«Примерно на третий день войны пришло понимание, что нужно брать в руки оружие, которым мы обладаем, – истории, контент. Мы не сдаемся, готовы работать более, чем когда-либо, и видим потенциал нашей индустрии, – говорит CEO FILM.UA Group Виктория Ярмощук. Кажется, эти слова наилучшим образом выражают позицию, общую для украинской аудиовизуальной индустрии и для всей страны в это страшное и тяжелое время испытаний. Позицию простую и четкую: не сдаваться и делать то, что можешь, знаешь и умеешь, ради одной общей цели – победы.
Хэштег #StandWithUkraine, под которым крупнейшие медиакомпании страны объединили свои усилия ради комплексного промотирования на международном рынке возможностей украинской индустрии, – тоже об этой позиции. И мы, выбрав его для названия спецпроекта о работе индустрии во время войны, хотим рассказывать о том же: большом и малом бизнесе, несмотря на войну продолжающем работать, поддерживая экономику страны; о создателях контента, фиксирующих и рефлексирующих новую реальность, в которой мы живем; об индустриальных инициативах, направленных на единение и поддержку друг друга и страны.
У этого спецпроекта нет окончательного плана и четкой структуры, но есть главное – истории, которые хочется рассказывать. Истории маленьких побед – над собой, над обстоятельствами, каждого на своем месте, из которых однажды сложится наша общая большая победа Украины.
Поэтому спецпроект мы начинаем с рассказа о том, как прожила первый месяц войны крупнейшая киностудия Украины.
– Для нас, как и для многих, война стала неожиданностью: все знали о стягивании войск к границам Украины, но никто не думал, что вторжение будет настолько полномасштабным и стремительным, – говорит* CEO FILM.UA Group Виктория Ярмощук. – Мы не подготовились, и первые дни войны были особенно сложными из-за отсутствия информации, что происходит с людьми: у нас более 500 штатных сотрудников, за которых я чувствую огромную ответственность. Поэтому первое, что нужно было сделать, – это собрать максимально полную информацию о людях, чтобы выявить самые острые потребности, которые нужно закрыть прямо сейчас, прежде чем думать о чем-то глобальном. Острых запросов от людей (помощь с выездом, деньгами, лекарствами) было немного, и мы постарались максимально оперативно их выполнить. Я постоянно на связи с большинством топ-менеджеров, и люди знают, что могут обращаться за любой помощью.
Понимая, что доходов у компании в ближайшее время не будет, мы сразу решили: зарплату как минимум за февраль и март выплачиваем в полном объеме. В дальнейшем, конечно, будут необходимы сокращения, но в ближайшие месяцы мы точно не будем урезать выплаты под ноль или увольнять людей.
– Как выглядит рабочий процесс компании в военное время?
– От шока, вызванного началом войны, ключевой состав команды оправился очень быстро, и первые две недели мы решали вопросы жизнеобеспечения и безопасности, в том числе студийного комплекса. Отдельный респект всем службам киностудии, оставшимся там и продолжающим работать, – это технические службы, охрана и так далее.
На территории киностудии есть небольшое бомбоубежище, в мирное время использовавшееся как склад костюмов и реквизита. 24 февраля мы вынесли оттуда костюмы, занесли воду, поставили туалет – обустроили для всех, кто сможет добежать во время воздушной тревоги. И в первые две недели там находились человек 80 – в основном женщины, дети, пожилые. И наши сотрудники, и люди, приходившие из близлежащих домов.
Если же говорить о компании в целом, то сейчас работают все, кто может работать. У кого есть стабильный интернет и какая-то техника, могут это делать удаленно – IT-служба компании оперативно наладила удаленный доступ и все необходимые процессы. Отдельно хочется отметить бэк-офис FILM.UA: финансисты и юристы делают репрогнозы, перестраивают процессы под постоянно меняющееся законодательство, сапортят работающие части бизнеса. Наша продюсерская команда буквально с первых дней бросила все силы на производство актуального контента: генерируют идеи, собирают материалы, монтируют, привлекают людей. Мы сделали множество патриотических роликов, и почти все они были показаны в телемарафоне «Єдині новини», который совместно производят ведущие телеканалы страны.
Компания Animagrad вместе с 1+1 media и «Мамахохотала» создали анимацию для детей, что очень доступно, понятным языком объясняет происходящее. Отдельно производятся юмористические анимационные ролики для взрослых, обыгрывающие связанное с войной народное творчество.
В то же время активно работаем над международным направлением – историями, проектами и сервисами, которые можем предложить внешнему рынку.
– О чем конкретно идет речь?
– Закрыв вопросы безопасности, мы подумали о бизнесах, что могут работать удаленно. Это в первую очередь постпродакшен, адаптация, анимация, VFX – их релокацией мы активно занимались в марте. Уже на 95% отлажена работа по анимации, продолжаем рисовать «Мавку», хотя команда проекта разбросана по разным локациям.
Естественно, мы понимаем, что бизнес, связанный с физическим производством в Киеве, какое-то время работать не будет. Тем не менее со счетов мы его не сбрасываем и даже понемногу снимаем в Киеве: готовим документальный проект о волонтерах, разрабатываем еще несколько. Также думаем об организации съемок во Львове – у компании Patriot Rental здесь есть часть техники.
Одна их героинь готовящегося документального проекта - зооволонтер Анастасия Тихая, пешком эвакуировавшая собак-инвалидов из охваченного огнем Ирпеня
Бизнесы, непосредственно привязанные к инфраструктуре (кинопрокат и прочее), пока остановлены, и я понимаю, что нужно полностью перестраивать FILM.UA Group, менять все бизнес-модели, чтобы дать работу как можно большему количеству людей. Приоритетная задача сейчас – по максимуму сохранить команду, поддержать людей, не дать разъехаться навсегда. Мы верим, что после войны в страну пойдут инвестиции, и сейчас очень важно продержаться, всеми возможными способами приближая победу.
При этом порой случаются удивительные вещи. Казалось бы, как может работать компания «Так треба продакшн», не имея физического доступа к студиям звукозаписи? Но они, засев где-то «в лесах», умудряются делать переводы, отправлять их на начитку актерам, затем проводить сведение звука и т. д. Большинство людей смогли адаптироваться. Наше оружие – это контент, и его из рук никто не выпустил.
Если говорить о сервисах, то понятно, что в ближайшее время в Украину можно приглашать снимать только войну, поэтому наши высокотехнологичные компании сейчас активно разрабатывают услуги, которые можно оказывать международному рынку.
– Несмотря на войну, Украина будет представлена на MIPTV в Каннах. С каким месседжем страна едет на рынок?
– К сожалению (и это то, о чем я постоянно говорила, занимаясь международной деятельностью), на нашем рынке сильно переоценено представление об Украине в мире. Несмотря на постоянное присутствие на всех международных рынках, фестивалях и мероприятиях, об Украине знают скорее по точечным проектам и не осознают весь потенциал нашей индустрии. И сейчас у нас есть уникальный шанс (к сожалению, данный такой страшной ценой) привлечь максимум внимания к Украине. Поэтому мы решили, что нужно присутствовать на MIPTV не виртуально, а ехать лично: объяснять, кто мы такие и что можем дать миру для общей пользы и общей выгоды.
FILM.UA договорилась с MIPTV о том, что стенд, больше десяти лет закрепленный за нашей компанией, станет объединенным украинским стендом, представительством страны на рынке. К нашей инициативе присутствовать в Каннах присоединились украинские телегруппы «Медиа Группа Украина», Starlight Media и 1+1 media. Международное партнерство критически важно для восстановления нашей индустрии, а после войны – и всей страны, но мы не выходим на рынок с позиции жертвы: нам есть что предложить миру, Европе в первую очередь, чтобы совместно создавать контент. У нас достаточно креативных ресурсов, чтобы внести значимый вклад в развитие европейского аудиовизуального рынка. Об этом мы будем говорить и доказывать примерами разработанных в Украине проектов.
– В первую неделю войны FILM.UA Group активно продавала контент за границей, направив все доходы от дистрибуции на поддержку армии и жертв войны. Какие тайтлы были проданы за этот период?
– Наибольшим интересом пользовалась военная драма «Черкаси» – ее продали в Германию, Австрию, Лихтенштейн, Люксембург, Швейцарию и другие страны. Кроме того, на разные территории проданы сериалы «Нюхач», «Крепостная», «Женский доктор» и «Нити судьбы». Наши партнеры – в частности, ZDFE, TVP, коллеги из Молдовы, Румынии, Словакии – приобрели каталог FILM.UA Group. Другие партнеры (например, в Южной Корее) продолжили права на уже приобретенный контент.
За неделю удалось собрать более $200 тыс., которые мы по мере поступления переводим в три фонда – помощь армии, помощь пострадавшим от войны и Красный Крест.
– Также вы бесплатно открыли права на контент, демонстрирующий украинские традиции и культуру. Был ли интерес к этому предложению?
– Примерно на третий день войны пришло понимание, что нужно брать в руки оружие, которым мы обладаем, – истории, контент. На проект «Спадок», который все знают, но что никогда не релизился широко (даже на YouTube был представлен лишь частично), были наложены специальные титры с глобальным месседжем: вот украинская культура, существование которой отрицает российская федерация, – посмотрите, что агрессор пытается уничтожить. Наша дистрибуция начала предлагать этот контент по всему миру на безоплатной основе, и «Спадок» разошелся как горячие пирожки на самых разных территориях – помимо стран Восточной и Западной Европы в списке, к примеру, Латинская Америка, ЮАР, Индия и Монголия. В Украине «Спадок» впервые вышел в телеэфире, а также появился на всех digital-платформах.
Кроме того, на MEGOGO можно из любой страны мира бесплатно посмотреть документальные фильмы, посвященные украинской истории, этнографии и кулинарии: «І будуть люди. Наша історія», «Весільний спадок» и «Борщ. Секретний інгредієнт». А на YouTube-канале FILM.UA была открыта к просмотру драма «Ціна правди».
– Сколько проектов производилось в Украине до начала войны? Смогут ли они быстро возобновиться после окончания военных действий?
– Могу привести только общие цифры: порядка 50 сериалов, более 200 фильмов (полнометражных и короткометражных игровых, документальных, анимационных), более 100 рекламных проектов. Какие-либо прогнозы о возобновлении сегодня сделать сложно. Но очевидно, что рекламный рынок, за счет которого живут телеканалы, будет «лежать» минимум до конца года. Рынок платного телевидения, не будучи сильно развитым, потеряет прежние доходы на территории Украины, а доход от международной дистрибуции недостаточен, чтобы обеспечить жизнедеятельность. Кинопроката, естественно, какое-то время тоже не будет, а когда он восстановится – никто не ожидает довоенного уровня сборов сразу же. Практически во всех регионах страны разрушена инфраструктура (города, дороги, аэропорты и т. д.), после войны большое количество территорий потребует разминирования – соответственно, о широких возможностях снимать в Украине сейчас речи нет. Поэтому крайне важно, чтобы после окончания войны государство смогло создать условия для возобновления производства (а ему в этом помогли международные партнеры). Все на рынке, в том числе FILM.UA, будут активно разрабатывать международную составляющую, но совершенно очевидно, что без поддержки государства будет очень сложно. При этом, подчеркну, мы не сдаемся, не уезжаем из страны, более, чем когда-либо, готовы работать и видим потенциал нашей индустрии.
– Поделитесь ключевыми моментами плана перезапуска производственного сегмента после окончания войны.
– После войны обязательно будет спрос на развлекательный контент, поэтому мы уже сейчас генерируем идеи локальных продуктов, что помогут украинцам восстановиться. Людям будут нужны духоподъемные истории о любви, надежде, вере, и мы их собираем. Совершенно невероятные истории, в которых война – не основная тема, а скорее сеттинг. Кроме того, в разработке несколько документальных проектов, переосмысливающих происходящее сегодня. А наш Департамент исследований и инноваций разрабатывает проект воссоздания разрушенных украинских городов – Мариуполя, Харькова, Чернигова и других – в дополненной реальности.
Международное направление – это источник финансового ресурса, поэтому сегодня все работают над проектами, которые смогут предложить международному рынку. Здесь отдельно хотелось бы сказать о нашей полнометражной анимации «Мавка. Лісова пісня»: мы переосмысливаем и перезапускаем программу продаж мультфильма стриминговым сервисам, потому что этот контент актуален как никогда. Сегодня Украина охраняет не только свои границы, но и принципы гуманизма, здравого смысла, общечеловеческие ценности – и проект как раз об этом. Мультфильм практически готов, он несет в себе огромное количество украинских нарративов, и для нас просто дело чести устроить «Мавку» на глобальную платформу, чтобы ее увидело как можно большее количество людей. Но естественно, нам крайне необходимы ресурсы, чтобы закончить производство.
Недавно творческая команда анимационного фильма «Мавка. Лісова пісня» презентовала особые эскизы, которые не планировала обнародовать вплоть до премьеры ленты. В момент угрозы, когда нужно защитить лесной народ от гибели, Мавка становится огненной – сильной, преисполненной справедливой ярости. И эта ее сущность несет смерть жестокому и коварному врагу
Как я уже сказала, планируем продолжать активно развивать анимацию, поскольку это та инфраструктура, которую можно вынести из горячих точек.
Кроме того, еще до войны мы начали информационную кампанию о потенциале объединения стран Восточной Европы в альянс, как, например, в свое время сделали скандинавы. Три страны с маленькими территориями и сложными языками объединились и начали совместно производить продукт, вместе продвигаться, и все мы знаем, как хорошо они себя чувствуют на международном рынке сегодня. Восточная Европа – маленькие страны с маленькими экономиками, объединенные в чем-то похожим менталитетом, похожей историей, – теоретически могла бы сделать то же самое. И у нас есть планы идею такого восточноевропейского альянса разрабатывать и продвигать. На практике это означает, что страны могли бы создать общий фонд, совместно финансировать проекты, производители которых еще на этапе производства точно бы знали, что им обеспечен эфир во всех странах-участниках альянса. Это бы дало возможность находить недостающее финансирование на других территориях и т. д. Поодиночке ни одна восточноевропейская страна еще никуда не вырвалась, а совместно у нас есть большой шанс.
*интервью проводилось для международного издания TVBIZZ
и впоследствии было адаптировано для публикации в MBR