Много лет подряд в рамках международного форума KYIV MEDIA WEEK проводилась панельная дискуссия «Вишлист украинских вещателей», на которой обсуждали программные стратегии каналов ключевых отечественных медиагрупп и актуальные тренды украинского телерынка с точки зрения контента и телесмотрения. В этом году - в связи с переформатированием KMW из-за карантинных ограничений - дискуссию заменил одноименный аналитический обзор, подготовленный MBR на основе интервью руководителей крупнейших (и по рейтингам, и по объемам производства) украинских вещателей. С самим обзором вы сможете ознакомиться в октябре: он будет опубликован в постобзор-документе White Paper по итогам KMW Global Marathon, получить который можно при условии регистрации. Мы же начинаем публиковать интервью, на базе которых создавался «Вишлист». Сегодня - беседа с генеральным продюсером «1+1» и руководителем бизнес-единицы «Телевизионный бизнес» 1+1 media Максимом Кривицким.
- Максим, начнем с актуального. Расскажите, как изменилось телесмотрение из-за карантина.
- Телесмотрение изменилось не только из-за карантина, других факторов тоже достаточно. Мы иначе стали смотреть на результаты, которые получаем. Присутствует тенденция к снижению показателей крупных телеканалов, растет OtherTV (вещатели, не измеряющиеся в панели Nielsen. - MBR). В городах 50+ по итогам восьми месяцев года видим, что канал-лидер собирает долю, близкую к 10%. Еще год назад мы не могли себе такого представить. А сейчас уделяем больше внимания совместному смотрению - в частности тому, кто принимает решение о выборе телеканала/программы при совместном просмотре.
- Как это отражается на сетке и контенте?
- Промежуточные выводы сделаны. Отчасти мы изменили сетку: экспериментировали, чтобы проверить свои версии о том, почему зритель так себя ведет. Теперь важно, как сработают наши премьеры. Надеюсь, мы учли все факторы.
Кроме того, «1+1» активно работает над дневным блоком. Если раньше он выстраивался из библиотечного контента, то сейчас готовимся производить для него специальные проекты. На карантине стало особенно заметно, как дневные показатели влияют на прайм-тайм. Производить программы для этого блока непросто, поскольку днем их сложнее окупить. Но у нас уже несколько проектов в разработке.
- А что с закупочным контентом? В этом году канал впервые за много лет показывал не адаптированный формат, а готовую американскую программу «Дорогой, мы переезжаем».
- Это эксперимент. House Hunters - классика, которую смотрят во всем мире, успешный и хорошо продаваемый в разных странах тайтл. У нас же он ожиданий не оправдал - не стал проектом совместного смотрения. Владычица пульта - наша телезрительница, и во время карантина она не смотрела проект вместе со своей семьей. Сама - смотрела, а с кем-то - нет, потому показатели вышли не на тот уровень, которого мы ожидали. Проект не провалился, однако нам хотелось большего. Потому в эфире телеканала его уже не будет.
Но мы продолжаем покупать турецкие сериалы - у нас есть аудитория, которая их смотрит. Так что показывать закупочные проекты будем: главное, чтобы это соответствовало ожиданиям нашего зрителя. Очень тщательно подходим к подбору контента, ведь понимаем - мы должны показывать проекты-события. Но бывает, что не все наши эксперименты зритель принимает.
- А приучить его возможно?
- Да. Но приучать всегда долго и дорого.
- С турецкими сериалами у вас был интересный кейс: производство мелодрамы «Ветер любви» остановили из-за коронавируса, и в разгар показа ее пришлось заменить другим сериалом. Расскажите об этом подробнее.
- Мы покупаем сериалы иногда еще на этапе производства. На тот момент нам не хватило примерно 12 эпизодов, то есть немного. И мы до сих пор не знаем, успеют ли они произвести продукт до конца года. Если успеют - покажем продолжение сериала в декабре. Пока же в эфире идет другой турецкий сериал, и он набирает обороты. А по поводу быстрой замены - мы покупаем сериалы загодя, у нас всегда есть запас.
- Вернемся к собственному контенту. Менялись ли производственные команды в условиях кризиса? Были ли сокращения людей или зарплат?
- Самая показательная история в плане производства - наши большие шоу, спасибо Владимиру Завадюку. Он отлично перестроил производственный процесс. Например, финальный эпизод «Голоса страны» уже был сделан совсем иначе. При этом команда разработала новую технологию, которую мы используем и в «Танцах со звездами», и в «Маскараде». Нет худа без добра: это несчастье помогло нам стать более гибкими в плане решения проблем.
В целом мы легко отделались, нам есть чем похвастать - не отменили ни одного проекта и сохранили кадры, просто многие работают на удаленке. Коллектив пошел на уступки во благо компании: часть сотрудников уходила в отпуск, а топ-менеджеры добровольно отказались от 25-35% зарплаты на период активного карантина. Каждый руководитель проводил разъяснительную работу, чтобы оптимизировать процессы и снизить затраты.
- А бюджеты на производство сериалов оптимизировали?
- Дело в том, что мы заранее, еще до карантина провели оптимизацию бюджетов, поскольку стремимся к эффективности проектов и работаем на то, чтобы наши телеканалы стали бизнесом. И еще по сериалам: их производство остановилось только на два месяца. Мы вернулись к работе в середине мая, когда разрешили снимать на улице. Вскоре зрители увидят эти премьеры.
- Сетку будете строить по прошлогоднему принципу: полгода - мелодрамы, полгода - комедии?
- Мы приняли решение производить комедии и драмеди. Делаем ставки на проекты вроде «Папика», «Сватов», «СидОренок-СидорЕнок», «Великі Вуйки».
- Еще у вас планируется сериал, состоящий из короткометражек. Снова эксперимент?
- «Дикие» - действительно эксперимент для канала, его предложил Андрей Яковлев. Так как он снимает очень качественно и талантливо, нам кажется, это может сработать.
- Вы также экспериментируете с VoD - сериал «Секс, Інста і ЗНО» создается специально для 1+1 video. К этому подтолкнуло увеличение просмотров в диджитале?
- Конечно же, просмотры выросли. Зритель стал больше пользоваться стримингами, подписался на разные платформы.
- И стал меньше смотреть традиционное ТВ?
- Нет, на линейном телевидении эти процессы особенным образом не отразились.
- А доход от диджитала во время кризиса увеличился или уменьшился?
- Скорее сохранился. По сравнению с прошлым годом он вырос, однако до запланированного пока не дотягивает.
- Как думаете, есть ли в Украине перспектива запуска крупной мультимедийной платформы, для которой будет производиться контент, отличный от телевизионного?
- Думаю, что да, но не в ближайшее время. В России, например, весь контент, производящийся для платформ, до сих пор не окупается, и они не знают, что с этим делать. В развитие альтернативного направления стоит вкладывать, если есть свободные деньги. У нас их нет.
- В какие направления будете вкладывать вы? Как выглядит вишлист «1+1» на следующий год?
- Я бы хотел, чтобы на «1+1» было сильное информвещание, как сейчас. Будем его усиливать: не только ТСН, но и утреннее шоу. Также в нашем вишлисте хорошие сериалы. И большие развлекательные шоу, конечно, у нас в разработке их несколько. Планы расписаны на два года вперед, так что, думаю, все получится. Кроме того, мы поддерживаем украинское кино и хотим сотрудничать с большими студиями и независимыми режиссерами, общаемся с командами потенциально успешных фильмов.
- Есть проекты, которые хотели бы запустить, но пока не получается? Многие сейчас говорят о стендап-шоу…
- Мы со студией «Квартал 95» постоянно обсуждаем вопрос стендап-шоу, они несколько раз снимали пилоты. Это все интересно, однако пока у нас нет стендап-культуры, а просто приучать зрителя [к ней] не выйдет. Нужно дождаться удобного момента: поймать волну, почувствовать, что жанр развивается.
- А что по поводу тревела? Сотрудничество с Антоном Птушкиным продолжится?
- Да, мы начали сотрудничество с Антоном Птушкиным и продолжаем показывать «Мир наизнанку». Тревел-формат будем тестировать и на «2+2», и на ТЕТ - сейчас снимаем пилоты.
- Как изменился доход от рекламы?
- Сейчас уже можно сказать, что выходим на уровень доходов прошлого года. Конечно, мы ставили себе планку повыше, но в такое непростое время удержать доход - уже хороший результат.
- А если говорить о спонсорских интеграциях?
- Думаю, по спонсорству мы вообще лидируем на рынке. За время карантина количество клиентов у нас увеличилось.
Напоследок Максим назвал 2020-й прорывным в борьбе с пиратами (получено сразу три решения суда - притом, что за предыдущие три года не было ни одного). А как оценивают текущий год руководители других вещателей, мы расскажем совсем скоро - не переключайтесь.