Расцвет подкастов - один из главных медиатрендов начавшегося 2020 года, о котором говорят все без исключения аналитики. Этому способствовали стремительно развивавшиеся события 2019-го: прежде всего, покупка платформой Spotify сразу нескольких крупных игроков рынка подкастинга (Gimlet, Parcast, Anchor) и перепозиционирование стриминга из музыкального сервиса в аудиосервис, а также активный рост аудитории подкастов (в США он ускорился в три раза, а на том же Spotify количество слушателей увеличилось на 50%). Кроме того, Apple начала привлекать издателей подкастов к сотрудничеству на эксклюзивных условиях, а стартап Luminary (платформа для загрузки подкастов с монетизацией в виде подписки), несмотря на мощную критику со стороны авторов контента, без особых усилий собрал $100 млн инвестиций, заявив, что намерен превратиться в «Netflix подкастов».
По мнению экспертов, определяющим фактором развития рынка подкастинга станет борьба между Spotify и Apple - двумя главными мировыми платформами для размещения и продвижения подкастов. Но венчурные инвесторы видят его потенциал в другом. Более того, считают подкасты единственным видом медиа с подобным потенциалом.
Во-первых, дело в рекламе. По прогнозам eMarketer, к 2021 году объем рекламы в подкастах достигнет $1 млрд (и это в два раза больше, чем было в 2018-м). А главное, что большая часть этой рекламы получает прямой отклик слушателей. Соответственно, она становится популярнее у рекламодателя: все больше брендов привлекают интимность подкастинга и его лояльная аудитория. «Мы видим огромный потенциал в подкастах - в том, как бренды и издания используют эту платформу для взаимодействия со своей аудиторией. Появилась возможность привлекать ее действительно интересными способами», - объясняет Дана Сеттл, сооснователь инвестиционной компании Greycroft, в портфель которой входит Wondery, занимающаяся подкастами Dirty John, American History Tellers и Business Wars.
Во-вторых, инвесторы делают ставку на платный доступ. Как рассказала изданию Business Insider управляющий директор Comcast Ventures Эми Банс, теперь, когда люди обучены платить за видео и другой онлайн-контент, идея платить за подкасты не кажется чем-то из ряда вон. «Плата за доступ к звуковому контенту выглядит логичным продолжением тренда платного видео и текстов. Поэтому Comcast Venture инвестировала в сервис интернет-радио TuneIn, который недавно ввел платный доступ к своему контенту».
«Тренд платы за аудиоконтент активно развивается в Китае, где составляет большую часть так называемой «экономики знаний» (ее объем - $7,3 млрд), - продолжает Николь Куин из Lightspeed Venture Partners. - Этот тренд приходит и в США, где уже есть премиальный аудиоконтент, за который люди готовы платить».
В-третьих, инвесторы считают подкасты отличной площадкой для тестирования всего - идей, контента и даже заинтересованности аудитории в потребительских товарах. «Медиакомпании используют аудио как относительно недорогой способ проверить рынок на предмет заинтересованности людей в предмете, прежде чем вкладывать большие средства в его создание. Один из лучших примеров этого - The New York Times, чей новостной подкаст The Daily быстро стал популярным, - констатирует Фред Уилсон, соучредитель Union Square Ventures. - То, что сделала New York Times, действительно невероятно. Многие люди... да это единственный контент New York Times, который они потребляют!»
В-четвертых, росту популярности подкастов, по мнению инвесторов, способствуют продажи Apple Airpods. Как говорит Фред Уилсон, появление этих наушников уже серьезно повлияло на развитие рынка аудиоконтента, а в будущем гаджет сделает подкасты одним из самых популярных средств массовой информации. Это косвенно подтверждают и свежие цифры: в 2019-м Apple стала лидером по объему поставок в сегменте TWS (полностью беспроводных наушников) - доля компании превысила на рынке 50%, тогда как доля каждого из ближайших конкурентов в сегменте (Samsung и Xiaomi) составила менее 10%. По данным Device Technologies, только в прошлом году Apple продала около 60 млн AirPods.