Что значит быть Джоном Малковичем? Кроме культового одноименного фильма это, по словам самого актера, также означает быть «сыном Балкан». Правда, родившийся в Иллинойсе Малкович, имеющий хорватские и сербские корни, историческую родину до недавнего времени видел преимущественно в воображении. Но вполне возможно, что через несколько лет он будет проводить в регионе много времени.
Причина – масштабный проект, анонсированный во время недавнего визита в Сербию Малковичем и двумя его коллегами, а теперь и бизнес-партнерами: актерами Д. У. Моффеттом и Мэттом Диллоном. Этот проект – огромный студийный продакшен-комплекс в области кино, музыки и медиа, который актеры при поддержке местного правительства планируют построить в Скопье, столице Северной Македонии.
Студия Малковича и Ко (по проекту – крупнейшая студия на Балканах) должна стать частью Skopje Technology Park – инициативы STP Capital Partners Holding, македонской компании, базирующейся преимущественно в США. По их бизнес-плану прямые инвестиции от 170 млн до 240 млн евро в развитие этого проекта впоследствии благодаря привлечению на эту территорию международного аудиовизуального производства приведут к притоку 1,6 млрд евро в ВВП Северной Македонии. Для крошечной страны с населением в два миллиона человек подобный проект имеет стратегическое значение, поэтому его основатели надеются получить государственную поддержку и финансирование.
Масштабность проекта вызывает удивление только на первый взгляд. Да, сегодня Северная Македония не может похвастаться развитой киноиндустрией и большим количеством зарубежных съемочных команд. Однако ее соседи – Греция, Хорватия, Сербия и другие – уже довольно успешно составляют конкуренцию признанным центральноевропейским лидерам по съемкам голливудских проектов, Чехии и Венгрии.
Инициатива Малковича вдохновила издание Variety исследовать, что же сейчас происходит в Юго-Восточной Европе в контексте кинопроизводства и как это повлияет на дальнейшую расстановку продакшен-сил в Европе в целом. А мы выделили и перевели ключевые тезисы этого обзора, касающегося и ближайших к нам стран-соседок, в частности Румынии.
Тяжеловесы региона: Хорватия, Сербия, Греция
Хорватия была одной из первых балканских стран, заинтересовавших голливудские продакшены еще десять лет назад – после того как HBO выбрала средневековый город Дубровник для натурных съемок Королевской Гавани в «Игре престолов».
Благодаря «роли» Королевской Гавани в «Игре престолов» хорватский Дубровник увидел весь мир. А теперь в «Доме драконов» столицу Семи Королевств «играет» испанский город Трухильо
С тех пор ошеломляющие локации (как внутри страны, так и вдоль побережья Адриатического моря), квалифицированные съемочные команды и конкурентоспособные кэш-рибейты в размере 25% заманили в Хорватию много масштабных проектов. Среди них, в частности, сериалы «Наследие» (HBO) и «Колесо времени» (Amazon Prime), а также кассовый прошлогодний комедийный боевик Lionsgate «Телохранитель жены киллера».
Впрочем, хотя Хорватия не собирается сдавать позиции регионального лидера, соседняя Греция – с не менее потрясающими видами, но гораздо большими кэш-рибейтами (40%!) – наступает ей на пятки. Как только в стране были ослаблены карантинные ограничения, туда сразу же вернулись съемочные команды. В частности, именно в Греции снимались два фестивальных хита этим летом: «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга, который за этот фильм номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Канн-2022, а также «Треугольник печали» Рубена Остлунда, в конце концов получивший эту самую «Ветвь». А еще этим летом в Греции снимали «Ножи наголо – 2» (Glass Onion: A Knives Out Mystery) Райана Джонсона – с Дэниелом Крейгом, Эдвардом Нортоном, Дэйвом Батистой, Итаном Хоуком и другими известными актерами.
Съемки «Ножи наголо – 2». В Греции долгое время были достаточно сильные ковидные ограничения, что, безусловно, повлияло на активность съемочных групп. Однако ради рибейтов в 40% можно и походить в маске под палящим солнцем
Этот фильм Джонсона для Netflix снимался в Греции пять недель. А потом переехал в Сербию – страну, которая также может похвастаться существенными рибейтами. Они были введены в 2016 году в размере 25%, а для проектов с бюджетом более $5 млн сумма возвратов составляет уже 30%.
Введение рибейтов дало сербской индустрии комплексный толчок к развитию, ведь привлечение местных специалистов к съемкам международного класса соответственно повысило уровень их квалификации. «Мы имели возможность учиться у лучших в бизнесе», – комментирует Variety Анджелка Влайсавлевич из сербской продакшен-компании Work in Progress, работавшей с более чем пятьюдесятью международными проектами. Анджелка отдельно подчеркивает, как с годами плодотворной работы изменилось отношение крупных студий к локальным специалистам: «Раньше иностранные продакшены привлекали собственных руководителей департаментов и даже ассистентов, а теперь они работают здесь над четвертым сезоном сериала «Мисс Скарлет и Герцог», и все – режиссеры, операторы, художник-постановщик, художник по костюмам – из Сербии».
Наступают на пятки: Румыния и Болгария
Кто-то относит Румынию к Центральной Европе, кто-то к Восточной, а кто-то, как Variety, к Юго-Восточной. И если брать ее именно в последнем контексте, то окажется, что страна привлекла внимание мировых киногигантов к региону даже раньше Хорватии (которая, кстати, также «колеблется» в своей региональной принадлежности). Ведь именно в Румынии еще двадцать лет назад студия Miramax снимала военную драму Энтони Мингеллы «Холодная гора»: со звездным кастом (Джуд Лоу, Николь Кидман, Рене Зеллвегер, Филип Сеймур Хоффман, Натали Портман) и очень солидным на то время бюджетом в $80 млн.
С тех пор киноиндустрия страны мощно развивалась – вспомним лишь о румынской «новой волне», которая в последние лет десять-пятнадцать неустанно катится по мировым фестивалям. А параллельно с развитием собственного производства страна активно привлекала иностранные съемочные команды. Только за прошлый год в Румынии снимали «Уэнсдэй» – сериал Тима Бертона о семейке Аддамс для Netflix; а также сериал «Джанго» (Sky Studios, Canal+) – переосмысление одноименного классического спагетти-вестерна Серджо Корбуччи, съемки которого некоторые эксперты считают самым масштабным телепроизводственным процессом 2021 года в Европе.
Кадр из сериала «Уэнсдэй», премьера которого запланирована на осень этого года. Снимать такую чертовщину на родине Дракулы сам бог велел! Ну или не бог...
Впрочем, иностранные студии имеют в Румынии проблемы – похожие на те, что были в Украине у французской компании-производителя Forecast pictures и ее украинского партнера Star Media, когда они безуспешно пытались получить рибейты за «Последнего наемника» для Netflix.
Сегодня в Румынии тянется множество судов, где продюсеры пытаются выбить обещанные им рибейты. Де-юре система кэш-рибейтов страны является одной из самых мощных в регионе – выплаты могут достигать 40%, однако де-факто она работает с большими проблемами, и это начинает выталкивать иностранные студии с рынка. В частности, Богдан Мончеа из Castel Film Studios – продакшена, проводившего съемки «Джанго» в Бухаресте, – признался Variety, что в настоящее время у его компании нет больших проектов. «Это становится критическим. Это очень низкая точка – вероятно, минимум за десятилетие», – подчеркнул он.
На этом фоне неожиданно набирает обороты киноиндустрия соседней Болгарии: там система кэш-рибейтов находится в зачаточном состоянии, но с другой стороны – все лучше, чем бесконечно за них судиться.
В частности, Ярив Лернер, гендиректор Nu Boyana Film Studios, предоставляющей сегодня сервис-услуги для фильма ужасов «Криперс» и триллера о сверхъестественном Bagman для Lionsgate, рассказал Variety, что в стране недавно завершилось производство «огромного проекта Disney» на студии Millennium Media. «Болгария – давно известное место для съемок в Европе. Инфраструктура на месте. У нас есть отличные студийные помещения, оборудование и профессиональные команды. Здесь легко снять свой фильм», – говорит он. Кстати, сейчас бизнес Лернера расширяется: Nu Boyana планирует построить студию в греческих Салониках.
Кооперация vs. конкуренция
Такое трансграничное сотрудничество становится привычным явлением в регионе – и именно ему стоит поучиться нам, Восточной Европе. Казалось бы, вполне естественным является соперничество между странами, соревнующимися за привлечение одних и тех же международных студийных производств, однако местные игроки рынка говорят, что больше тяготеют к сотрудничеству, чем к конкуренции.
По словам Анджелки Влайсавлевич, когда прошлым летом греческие продакшены наконец заработали на полную мощность, для помощи на съемках «Ножи наголо – 2» пригласили команды сербских декораторов. А когда в ее собственной стране не хватало гаферов, Анджелка обратилась к квалифицированным коллегам в Румынии. Сейчас Влайсавлевич работает над шпионским триллером Netflix «Наш человек из Джерси» с Марком Уолбергом и Холли Берри в главных ролях. Этот проект она называет крупнейшим производством своей компании на сегодняшний день: Work in Progress снимает его в Италии, Словении и Хорватии, используя ресурсы, которые есть у каждой страны.
Марк Уолберг и Холли Берри на съемках «Нашего человека из Джерси»
Пока Малкович и Ко разрабатывают планы большого строительства в Северной Македонии, другие игроки рынка в регионе не сидят сложа руки. В Сербии местная компания Firefly Productions надеется запустить новый мощный ультрасовременный студийный комплекс в начале следующего года. Планы по строительству крайне необходимого мощного студийного комплекса есть и у Хорватии.
Центральноевропейские кинопроизводственные тяжеловесы Венгрия и Чехия уже могут похвастаться рядом студий мирового класса и командами, привыкшими работать над голливудскими блокбастерами первой величины – такими как «Дюна» Legendary Entertainment и Warner Bros., съемки второй части которой сейчас проходят в Будапеште.
«Это первые направления, что приходят в голову большим производствам, когда они решают, где снимать. Мы это знаем», – признает Влайсавлевич. Однако производственные мощности в Юго-Восточной Европе продолжают расти, а региональные игроки способны реализовывать все более амбициозные проекты. «Когда мы начинали работать 15 лет назад, к нам приходили небольшие фильмы, тратившие на локальном уровне $1 млн», – вспоминает она. Но с тех пор бюджеты – и ожидания – постоянно росли.
И сейчас, когда глобальное производство контента стремится наверстать время, отнятое двумя годами пандемии, перед регионом, обладающим студийными мощностями и квалифицированными специалистами, открываются новые перспективы. А нам остается надеяться, что после Победы в войне они так же откроются и для Украины.