Этой осенью международный медиафорум KYIV MEDIA WEEK успешно провел шесть специальных событий в сотрудничестве с тремя европейскими индустриальными площадками при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). KYIV MEDIA WEEK 2022 Travel Edition начал свое путешествие с Международного фестиваля веб- и телесериалов Serial Killer (20–25 сентября, Брно, Чехия). Экватором форума стал Международный рынок аудиовизуальной индустрии MIA (11–15 октября, Рим, Италия). А завершил свое путешествие KMW 2022 на крупнейшем в Европе рынке контента – 38-м Международном контент-маркете MIPCOM (17–20 октября, Канны, Франция). MBR на основе партнерства с KMW представляет спецпроект KYIV MEDIA WEEK 2022 REVIEW – обзор ключевых ивентов нынешнего KMW.
Прочесть этот текст на английском можно по ссылке.
«Обычно, когда речь идет о социально значимом контенте, то сразу начинаются разговоры, что он скучный, слишком документальный. В определенной степени это правда, однако так не обязательно должно быть», – отметила директор по развитию и копродукции FILM.UA Group Екатерина Вишневская, ставшая модератором панельной дискуссии KYIV MEDIA WEEK: Rome Chapter. The social impact of content, которая прошла в рамках Международного рынка аудиовизуальной индустрии MIA в Риме.
Дискуссия была посвящена двум ключевым вопросам. Первый – влияние контента на общество и возможности, которые в этом контексте имеет контент, обычно считающийся развлекательным, а не социально значимым. Ну а второй – вопрос поддержки Украины в ее текущих реалиях европейскими бродкастерами.
Участие в беседе приняли глава направления драмы национальной телерадиовещательной компании Финляндии YLE Ярмо Лампела (Jarmo Lampela), член правления Национальной общественной телерадиокомпании Украины Андрей Таранов и Доун Маккарти-Симпсон (Dawn McCarthy-Simpson), управляющий директор по бизнес- и глобальной стратегии PACT (Producers Aliance for Cinema and Television): торгового органа Великобритании, представляющего и поддерживающего независимые производственные и дистрибуторские компании.
В первую очередь спикеры высказались по теме социальной ответственности производителей. «Каждый контентмейкер должен задумываться о происходящем на планете. Ведь контент, который мы продуцируем, – это отражение наших ценностей и реакция на события в мире, – отметил Ярмо Лампела. – YLE существует на деньги налогоплательщиков, поэтому наша стратегия – это контент для всех и для каждого. Наш контент должен отражать ценности общества: diversity, социальная ответственность, сохранение благополучия в Финляндии и т. д. И соответственно, когда так радикально меняется политический ландшафт в Европе, мы должны рефлексировать реакцию финнов на это – их мысли и эмоции». Также Лампела подчеркнул, что события в Украине очень беспокоят финнов, ведь у наших государств один и тот же, как выразился Ярмо, «проблемный сосед».
Разговор продолжила Доун Маккарти-Симпсон. Она подчеркнула влиятельность британской контент-индустрии – и, соответственно, высшую степень ее ответственности: «Великобритания – второй после США экспортер контента с очень мощной независимой продакшен-индустрией. Истории, которые мы рассказываем, путешествуют по миру. Поэтому чувствуем ответственность за то, чтобы они имели важность так же, как и развлекательную сторону, ведь мы можем распространять эти истории шире, глобальнее других». Кроме того, Доун подчеркнула, что поддержка, которую сейчас британские контентмейкеры оказывают Украине, – это не «повестка», спущенная сверху, а закономерный личный выбор: «Продюсеры понимают, что является морально правильным и что нужно сделать».
Андрей Таранов подключился к разговору с помощью Zoom: из-за постоянных российских обстрелов он не смог покинуть Украину, поскольку должен был позаботиться о безопасности своих детей. «Конечно, мы с начала полномасштабной войны были сосредоточены на новостях, чтобы люди получали постоянный поток новостей из своего региона, из своих городов, из страны в целом – чтобы они не паниковали, не поддавались фейкам, понимали, что происходит, были обезопасены максимально, насколько это возможно в текущих условиях», – рассказал Таранов о работе Общественного с начала полномасштабного российского вторжения. Андрей подчеркнул, что работа общественного вещателя претерпела технические изменения: это и возвращение традиционного радиовещания, а также стремительное развитие digital-платформ Общественного – телеграма, фейсбука и т. д., что позволило лучше коммуницировать с молодой аудиторией. «Впоследствии мы поняли, что должны делать больше, чем просто новости, – продолжил Таранов. – В первую очередь стали помогать людям, которые имели очень ограниченный доступ к контенту: запускали детские программы; программы, ориентированные на пожилых людей. Сейчас мы понимаем, что есть многое другое, что нужно делать. Это направления журналистских расследований, документальных проектов (с акцентом на документирование военных преступлений). Но в то же время мы должны помогать людям восстанавливаться – и поэтому entertainment-направление тоже крайне важно. Очень счастливы иметь ВВС нашим партнером по проведению Евровидения в Ливерпуле в следующем году. И это прекрасная иллюстрация кооперации и интеграции британской и украинской культур с целью принести людям надежду, какие-то позитивные перспективы».
Далее Доун Маккарти-Симпсон рассказала о еще одном примере актуальной британско-украинской контент-кооперации – «Соняшник ТБ» (Sunflower): детский украиноязычный YouTube-канал без рекламы, собравший коллекцию лучших программ и мультиков для украинских детей, разъехавшихся сегодня по миру.
Этот проект PACT получил общеиндустриальную поддержку, включая продакшен-компании, вещателей, дистрибуторов и создателей контента как в Великобритании, так и в Украине. Среди привлеченных организаций: Aardman, All3Media; Banijay; BBC и BBC Studios; Channel 4; Channel 5's Milkshake!; S4C; Entertainment One; Fremantle; Glowberry; ITV и ITV Studios; Little Dot Studios; Mattel; Paramount и Nickelodeon; Sky; STV. А также украинские компании Starlight Media, FILM.UA Group, Glowberry. «Кроме того, к проекту присоединился YouTube, предоставив нам платформу, чтобы бесплатно запустить канал», – добавила Доун.
Она рассказала, что ключевой идеей было сделать так, чтобы все украинские дети, разбросанные сейчас по миру, имели доступ к огромному количеству детского контента, но – на своем языке. «Все контентмейкеры и правообладатели предоставили нам свой контент бесплатно, включая такие популярные бренды, как Свинка Пеппа и Мистер Бин, – подчеркнула Маккарти-Симпсон. – Все происходило очень быстро: мы знали, что вопрос времени очень важен. Канал запустился в начале июля, сегодня его аудитория – сотни тысяч людей, которой мы предлагаем сотни и сотни часов контента. И мы не останавливаемся, продолжаем расширяться».
Доун также вспомнила о еще одной инициативе PACT в поддержку Украины – направленной непосредственно на контентмейкеров. «Мы подумали: талантливые продюсеры в Украине хотят рассказать миру многое, ведь вся их жизнь претерпела изменения тем или иным образом. И организовали два воркшопа для продюсеров Starlight Media – одной из главных украинских телесетей, имеющей шесть общенациональных и международный каналы. Воркшопы имели секции сценарного и несценарного контента. В рамках этих мероприятий украинские продюсеры питчили все свои проекты с потенциалом для копродукции: и развлекательные, и документальные. Мы хотели дать им немного ощущения нормальности в той жизни, которой они сейчас живут», – рассказала Маккарти-Симпсон.
Далее беседа коснулась стереотипа о «скучности» социально значимого контента. «Социально значимый контент вовсе не обязательно скучный. На самом деле если он скучен – то это просто плохой контент», – акцентировал Андрей Таранов независимость скучности или интересности контента от его жанра и направленности.
Как свежий пример совершенно нескучного и одновременно социально значимого контента Екатерина Вишневская привела специальный эпизод финского шоу Song of my life («Пісня мого життя»), созданного финским продакшеном Yellow Film & TV вместе с украинскими компаниями 1+1 media и FILM.UA Group. Это первый кейс такой телекопродукции: когда финны совместно с украинцами разрабатывают и снимают развлекательное шоу, посвященное Украине и ее культуре, которое показывают в обеих странах. «Для всех было большим вызовом сделать так, чтобы это произошло. У нас была украинская команда, украинские певцы – люди, которые ехали в Финляндию как из Украины, так и со всей Европы», – рассказала Вишневская.
Шоу Song of my life было разработано продакшеном Yellow Film & TV и телеканалом YLE по оригинальной идее контент-директора Пети Пелтомаа (Petja Peltomaa), с 2019 года в эфире вещателя вышло четыре сезона (пятый находится в предпродакшене). «Пісня мого життя» – самое популярное развлекательное телешоу Финляндии: в течение последнего сезона средняя доля проекта составляла 42–45%. Социальная составляющая шоу – это цепляющие за живое человеческие истории. Каждый из героев эпизода – известных всей стране людей – загадывает песню, связанную с важнейшей историей его жизни. В студии герои смотрят выступления вокалистов, исполняющих эти песни, и пытаются угадать, кому какая из песен принадлежит. В специальном эпизоде Song of my life герои проекта, исполнители загаданных ими песен и ведущая основной части действа были из Украины, но также приняли участие финские артисты и ведущая.
«Обычно копродукция – это дорого, медленно, тяжело и требует умения идти на компромиссы. Но нет смысла ждать – нужно действовать, находить пути. Не через три-четыре года, а сейчас», – резюмировал Ярмо Лампела. И по просьбе модератора немного рассказал о Nordic12 – в качестве примера четкой структуры и действенного механизма, облегчающего копродукцию. Nordic12 – это объединение контентмейкеров Северной Европы, созданное с целью стимулирования производства и распространения драматических сериалов. «Это прекрасный пример коллаборации, которая стала реакцией на потребность в контенте и объединении», – подчеркнул Лампела.
Первая волна сотрудничества Nordic12 состоит из двенадцати драматических сериалов, созданных североевропейскими общественными бродкастерами: DR (Дания), YLE (Финляндия), SVT (Швеция), NRK (Норвегия) и RUV (Исландия), которыми они смогут делиться друг с другом. Система предполагает, что каждый завершенный сериал будет доступен в следующем году на потоковых сервисах государственных вещателей, а некоторые сериалы будут также транслироваться в традиционном телеэфире. Это сотрудничество позволяет североевропейскому контенту лучше «путешествовать» между странами региона, увеличивает количество скандинавской копродукции, стандартизирует и оптимизирует процессы в ней. «А еще Nordic12 помогает в поиске международной копродукции, ведь это уже знак качества», - рассказал Ярмо.
Подхватив тему сценарного контента, спикеры обсудили вопросы его социальной значимости. «Мне кажется, сценарный контент в целом недооценивают с точки зрения его влияния на людей. Однако мы в Украине начинаем это влияние понимать, – сказала Екатерина Вишневская. – Последние события показали, что у Украины и Европы общего больше, чем может показаться на первый взгляд. Сценарный контент имеет большой потенциал для копродукции, и при этом он несет наши ценности – ценности, которые должны быть разделены с другими».
«Сегодня у нас есть столько историй, которые нужно рассказать, – продолжил Андрей Таранов. – И эти истории – где-то драматические, а где-то даже смешные – способны путешествовать: пересекать границы, задевать за живое людей из разных стран». По поводу текущих копродукционных сценарных проектов Общественного он рассказал о сотрудничестве с Польшей: «В настоящее время мы ведем переговоры с польскими партнерами насчет продюсирования большого количества контента, что сделает «ревизию» нашей общей истории и создаст нарратив, в котором мы сможем жить в будущем». Также Таранов упомянул о наличии определенных юридических неувязок, усложняющих сегодня копродукцию с Украиной, но отметил, что они корректируются на законодательном уровне. «Так что надеемся, когда эта корректировка завершится, мы станем более гибкими и адаптивными в этом вопросе», – резюмировал он.