которых теперь выходные без родителей – навсегда…»