Год назад, в июне 2022 года, когда страна еще была в хаосе и неопределенности первых месяцев полномасштабной войны, продюсер Алексей Гладушевский организовал в Черновцах фестиваль украинского кино «Миколайчук OPEN». Несмотря на сложную ситуацию, фестиваль собрал полные залы в Черновецком культурно-художественном центре имени Ивана Миколайчука, ставшем его основной локацией. Со временем оказалось, что мероприятие не было разовой акцией, а стремится занять постоянное место на кинофестивальной карте страны. Более того: уже в этом году «Миколайчук OPEN», который пройдет с 15 по 20 июня, получил статус международного.
Зачем Украине еще один кинофестиваль – тем более во время полномасштабной войны, как проводить большие ивенты в таких условиях, чего ожидать от программы мероприятия и каким организаторы видят дальнейшее развитие «Миколайчук OPEN», мы поговорили с генпродюсером фестиваля Алексеем Гладушевским.
– Идея основать фестиваль зрительского кино по состоянию на весну 2022 года кажется максимально неочевидной. Как она возникла и почему вы решили все же ее реализовать?
– Если быть откровенным, все произошло случайно. В Черновцах я оказался из-за войны, до этого никогда там не был. Сначала мы волонтерили в селе Мигово, а потом я понял, что нужно ехать в город и собирать там всех творческих людей. Многие из них – актеры, сценаристы и т. д. – были в депрессивном состоянии: мол, их профессия больше не нужна. Мне нужно было поднять их боевой дух.
В Черновцах я познакомился с главой Буковинской кинокомиссии Владиславом Севрюковым. А он меня уже познакомил с Иваном Бутняком, тогдашним директором Культурного центра имени Миколайчука. Приехав туда, я понял: это оно. Вообще никогда не думал, что в Черновцах может быть такой современный культурный центр.
Сначала мы с Иваном и командой Центра решили организовать культурный штаб. Это был такой большой проект, где мы делали все, что могли: показывали фильмы, знакомили людей с украинскими актерами, режиссерами, сценаристами, открыли сценарную комнату. Когда это все заработало, мы поняли один важный момент: большинство украинцев совсем не знают украинского кино. И это нужно менять. Я обратился к своим друзьям, коллегам, которые предоставили много эксклюзивных фильмов. И мы просто начали показывать кино. Полный зал молодежи на 350 человек смотрел классические фильмы Ивана Миколайчука!
В какой-то момент я почувствовал, что нужно двигаться дальше и попробовать сделать фестиваль. Друзья из «Артхаус Трафік» посоветовали обратиться к Алексу Малышенко: сначала он сказал, что сделать фестиваль в столь короткий срок нереально, но все равно согласился. Тогда же к нам присоединилась Татьяна Дяченко, нынешняя директор Культурного центра имени Миколайчука; в команде появились PR-директор Тася Пугач и исполнительный продюсер Инна Ласточкина. И конечно, Иван и команда Центра. Этой группой мы начали процесс отбора фильмов и организации приезда гостей. Все ленты, в прошлом показанные на фестивале, не имели кинотеатрального проката. Но нам еще нужна была суперпремьера на открытие, и тогда удалось привлечь Филиппа Ильенко, Олега Щербину и моего любимого режиссера Тараса Томенко с их новым фильмом «Будинок «Слово»: Нескінчений роман». А после этого появились и другие крутые ленты: «Королі репу», «Між нами», «Я працюю на цвинтарі» и т. п.
Фестиваль был некоммерческим, поэтому его успех нельзя посчитать, но успехом я считаю количество зрителей – их было много.
– Расскажите подробнее о финансовой составляющей фестиваля. Каким был бюджет и как вам удалось найти партнеров?
– В прошлом году, каким бы странным это ни казалось, мы сделали фестиваль буквально за ноль. Что это значит? Мы все работали бесплатно. Фильмы нам предоставили бесплатно. Гости приехали без гонораров, без ничего. И Культурный центр тоже ничего с нас не брал: все свои расходы на свет, воду и тому подобное взял на себя.
И в прошлом, и в этом году нас официально поддерживают и городские, и областные власти. Но в прошлом году было сложно с точки зрения целеполагания: тогда все понимали, что нужны деньги на армию, и было сложно объяснить властям, почему они должны дать денег на культуру. То же самое было с частными инвесторами. Они не могли ничего дать, поскольку сразу возникали вопросы, почему деньги идут на культуру. Разве что в прошлом году нам помогли с билетами на поезд, чтобы приехали гости. Жилье также предоставлялось частично за деньги, частично – бартером. В этом году уже немного другая ситуация: все хорошо поняли, что культуру тоже нужно финансировать. Поэтому в 2023 году нас официально поддерживают Черновицкий городской и областной советы, Клуб предпринимателей Буковины, а также появились партнеры, закрывающие много нужд – например, по спецпризам.
В этом году у нас также есть финансовые вознаграждения: $1000 – за победу в международном конкурсе, $500 – в национальном конкурсе короткого метра. Также в этом году будут статуэтки. Ну и я надеюсь, что в следующем году, если все пройдет удачно, мы будем искать больше денег, поскольку команда осталась той же, а программа и размах фестиваля выросли в три раза.
– Насколько сложно во второй раз организовать «Миколайчук OPEN»? С одной стороны, дорога уже проторена. С другой – вы расширились до международного формата.
– Действительно, многие думают: «А в чем проблема? Вы уже делали это!» На самом деле второй раз всегда сложнее, поскольку впервые ни у кого не было никаких ожиданий.
В этом году у нас было два варианта развития событий. Первый – более простой: сделать все так, как было. У меня отличные отношения со многими продюсерами, есть хороший фидбэк с прошлого года, так что мы могли бы просто сделать фестиваль украинского кино. Но мы с Татьяной Дяченко и Алексом Малышенко сразу, еще в уставе фестиваля указали, что «Миколайчук OPEN» – международный.
Почему это важно? Во-первых, нам нужно как можно больше искать пути сотрудничества с иностранцами. Нам нужно их привлекать сюда, говорить, показывать кино, знакомить с людьми – чтобы они видели, что на самом деле россияне уничтожают таких же людей, как они. Живущих в таких же городах и смотрящих такие же современные европейские фильмы. Во-вторых, мы знаем, что сейчас очень большие проблемы с финансированием кино в Украине. И поэтому нужно, чтобы на индустриальных секциях наши украинские сценаристы, режиссеры, актеры, сценаристы могли общаться и искать какие-то общие проекты, возможности для сотрудничества.
А в-третьих, сейчас непонятно, сколько еще будет продолжаться война. Но пока война не завершится, денег на кино не будет. И мы понимаем, что в следующем году или через два года украинское кино может просто закончиться. А у нас фестиваль игрового зрительского кино. И в будущем придется уже брать то, что есть. Когда есть международный конкурс, можно варьировать: взять больше иностранных фильмов и также украинские, которые ты считаешь необходимыми и подходящими по концепции фестиваля.
Кстати, в этом году, как и в прошлом, мы проводим сбор в поддержку ВСУ. У нас договор о сотрудничестве с Украинским художественным фондом, и через них мы собираем деньги на конкретные нужды конкретных проверенных бригад и батальонов. В прошлом году собрали около 100 тыс. грн.
– Насколько сложно было договариваться о международных лентах, учитывая, что у фестиваля пока нет репутации за рубежом?
– Больше всего проблем было связано именно с иностранными фильмами и гостями, поскольку они нас не знали. Многие хотели денег, которых у нас не было. Есть, конечно, страны, поддержавшие нас безоговорочно, – это Израиль, Польша. А есть страны, которые нас поддерживают, но они больше за коммерцию.
Я очень благодарен Алексу Малышенко: именно он ведет этот сложный блок переговоров с иностранными проектами. И наша директор Татьяна Дяченко тоже. Они в определенном смысле зашиваются, потому что сложно сначала договориться, потом все правильно оформить юридически. И за какой-то фильм все равно надо заплатить. Много сложностей. Но они их преодолевают.
Относительно места мы решили не усложнять совсем жизнь и остались на одной локации. Но уже думаем о расширении. Если все будет хорошо, то в следующем году, возможно, в Культурный центр имени Миколайчука добавим еще одну локацию, чтобы иметь возможность параллельно делать несколько программ.
– Сейчас фестиваль некоммерческий: он таким и останется? Или со временем планируете изменить концепцию?
– После окончания войны всем нужно зарабатывать. И я считаю, что некоммерческим этот фестиваль должен быть только во время войны. После Победы нам нужно стать настоящим, нормальным, коммерческим фестивалем. Я буду очень доволен, если он станет прибыльным проектом, где мы сможем нормально зарабатывать и иметь финансовую мотивацию. Да, это нормально, но не сейчас. Сейчас и мне, и команде как-то неудобно зарабатывать. Вообще по сравнению с тем, сколько я зарабатывал раньше, за последний год я заработал, можно сказать, копейки (улыбается).
– Я понимаю, что сейчас сложно говорить наперед, но все же: есть ли у вас долгосрочные планы по развитию «Миколайчук OPEN»? Какие известные международные фестивали вы видите референсом?
– Мой напарник Алекс Малышенко видит развитие нашего проекта в фестиваль жанрового кино, и у него есть интересные идеи. У меня же пока определенные сомнения относительно того, насколько сильно мы нуждаемся только в жанровом кино. Но уже в этом году будет несколько таких экземпляров: одну из премьер мы приберегли, до последнего не заявляя о ней. Это фильм, который многие украинские киношники уже и не надеялись когда-либо увидеть. Алекс был большим фанатом этой ленты и когда узнал, что она существует на физических носителях, еще в прошлом году, то начал работать над тем, чтобы ее показать. У продюсеров были сомнения, но он дожал. Это очень давно снимавшийся фильм «Вересень», или «Шлях мерця» – лента о вампирах с Миколой Вереснем в главной роли. Посмотрим, как зритель его воспримет.
Мне очень нравится развивать фестиваль так, как он развивается. Я сравниваю «Миколайчук OPEN» с Берлинале. Для меня Одесский кинофестиваль – это больше Канны: кроме индустриальной секции у них есть еще вечеринки, красная дорожка, вечерние платья. А мы – Берлинале, потому что этот фестиваль только о кино. Мы говорим о кино, смотрим кино, чтим кино. У нас нет красной дорожки, нет дресс-кода, нет торжественных церемоний. У нас нет ведущих, как обычно бывает на фестивалях. Мы ведем фестиваль сами.
– Какое место на карте украинских кинофестивалей должен занять «Миколайчук OPEN» после победы и возвращения всех мероприятий к привычному функционированию? Не будет ли пересекаться ваша деятельность с другими фестивалями?
– Нет. У нас есть много фишек, которых нет у других. К примеру, есть муза фестиваля. Мы всегда начинаем мероприятие в день рождения Миколайчука, 15 июня. Наш фестиваль делает акцент на сочетании современности и классики – мы уделяем большое внимание украинской классике. Кроме того, мы положили начало программе «Институт звезд», в которой будет два направления. Современное будет рассказывать, как проходить кастинги, сотрудничать со звездами, как работает маркетинг и т. д. Второе направление будет касаться классического украинского кино.
Даже если все фестивали вернутся, мы уже успеем, надеюсь, занять свое место. И если нам все удастся, думаю, продюсеры и режиссеры поймут: сюда есть смысл ехать, у нас может быть не хуже, чем на больших раскрученных фестивалях.
– В прошлом году вам помогал Одесский кинофестиваль, в этом году – коллаборация с КМКФ «Молодість». В начале полномасштабной войны ощущалось единство во всех сферах, в частности в кино. Но осталось ли это единство до сих пор?
– Да, в прошлом году у нас была коллаборация с тремя фестивалями: ОМКФ, КМКФ «Молодість» и Docudays. И в прошлом году действительно все были едины. Не было вопросов: «А что нам за это будет?» И поддержка этих трех фестивалей не изменилась: мы так же ведем с ними разговоры о разных коллаборациях. С Одесским кинофестивалем мы вообще классно общаемся: дошло до того, что часть ОМКФ также пройдет в Черновцах, в этом же Культурном центре, где и мы делаем фестиваль. И мы будем им помогать с проведением мероприятия.
Несколько изменилась ситуация с людьми: некоторые ребята не вернулись из-за границы, начали строить свою карьеру там. И я уже начинаю за ними замечать некоторые неприятные моменты. Но пока это единичные эпизоды. Я понимаю, что у людей за границей уже идет другая жизнь, и они не всегда понимают все нюансы и контексты нашей ситуации.
– За период полномасштабной войны вы реализовали много вещей, которые раньше не делали: основали фестиваль, инициировали премию «Чорний лотос» в поддержку украинского кинотеатрального сообщества. Планируете ли еще проекты, которыми раньше не занимались? Или скорее развивать то, что уже создали?
– Я действительно очень хотел бы продолжить заниматься кино. Все спрашивают о фильмах. Но оно пока заглохло. Денег нет. Моя партнерша по продакшену Real Pictures Регина Марьяновская-Давидзон живет в Париже и ездит по разным питчингам, резиденциям, ищет деньги для наших фильмов. У меня пока финансировать ленты из других источников нет возможности. Поэтому я стал искать другие варианты. Меня пригласили в жюри и команду некоторых других украинских фестивалей – например, Одесского, где я являюсь одним из программеров в этом году. Это непростой вызов: как сделать программу украинского кино для ОМКФ, когда фильмов и так немного, а часть мы уже забрали на «Миколайчук OPEN».
Я также занялся направлением театра: планирую сделать несколько спектаклей. С одним театром уже начал сотрудничать, готовлю спектакль как режиссер. Сейчас работаю со сценографисткой, уже есть актерский каст.
Также один из готовых киносценариев я переработал в пьесу и сейчас ищу театры, которые захотят ее поставить – возможно, со мной как режиссером, а может, и нет. Это очень интересное для меня направление. Я много посещаю театры, много внимания уделяю этому в своем Telegram-канале «Чорний лотос». Пишу много личных отзывов на театральные постановки. Вообще украинский театр развивается невероятно интересно. Происходящее в Театре Франко, например, – это просто срыв крыши. То, что делают Иван Урывский и Давид Петросян... это новые имена, которые будут очень громко звучать. Поэтому, конечно, будет очень важно развивать направление работы с премией «Чорний лотос» – сейчас есть много кого отметить.
– Не могу не спросить о судьбе вашего фильма «Мій юний принц»...
– В начале полномасштабного вторжения одни итальянские партнеры вышли из проекта. Они думали, что война – это несколько месяцев, а потом прошло три месяца, они поняли, что ничего не закончится, а также поняли, что им придется финансировать фильм самим, ведь когда будут деньги от Госкино – непонятно. Так что они отказались от сотрудничества. Сейчас моя партнерша нашла новых итальянских партнеров, они готовы вести переговоры. Посмотрим, что из этого выйдет: возможно, нам придется переделать каст или добавить иностранных актеров. Это сложная история и морально, и материально.
– Что, по вашему мнению, ждет украинское кино дальше? Есть иностранный капитал, но сможет ли он профинансировать всю киноиндустрию?
– Ситуация плохая, если говорить грубо. Это миф, что иностранцы нам смогут во всем помочь. Они действительно много помогают и многое могут предложить, но иностранцы обычно финансируют две составляющие фильма. Первая – девелопмент: подготовиться, написать сценарий, провести кастинг. Есть много фондов, которые могут выделить деньги на это. Вторая составляющая – постпродакшен: цвет, звук, даже монтаж. Единственное, что они не финансируют, – это продакшен. То есть на то, чтобы снять кино, денег нет.
Второй аспект – документальное кино. Действительно, сейчас снимается очень много документальных лент. Именно благодаря документальному кино мы появляемся на больших фестивальных площадках и получаем призы. Благодаря документальному кино мы показываем нашу войну. Но есть также проблема, что документальных фильмов становится очень много. Иностранцы уже устали и не желают смотреть войну. Они хотят видеть какую-то другую ее форму.
Есть история с коротким метром: это художественная форма игрового кино, которая не стоит больших денег. И есть сериалы. С сериалами удивительная история. Недавно министр культуры Александр Ткаченко заявил, что Минкульт проведет питчинг сериалов, но я не очень понимаю... Сериалы – это телевизионная история, которую всегда финансировали телеканалы. И сейчас помогать сериалам вместо того, чтобы помочь кино, мне кажется странным. Впрочем, если они хоть что-то профинансируют и что-то получится, пусть будет.
Если сейчас не будет финансироваться художественное кино, то в 2025 году мы столкнемся с вакуумом, когда нечего будет показывать. Мы не сможем этого избежать без помощи государства. У независимых украинских продюсеров нет финансовых возможностей для этого. Кроме того, у нас до сих пор не принят закон о меценатстве, уже действующий во многих странах. Это дало бы возможность меценатам вкладывать деньги в кино и затем вследствие этого получать бонусы в налоговой сфере.