27 ноября в 21:00 по Киеву в эфире телеканала ТЕТ состоится премьера уникального для нашего телевидения проекта – специального эпизода финского шоу Song of my life («Пісня мого життя»), созданного финским продакшеном Yellow Film & TV вместе с украинскими компаниями 1+1 media и FILM.UA Group. На международном рынке мы давно известны как страна, где производят одни из лучших в мире адаптаций ТВ-форматов, но такой кейс – когда финны совместно с украинцами разрабатывают и снимают развлекательное шоу, посвященное Украине и нашей культуре, которое покажут в обеих странах, – отечественные медийщики реализовали впервые.
Накануне премьеры спецэпизода, которая также состоится на платформе «Київстар ТБ», разбираем этот кейс поэтапно: как проходил процесс (от идеи, рожденной в Будапеште, до производства в Тампере), что дает его участникам эта копродукция и какие перспективы открывает.
Но для начала определимся с шоу Song of my life. Это формат?
Да, шоу Song of my life было разработано продакшеном Yellow Film & TV и телеканалом YLE по оригинальной идее контент-директора Пети Пелтомаа (Petja Peltomaa), с 2019 года в эфире вещателя вышло четыре сезона (пятый – в предпродакшене). «Пісня мого життя» – самое популярное развлекательное телешоу Финляндии: по словам продюсера Yellow Film & TV Анны-Марии Меурман (Anna-Maria Meurman), на протяжении последнего сезона средняя доля проекта составляла 42–45%, что является заоблачным показателем не только для Украины. «Ни национальные, ни коммерческие телеканалы, как правило, не набирают больше 20–30% в вечернем прайме субботы, так что для финского ТВ доля 40% также удивительна, – рассказывает продюсер. – Song of my life опережает «Маску», «Голос» и даже «Танцы со звездами».
Неудивительно, что настолько успешный проект быстро стал международным форматом, который уже адаптирован в Литве (вышло два сезона), продан в Бельгию, а дистрибутор Armoza Formats в данный момент ведет переговоры с большим количеством других стран Европы.
Копродукция Украины с Финляндией выглядит максимально необычно. Кто это придумал?
Кажется, никаких дел с финскими коллегами украинские медийщики никогда не имели, но во время полномасштабной войны, когда отечественная AV-индустрия изо всех сил ищет возможности для копродукции, возможным становится то, что раньше казалось неосуществимым. «В июне этого года мы встретились с Викторией [Ярмощук] на Natpe Budapest, – впоминает Анна-Мария. – В конце короткого разговора я спросила, какой контент транслируют украинские телеканалы во время войны. Она ответила, что это старые фильмы и в целом доброжелательный контент, чтобы люди могли отвлечься и подумать о чем-то другом, кроме военных новостей. В тот момент я осознала, что у нас есть формат, состоящий исключительно из доброжелательного контента: это музыка, истории, люди, которые делятся воспоминаниями и чувствами. Поэтому сказала Виктории: если привезете пятерых украинцев и украинского ведущего в Финляндию в сентябре, мы создадим для вас специальный эпизод Song of my life бесплатно. Со временем это вылилось в полноценное сотрудничество с украинской командой, но первичная идея – производство pro bono в поддержку Украины – осталась неизменной».
А как в проекте появились «Плюсы»?
Когда идея начала приобретать конкретные очертания, возникла потребность в бродкастере, который предоставит проекту свой эфир. «Очевидно, что канал «1+1» – один из лучших производителей и трансляторов масштабных развлекательных проектов, – объясняет продюсер FILM.UA Анна Елисеева. – Поэтому мы поговорили с [руководителем телевизионного бизнеса 1+1 media] Максимом Кривицким, [руководителем департамента Big Shows и инициативы Big Brave Events] Владимиром Завадюком, и каждая из трех сторон взяла на себя определенные функции. Yellow Films обеспечила и оплатила продакшен (павильон, команда, техника, монтажная студия и т. д.). FILM.UA исполнила роль продюсера, коммуникатора и принимала участие в креативной разработке. А 1+1 media, собственно, провела кастинг и срежиссировала спецвыпуск: команда Владимира Завадюка съездила в Финляндию и сняла спецэпизод проекта».
Конечно, шоу такого уровня должно было бы выйти в эфире «1+1», но вещатель, напомним, транслирует марафон «Єдині новини», поэтому премьера спецэпизода состоится на телеканале ТЕТ и диджитал-площадках.
Что же происходит в шоу?
Структура очень проста: каждый из героев эпизода – известных всей стране людей – загадывает песню, связанную с вдохновляющей, важной для него историей из жизни. Собравшись в студии, герои смотрят выступления вокалистов, исполняющих эти песни, и стараются угадать, кому какая из песен принадлежит. Задание каждого из участников на этом этапе – максимально всех запутать в отношении своей песни, чтобы усложнить процесс угадывания (зрители могут принимать участие в нем с помощью мобильного приложения). Следующий блок начинается музыкальным выступлением специально приглашенных звезд, а далее участники должны признаться, какие песни загадали, и рассказать свои истории.
Если спецэпизод посвящен Украине – то и участие в нем принимают украинцы?
Не только. Откроет шоу популярная финская телеведущая Катя Столь (Katja Ståhl), а на протяжении эпизода на сцене выступят финские артисты Diandra, Arja Saijonmaa, Kasmir, Irina и JP Leppäluoto. Впрочем, герои проекта, исполнители загаданных ими песен и ведущая основной части действа – украинцы.
«Было сразу понятно, кто может метчиться с таким шоу, кто настоящие герои нашего времени, чьи истории могут вдохновлять, – объясняет выбор участников Владимир Завадюк. – Это влюбленная пара спортсменов, Михаил Романчук и Марина Бех-Романчук, уже во время полномасштабной войны бравшие награды в разных соревнованиях – их можно смело назвать гордостью страны. Я считаю, что спортсмены не меньшие звезды, чем певцы, поэтому мы всегда стараемся приглашать их в наши проекты.
Это Тарас Тополя, который во время войны служит в Силах территориальной обороны ВСУ, который пел дуэтом с Эдом Шираном и точно является героем этого времени.
Это Тимур Мирошниченко – лицо наших благотворительных проектов, проходивших в мире весной-летом, и лицо Евровидения. Учитывая, что Украина – победитель песенного конкурса в этом году, Тимур тоже очень важный для нас герой.
И наконец, это Надя Дорофеева – одно из новых лиц украинской музыки, тренер «Голоса страны» и человек, за семейной историей которого следит вся страна. Людям хочется отвлекаться от новостей на истории, связанные с личной жизнью, с любовью – поэтому Надя тоже стала героиней этого шоу».
«Если говорить об артистах, исполнявших песни, – продолжает Завадюк, – то особого кастинга не было. Мы производим «Голос страны», поэтому взяли выпускников проекта, которые сейчас, не побоюсь этого слова, актуальнее легендарных звезд. Это KOLA, сегодня срывающая все украинские чарты, голос этого времени и одновременно абсолютно новая певица, преодолевшая очень вдохновляющий путь, артистка, сделавшая себя сама. И это LAUD – фирменный голос всех наших проектов».
Никаких сомнений по поводу ведущей у украинской команды также не было: «Катя Осадчая всегда была сильна в историях звезд, а сейчас ведет проект о поиске пропавших («Знайти своїх». – MBR), и все это резонирует с нашим шоу, имеет такие же ценности».
Как создавался проект?
«Переговоры с Финляндией проходили с рекордной скоростью, да и сроки продакшена были крайне сжатыми: 24 августа во время установочной встречи, когда по всей Украине раздавались воздушные тревоги, мы, собственно, договорились, а уже 27 сентября должны были снимать проект. Отдельный челлендж – собрать женщин-селебритиз из разных стран Европы, обеспечить выезд команды в Финляндию вовремя. Да и в целом во время войны сделать большое, сложное по производству, визуальной и музыкальной концепции шоу за три недели – это огромный вызов. Реально вытянули все исключительно на профессионализме», – вспоминает Анна Елисеева.
«Это настоящий пример копродакшена, – добавляет Владимир Завадюк. – Со стороы 1+1 media работала команда в составе главной сценаристки Карины Петричук и меня как шоураннера от Украины, режиссеров (Наташа Ровенская, Наташа Лысенкова, Маша Григоращенко и Саша Погуляй), исполнительных продюсеров (Таня Писанко и Алена Грынюк). Мы занимались предпродакшеном, продакшеном и постпродакшеном, а команда FILM.UA – глобальной организацией процесса, договорами, правами и разрешениями. Со стороны финнов были задействованы шоураннер и автор идеи Song of my life Петя Пелтомаа, продюсер Анна-Мария и исполнительный продюсер Карлос Маррокуин (Carlos Marroquin). На протяжении сентября на Zoom-встречах проходили все процессы, связанные с главной идеей, отбором героев, работой над сценарием, бюджетом, логистическими моментами. То есть абсолютно все мы сделали удаленно, а в Финляндию попали лишь за два дня до съемки.
В аэропорту Хельсинки нам подарили милые открытки с пожеланиями от каждого члена финской команды проекта – это было очень трогательно. Далее мы отправились в Тампере, где находится их телегородк и главная студия. В первый день побывали на общей встрече, касавшейся разворота площадки и графиков, а на следующий день все вместе погрузились в репетиции и генеральный прогон. Мы работали с очень крутым режиссером прямого эфира, снимашим Олимпиаду в Токио: он суперпрофи, и это был поражающий обмен опытом».
Производство спецэпизода проходило во время четвертого сезона Song of my life, поэтому финской команде пришлось приложить двойные усилия: «К эпизоду мы готовились как всегда, но в сотрудничестве с украинской командой (мы не смогли бы этого сделать без украинской команды, учитывая все языковые и культурные аспекты): вместе создали сценарий, наш музыкальный продюсер подготовил песни, бэнд – отрепетировал, – делится Анна-Мария Меурман. – Как обычно, работала вся наша команда, состоящая из 80 человек. Разница же заключалась в том, что мы имели крайне мало времени на подготовку к производству и на репетиции, ведь снимали спецэпизод во время нашего собственного сезона».
Выходит, короткие сроки были самым сложным в производстве копродукционного спецэпизода?
«Самое сложное – это объединить разных людей, разное мировоззрение в одном проекте, чтобы каждый получил свою долю функционала и все дополняли друг друга. Ну и, безусловно, вся наша команда сейчас работает над усовершенствованием своего английского», – признается Владимир. Финская же сторона отмечает разные способы организации команд: «Мы больше планируем заранее и придерживаемся этого, украинцы больше импровизируют во время съемочного дня, – анализирует Анна-Мария. – Расписание для нас – это библия, а украинцы более гибкие в этом вопросе. Мы привыкли к малым бюджетам, поэтому нам приходится все тщательно планировать. К тому же у нас достаточно ограниченная команда, но все очень профессиональные, поэтому мы привыкли работать эффективно».
Впрочем, разные подходы – это не всегда минус, ведь финны и украинцы смогли обогатить друг друга новым опытом. «Для нас был очень полезен их бизнес-подход к делу, работа с графиком, с репетициями, когда все функционирует как часы и ничто не опаздывает более, чем на 10 минут», – рассказывает Завадюк. «Благодаря украинцам мы научились быть более открытыми к новым идеям. Украинская команда была очень креативной, придумывала и предлагала новые элементы шоу – например, живой звонок Эду Ширану во время съемок. В итоге этого не произошло, но идея отличная. Лично мне очень понравилась эта установка, что возможно все», – признается финский продюсер.
Шоу покажут и в Украине, и в Финляндии – какие месседжи в него вкладывались обеими сторонами?
«Song of my life сочетает в себе уникальные черты музыкального шоу и мелодрамы. Ты слышишь пронзительные истории из жизни людей: понятно, что для украинцев они связаны с войной, но не только – прежде всего они связаны с любовью, дружбой, преданностью. Очень важные, вдохновляющие истории, – резюмирует Анна Елисеева. Владимир Завадюк добавляет, что задачей производителя было познакомить зрителей с украинской песней и людьми из Украины: «Однако мы в каждый проект стараемся вкладывать глубокую культурную составляющую, поэтому будут звучать как абсолютно современные, так и классические украинские песни». Финские же артисты исполняли песни, которые хорошо ложатся в контекст событий в Украине. «Мы хотели, чтобы месседжи этих песен касались войны, национальных чувств и надежды», – говорит финский продюсер.
Европа устала от нашей войны – почему финские зрители будут смотреть этот спецэпизод?
«Мы не устали, – уверяет Анна-Мария Меурман. – Это касается нас всех, всей Европы. Но война – это преимущественно новости, которые мы смотрим по телевидению. А спецэпизод Song of my life дает удивительную возможность услышать истории отдельных людей: людей, лично переживающих войну. К тому же оригинальная идея формата универсальна: музыка и истории объединяют, поэтому я уверена, что этот эпизод понравится финской аудитории. В конце концов, у всех людей достаточно схожие интересы и чувства».
Кстати, финны предложили некоммерческие показы спецэпизода Song of my life всем странам, входящим в Европейский союз вещателей (EBU). А в Финляндии эпизод выйдет 3 декабря – в эфире телеканала YLE и на VOD-платформе YLE Areena.
Показы в Украине также будут некоммерческими?
Да. Поскольку украинские компании не являются правообладателями формата, спецэпизод шоу будет идти на всех площадках (телеканале ТЕТ, платформе «Київстар ТБ» и YouTube-каналі FILM.UA) без монетизации, а в диджитале – с ограничением исключительно территорией Украины.
Спецэпизод производился бесплатно, показы – некоммерческие, так кто же в итоге за все платит?
«У нас не было ни бюджета, ни прибыли, поэтому при производстве мы пытались максимально сократить расходы, – объясняет Анна-Мария. – Большая часть финской съемочной группы работала бесплатно, а расходы разделили между собой продакшен Yellow Film & TV и телеканал YLE». Украинская сторона взяла на себя транспортные и другие логистические расходы, которые FILM.UA и 1+1 media разделили пополам.
Столько усилий ради одного эпизода – не слишком ли мал КПД?
На самом деле произвести 90 минут развлекательного шоу – далеко не единственная цель всех участников процесса. «Yellow Film сделали это из-за солидарности и искренней веры в то, что Украина ведет справедливую войну против захватчиков, – говорит Анна Елисеева. – Но была еще и B2B-идея – поддержать украинское телевидение, у которого сейчас недостаточно контента собственного производства. К тому же для финнов было очень важно, чтобы украинские истории звучали в Европе, чтобы люди знали, кто такие украинцы, о чем они поют, о чем их истории. И мы очень благодарны им за столь активную позицию, которую разделяли все члены команды, а это действительно огромный продакшен.
Для FILM.UA это была возможность вступать в новые партнерства, доказывать, что мы можем создавать новые креативные проекты даже во время войны. Ну и, конечно, гражданская позиция: продолжать работать в пользу страны, доносить информацию, месседжи об Украине по всей Европе и поддерживать зрителя. Мне кажется, сейчас это очень важно для каждого – знать, что Украина не останавливается, видеть не только новости, но и новые шоу, новые фильмы. Ведь когда люди держатся – ты и сам держишься».
«Когда мы победим и война закончится, украинское производство контента потребует новых проектов, жанров, новых имен и будет происходить гораздо быстрее, чем когда-либо прежде, – уверен Владимир Завадюк. – Поэтому сейчас очень важно не остановиться. Мы не останавливались во время ковида, не останавливаемся во время этой страшной войны и пытаемся быть флагманом в важных для страны проектах, поэтому основали инициативу Big Brave Events и начали производить большие телевизионные марафоны. Кроме того, нам очень важно давать работу людям в индустрии, чтобы они оставались в Украине, а не уехали за границу навсегда. Более того, этот проект – классная возможность копродакшена, потому что все мы, безусловно, сейчас смотрим на сотрудничество с другими рынками.
Что касается финнов, то они – одни из пионеров поддержки Украины: например, на медиарынке в Каннах призывали другие страны последовать их примеру – поддерживать украинскую контент-индустрию и бюджетно, и технически. С другой стороны, они заинтересованы, чтобы их формат появился на многих территориях – это абсолютно бизнес-интерес, несмотря на то что цена продажи прав для нас будет очень лояльной».
Значит, можно ожидать адаптации формата Song of my life в Украине?
По словам Завадюка, сейчас 1+1 media просчитывает такую возможность: «Мы верим в этот проект на территории Украины и в военное, и в послевоенное время, поэтому ищем способ адаптации формата у нас – чтобы сделать это так же эффективно, как финны, но еще и оптимизировать. В это процесс вовлечены все – и FILM.UA как полноценные партнеры, и Катя Осадчая, поэтому, возможно, мы скоро обрадуем вас новостями по этому поводу».
Если говорить о более широком партнерстве, то Украина, безусловно, заинтересована в сотрудничестве с Финляндией: «Это интересная аудитория и интересная территория, они много работают со странами Балтии, Скандинавии, – добавляет Елисеева, – поэтому надеемся, что это хорошее начало многолетнего плодовитого сотрудничества, которое принесет много не только нон-скриптед-, но и скриптед-проектов».