Мы продолжаем публиковать интервью топ-менеджеров крупнейших национальных телеканалов, ставших основой аналитического обзора «Вишлист украинских вещателей», с которым вы сможете ознакомиться совсем скоро: он будет опубликован в постобзор-документе White Paper по итогам KMW Global Marathon (получить можно при условии регистрации). Напомним, в этом году из-за карантинных ограничений обзор заменил одноименную панельную дискуссию, проходившую в рамках KYIV MEDIA WEEK - на ней традиционно обсуждали программные стратегии каналов ключевых отечественных медиагрупп и актуальные тренды украинского телерынка с точки зрения контента. Собственно об этом сегодняшний разговор с директором канала «Украина» Викторией Корогод.
- Виктория, как за период карантина изменилось телесмотрение канала «Украина», и как это повлияло на формирование сеток нового сезона?
- Если говорить о цифрах в период жесткого карантина, то смотрение ожидаемо выросло, а после отмены ограничений - вернулось к прежнему уровню. Если же смотреть на продукт, то мы более остро почувствовали запрос зрителя на контент, способный отвлечь от повседневных проблем, на качественные сериалы и яркие развлечения. Собственно, во время самого жесткого карантина мы и приняли финальное решение о покупке формата The Masked Singer, над адаптацией которого канал сейчас активно работает.
- Запуская «Маску», вы хотите завоевать аудиторию «больших шоу», которых у канала пока нет, или это больше имиджевая история?
- Да, конечно, мы хотим завоевать аудиторию таких проектов, хотим переманить зрителя - понятно, что каналу-лидеру нужны разные форматы и максимальные охваты. Мы довольно долго присматривались к совершенно разным направлениям больших развлекательных проектов, так как хотели предложить зрителю что-то новое, чего еще не было на нашем ТВ. И в формате The Masked Singer как раз есть все, что мы искали: новизна, успешность, позитив, праздник.
Это большое праймовое шоу выходного дня: такие проекты - по умолчанию имиджевая история, как и наши концерты ко Дню Независимости, как тот же фильм «Захар Беркут», который мы покажем 14 октября. Но мы не производим имиджевых историй без заявки на зрительский успех и высокий рейтинг. Поэтому я бы не разделяла имиджевость и захват аудитории.
- Что еще делает канал для привлечения новых категорий зрителей?
- Сложность в том, что мы хотим привлечь более молодую аудиторию, а ее в телевизоре все меньше и меньше. Она идет в диджитал. Основной акцент мы делаем на совместном просмотре, а также на привлечении зрителей 35-40 лет, потому что аудитория 40+ традиционно проводит свое время с каналом «Украина».
- Во время жесткого карантина пример отдельных продакшенов показал, что контент можно производить силами меньшего количества людей. Работает ли это для «Украины»? Уменьшились ли съемочные группы проектов канала или подрядчиков, с которыми вы работаете над производством сериалов?
- Я не знаю примеров продакшенов, которые могли бы позволить себе уменьшить группы без ущерба для качества. Во время карантина - безусловно, соблюдая все ограничения - мы внесли изменения в производственный процесс отдельных проектов. Те же ток-шоу «Говорит Украина» и «Свобода слова Савика Шустера» снимаются без зрителей в студии. Для части проектов мы изменили КПП - чтобы снимать в павильонах, с малым количеством людей на площадке только отдельные сцены. Но в целом съемочные группы наших проектов не уменьшились.
- Какие оптимизационные процессы вызвала пандемия: сокращали ли сотрудников, уменьшали ли бюджеты, возможно, придумали какие-то лайфхаки, чтобы безболезненно уменьшить расходы?
- Да, мы оптимизировали определенные производственные процессы. Часть сотрудников перевели на удаленку, за счет чего смогли более рационально использовать освободившиеся площади. Мы оптимизировали бюджеты, перенесли часть проектов и часть платежей на следующий год. При этом практически никого не сокращали, так как сохранение команды для нас очень важно: сотрудники - одна из наших главных ценностей.
- В эфире канала нет готового закупного контента, но, возможно, кризис подталкивает к тому, чтобы к нему присмотреться?
- Нет, не подталкивает. Украинского закупного контента, который бы продакшены делали не под заказ вещателя, у нас на рынке практически нет. Потому что в нынешних экономических условиях никто не может себе позволить зайти в производство без понимания, кто будет показывать продукт, без договоренностей, без совместного с вещателем финансирования. Если же говорить о западном контенте, то вряд ли он будет востребован у широкой аудитории общенационального канала.
- Какой из проектов в эфире «Украины» наиболее эффективен в соотношении затраты/смотрение?
- Праймовая линейка сериалов. Да, это высокобюджетное производство, но этот продукт высокосмотрибелен, он хорошо ротируется, выдерживает несколько показов и у него высокий потенциал для международной дистрибуции.
- В марте стало известно, что «Украина» закрывает проект «Реальная мистика» - почему приняли такое решение? Еще какие-то проекты могут закрыться в ближайшее время - как из-за карантина, так и по другим причинам?
- Мы не закрыли «Реальную мистику», а перезапустили - 14 сентября стартовал новый сезон. А новость о финальной серии - это был такой маркетинговый ход (улыбается). Кстати, мы получили в социальных сетях огромный отклик на эту новость, просто вал просьб не закрывать проект. Относительно других проектов на данный момент таких планов нет.
- Судя по сетке и анонсам, вы продолжаете делать ставку на сериалы собственного или совместного с другими продакшенами производства. Изменилась ли стратегия в их отношении? В прошлом году Юлия Гатитулина говорила, что зрители хотят «больше драмы в мелодрамах», а Наталья Стрибук отмечала, что просто мелодрамы недостаточно и ее нужно сочетать с детективом...
- В 2019-м отказ от длинных «мыльных» мелодрам стал одним из ключевых решений для канала. И в этом году у нас стало существенно больше детективов, драмы, криминальной драмы. Весной было несколько успешных премьер - «Отречение», «Консультант», «Отважные», «Филин». Осенний сезон открыло продолжение криминальной мелодрамы «На твоей стороне» (адаптация турецкого формата «Цена страсти») и третий сезон детектива «Выходите без звонка». В октябре мы показываем историческую костюмированную драму «Сага», рассказывающую о столетии истории Украины (1914 - 2014) через историю семьи. Это новое для нас направление. Сериал был одним из победителей «патриотического питчинга» 2018 года, и его реализация стала возможна в том числе благодаря поддержке Министерства культуры.
Для нас очень важен социально значимый контент, способный в чем-то менять человека и общество. И здесь скажу о знаковых для нас сериалах «Отважные» и «Вызов». «Отважные» поднимают тяжелую и сильно табуированную в нашем обществе тему домашнего насилия. Создавая этот сериал, мы сотрудничали с общественной организацией «Ла Старда - Украина», давали телефон их горячей линии, и за время, пока проект шел в эфире, количество женщин, обратившихся к ним за помощью, существенно выросло. «Вызов» рассказывает о ежедневном героизме спасателей, его производим при поддержке Государственной службы по чрезвычайным ситуациям. Оба сериала сняты на основе реальных историй, и оба говорят зрителю, как найти выход из страшных жизненных обстоятельств, как не попасть в какие-то просто опасные для жизни ситуации, которые кажутся очень далекими, но могут произойти буквально с каждым, как действовать, если беда все же случилась. И знаете, показатели смотрения всегда важны, но если наши истории помогут кому-то спасти жизнь - это уже результат совсем другого порядка. К тому же, «Вызов», по-моему, - совершенная новинка для нашего ТВ. Да и проблематика «Отважных» до нашей премьеры не была так прицельно и масштабно представлена на общенациональном канале. Драма «Отважные» вышла в апреле, и мы готовим второй сезон, премьера «Вызова» запланирована этой осенью.
- Вы также начали экспериментировать с жанром «лирической комедии». Как оцениваете реакцию зрителей на этот продукт, и эффективно ли в целом сотрудничество со студией «Квартал 95», учитывая, что у их проектов собственное «лицо», которое отличается от проектов «Украины»?
- Сотрудничество с «Кварталом» для нас эффективно, потому что это один из лучших продакшенов страны, репутация и востребованность продуктов которого подтверждены высокими показателями смотрения на разных каналах. В данном случае мы не оцениваем реакцию зрителей, мы видим фактические данные смотрения. В прошлом декабре у нас была премьера четырехсерийного сериала «Семья на год», и он стал одним из самых рейтинговых. Более того, в повторе показатели были такими же высокими. Поэтому в этом году «Квартал» снимает для нас четыре лирические комедии.
- Повлияла ли пандемия на производство сериалов: изменились ли бюджеты, есть ли проблемы с локациями, массовкой и т.п.?
- Конечно, повлияла. На время жесткого карантина съемки останавливались, и сейчас мы стараемся наверстать упущенное время, по части проектов догоняем КПП, часть проектов перенесли на конец этого или вообще на следующий год. Поменялись ли технологии производства? Нет, карантин не вдохновил нас на их создание. Бюджеты также принципиально не изменились.
- В сложные времена каналы предпочитают пользоваться услугами инхаус-продакшенов, а не привлекать компании со стороны. Так ли это у вас?
- Мы пользуемся инхаус-продакшеном в очень большом объеме вне зависимости от того, кризис или нет. Наш продакшен полностью закрывает слот будней с 09:00 до 15:00. До 09:00 выходит проект «Утро с Украиной», который мы также снимаем своими силами, а после 15:00 - большой объем информационного вещания собственного производства.
- За минувший год канал зашел в сегмент показа украинского прокатного кино. Насколько оправдалась ставка на это направление и будете ли продолжать работу в нем?
- В прошлом году мы показывали фильмы «Дике поле» и «Позивний Бандерас», этой осенью будут телепремьеры лент «Захар Беркут» и «Ціна правди». Планируем и в дальнейшем оказывать медийную поддержку знаковым кинопроектам, полноценное партнерство и участие в производстве также планируем. Сейчас находимся в активной разработке первого прокатного фильма в партнерстве с компанией FILM.UA, у которой есть опыт съемки масштабных и востребованных у зрителя фильмов. Однозначно, лидер киносериального производства должен быть и лидером показа прокатного кино в эфире, и заходить на территорию производства. Это наша стратегия.
- А есть ли у вас стратегия в отношении «цифры»? Для начала давайте поговорим о показателях в диджитале.
- За последний год наблюдаем существенный рост всех наших площадок в диджитале. Канал «Украина», как в ТВ, остается лидером по просмотру сериального контента на YouTube, а наши площадки в соцсетях, посвященные сериалам (Instagram, Facebook), лидируют по количеству подписчиков и растут очень динамично. Что, несомненно, говорит о востребованности нашего телеконтента у диджитальной аудитории.
- Планируете ли создавать контент непосредственно для цифровых площадок, или для вас это пока просто «второй экран»?
- Специальный контент для диджитала в данный момент канал не производит, но у нас точно есть такие планы. И да, в составе медиагруппы есть ОТТ-платформа OLL.TV - она тоже рассматривает вопрос производства оригинального продукта. Тут важна рентабельность, но я верю, что в ближайшие годы наша ОТТ-платформа начнет такое производство.
- Если растут просмотры - увеличивается ли доход от диджитала?
- Да, просмотры выросли, особенно в разгар карантина, но о доходах этого сказать нельзя.
- А как изменились доходы от рекламы? И сказались ли эти изменения на контенте?
- В этом году доходы ожидаются на уровне 2019-го. Большие спонсорские ожидания на 2020-й у нас были связаны с трансляцией «Евро-2020», но в связи с переносом чемпионата на 2021 год мигрировали и ранее подтвержденные клиентами спонсорские бюджеты. В остальном же у нас нет проектов, отмененных или закрытых по причине ухода спонсора.
- «Медиа Группа Украина» активно борется с пиратством. Успешна ли эта борьба в целом и какие конкретные результаты вы видите для группы и канала «Украина»?
- Производство контента всегда было связано с рисками пиратства, но мы готовы и умеем с этим бороться. Все чаще зарубежные партнеры перед покупкой нашего контента смотрят на наличие доступных пиратских копий, требуя участия группы в их удалении. Я считаю, что это справедливо. Более того, в защите контента должны принимать участие все участники рынка, которые его дистрибутируют, а не только первичный правообладатель. Только единство рынка по данному вопросу полностью минимизирует риски неправомерного использования контента.
За три квартала 2020-го выявлено 73 факта незаконной ретрансляции телеканалов МГУ в сетях провайдеров интернета и провайдеров программной услуги. С каждым нарушителем проведены переговоры, провайдеры заключили договор либо прекратили пиратить. В отношении некоторых собраны материалы и направлены заявления в Нацполицию. Ежегодно нами выявляется более 120 тыс. случаев незаконного использования контента собственного производства и более 400 тыс. случаев - покупного. Порядка 75% пиратских копий в интернете мы удаляем, остальное же убираем из поисковой выдачи.
Если же говорить о футболе, то зрителя интересуют не только прямые трансляции телеканалов «Футбол 1,2,3», но и просмотр записей голевых моментов (highlights), о чем говорит статистика выявляемых пиратских копий видео матчей - более 50 тыс в год. Суммарно на сегодняшний день по заявлениям МГУ инициировано и сопровождается 88 уголовных производств по факту незаконной ретрансляции телеканалов и использования VoD-контента.
- На проекты каких форматов и жанров, по вашему мнению, отслеживается тренд на украинском ТВ в 2020-м?
- Я бы назвала масштабные студийные шоу, юмор, конечно же, сериалы и тревел. Мы сами к тревелу присматриваемся, но пока решения нет.
- Какие направления канал «Украина» планирует развивать активнее всего, куда вкладывать самые большие бюджеты? Возможно, есть что-то, чего хотелось бы, но сейчас не хватает ресурсов?
- В ближайшее время сериалы остаются основой нашей сетки - соответственно, они и будут самой емкой статьей бюджета. Развивать более активно планируем направление масштабных форматных шоу. Ну, и как я уже сказала, мы хотели бы тревел, но пока не хватает ресурсов.
- Не секрет, что телевидение в Украине - это инструмент влияния для собственников каналов. Видите ли вы предпосылки к тому, чтобы телевидение стало полноценным бизнесом? Когда, по вашим прогнозам, это может случиться?
- Я в индустрии 20 лет, и все 20 лет верю, что занимаюсь бизнесом (улыбается). У нас есть четкий и понятный бизнес-план, мы работаем в системе KPI, на первом месте в которой - финансовые и долевые показатели. На мой взгляд, это и есть бизнес-критерии нашей работы.