Бывает ли Нацотбор на Евровидение без скандалов, форс-мажоров и всеобщего кипиша? Возможно, в какой-то европейской стране да, но в Украине, где Евровидение – это национальный вид спорта, такое было разве что в 2002 году. Когда Нацотбора здесь еще не было.
Поэтому я, имея годы тренировок по этому вопросу, пренебрегла возможностью в субботу вечером спокойно поесть бублики перед телевизором, подписала по требованию Общественного вещателя бумагу о неразглашении и под покровом тайны и темноты отправилась в пятницу вечером к Родине-матери. Не потому, что сильно люблю гулять в мерзкую погоду как можно дальше от дома, а потому, что именно там, в Национальном музее истории Украины во Второй мировой войне, проходили съемки конкурсно-концертной части Нацотбора. Объявление победителя должно было состояться на следующий день в каком-то суперсекретном укрытии, а дальше вы уже знаете.
Но Alyona Alyona еще не знала ни о том, что Нацотбор растянется на три дня, ни о том, что через три дня начнет готовиться к поездке в Мальме, – просто сидела в телефоне, как все нормальные люди
Пока другие участники распевались в туалете и разыгрывались под лестницей
В зале тем временем собирались зрители. И им было хорошо, ведь зал был единственным теплым местом в музее. Но погреться мне не удалось, потому что бдительные охранники, заметив меня без соответствующего бейджа, сразу строго сказали: «Пройдемте».
Пришлось оставшееся время все созерцать вместе с толпой коллег и участников с этого экрана
С него же пыталась разглядеть красоту Андрея Данилко его боевая подруга и сценическая мама Инна Белоконь
А потом обсуждала красоту любимого шефа с директором Данилко Андреем Уренёвым
Кстати, созерцание периодически прерывалось посторонними звуками: например, ребенок бежал по этому гербу, и всем казалось, что что-то взорвалось. Когда же где-то проехала тележка, всем показалось, что где-то летит шахед. Какие времена, такие и страхи
Павел Шилько пришел, чтобы вместе с Машей Ефросининой рассказать, как вел первое Евровидение в Киеве. Маша фотографов игнорировала, поэтому Паша отдувался за двоих
А Юлия Санина – за троих, так как она единственная из тройки ведущих появилась на бэкстейдже
То же можно сказать и о Джамале, которая единственная нашла время попозировать, разоблачив таким образом свою третью беременность
А я бы с удовольствием спросила у Тимура Мирошниченко, как он сдержался и вместо того, чтобы дать в глаз Васе Байдаку за шутку «Тимур – руки Евровидения, ноги Евровидения и… кхм-кхм Евровидения!» – просто сказал «Хи-хи». У Василия я бы тоже спросила, почему его шутки были какие-то несмешные и не страшно ли ему было идти шутить на этой сцене после Сергея Притулы. Еще я бы спросила у Владимира Завадюка (потому что производством финала Нацотбора в этом году занимался «1+1 Продакшен»), считает ли он, что Василий достаточно искрометно искрометил. Но никого из них в коридоре так и не встретила.
Дебютанта в жюри, Сергея Танчинца, тоже встретила только во время путешествия в зал
Поэтому не спросила у жюри, почему они в этом году были такие добрые и благостные – почему среди них не было «злого полицейского» и самой интересной частью их разборов были уши Андрея Данилко? Хотя, может, это вопрос и не к ним
Но я не такая добрая, как уважаемое жюри, поэтому сейчас расскажу все, что думаю.
Во-первых, очень порадовала ведущая бэкстейджа Анна Тульева, спросившая у Русланы «как ей здесь, на сцене Нацотбора, спустя 20 лет». Очень хотелось рассказать девушке, что, во-первых, Руслану на Евровидение отобрали не путем Нацотбора, а во-вторых, на сцене именно Нацотбора она присутствовала несколько лет подряд как член жюри. Но Руслана и сама прифиг… рассказала, что именно она приложила усилия для того, чтобы Джамала поехала на еврофест.
Но Анна не сдавалась и спросила, как это так Руслану недавно пригласили на нацотбор в Люксембург? «Позвонили», – продолжила офиг… удивляться Руслана и сообщила девушке, что вообще-то последние лет 20 она только и делает, что ездит по всяким Люксембургам по всяким нацотборам. Вроде помогло.
Кстати, участники прошлогоднего Евровидения TVORCHI тоже только вернулись из европейского тура. И об этом вокалист группы Джеффри Кенни рассказал на украинском. Через слово с английским, правда, но ведь!
А потом начались конкурсные выступления, из которых все ждали только два.
И это было не выступление 18-летнего Ярослава под псевдо YAKTAK – хотя парень он хороший, и его песню с оригинальным названием «Лалала» уже предлагают фоном в Reels. Но нет, Ярик, не сегодня, не в этом году, не на Евровидение.
«А я ведь так готовился, всю душу вкладывал! – жаловался Ярослав после выступления. – Я с детства визуализировал, что буду на сцене Евровидения!» Ну если визуализировал, то будешь. Или нет.
Далее не порадовала бывшая подопечная Потапа Ingret, потому что, несмотря на заложенные в ее песне «смыслы», выдержать столько фальшивых нот было чрезвычайно сложно. Наверное, после «Голосу країни – 7» вокалом девушка не занималась долго. Но ей самой, кажется, все понравилось.
Кстати, про «Голос». «Плюсы» себе не изменили и сделали визитки участников в лучших традициях любимого талант-шоу: социалка, этовотвсе. Ну ок.
Далее по квоте на фриков была группа Nazva. И слушайте, я не знаю, почему вы отдали им так мало голосов – смешные же ребята! И честно, на сцене Евровидения они были бы органичны, там такое периодически появляется. Другое дело, ничего критически нового в этой смеси всего на свете нет, но это по крайней мере было нескучно.
А вот джокер, вернее, джокерка Нацотбора, 11-я участница Анка, которую выбрали зрители, несмотря на мощный вокал, как раз ничем не удивила. Современная аутентика – это, конечно, хорошо, но сколько же можно.
DREVO у нас явно шел по квоте на рок и тоже ничем не удивил – ну рок и рок. Родственники наверняка в восторге, а вот на Евровидении все бы вышли за пивом. Журналисты, кстати, тоже настолько не заинтересовались, что парня проигнорировали.
Просто в этот момент в телевизоре были Alyona Alyona и Jerry Heil, и проигнорировать их выступление не мог даже победитель Евровидения-2022 Олег Псюк из группы KALUSH.
Который все время вообще людей сторонился
Ну а будущие победительницы чувствовали себя очень уверенно. Потому что вопрос был лишь в том, они в этот раз победят или Melovin
Который решительно настроился на реванш после 17 места в Португалии и, в принципе, правильно сделал. И песню крутую написал. Но так много напихал в нее кусков из разных хитов Евровидения разных лет, что получилось немного «евроформатно». А когда рядом с «евроформатом» оказывается что-то свежее и ранее неслышанное, получается нокаут. Что, собственно, и произошло. Но это было потом, а пока Мэл рассказывал, что похудел на 16 кг, что боялся, что не сработает лазер и что на Евровидении главное – забыть, что ты выступаешь на Евровидении, а представить, что ты на собственном концерте. И еще – о том, что, мол, к Алене и Джерри он относится с большой любовью и без грамма соперничества. Что мы, собственно, и поняли сейчас, когда он утверждает, что «Дію» сломали специально, чтобы победительницы купили все голоса, и что «вывсеврети».
Костя, умение достойно проигрывать – признак зрелости. Взрослей.
А вот эти ребята без преувеличения стали открытием Нацотбора-2024 – хоть в песне Ziferblat и слышались местами The Beatles и другие известные коллеги, но хочется верить, что на Нацотборе и высоких оценках от жюри для них все только началось. Ребята, кстати, признались, что их приятно удивил Андрей Данилко: «На «Х-факторе» это была голограмма. А тут – живой человек».
Ну и все. Дальше у нас была странная женщина в бальном платье с такой же «бальной» песней «под Алешу и Джамалу». Единственная, кого раскритиковало жюри – это же людей довести надо было! Зовут ее, кстати, Скайлер. Особенно порадовала Скайлер, когда пыталась снять свою кандидатуру с Нацотбора после проблем с «Дією». Можно подумать, у нее были хоть какие-то шансы.
Дальше у нас была квота на аутентику – группа YAGODY. Ну аутентика себе и аутентика – но при чем тут Евровидение?
А дальше по квоте на трэш была группа NAHABA:
И трэш был такой лютый, где солистка вопила, как в последний раз, а солист не угадал ни одной ноты, что я схватила фотографа и побежала домой. Тем более что комендантский час был на носу.
Но на пути к выходу я встретила главу украинской делегации на Евровидении Оксану Скибинскую и не смогла пройти мимо:
– Оксана, ведутся разговоры о том, что, мол, Румыния отказалась от участия в Евровидении из-за нехватки средств, а в Украине, получается, средств для Евровидения достаточно...
– Для Украины, особенно во время войны, очень важно присутствовать на международных площадках, чтобы не было нигде «о нас без нас». Евровидение – очень важная культурная международная площадка. Это возможность для страны быть услышанной в семье демократических европейских наций. Евровидение в принципе создавалось после Второй мировой войны как конкурс, объединяющий нации в стремлении к миру. Кстати, именно после прошлогоднего Евровидения, проводившегося Великобританией от имени Украины, был впервые введен слоган «Объединенные музыкой». И он стал постоянным, хотя раньше слоганы Евровидения менялись.
– Какой в этом году бюджет Нацотбора?
– Практически такой же, как и в прошлом году – около 11 млн грн на производство финала. Несколько больше, чем в 2023-м, поскольку, во-первых, не удалось, как годом ранее, привлечь метро как локацию, во-вторых, в этом году мы очень хотели сделать больше номеров, поэтому у нас не 10 участников, как в прошлом году, а 11 и большая концертная программа, где кроме финалистов есть еще и приглашенные звезды, музыканты. Нам очень хочется, чтобы нашу современную культуру видели как в Украине, так и за рубежом: впервые трансляция Нацотбора доступна на международном канале Евровидения с англоязычным комментарием, который обеспечило Общественное. Что касается бюджета на подготовку к участию в самом Евровидении, то он согласован отдельно.
– А звезды сегодня выступают за гонорары или из любви к искусству?
– Об этом лучше спросить у производителя шоу, компании «1+1 Продакшен», выигравшей художественный конкурс на производство финала. Они уже непосредственно занимались привлечением звезд.
– То есть вы им передали бюджет, а они уже использовали его по своему усмотрению?
– Именно так.
– А Общественное их как-то контролировало?
– Безусловно. Мы работали в очень тесном взаимодействии с командой продакшена, потому что для нас очень важно, чтобы Нацотбор был в рамках правил, соответствия формату Евровидения: все, что касается жюри, голосования, выбора финалистов, было за Общественным – до того как началось производство номеров. А потом мы общались по каждому элементу шоу, потому что для нас было очень важно, чтобы оно отразило украинскую культуру. И именно мы обеспечили и англоязычный комментарий, и жестовый язык, чтобы привлечь максимально широкую аудиторию – заботимся также об инклюзивности этого контента.
– Тендер на проведение выиграл «1+1 Продакшен». А кто в этом году участвовал в конкурсе, кроме них и очевидно Starlight Production?
– Кроме них, в этом году никто. Это масштабный проект, требующий немалого ресурса, экспертизы. В Украине не такой большой рынок продакшенов, которые в принципе могут принять участие в производстве подобного масштаба. Надеемся, в следующем году участников тендера будет больше – нам действительно очень хочется свежих идей. Мы уже второй раз делаем отбор во время войны. В первый раз мы были в метро, и шоу прошло на таком уровне, которого, может, и не ожидали. В этом году мы уже ко многому адаптировались, поняли, как это работает, и уже с новым продакшеном по-новому подошли к Нацотбору – как к масштабному концерту с сочетанием разных элементов. В следующем году контекст будет развиваться – хочется всегда быть максимально актуальными.
– С чем связана двухдневная съемка в разных локациях?
– С необходимостью обеспечить максимальный уровень безопасности для всех задействованных. Не имея в доступности метро, как в прошлом году, мы решили основную концертную часть записать в наиболее безопасной и доступной для нас сейчас локации, и при этом держать ее в полной конфиденциальности через подписание NDA всеми вовлеченными. А уже потом выдать результаты в прямом эфире, потому что зрители голосуют в режиме прямого эфира. И для этой части мы уже выбрали укрытие с самым высоким уровнем безопасности. Но для основной части оно слишком маленькое и неприспособленное.
– Музпродюсера в этом году решили не менять?
– Да, мы второй раз работаем с Дмитрием Шуровым. В прошлом году поняли, что Дмитрий играет ключевую роль в Нацотборе, потому что формирует музыкальную палитру шоу. В этом году он свой опыт расширил и углубил, и мы получили много положительных комментариев, в частности от международных слушателей, еврофанов о том, что музыкальный уровень отбора в этом году высокий. Это означает, что музыкальный продюсер выполнил свою функцию на отлично.
– Как в состав ведущих попал Василий Байдак?
– Это одно из предложений продакшена, это было их творческим видением.
– Я слышала, что Общественное хочет закупить финалы нацотборов десятка стран, участвующих в Евровидении, и показать их на канале «Суспільне. Культура» – с какой целью?
– Мы действительно хотим, чтобы украинская аудитория могла с разных сторон увидеть, как к Евровидению готовятся разные страны. Потому что нацотбор – это всегда о спектре актуальной для страны музыки. Думаем, нашему зрителю это будет интересно.
– Уже известно, кто будет ставить номер для представителя Украины на Евровидении?
– Пока нет.
На следующий день я смотрела все это уже по телевизору. Так же как и вы, была в восторге от переводчицы на жестовый язык:
От финального номера на песни Владимира Ивасюка:
А еще от Тины Кароль, которая внезапно была в джинсах и без макияжа, и это получилось очень пронзительно:
Правда, чуть позже оказалось, что до нее это уже придумала Леди Гага – на «Оскаре-2023»:
Но от этого Тину мы меньше любить не станем.
Ну а дальше вы помните – всего лишь еще два дня, и вот наконец у нас есть победительницы:
А теперь очень хочется спросить всех причастных: вот в том месте, где должен был быть грандиозный концерт, где делся номер для этих девушек? Что это было на месте него?
Но до поездки в Мальме время еще есть – очень надеюсь, что Алене и Яне, она же Джерри, помогут и с номером, и с костюмами, и со всем, на что пока не хватило то ли денег, то ли времени, то ли специалистов. А вообще лично я в них очень верю.
Порвите их там, девочки!