Новогодние традиции у каждого свои, и я, конечно же, не исключение. Как и большинство людей в мире, подвожу итоги. О том, какие уроки можно было извлечь из 2019-го, мы с вами уже поговорили. Теперь же традиционно расскажу о персонах и проектах, которые смело можно окрестить любимчиками - как вашей покорной слуги, так и остальных обитателей нашей медиатусовки.
Впрочем, без обновлений не обойдется: если раньше, составляя эту подборку, я ориентировалась исключительно на количество новостей о людях и событиях, то на сей раз роль при отборе сыграли сразу несколько факторов: любовь зрителя, качество работы, ее количество, уровень признания среди коллег и, конечно, количество сгенерированных информповодов. Что ж, поехали.
Ведущая года - Леся Никитюк
Лесю, без всяких сомнений, можно назвать самой востребованной ведущей ушедшего года. На «Новом канале» она ведет сразу четыре проекта: «Хто зверху?», «Хто проти блондинок?», «Шалена зірка» и авторский «Le Маршрутка». Ее приглашают гостьей во многие шоу, так как присутствие Леси Никитюк в проекте - залог интересного и яркого выпуска. А ведь совсем недавно она делала первые неуверенные шаги в «Хто зверху?», сменив обожаемую зрителем Катерину Варнаву. Кто бы мог подумать, что всего через пару лет Леся сумеет если не подвинуть, то стать вровень с мэтрами экрана.
Ведущий года - Сергей Притула
Даже тут эта парочка рядом. Конечно, мне бы хотелось вас удивить новым лицом в данной номинации, но превзойти Сергея Дмитриевича пока никому не удалось. Итак, давайте считать. На «Новом канале» у Притулы «СуперИнтуиция» (в конце 2019-го съемки программы возобновили), «Хто зверху?», «Варьяты», «Страсти по Ревизору» и «Дети против звезд». Добавим к ним Нацотбор Евровидения на СТБ и «Новые лидеры» на ICTV - итого семь проектов в год. Ну кто еще таким может похвастаться? Кстати, в интервью, которое я опубликую совсем скоро, Притула и сам признался, что чувствует нехватку конкуренции. Молодые дарования, вы где? Ау! Надеюсь, в 2020-м в этой номинации Сергею будет с кем посоревноваться.
Топ-менеджер года - Михаил Царев
Что ни говори, а в 2019-м «Трансформацию» в StarLightMedia не обсуждал только ленивый. Полтора года назад еще под руководством Владимира Бородянского запустилась программа изменений, однако успокаивать запаниковавших людей довелось уже именно Михаилу Цареву. Конечно же, волна негатива сотрудников была направлена именно на СЕО компании, и с ней он справился на отлично. Как минимум - создал специальную почту для жалоб и предложений, которую проверял лично, как максимум - проводил с сотрудниками коллективные встречи, где давал ответы на интересующие их вопросы. Также в компании появились мероприятия вроде StarLight Talks и, в конце концов, корпоративы. Но это все лирика, а вот вполне осязаемый результат: на последней презентации для рекламодателей Царев заявил, что в 2020 год компания входит, будучи прибыльной. В общем, за терпение, старательность и следование стратегии от меня Михаилу - медаль.
Кинопродюсер года - Егор Олесов
Одними из самых масштабных национальных премьер года стали фильмы «Захар Беркут» и «Ціна правди», созданные в копродукции. Продюсером с украинской стороны в обоих проектах выступал Егор Олесов. Почему важны именно эти картины, объяснять, думаю, не стоит: и выбранные темы; и их своевременность - когда показывается вроде бы прошлое, но говорится о настоящем; и масштаб производства - когда в картинах снимаются звезды мирового кино, а в их создании участвуют команда из Голливуда («Захар Беркут») и режиссер-номинант на «Оскар» («Ціна правди»); и все это делают в том числе украинцы на украинские же деньги. Да и зрительское признание - по иронии судьбы в отечественном прокате «Захар Беркут» с Робертом Патриком обогнал самого «Терминатора» (по количеству посетителей - почти на 100 тыс. человек) и попал в ТОП-10 запросов 2019 года в Google в категории «Фильм», а «Ціна правди» доказала, что и в нашей стране авторское кино вполне может собирать как массовое.
Фильм года - «Додому»
Скажу честно, определиться с одной-единственной картиной было просто невозможно - украинские релизы то и дело сотрясали отечественное информпространство громкими новостями, начиная участием «Ціни правди» в Берлинале (кажется, впервые украинский полнометражный фильм был включен в главный конкурс этого кинофестиваля) и заканчивая победой «Атлантиди» Валентина Васяновича в Венеции. Но больше всего в минувшем году говорили о драме Наримана Алиева «Додому», чему способствовала и премьера на Каннском кинофестивале (в программе «Особый взгляд»), и главные призы ОМКФ, Международного кинофестиваля в Бухаресте и прочие награды, и выдвижение на «Оскар» от Украины, и лонг-лист «Золотого глобуса», и продажи в Европу и Китай.
Режиссер года - Нариман Алиев
В этот раз я солидарна с кинокритиками - победа в номинации достается Нариману Алиеву, убедившему своей работой даже закостенелых скептиков. А учитывая, что «Додому» - еще и полнометражный дебют, мои двойные Нариману аплодисменты. Кстати, в 2019-м Алиев стал еще и членом Европейской киноакадемии - «юбилейным», 40-м украинцем в ее рядах.
Актер года - Вячеслав Довженко
Недаром на питчингах Госкино в прошлом году то и дело звучала шутка: «Ваш проект уже уникальный, если в нем нет Довженко». Впрочем, Вячеслава и ранее нельзя было назвать невостребованным - в его фильмографии за 2019-й числится сразу семь картин, и практически во всех он сыграл главную роль. Судя по питчингам, в нынешнем году мы увидим не меньше проектов с ним - и на больших, и на малых экранах. Я уже молчу о количестве фильмов, в которых актер был заявлен в дрим-касте. Кстати, среди них и лента об однофамильце Вячеслава - Александре Довженко.
Актриса года - Ирма Витовская
В 2019-м актриса получила и «Золоту Дзиґу» (за игру в картине «Брама»), и награду «Кіноколо» от кинокритиков (уже за новую работу «Мої думки тихі»). Кроме того, она, как и Довженко, была заявлена во многих проектах, которые подавались на питчинг. Например, Ирма сыграет главную взрослую роль в комедии «БанДіти», в фильме «Бенкет», числится в дрим-касте «Між нами». И конечно, не будем забывать о сериале «Подорожники» (продолжение которого уже снимается), а также о предстоящей премьере романтической ленты «Віддана», где Витовская хоть и не главную роль, но все же сыграла.
Сериал года - «Крепостная» и «Тайная любовь»
В этой категории я не смогла выбрать очевидного лидера. Дело в том, что мелодрама «Тайная любовь» производства StarMedia, которую канал «Украина» показал в январе прошлого года, собрала рекордные 20,01% по аудитории 18-54 (50+) и 27,67% по 18+ (50+). Цифры финальных серий и вовсе поражают - 29% и 37,3% соответственно. Однако такого резонанса, вызванного «Крепостной» производства FILM.UA и СТБ, украинский рынок не видал давно. Более того, сериал с рекордными цифрами прошел на польском канале TVP; права на показ были проданы в Литву, Россию, Казахстан, Черногорию, Сербию, Боснию и Герцеговину, Северную Македонию и Словению; а зрители Канады и США могут посмотреть его на Amazone Prime. И кстати, финальные серии второго сезона тоже собрали хорошие как для украинского телевидения цифры - 22,6% по аудитории 18-54 (50+) и 19,33% по аудитории 18+ (50+). В общем, представляете, сколько людей желают знать, выживет ли Жадан?
Телепродюсер года - продюсерская команда ICTV
По итогам второго полугодия 2019-го телеканал ICTV стал абсолютным лидером телесмотрения по аудитории 18-54 (50+). Как рассказывала моим коллегам из MBR управляющий директор канала Анастасия Штейнгауз, такой результат стоил команде огромных усилий, ведь в 2014 году именно ICTV больше всего пострадал от запрета российского контента в Украине. Однако несколько лет упорного труда, правильное планирование сетки, стратегия, успешные шоу и сериалы - и вуаля, осенью 2019-го вещатель стал кнопкой номер один, а по итогам всего года - кнопкой номер два, как и в 2018-м. Подъем канала - работа командная, и потому все причастные к случившемуся заслуживают победы в номинации.
Экспериментатор года - Алексей Гладушевский
За экспериментами Алексея Гладушевского на «Новом канале» я с интересом слежу еще с прошлого года: он не боится ошибаться и запускать рискованные проекты вроде шоу «ОЛЯ» и «7я Розы», пусть они и не оправдывают возложенных надежд. Тем не менее главный эксперимент года - запуск «Первых ласточек» - удался. О сериале говорили все и всюду, и цифры тому подтверждение, как и то, что им заинтересовались зарубежные телеканалы. Кстати, «Новенька», которая прошла в эфире слабее «Первых ласточек», тоже была экспериментом - молодежных мелодрам на «Новом канале» давно не транслировали.
Эксперимент года - «Первые ласточки»
Вполне логичное продолжение предыдущей номинации. В период, когда мир выпускает остросоциальные молодежные драмы исключительно на стриминговых платформах, «Новый канал» решил рискнуть и попробовать показать его на эфирном ТВ. Риск, как я уже говорила, был оправдан - цифры «Первых ласточек» свидетельствуют о том, что украинский зритель уже готов смотреть по телевизору сериалы, в которых поднимаются такие проблемные темы. Неменьшим экспериментом (и тоже успешным), но уже для ICTV, стал показ нуара FILM.UA «Прятки» - о кейсе этого сериала я рассказывала в материале об уроках года.
Чиновник года - Владимир Бородянский
Кто бы мог подумать, что Владимира Владимировича мы когда-нибудь увидим в данной номинации? А ведь еще в 2019-м я с грустью вносила его в категорию «Уход года». Возвращение Бородянского было небыстрым, зато каким эффектным - планировавший переезд в Британию экс-топ вдруг оказался в кресле министра! Конечно, разговоры о новообразовавшемся Министерстве культуры, молодежи и спорта были самые полярные, однако учитывая, кого Бородянский набрал к себе в команду и какими методами действует, за это направление в политике мы, кажется, можем быть спокойны.
Телешоу года - выборы
С этим шоу, пожалуй, не посоревнуется ни одно другое. Именно выборы приковали к телеэкранам большую часть украинцев (и не только) - еще бы, комик идет в президенты. Одни только дебаты на «Олимпийском» чего стоили! А началось все с внезапного и тогда еще безобидного обращения Владимира Зеленского к украинцам в новогоднюю ночь. Ну, чем закончилось, вы знаете.
Событие года - избрание Владимира Зеленского президентом Украины
Год назад он победил в моей номинации «Актер года», а теперь его лицо - на обложке Time. Посему событие года сомнению не подлежит. Впрочем, как и комментариям.
Возвращение года - Савик Шустер
Вот чего уж украинский зритель точно не ожидал, так это возвращения Савика Шустера и его «Свободы слова» на телевидение. Да еще и в прайме канала «Украина»! Два года паузы, написание собственной книги, попытки стать спортивным блогером - и как результат: все равно возвращение на ТВ. Оказалось, аудитория пенсионеров Савика всегда ждала обратно - в среднем его программа собирает долю 14% по аудитории 18+ (50+). Правда, активный зритель смотрит ток-шоу гораздо хуже - примерно 6% по аудитории 18-54 (50+). Так что торт или не торт, судите сами.
Кстати, в этой же категории не могу не отметить и возвращение Григория Тычины в мир телевидения, а также Дмитрия Карпачева на СТБ. Ну и, конечно, «Сватов» в эфир канала «1+1» спустя столько лет борьбы.
Прорыв года - продажа формата комедии «Скажене весілля» за границу
Румыния, Литва, Латвия, Эстония - вот список стран, которые приобрели права на адаптацию формата «Скажене весілля». Литва, к слову, вот-вот выпустит в прокат свою версию. И если с продажей форматов телешоу и сериалов украинские производители неплохо справлялись и ранее, то экспорт собственного киноформата в нашей стране - случай беспрецедентный. Уверена: дальше - больше.
Открытие года - «Співає Івано-Франківськтеплокомуненерго»
В минувшем году у украинского документального кино появилась Надежда - именно так, с большой буквы. Потому что речь - о Надежде Парфан. Да, Парфан, безусловно, и раньше проявила себя во многих интересных проектах. Однако именно в 2019-м о ней заговорили буквально все, кто хоть как-то причастен к украинскому кино. Заговорили потому, что ей удалось сделать практически невозможное: снять душевный фильм о такой бездушной отрасли, как ЖКХ. И снять так, что на документальную ленту с невыговариваемым названием зрители прямо побежали. Музыкальная документальная трагикомедия, ставшая одним из победителей Десятого питчинга Госкино, - это дебютная полнометражная режиссерская работа Парфан. Фильм, который был в прокате с 17 октября по 4 декабря (плюс специальные показы), посмотрело свыше 8,5 тыс. человек, его касса составила более 438,8 тыс. грн, а в столичном кинотеатре «Жовтень», специализирующемся на авторском кино, «Співає ІФТКЕ» и вовсе занял третье место в ТОП-5 самых посещаемых украинских картин за сентябрь - ноябрь, уступив только «Захару Беркуту» и «Забороненому». Безусловно, цифры «Співає ІФТКЕ» не очень впечатляют, если сравнивать их со зрительским развлекательным кино, но, повторюсь, это ведь документалка о коммунальщиках! И важный нюанс - у проекта не было особого промо: зрителей привел «сарафан» из соцсетей с хэштегом #тепловкіно.
Свершение года - принятие закона о кэш-рибейтах
В сентябре произошло принятие очень важного для украинской киноиндустрии (да и экономики) решения - в действие ввели многострадальную «государственную субсидию для возврата части квалифицированных расходов, осуществленных иностранным субъектом кинематографии при производстве (создании) фильма в Украине». Именно тот самый закон о кэш-рибейтах, то есть о возвратах иностранным производителям части средств, потраченных на производство картин на территории Украины. В обновленной (после принятия закона в 2017 году) версии была повышена ставка возвращения расходов с 16,6% до 25% от общих затрат на производство проекта. Воистину исторический момент для нашей страны заслуживает лидерства в этой категории! Впрочем, не стоит забывать, что в 2019-м индустрия #здобула не менее многострадальный Закон о присоединении Украины к EURIMAGES, а также соглашение о совместном аудиовизуальном производстве между Украиной и Канадой.
Уход года - Филипп Ильенко
Конечно, сюрприза в том, что Филипп Ильенко покинул пост главы Госкино, не было: во-первых, случилась смена власти, во-вторых, его пятилетний срок работы подходил к концу. Сам Ильенко объяснил это так: чтобы уволить человека, проще всего сократить его должность или закрыть структуру. Ни одного, ни другого он не желал, а потому добровольно покинул свой пост, что, безусловно, стало событием в сфере кино (как и те скандалы с результатами питчинга, которые начались позже). Однако сложно не согласиться, что за эти пять лет для украинского кинематографа Ильенко сделал немало. Подробнее о том, за что его стоит поблагодарить представителям сферы, я уже рассказывала ранее.
Жертва года - Юлия Синькевич
Кто уж точно будет вспоминать завершение 2019-го, вздрагивая, так это генпродюсер ОМКФ Юлия Синькевич. А все из-за ситуации, сложившейся вокруг конкурса на пост главы Госкино. В ноябре Юлия стала единственным кандидатом на должность, но… провалила собеседование. Которое, к слову, длилось всего 10 минут. Как оказалось, Юлия «набрала недостаточное количество баллов по одной из компетенций». Возмущенные представители рынка требовали раскрыть результаты оценивания Синькевич как кандидата и даже выходили на митинги. Особенно выросла волна негодования, когда стало известно, что один из членов комиссии поставил Юлии оценку 0 в пяти из десяти пунктов. Чуть позже «громада» потребовала его увольнения. В общем, и тянулась бы эта грязная история долго, если бы Юлия Синькевич сама не заявила: в повторном конкурсе она участвовать не намерена. Что ж, теперь комиссии придется выбирать лишь из нескольких человек, связанных с киноиндустрией, а также таможенников, юристов, финансистов и темных лошадок.
Освобождение года - украинские политзаключенные
Еще в прошлом году Роман Сущенко и Олег Сенцов были в моих номинациях «Узник года» и «Хайп года», а сегодня я с радостью отношу их к другой категории. Казалось, за обменом пленными наблюдал весь мир. И как же отрадно наконец не видеть редкие фото истощенного Сенцова, а встречаться с ним на допремьерных показах фильмов и других мероприятиях. А ведь год назад такой расклад событий виделся невозможным.
Закрытие года - Министерство информационной политики
В ночь с 29 на 30 августа в Верховной Раде состоялось длительное заседание, по результатам которого оказалось, что Министерства информационной политики больше нет. Оно навеки останется в истории нашей страны как Минстець - по имени первого и единственного главы Юрия Стеця. Зато вместо него появилось новое ведомство - Министерство цифровой трансформации во главе с 28-летним основателем digital-агентства SMMSTUDIO и руководителем диджитал-направления команды Зеленского во время президентских выборов Михаилом Федоровым.
Фух, надеюсь, никого не забыла. Но если вдруг есть жалобы и предложения - непременно сообщайте. Кто знает, возможно, к концу этого года я обновлю список номинаций.
Фото: 24tv.ua , beztabu.net, style.nv.ua, Павло Шевчук (2), znaj.ua, facebook (2), uainfo.org, kino-teatr.ua, imdb.com (2), ictv.ua, vgolos.com.ua, nostal.ge, segodnya.ua (2),obozrevatel.com, 86.org.ua, delo.ua, uazmi.net, ukproductionnews.com, 24tv.ua, cinemagia.ro, glamurchik.tochka.net