За четыре месяца полномасштабной войны украинцы продемонстрировали, что они несокрушимы духом и российскими ракетами их так просто не испугать. Сегодня во многих городах работают кафе, кинотеатры, предприятия и развлекательные заведения. После февраля-марта, когда неопределенность будущего буквально висела в воздухе, все с удвоенной силой возвращается к жизни. Так можно сказать и об украинской компании Postmodern, которая до 24 февраля была успешной многопрофильной компанией, сотрудничавшей с заказчиками из Украины, европейских стран и даже Китая. Занималась локализацией контента – в том числе одной из самых больших стриминг-платформ. Делала постпродакшен и создавала VFX для разных роликов, фильмов и сериалов.
После 24 февраля компания пережила релокацию и перестроила многие процессы, но не сбавила обороты. И сегодня, сохранив коллектив, даже набирает новых сотрудников. Как это удалось и что происходит в сервисной отрасли – едва ли не единственной сфере нашей индустрии, которая может продолжать работать в военных условиях, – нам рассказала исполнительный директор Postmodern Марина Маркович.
Когда слушаешь уверенный рассказ Марины, может сложиться впечатление, что компания каким-то образом подготовилась к изменениям. Но на самом деле никакой специальной подготовки к войне в Postmodern не было: «Что-то такое висело в воздухе последние несколько недель, – вспоминает Маркович. – И мы обсуждали некоторые альтернативные варианты работы: как можем защитить данные, сделать финансовую подушку. Конечно, мы это все себе не так представляли и были уверены, что у нас будет достаточно времени на подготовку».
Утром 24 февраля Марине позвонил CEO компании Егор Борщевский: «Сейчас мы не думаем о работе. Думаем о том, как нам всем уцелеть». Сразу же был создан чат, куда добавили всю команду, и дальше вся коммуникация велась только там. По словам Марины, этот чат очень помог пережить первое время полномасштабной войны: «Там было все – от оповещения о тревогах до того, как перемещается вражеская техника. Кому какое лекарство необходимо, кого откуда нужно вывезти, по каким маршрутам происходит эвакуация. Мне кажется, во многом эта непрерывная коммуникация нас поддержала. Чат, кстати, называется PM Emergency».
Итак, после 24 февраля все в компании были сосредоточены на помощи друг другу, а с началом апреля работа Postmodern начала постепенно восстанавливаться – уже на два города, поскольку Егор Борщевский и примерно половина команды переместились на Запад страны. «Мы составили список того, что хотим перевезти: технику для двух звукозаписывающих студий, часть серверов, оборудование для цветокоррекции, звук. Наша Катя Ерошкина договорилась с кинотеатральной сетью, и, пока ее кинотеатры были закрыты для зрителей, мы сотрудничали, перевезли в их залы свое оборудование. Нашли партнеров для одной студии, доукомплектовали оборудованием и начали записывать проекты», – рассказывает исполнительный директор.
О каких же проектах идет речь? Оправившись от шока и осуществив релокацию, компания начала узнавать у клиентов, готовы ли они продолжать работать. «Многие международные заказчики сказали, что поддержат нас: «Меньшее, что мы можем сделать, – это дать вам возможность работать», – говорит Марина. Более того, кто-то ускорил платежи за работу, кто-то отдалил дедлайн, чтобы компания могла спокойно выполнять свои обязательства и планироваться. А тех, кто из-за войны отказался от сотрудничества с украинцами, не было. «Работа с внутренними клиентами также продолжилась, ведь откликнулись наши родные проекты: мол, сейчас есть интерес к украинским фильмам, поэтому давайте попробуем их финализировать и продавать, показывать в мире, – продолжает Маркович. – Так мы запустили два направления: постпродакшен и локализацию».
Что касается последней, релокация во Львов помогла компании привлечь к работе новые «голоса»: «Мы нашли партнеров для одной студии, доукомплектовали оборудованием, начали записывать проекты и проводить кастинги львовских актеров. Ведь все сосредоточено преимущественно в Киеве, а талантливые люди есть во всех регионах. И несмотря на всю трагичность ситуации, она дала нам возможность познакомиться с новыми актерами, режиссерами – например, из Театра им. Заньковецкой. Определенный процент этих людей уже поработал с нами над фильмами», – делится директор.
Еще одно направление деятельности Postmodern – VFX – также продолжило работу во львовском офисе (или удаленно), а параллельно запускалась работа в Киеве, куда впоследствии пришлось вернуть часть оборудования. Теперь во Львове остался небольшой филиал компании: звуковая студия и офис.
Перезапустив работу, команда Postmodern завершила почти все текущие проекты за полтора месяца. А новых заказов не появлялось. Тогда, в мае, вспоминает Маркович, был напряженный период, который, к счастью, длился недолго. «Наши стриминговые партнеры дали новые проекты, да и от кинотеатров мы получили определенное количество заказов, – говорит Марина. – Со многими сейчас общаемся о сотрудничестве, есть интерес от азиатского региона». Часть клиентов Postmodern – китайские заказчики: сейчас два направления Postmodern завершают работу над китайским проектом, компания общается с клиентами из этого региона о будущих заказах.
Сегодня в работе у постродакшена находятся три украинских проекта: полнометражная анимация «Мавка», для которой компания создает звук в английской и украинской версиях, историческая драма-триллер «БожеВільні» от FILM.UA и украинско-итальянская комедия «Коза Ностра». А направление VFX сейчас занимается промо к игре
«Если сравнивать с зимой, сегодня заказы поступают интенсивно. Фактически есть загруженность до октября», – признается Маркович. И добавляет, что команда почти вернула объем производства на довоенный уровень. Более того, сейчас деятельностью компании активно интересуется польский рынок: туда начало поступать больше заказов, и местные говорят, что могли бы делиться определенным количеством проектов с Postmodern. Поэтому сейчас идет процесс ознакомления и ведутся переговоры.
Как и многие другие украинские сервисы, компания пытается предоставлять новые услуги, которые могли бы быть актуальными сейчас. Например, в условиях, когда многие игры не будут выходить на российском рынке, их можно было бы дублировать и локализовать для Украины. Работа по поиску новых клиентов продолжается.
По состоянию на сегодняшний день география локаций команды Postmodern довольно разнообразна. Основные города – это Киев и Львов. Но люди также работают в Закарпатье и Винницкой области. Марина Маркович находится в Швеции, еще один сотрудник – в Австрии, несколько коллег – в Польше, один из директоров направлений – в Британии, один из звукорежиссеров – в Словакии, еще один режиссер – во Франции. Впрочем, по словам Марины, наладить большинство процессов было несложно, ведь карантин хорошо подготовил людей к отдаленной работе. «Даже наш режиссер Люда Петриченко, живущая во Франции, сейчас работает как актриса. Там ей помогли купить оборудование, она все обустроила у себя в комнате и работает оттуда, озвучивает проекты», – объясняет Маркович.
Но к сожалению, не все люди за рубежом с пониманием относятся к вызванной войной ситуации: некоторые иностранные компании, наоборот, воспользовались ею, чтобы переманить наших специалистов. «Кого не нахантили во время ковида, того нахантили во время войны», – шутит Марина, рассказывая, что из-за действий международных игровых и CGI-компаний коллектив (особенно в направлении VFX) лишился более пяти сотрудников. Сейчас в команде Postmodern около 60 человек, но компания перестраивает свою структуру и даже начала найм новых работников – открытые вакансии есть прямо сейчас.
Полностью возвращаться в Киев компания пока не планирует и будет работать по крайней мере до конца лета на два украинских офиса. Что будет дальше, прогнозировать сложно: директор признается, что сейчас горизонт планирования – три месяца.
Но в целом прогноз Марины Маркович для индустрии скорее оптимистичен, ведь сегодня к Украине приковано внимание всего мира: «Если с отечественным кино все будет тяжело, я думаю, мы сможем перепрофилироваться на внешний рынок. Но надеюсь, что украинское кино все же продолжит существовать и находить возможности для создания новых проектов».