В 2006 году грузинский режиссер Заза Буадзе переехал жить в Украину. Здесь он снял ряд художественных лент: «Червоний», «Позивний «Бандерас», «Мати Апостолів», а 28 декабря в национальный прокат выходит новый фильм режиссера – «Мій карпатський дідусь», трагикомедия, главную роль в которой исполнил Богдан Бенюк. Лента была снята еще в 2019–2020 годах, но из-за коронавируса, а затем из-за полномасштабного вторжения россии фильм выходит на большие экраны только сейчас.
Несмотря на большую войну, тяжелые времена в индустрии и потенциальную опасность из-за постоянных обстрелов, Заза Буадзе продолжает работать в Украине как режиссер. Сейчас он трудится над четырьмя проектами, а также продолжается разработка еще двух полнометражных сценариев его авторства. Обо всем этом, а также возвращении к своим корням и военном кино мы поговорили с режиссером.
– В прокат выходит ваш фильм «Мій карпатський дідусь», предыдущее название которого было «Небо парасолька». В одном из интервью вы говорили, что изменили название ленты, чтобы заложить новые смыслы. Что именно изменилось?
– Это была совместная просьба наших дистрибуторов [«Своє кіно»] и наших итальянских партнеров. Фильм – это копродукция Украины, Италии, Чехии и Молдовы. Они решили, что название «Мій карпатський дідусь» сможет сфокусировать зрителя на основной теме, поскольку это история украинского дедушки и итальянского внука, их знакомства, пути к пониманию того, что они едины, что они семья. Поэтому я согласился. И даже немного перемонтировал фильм, чтобы эта тема стала более весомой.
– Как именно вы перемонтировали ленту?
– Иногда говорят, нет худа без добра. В 2019 году начались съемки. Мы сняли часть в Украине, в Карпатах. Готовились к съемкам в Италии. Но началась пандемия. За год получили разрешение и сняли итальянскую часть. Потом был монтаж. А потом началась война – и большая пауза. В конце марта мы эвакуировали материал в Ивано-Франковск, поскольку никто не знал, что и как будет. В это время очень много людей выехало за границу, и тема возвращения к своим корням стала более актуальной. Сейчас сотни тысяч украинских детей живут в разных странах Европы. Когда они смогут вернуться домой – никто не знает. А наша история о парне наполовину украинце, наполовину итальянце, который считает себя итальянцем. Это история взросления. Мы не знаем, как пойдет процесс взросления у тех украинских детей, что за рубежом. И я подумал: будет правильно, если сделаю более конкретный фокус на возвращении к своим корням.
– Сегодня, на фоне миллионов украинцев за границей, тема «Карпатського дідуся» действительно выглядит очень актуальной. Но чем вы руководствовались в 2019 году, когда снимали этот фильм?
– Месседж был тот же – возвращение к корням. Я просто считаю, что тема взросления – одна из важнейших в искусстве. Эта тема переплетается и с моим опытом. Фильм связан с эмоциями моего детства: я видел своего дедушку один раз, и мы никогда не общались. Сегодня я сам дедушка. Моему внуку сейчас 16 лет, как и главному герою фильма. И я с ним не виделся уже три года.
Я написал историю, которая потом обросла разными нюансами. Получилось, что в фильме два главных героя: парень и дедушка. И это история еще и об ошибках, которые мы делаем и потом жалеем всю жизнь. Это не только о пути внука к дедушке, но и о пути дедушки к своему внуку.
– Почему вы решили выпускать фильм именно сейчас? Ведь история не совсем рождественская.
– Есть дистрибутор, который предложил оптимальные даты. Я думаю, что праздники – неплохой период, чтобы выпустить этот фильм. Для кого-то это комедия, для кого-то – трагикомедия, но главное, что это не трагедия, не тяжелая драма. Это фильм, вызывающий и смех, и слезы. А главное – он дарит положительные эмоции, как пишут сами зрители. Я думаю, что сейчас нам нужны положительные эмоции.
– 2022 год был тяжелым для украинского кинематографа. Многие компании отложили релизы фильмов, которые уже были готовы. Рассматривались ли у вас другие даты релиза?
– Есть пример «Довбуша» Олеся Санина: они еще дольше делали фильм и потом ждали. А потом решили, что сейчас фильм нужен украинскому зрителю. И мы увидели, что они были правы. Фантастический бокс-офис для украинского кино. Мы увидели, что зрителю нужны украинские фильмы. Сейчас украинцы чаще ходят на отечественное кино, чем это было до 24 февраля 2022 года. Кроме того, сейчас в тяжелом состоянии сама индустрия: никто не знает, что будет завтра, послезавтра. Зритель тоже понимает, что в 2024 году украинских премьер будет не так много. А будет ли что-то в 2025-м – вообще неизвестно.
– Вы отметили, что «Карпатський дідусь» – это копродукция Украины, Чехии, Италии, Молдовы. Почему в перечне нет Греции? Ведь соавтор сценария именно оттуда.
– Все началось с нашего партнерства с греками: это была греческо-украинская история, которую мы придумали с моим другом Григорисом Карантинакисом. В этой истории есть что-то из моей жизни, что-то из жизни Григориса. Но потом так случилось, что мы разошлись, и на замену пришли итальянцы, предложившие сделать историю итальянско-украинской. Случайности не случайны: микс Италии, украинских Карпат и моей грузинской природы сработал.
– Вмешивались ли иностранные партнеры в творческий процесс?
– Абсолютно нет. Это было приятное сотрудничество, без всяких ультиматумов.
– А относительно выхода ленты – не давили, что фильм снят и должен выйти? Возможно, сначала за рубежом в странах партнеров...
– Нет, они прекрасно понимали, что премьера должна быть прежде всего в Украине, поскольку это украинский фильм. И когда мы все же решили выпустить ленту, они были очень рады: ждут с нетерпением премьеры у себя. Сначала будет релиз в Италии, а дальше все зависит от дистрибуторов.
– Уже почти два года в Украине продолжается полномасштабная война. Вы остаетесь здесь, продолжаете работать. Ваши близкие, друзья из Грузии переживают за вас? Были ли мысли вернуться туда или уехать в другую страну?
– Конечно, переживают и просили, чтобы я выехал... Часто слышу вопрос: почему я здесь? Я здесь живу. Уже 17 лет почти. И думаю, имею право называть себя украинским режиссером. Я снял здесь не один фильм. Поэтому даже не рассматривал другой опции. Я не предатель. Никакого пафоса в этом нет: просто так случилось, что я давно пустил здесь корни.
Я не считаю, что моя первая родина – Грузия, а вторая родина – Украина, для меня это цельное пространство. Эта война началась в Грузии, а получила продолжение в Украине. Это одна война. Один и тот же враг. Сегодня будущее Грузии, ее судьба зависит от Украины. Я не за границей. Я дома. У нас с Богданом Бенюком есть тост: за скорейшее восстановление украинско-грузинской сухопутной границы под Туапсе.
– У вас в работе сейчас несколько проектов, один из которых – четырехсерийный сериал «Операція «Добрий вечір», о котором почти ничего невизвестно. Расскажите подробнее, о чем эта работа.
– Я особо не имею права много говорить. Могу только сказать, что производитель сериала – компания «Три-я-да продакшн». Эта же компания продюсировала мой фильм «Позивний Бандерас». Это новый сериал о молодых киевлянах, ушедших на фронт, история молодых людей. И там фантастический, на мой взгляд, каст. Сейчас сериал находится на стадии постпродакшена, в марте или апреле канал «1+1» планирует его показать.
– Проект является одним из победителем неоднозначного конкурса ГП «Мультимедійна платформа іномовлення України». Повлиял ли скандал вокруг конкурса на ваш проект?
– Из-за него мы некоторое время были на паузе: планировали съемки летом, а в результате снимали в октябре. У нас небольшой бюджет, но была прекрасная команда. На этом проекте все очень честно, ведь его цель – сделать качественный продукт, рассказать хорошую историю. По сути, в кадре будет война, но это история любви. Главные роли исполняют Максим Самчик, Даша Творонович и Григорий Бакланов.
– У вас есть еще один проект – сериал «Вихід», о военном с ПТСР. Этот проект питчили во время KMW несколько месяцев назад – ведется ли над ним какая-то работа сейчас?
– Проект на паузе. Что будет дальше – не знаю. Участия в разработке сериала я не принимаю.
– Тогда поговорим о полнометражном альманахе «Гілея», состоящем из четырех новелл об украинцах, которые находятся в Швеции, Польше, Франции и Италии. Чем обусловлен выбор именно этих стран? В списке, например, нет Германии, принявшей чуть ли не больше всего украинцев.
– Для меня этот проект очень важен, потому что он абсолютно независимый – в нем есть частные средства и маленькие гранты. Изначально в перечне была Германия, кстати, но пока с Германией не получается. Идея родилась в Швеции. Мы там получили небольшой грант от региональной фильмкомиссии, поехали и за десять дней сняли одну новеллу – о двух украинских военных, находящихся в Швеции на лечении. Главные роли сыграли Ахтем Сеитаблаев и Олег Шульга. А потом появилась идея сделать больше таких новелл, чтобы вышел полнометражный альманах. Дальше мы получили помощь от поляков – и вторую новеллу сняли там. В ней играют Олег Драч и Олег Цьона, а также известный польский актер Мариуш Голай. Потом я написал французскую, итальянскую и немецкую истории, но пока мы нашли возможность произвести французскую и итальянскую новеллы – надеюсь, что в марте отснимем. Во французской истории, возможно, будет сниматься очень известный французский актер.
Кроме этих региональных грантов появились также частные деньги. Что касается финансирования из Украины, то мы получили маленький грант от фонда «Східна Європа».
– Вы планируете кинотеатральный прокат или это продукция для стримингов?
– Мы постараемся сделать кинотеатральный релиз, но есть и другие опции. У нас была встреча в Париже с известным философом Бернаром Анри Леви: недавно в США проходила премьера его документального фильма «Героям слава» о войне в Украине, он также является председателем наблюдательного совета телеканала Arte France. Возможно, получится сотрудничество с этим каналом. Посмотрим. В любом случае планируем выход фильма на осень 2024 года.
– Среди ваших текущих рабочих проектов я не нашел документального кино. Это сознательный выбор – не работать с документалистикой?
– Дело в том, что летом 2022 года мы с продюсером Михаилом Крупиевским сняли полнометражный документальный фильм «Перкалаба. Преображення». Перкалаба – это село в Карпатах. Была еще такая группа Familia Perkalaba, ее продюсером выступал Олег Гнатив. И мы сняли документальный фильм о путешествии трио: журналиста Айдера Муджабаева, Олега Гнатива, известного под псевдонимом «Мох», и человека, которого знает весь Ивано-Франковск, Васи Доронина. Они вместе отправляются в путешествие в Перкалабу в поисках идеи будущей Украины, и это происходит в августе 2022 года. Фильм снят, но сейчас продюсеры активно ищут деньги на постпродакшен. Надеюсь, что найдут. И лента выйдет в прокат.
– У вас довольно насыщенный рабочий график, несколько проектов в работе. Некоторые художники с началом полномасштабной войны столкнулись с творческим ступором – у вас было такое? Как вы это преодолевали?
– Так случилось, что в конце марта мы уже работали. Потом, летом, сняли документалку. Затем – работа за границей над альманахом. И за это время я написал еще два полнометражных сценария. Эта постоянная работа – мой личный способ существовать сейчас. Иначе просто невозможно. Я, кстати, не считаю, что надо ждать десять лет, чтобы снимать фильмы о войне. Наша жизнь происходит сейчас. И невозможно сегодня снять какую-то историю, в которой не была бы упомянута война. Хоть бы это была история о первой любви, все равно будет война на фоне.
– Два полнометражных сценария просто есть или уже ведется работа над их дальнейшей реализацией?
– Первые шаги делаются. Если будет питчинг Госкино, я буду туда подаваться. Если нет, остается другой путь – искать гранты. Но давайте верить, что государственная поддержка все же будет и новому украинскому кино не дадут умереть.