Кифлыки с розовым вареньем, бурышник с карпатским будзём, яворивский пирог – вот далеко неполный список традиционных украинских блюд, ставших главными героями проекта «Пекельні борошна з Євгеном Клопотенком», дебютирующего на СТБ уже завтра. Программу, исследующую традиционную украинскую кухню с абсолютно прикладной точки зрения, производит команда Starlight Production – та, что много лет работает над проектом «МастерШеф» и в частности произвела «военный» сезон «МастерШеф. Професіонали»: первое с начала полномасштабного вторжения большое реалити, созданное с соблюдением всех форматных правил. В феврале, когда «МастерШеф. Професіонали» стартовал в эфире СТБ, а «Пекельні борошна» завершили съемочный период, мы поговорили с директором творческой студии Викторией Вишняковой и исполнительным продюсером Дмитрием Товстоляком об особенностях производства больших кулинарных проектов в условиях обстрелов, отключения света, проседания рекламного рынка и других вызовов полномасштабной войны. А сегодня, накануне премьеры нового проекта, предлагаем вам ознакомиться с этим разговором.
– Год назад СТБ, как и большинство украинских телеканалов, транслировал марафон «Єдині новини»: чем в этот момент занималась команда «МастерШефа»?
Виктория Вишнякова: На момент полномасштабного вторжения было отснято очень много проектов, так что командам развлекательного контента было чем заниматься – мы пошли в постпродакшен.
Это была отдельная эпопея, как он организовывался (улыбается). Многие люди уехали из Киева в разные города Украины: мы передавали монтажки и другое необходимое оборудование поездами, машинами, ведь такие проекты, как «МастерШеф», «Холостяк» и т. п., очень тяжелые с точки зрения объема материала, и просто через FTP это можно было месяцами передавать и качать. Все работало медленнее, чем если бы делалось здесь, в Киеве, поскольку не все находились в безопасных регионах, кто-то был там, где все равно прилетало, и люди не могли полноценно работать. Но мы это сделали.
Дмитрий Товстоляк: Несмотря на то что в прошлом году «МастерШеф. Битва сезонів» стартовал одним из первых в эфире СТБ – 22 января – и на момент полномасштабного вторжения мы успели показать пять выпусков, работы было достаточно. Поэтому почти вся весна нашей команды была занята монтированием и титрованием сезона, который мы уже полностью показали осенью.
– А когда вы начали готовить «МастерШеф. Професіонали»? Что-то было сделано до полномасштабного вторжения?
В. В.: Нет, так как мы только вышли из съемочного периода «МастерШеф. Битва сезонів», и был запланирован пост. В июле же командой, которая была в Киеве, мы еще успели снять 12 выпусков кулинарного проекта «Прокинься з Ектором».
Д. Т.: Запуск препродакшена «МастерШеф.Професіонали» планировался с марта, но полномасштабная война скорректировала наши замыслы, и работа над проектом не началась: на тот момент никто не понимал, будет ли вообще производство нового сезона. Потому конкурсы для профессионалов креативные продюсеры начали разрабатывать летом.
– По словам Людмилы Семчук, с 2022 года все проекты СТБ претерпели глубинные изменения. Чем сезон «МастерШеф. Професіонали» во время полномасштабного вторжения концептуально отличается от предыдущих сезонов?
В. В.: Прежде всего хочется сказать, что с начала полномасштабного вторжения «МастерШеф. Професіонали» стал первым большим реалити, создаваемым в такое непростое время с соблюдением всех форматных правил. Идея этого сезона – украинские блюда из украинских продуктов. Ведь вместе с важной миссией развивать украиноязычный контент и поддерживать зрителей, переходящих в быту на украинский, мы видим большой запрос как можно больше узнать о национальных традициях, в частности гастрономических. Также мы учитывали, что есть страны, которые нам активно помогают: блюда этих стран тоже будут в программах, и некоторые конкурсы будут касаться тематики культуры этих стран. Но в первую очередь это сезон обо всем украинском.
– Что еще изменилось?
В. В.: Мы все изменились: и я, и Дмитрий, и вся команда точно можем сказать о трансформации личных ценностей. Так же и с нашими героями: они изменились, поэтому «срача ради срача», как бывало раньше, теперь нет. Есть война, и это более важно – странно ссориться из-за продуктов или какого-то конкурса. Еще мы отказались от выездных конкурсов, поскольку это очень рискованно с точки зрения безопасности, слишком дорого с точки зрения бюджета военного времени и значительно дольше, а мы должны учитывать комендантский час. Но вообще «МастерШеф» – это форматное шоу, мы не можем перестроить его кардинально.
– А как на изменения реагировали форматчики?
В. В.: Мы разработали и защитили все конкурсы, поэтому у них не было вопросов. Да и в целом в сезоне нет ничего, что не соответствует формату. А они понимают, что посоветовать нам сейчас ничего не могут. Теперь мы можем советовать другим, как снимать в любых условиях (смеется).
– Будут ли какие-нибудь ваши находки, производственные ноу-хау занесены в библию формата?
Д. Т.: У нас нет такого опыта – советовать вносить изменения в библию формата, но если они пригласят нас на консультацию, то мы с радостью поделимся опытом и довольно радикальными оптимизациями. Думаю, самое большое достижение, которое может перенять форматчик, – это гибкость нашей творческой команды, способность подстроиться и адаптировать проект под любые условия, диктуемые внешним миром.
– Вы ощутимо обновили проект, но не изменили состав жюри. Почему?
В. В.: Потому что они – авторитет для профессиональных поваров. Для кого-то важно мнение Вовы [Ярославского], для кого-то – Эктора [Хименеса-Браво], для кого-то – Оли [Мартыновской]. И мы не видим смысла менять профессиональное жюри сейчас, когда у них есть возможность и желание продолжать с нами сотрудничать.
Д. Т.: Когда началось полномасштабное вторжение, ни один из членов жюри не остался в стороне: все, кто следит за проектом «МастерШеф», знают, как Эктор, Оля и Владимир каждый по отдельности и все вместе помогали Украине на кулинарном, благотворительном, волонтерском фронтах. Каждый день готовили для наших защитников и защитниц из территориальной обороны и ВСУ, развозили еду для семей переселенцев и в деоккупированные города. Проводили в Европе благотворительные ужины для сбора средств. Эктор в начале полномасштабного вторжения был в отпуске у себя на родине на другом континенте, но через все сложности и тысячи километров вернулся в Киев, чтобы помогать украинцам. Это о многом говорит. Так что наши судьи – одни из самых достойных, кто может быть на месте жюри проекта, создаваемого в условиях полномасштабной войны.
– Почти у каждого героя сезона есть история, так или иначе связанная с полномасштабным вторжением россии в Украину. Вы делали на этом акцент, когда искали участников?
В. В.: Это наша реальность. На кастинг подавались люди, оставшиеся в Украине или выезжавшие на короткий промежуток времени и вернувшиеся. А в сфере кулинарии помогали, работали все: кто-то кормил, кто-то искал продукты для обеспечения военных. Каждое направление столкнулось с тем, что происходило и происходит в стране, это собственный опыт. Сегодня у каждого украинца есть история, от которой волосы дыбом становятся.
Д. Т.: Но все же «МастерШеф» – прежде всего проект о кулинарии, а «МастерШеф». Професіонали» и подавно. А непосредственно участники – украинцы, и все уже убедились, что украинцы в любое время берутся за работу, создавая нечто невероятное, жизнеутверждающее. И европейцы, и американцы, и весь мир удивляется, как в такое время можно открывать заведения, печь и развозить на деоккупированные территории хлеб, помогать гражданским и военным. А наши герои, как и наши судьи, это делали и продолжают делать.
– С точки зрения производства «МастерШеф» – очень масштабный проект. Как вы снимали реалити в период постоянных обстрелов и блэкаутов?
В. В.: Хорошей тренировкой был ковид, во время которого мы учились принимать решения здесь и сейчас, учитывать, что завтра у тебя может многое измениться. Конечно, это не сравнимо с полномасштабной войной, но определенный опыт был. Мы начали съемки в конце ноября, понимая, что будут отключать свет, осознавая масштабы обстрелов, поэтому задачей номер один была безопасность команды, жюри и участников. В павильоне, где снимается проект, нет бомбоубежища, и мы даже просчитывали варианты построить его самостоятельно. Но потом Дима нашел два надежных бомбоубежища неподалеку.
Д. Т.: Первое – это бывший завод и бомбоубежище советских времен, которое строилось еще во время холодной войны. То есть оно крепкое, но без каких-либо условий. Мы все согласовали с Броварской ГСЧС, завезли стулья, воду, чтобы этим бомбоубежищем могли пользоваться и другие люди, работающие рядом, не только команда «МастерШеф». А второе было обустроено в гостинице, где проживали участники, поскольку группа у нас очень большая и в одном убежище всем было бы тесновато. Наши судьи перемещались либо туда, либо туда.
– А как вы технически обезпечили съемочный павильйон, учитывая постоянные отключения света?
Д. Т.: Мы проработали этот вопрос с партнерами. Договорились о мощном генераторе, поскольку «МастерШеф» действительно нуждается в большом количестве электроэнергии, внезапное исчезновение которой мы не могли себе позволить: у нас должны постоянно работать холодильники, в которых хранятся продукты, от перебоев со светом может «полететь» съемочная техника, а кухонная техника во время конкурсов должна работать, а не останавливаться на неопределенное время. Партнеры пошли нам навстречу с точки зрения ценообразования. А наш технический отдел в течение пяти дней усовершенствовал электросети и щитовые, настроив все так, чтобы студия могла автоматически переключаться на генератор и перебоев со светом не было. До полномасштабного вторжения павильон «МастерШефа» не был пригоден к работе от генераторов. Так что предусмотрели все, что мы могли предусмотреть.
– Но предусмотреть обстрелы невозможно. Как вы действовали во время воздушных тревог, если уже начались съемки?
Д. Т.: Мы очень часто попадали на воздушные тревоги непосредственно с ракетными обстрелами – наверное, половина съемочных смен пришлась на них, но воздушная тревога ни разу не случилась, когда уже начался конкурс готовки.
В. В.: Нам просто повезло!
Д. Т.: За день мы снимали один или два конкурса. Сам конкурс длится час-два, максимум три. А до этого – подготовка, технические работы. Во время воздушных тревог мы все останавливали и перемещались в укрытие, где команда продолжала работать и планировала шаги, как быстро возобновить конкурс. Благо чаще всего тревоги случались в первой половине дня.
В. В.: В такие моменты чувствовалась крутая сплоченность команды. Все думали, как потом правильно спланировать график, чтобы снять все, что мы запланировали, и успеть до комендантского часа – чтобы все попали домой вовремя. Каждый понимал, что воздушная тревога может начаться в любой момент, а контент нужно снимать, ведь это наша работа.
– Как это все повлияло на экономику проекта? Стало ли дороже производство «МастерШеф. Професіонали» во время полномасштабного вторжения?
В. В.: Бюджет на этот раз был ограничен, и мы немного изменили технологию производства. Периодически снимали по два конкурса в день: это было тяжело для всех, но иным способом сократить расходы и количество съемочных дней было бы невозможно. Также согласно концепции сезона мы использовали украинские продукты – они стоят дешевле. Впрочем, если сравнивать с прошлыми сезонами, то сейчас локальный продукт стоит так же, как раньше нелокальный. И я повторюсь, мы отказались от выездных конкурсов. То есть как могли оптимизировали технологию, чтобы это не повлияло на качество контента.
Д. Т.: В целом, учитывая все факторы оптимизации, нам удалось сократить бюджет более чем на четверть стоимости предыдущего сезона.
– Насколько сложно было найти спонсоров сезона, учитывая проседание рекламного рынка?
В. В.: Большинство многолетних партнеров проекта подтвердилось. Я сейчас говорю об украинских брендах «Фрекен БОК», «Квас Тарас» и «Волошкове поле». Мы очень благодарны, что они нас поддерживают. Более того: у проекта появились новые партнеры, ранее не сотрудничавшие с «МастерШефом» и впервые интегрировавшиеся в наш контент во время войны: это «Комо», «Львівські дріжджі» и посуда Krauff. И вы знаете, мы даже здесь все объединились: сейчас партнеры на обсуждениях еще больше, чем раньше, креативят с нами и с агентством Brand Booster, и мы вместе находим удачные решения по интегрированию продуктов, чтобы получилось нативно. Спонсоры очень переживали, как форматное реалити будет сниматься в условиях тревог, пытались как-то помочь, посодействовать. Не было такого, что каждый говорит, чего он хочет, не задумываясь, как это будет реализовываться. Сейчас все стали больше поддерживать друг друга. И это очень ценно для нашей команды, и для спонсоров тоже, мы чувствуем большое родство с ними после этого опыта.
– Многие большие шоу на украинском ТВ пока поставлены на паузу, поскольку производство во время войны – это очень рискованно и дорого. Не было ли у вас мысли не снимать сейчас, перенести?
В. В.: Так можно переносить множество раз, ведь непонятно, сколько будет продолжаться война. Нам всем хочется, чтобы она закончилась завтра – это, безусловно, мечта всей страны. Но ситуация такова, что нужно жить, работать и создавать новое в тех условиях, которые есть.
– И в этих условиях вы анонсировали выход нового кулинарного шоу – «Пекельні борошна з Євгеном Клопотенком». В чем главная идея этого проекта?
В. В.: Это совместная история, разработанная творческой командой Starlight Production вместе с каналом СТБ. Автор идеи – Андрей Пышный, много сезонов руководивший проектом «МастерШеф», а здесь выступивший в роли креативного продюсера. Нам хотелось чего-то локального, чисто украинского, желательно с историей. Кухня – это часть культуры, а нам всем сейчас очень важно как можно больше знать о своей культуре, корнях, поскольку нация, по-моему, зарождается прямо сейчас, когда мы идентифицируем, кто мы такие. Основная идея проекта – вернуть традиционные блюда в современную жизнь украинцев. Например, борщ с карасями: многие думают, что это что-то странное, экзотическое, а это любимое блюдо Тараса Григорьевича Шевченко. Это не какое-нибудь ноу-хау! Кифлыки с розовым вареньем, бурышник с карпатским будзём, яворивский пирог – вот неполный список украинских блюд, которые каждый зритель сможет повторить у себя на кухне.
– Что будет происходить в выпусках?
Д. Т.: Еженедельно к Жене в студию будет приходить гость, и вместе они будут готовить два старинных украинских блюда на современный лад. То есть Женя берет давний рецепт, рассказывает его историю, добавляет что-то современное, чтобы эти блюда можно было подавать в украинских ресторанах или приготовить дома. Одно из них может быть любимым блюдом одного из известных украинцев. Например, в одном из выпусков Евгений с гостем будут готовить гамулу – это не что-то иностранное, а украинское блюдо, которое любил Александр Довженко. Будут у нас любимые голубцы Владимира Винниченко с картофелем, рогайчики с миндалем, которые выпекали в семье Ольги Кобылянской. Во время приготовления Евгений и гость общаются на разные актуальные темы, Женя дополняет процесс своими знаниями по кулинарной истории Украины. Также в выпуске есть рубрика «Кулинарная забава», в которой ведущий и гость играют: например, гость должен угадать, из какой страны происходит тот или иной вид картофеля. В конце, конечно, пробуют приготовленные блюда.
– В описании проекта говорится, что старинные блюда будут готовить «с учетом условий современной жизни украинцев», но в то же время «с помощью старинной кухонной утвари». Так как это будет реализовано?
В. В.: Утварь скорее будет в антураже, использовать ее напрямую не будут. В некоторых эпизодах Евгений рассказывает, для чего она, или задает вопрос гостю: угадай, что это. Мы понимаем, что зритель не найдет эти инструменты в обычной жизни, а хочется, чтобы проект был прикладным.
Д. Т.: Среди старинной утвари у нас есть макитра плюс макогон, куманец, мутовка. Художник с реквизитором нашли все это в Музее Гончара, на Киностудии Довженко и дополнительно обыскали много интересных мест и блошиных рынков.
– Понятно, почему ведущий проекта – именно Евгений Клопотенко. Но не много ли его сейчас в медиапространстве?
Д. Т.: Во-первых, это человек, имеющий прямое отношение к телеканалу СТБ – он не просто выходец из «МастерШеф», а победитель. Во-вторых, когда речь идет об украинской кухне и ее истории, другая фамилия ни у кого в голове и не возникает. Евгений – исследователь национальной кухни номер один. Он в хорошем смысле ботаник украинской кулинарии, с ним очень интересно. Он увлекательно рассказывает о продуктах. К примеру, для меня стала открытием та же дижонская горчица. Мы знаем ее как французскую, а Женя говорит, что в Дижоне совсем не выращивают горчицу – там только украинская, и мы одни из крупнейших поставщиков. То есть такие интересные истории рассказывает, что ты понимаешь: оказывается, украинцы и здесь такие крутые, впереди планеты всей.
– Насколько активно Евгений был вовлечен в разработку проекта?
В. В.: Без Клопотенко мы бы здесь не справились, поскольку у него глубокие знания старинной кухни. Он активно участвовал в разработке рецептов, подборе блюд и продуктов. Конечно, учитывали предпочтения гостя или его интересы, чтобы определенным образом удивить, научить. Но оказалось, что Евгений – большой импровизатор. Мы могли придумать какой угодно сценарий, подробно все прописать, но не факт, что Женя будет ему следовать, ведь у него есть свое мнение, как сделать еще лучше (смеется). Впрочем, это круто, когда ведущий настолько вовлечен в процесс – тогда получается максимально крутой и полезный для зрителя результат.
– Как родилось название проекте? Я так понимаю, это ирония в отношении российского фейка «Немає сечі терпіти ці пекельні борошна», ставшего мемом?
В. В.: Можно и так сказать (улыбается). На самом деле название родилось в результате синергии промокоманды СТБ, творческой команды и самого Евгения. Первоначально проект имел несколько прикольных рабочих названий: все они так или иначе были созвучны сегодняшним реалиям и несли в себе двойной смысл. В какой-то момент нам даже трудно было выбрать лучший. Но потом появился этот вариант – и все сразу сошлись на том, что он просто идеально подходит под концепт программы.
– А кто гости проекта?
Д. Т.: Это 14 звезд, которыми без преувеличения вдохновляются миллионы украинцев: Даша Астафьева, Ольга Сумская, Сергей Танчинец, Григорий Решетник, Надя Матвеева, Тарас Тополя, Алик Мкртчян и другие. Выбирали из тех, кому в принципе интересна кулинария, ведь не каждый умеет картошку почистить, а у нас на кухне нужно все делать своими руками (улыбается).
В. В. Гости – очень разные, и у них разная химия с Евгением. Лично для меня он очень круто открылся как собеседник. У него все настолько хорошо с чувством юмора, что в отличие от многих Женя не боится быть смешным. Он очень комфортен! И все гости проекта это чувствовали сразу. У нас были такие эпизоды, что мы боялись получить брак по звуку, потому что хохотала вся команда, все время съемки. И что-то сделать с этим было невозможно, потому что Женя с гостем входили в такой раж, что их не остановить. Плюс Евгений всегда спрашивает, откуда гость, и во время готовки рассказывает интересные нюансы о кухне этого региона. Он дозированно пытался затрагивать все аспекты с точки зрения культурной части – это еще один показатель его вовлеченности в проект.
– Кстати, команда. Кто делает «Пекельні борошна»?
В. В.: Та же мощная команда Starlight Production, что много сезонов работает над проектом «МастерШеф» и имеет высокую экспертность в производстве успешных кулинарных шоу: вот рядом Дмитрий [Товстоляк] – продюсер, креативным продюсером выступил Андрей Пышный, шеф-редактор – Дмитрий Широбоков. Также хочу отметить главного режиссера Владимира Левашкина, главного оператора Виталика Турутю, художницу проекта Инну Дедурину, она же создала крутые украинские лаконичные элементы для кухни. Поэтому мы так и планировали, чтобы завершить съемки «Профессионалов» и через месяц приступить к проекту «Пекельні борошна».
Фотографируется Дмитрий Товстоляк (слева) только на рабочем месте – например, с Эктором Хименесом-Браво и шеф-редактором Дмитрием Широбоковым
Д. Т.: В целом мы очень быстро разработали этот проект: процесс стартовал в середине декабря 2022 года, сценарий начали писать в январе, а в феврале уже все сняли. С точки зрения полносезонных телевизионных проектов с таким количеством эпизодов это очень быстрый путь.
– Сколько запланировано эпизодов и когда можно увидеть проект в эфире?
Д. Т.: В этом сезоне 14 эпизодов. Будут выходить в утреннем слоте субботы – первый должен выйти уже 25 марта на телеканале СТБ.