На прошлой неделе мы начали разговор на тему дистрибуции украинского контента в военное время. Тогда в фокусе было кино, однако и в телеотрасли есть чем похвастать в данном контексте. Например, в этом году самые крупные производители телевизионного контента объединились, дабы как можно лучше презентовать украинскую индустрию на ежегодном рынке аудиовизуального контента MIPTV. Про организационную сторону вопроса нам уже рассказала директор компании Media Resources Management Катерина Удут, а теперь пришло время исследовать конкретные дистрибуционные результаты, которых удалось достичь – причем не только в рамках упомянутого рынка контента.
Невероятный спрос, поддержка партнеров и бесплатные права
Но сначала все же о MIPTV, где усилия медиагрупп FILM.UA Group, Starlight Media, «Медіа Група Україна» и 1+1 media были объединены инициативой Ukrainian content. Global cooperation. Как отмечает директор департамента продажи контента «Медиа Группы Украина» Ирина Черняк, эта инициатива была направлена на централизованную работу с зарубежными рынками в предоставлении информации об украинских реалиях. «О том, как мы работаем во время войны, какие у нас планы по ее окончании, как можно с нами разрабатывать и производить контент, использовать наши ресурсы. А еще – покупать наши истории», – уточняет Черняк.
Ирина подчеркивает: интерес к контенту из Украины в этом году был намного выше обычного, а география спроса существенно отличалась от того, что было до 24 февраля. «Прежде всего активизировались страны Центральной и Восточной Европы, ведь наибольший поток беженцев именно там, а значит, и портрет местного зрителя очевидно меняется. Запросы из указанного региона мы еще обрабатываем, но могу сказать, что в ближайшее время подпишем соглашения с новыми для нас партнерами», – говорит она.
Беспрецедентный интерес со стороны международного рынка подтверждают и в Starlight Media. «Нынешний MIPTV стал ярким отражением единства и готовности к партнерству ради будущего украинской креативной индустрии, – утверждает директор департамента по монетизации контента Наталья Геровская. – Это чувствовалось на нашем объединенном национальном стенде, в каждом диалоге и на переговорах. Интерес к нам стал рекордным – это подтверждает количество и встреч, и запросов. Притом речь идет не только об условно «гуманитарных закупках» – международные партнеры знают и понимают, какой контент их интересует. Я думаю, это важно и определит постоянство новых партнерств, поможет нам не только поддерживать себя на плаву, но и развиваться как рынку. Наша задача – не просто продать как можно больше, чтобы спасти бизнес. Мы стремимся к настоящей интеграции – сначала европейской, а затем на рынке США, Великобритании, других стран».
Черняк отмечает, что с начала полномасштабной войны суммарно «Медиа Группа Украина» продала все типы прав более чем на тысячу часов контента. Среди самых успешных тайтлов – предпраймовые линейки сериалов: «Выходите без звонка», «Агенты справедливости», «Доктор Ковальчук» и многие другие. Да и вообще Ирина называет нынешнюю пору горячей по соглашениям. «Это и продажа свыше 200 часов нашего контента в Южную Корею, и сотрудничество с новыми партнерами в Израиле и Германии, и расширение нашей и без того активной деятельности в балтийском регионе, а также активный интерес к украиноязычному контенту», – говорит Ирина, добавляя, что постоянные партнеры группы во многих странах мира продолжают поддерживать ее в сложное время, продлевая права в рамках уже существующих соглашений и активно покупая библиотеку.
По словам Геровской, у SLM также есть примеры подобной помощи со стороны партнеров. «Часто они готовы покупать украинский контент сверх запланированного объема и оплачивать контракты при подписании. Этим они вносят по-настоящему важный вклад в сохранение нашего бизнеса и возможностей для будущего развития. Еще одни важные партнеры – крупные дистрибуторы. Они уделяют большое внимание нашему контенту, отбирают тайтлы и готовы помогать с дистрибуцией на очень приятных условиях», – делится Наталья. Более того, для Starlight Media сегодняшний интерес мира не ограничивается распространением уже имеющегося контента. «Для нас важно не останавливаться в производстве. Мы благодарны партнерам, готовым работать над новыми проектами. Среди них, например, Drugi Plan, с которыми мы сейчас разрабатываем очень актуализированную текущими событиями историю о проблемах торговли людьми и эксплуатации. А также партнерам, с которыми начинаем работу над своими и их идеями в сопродюсировании – в основном в жанре документалистики. Мы видим готовность как к поддержке украинской контент-индустрии, так и реальный интерес к совместной работе над продуктами. И мы за это невероятно благодарны», – добавляет Геровская.
Также Наталья отмечает, что даже сейчас, еще до победы, группа Starlight Media может предложить международным партнерам сотрудничество не только в конкретном, но и в сервисном измерении. «Продолжаем работать – разрабатываем новые идеи, у нас есть мощные маркетинговые, технические возможности, и мы точно открыты для новых партнерских проектов. Среди популярных запросов, конечно, и документальные проекты о текущих событиях в Украине. И опять же у нас здесь есть как много отснятого контента, так и уникальная экспертиза профессионалов внутри, сервисы, которые могут качественно обеспечить весь процесс», – говорит она.
С дистрибуционными достижениями военного времени от FILM.UA Group вы уже частично знакомы – о киносоглашениях компании мы рассказывали в первой части материала. Касательно же телеконтента глава FILM.UA Distribution Евгений Драчев отмечает, что множество тайтлов из каталога компании сейчас пользуются спросом на европейском рынке: «Балтийская медиагруппа All Media купила практически весь наш каталог. Кроме того, немецкий канал ZDF Nero приобрел лицензию на сериал «Прятки», чешский Prima TV – третий и четвертый сезоны «Крепостной», а Румыния купила «Нюхача».
Также компания распространяет часть своего контента бесплатно: например, digital-проект «Спадок», посвященный украинским традициям и истории украинского костюма. После российского вторжения студия его несколько обновила, наложив специальные титры с глобальным месседжем (вот украинская культура, существование которой отрицает российская федерация), начала предлагать во всем мире, и спрос оказался невероятным: по данным CEO FILM.UA Group Виктории Ярмощук, в списке территорий, куда отправился «Спадок», не только много стран Восточной и Западной Европы, а и Латинская Америка, ЮАР, Индия и Монголия.
По словам Евгения Драчева, аналогично поступили и с проектом «Борщ», который вызвал заинтересованность прежде всего на территории Восточной Европы – там его приблизительно поровну размещают и телеканалы, и онлайн-платформы.
В 1+1 media, также принимавшей участие в объединенном украинском стенде на MIPTV, на наш запрос о дистрибуции контента в военное время не ответили, отметив, что пока не могут разглашать подробности в связи с юридическими моментами.
Документалки и новостной контент в топе
В этом году на MIPTV был представлен и контент Общественного, причем для компании подобный опыт в новинку. «Мы с радостью присоединились к коллегам и партнерам из других украинских медиагрупп, которые положили начало инициативе, позволившей в этом году объединить украинскую телевизионную индустрию в совместном международном продвижении украинского телепродукта. Благодаря этой инициативе был сформирован общий каталог пяти медиагрупп, среди которых была презентована и продукция Общественного вещателя», – напоминает генпродюсер дирекции телевидения Общественного вещания Григорий Тычина. По его словам, для компании это значительный шаг вперед, позволивший не только представить собственную продукцию, но и получить информацию о потенциальных покупателях. Сейчас в НОТУ работают над тем, чтобы реализовать новые контакты.
«Особенностью каталога Общественного вещателя было то, что в нем превалировал документальный контент, поскольку одна из наших основных задач – это объективное информирование о событиях в Украине. Мы достаточно много внимания уделяем именно документальному производству. В первую очередь, я имею в виду проекты «Колапс: як українці зруйнували імперію зла», «Майдан. Шість літер нашої свободи», «Сильна», «Люди Зони» и ряд других. В каннском каталоге также были представлены два анимационных проекта – «Тото» и «Портал приключений». Надеемся, наша продукция поможет другим странам лучше понимать Украину и украинцев», – говорит Тычина.
Значительный интерес со стороны зарубежных телекомпаний к проектам собственного производства Общественный вещатель ощутил еще до MIPTV, и сейчас готовятся несколько сделок по продаже прав на трансляцию. Правда, подробности о том, какой контент продается и на каких территориях его увидят зрители, компания сможет сообщить только после окончательного заключения этих соглашений. «Обмен телепродукцией с зарубежными общественными бродкастерами проходил и раньше в рамках Европейского языкового союза, членом которого является Общественное. Однако готовность именно покупать наш продукт – это свидетельство уровня его качества, который сейчас существенно вырос, и контент начал привлекать гораздо больше внимания», – добавляет Григорий.
Анализировать архивы с точки зрения оценки потенциальной ликвидности существующих проектов на Общественном начали еще в конце прошлого года, проверяя как сам контент, так и достаточный объем прав для его реализации. «Ряд позиций отобрали и сейчас дорабатываем расширенный каталог», – отмечает Тычина. А с началом полномасштабного российского вторжения в Украину, по его словам, значительно возрос спрос и на новостной футаж, за которым к Общественному обращаются зарубежные документалисты.
Сериал как ключ к пониманию Украины и ее президента
Напоследок мы оставили кейс сериала «Слуга народу», который невозможно игнорировать в контексте мирового успеха украинского контента во время войны. На наш запрос в студии «Квартал 95» не ответили, однако про невероятный спрос на проект после 24 февраля рассказал Никола Содерлунд – управляющий партнер компании Eccho Rights, которая занимается распространением контента украинского продакшена. По его словам, резкий рост интереса к «Слуге народа» начался еще в начале марта – именно тогда, когда Владимир Зеленский стал крашем почти планетарного масштаба. В Eccho Rights сообщили о соглашениях с вещателями на Ближнем Востоке, греческим телеканалом ANT 1 и румынским PRO TV. Кроме того, права на показ сериала были проданы каналам в Болгарии, Молдове, Эстонии, Франции, Финляндии и Грузии, а также британскому Channel 4. Даже стриминг-сервис Netflix не смог остаться равнодушным, еще в середине марта вернув «Слугу народу» в библиотеку, доступную в США. И это, собственно, не удивительно: мир стремится ближе познакомиться с президентом Украины, хоть и таким, достаточно нестандартным способом.
Будем надеяться, что мировой тренд на украинский контент продолжится и после войны, но, когда она закончится (конечно, нашей победой), отечественных фильмов и сериалов на международном рынке станет еще больше.